Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе
Знание-дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Одна из важных задач современной школы - создание таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала, формированию опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка.
Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокупностью компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Kлючевой характер учебно-познавательной компетентности проявляется в том, что она обязательно входит в остальные, и их овладение, эффективная реализация во многом зависят от познавательной составляющей..
В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
-умение ставить цель и определять пути её достижения;
-умение производить анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
-умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое отношение к изучаемой проблеме;
-готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ;
-способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации.
А, это значит, свою задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:
1)создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;2)положительный эмоциональный настрой, который обеспечивается созданием доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;3)рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других;
4)занимательность, необычное начало урока, через использование игровых и юмористических минуток, музыкальных фрагментов.
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;2) предоставление права выбора, через дифференцированные задания, совместное планирование деятельности на уроке;
3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок):
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, парах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы;
2) необычная форма преподнесения материала;
3)создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний;
4)проведение творческих работ (сочинение сказок, стихотворений, рассказов, работа с пословицами, языковые игры);
5)исследовательский метод (исследование словарных слов, фразеологизмов, текста);
6) проектную деятельность (проекты «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Виды текстов»);
7)привлечение учащихся к работе со справочной литературой (использование различные словарей: толковые, синонимов, антонимов, орфографических, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники)
С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Приведу примеры заданий, используемых на уроках русского языка.
1. Исправь ошибки и запиши предложение.
Шил-пыл у папужке зеренький гослик.
2. Найди лишнее слово в каждой строке.
Поле, полевой, полочка.
Отрезать, оттаять, отцовский, открытый.
3. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.
Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.
4. Замени каждый фразеологизм глаголом-синонимом.
Водить за нос, прикусить язык.
5.Переставь буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.
Уникеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.
6.Сочинение сказок, стихотворений, рассказов по опорным словам.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, добиваться хороших результатов в овладении предметом.
Результаты моей деятельности позволяют сделать вывод о том, что задача формирования учебно-познавательной компетенции учащихся мною решается. Учащиеся показывают стабильные знания, подтверждённые итоговыми контрольными работами, результатами участия в районной предметной олимпиаде по русскому языку (победитель олимпиады). Мои ученики – творческие, активные, коммуникабельны, умеют вести диалог, учатся отстаивать свою точку зрения. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству, ведь по словам великого А. Энштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". 2005.
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.М.2003
4.Ходова Т.В.Подготовка к олимпиадам по русскому языку.Начальная школа.М.2007