Статья «Организация самоподготовки учащихся при обучении иностранному языку в начальной школе»
Организация самоподготовки учащихся
при обучении иностранному языку в начальной школе
Сколько эмоций вызывает ежедневный семейный разговор на тему выученных уроков! Зачастую домашние задания вызывают лишь негативную реакцию. При этом большинство школьников понимают, что домашние задания - необходимая часть обучения. Это противоречие попробуем решить в данной статье.
Домашняя учебная работа выполняет ряд функций. Это и важнейшее средство закрепления полученных знаний. Но при этом домашнее задание не может быть копией того, что было на уроке. Никогда умственные усилия не должны направляться только на механическое зазубривание, иначе прекращается процесс осмысливания, прекращается умственный труд. Одна из ведущих функций домашней работы – формирование самостоятельности, в том числе и как черты характера. Этому способствует «примерка» разных способов выполнения заданий и выбор тех, которые являются наиболее эффективными для конкретного учащегося. Кроме того, выполнение домашней работы должна способствовать и воспитанию творческого отношения к делу, поэтому подборка индивидуальных заданий в объёме, выходящим за рамки урока, помогает развивать самостоятельное мышление. Постепенно у ребёнка понятия обучения и самообразования становятся взаимодополняющими вещами.
В практике обучения иностранному языку используются различные виды домашних заданий. Самая распространённая – одна на всех. Она не способствует творческому развитию школьников, однако для отработки отдельных знаний и умений незаменима. Такие задания можно «осовременить»: дать одинаковые по содержанию, но разные по способам выполнения. Хорошо известны дифференцированные задания, рассчитанные на разный уровень обученности или мотивации учащихся. Индивидуальные упражнения для отдельных учащихся необходимы для проверки конкретного ученика. Определенный интерес и творческое начало несёт в себе домашняя работа типа «составь для своего соседа по парте задание аналогично тему, что выполнялось на уроке». Отдельное направление – это творческая домашняя работа. Она даётся не чаще чем раз в месяц, может быть одна для всего класса, для группы или отдельного учащегося. Это может быть: кроссворд по новым лексическим единицам, сообщение на страноведческую тему, исследование.
В любом случае домашняя работа для учащихся начальных классов не может содержать неотработанный материал, учитель не должен под предлогом развития самостоятельности перекладывать на школьника изучение нового.
Домашнее задание должно быть строго дозировано. На уроке нужно выделить не менее 1-2 минут на объяснение домашних упражнений, провести инструктаж по их выполнению, предупредить детей о вероятных затруднениях. Школьники и их родители должны знать, что выполнять домашнюю работу лучше в тот день, когда она задана, так как изученный материал забывается через 10-12 часов.
И конечно, важной составляющей каждого урока является проверка домашнего задания. Формы используются разнообразные, самые распространённые - фронтальная проверка устных или письменных заданий. Ответственность учеников повышает взаимопроверка заданий: младшим школьникам гораздо легче найти ошибку в чужой тетради, чем в своей. Контроль, оценка домашних заданий и выставление отметки являются стимулом развития мотивации обучения иностранному языку. Учитель, не считающий нужным проверить домашнее задание, формирует у школьников попустительское отношение к такой работе, дети разочаровываются в ценности своего труда.
Итак, домашнее задание должно исходить из изученного на уроке материала, быть тщательно продуманным и целесообразным, чётким и понятным для школьников, носить развивающий характер и строго проверяться педагогом, - и тогда домашняя работа будет иметь практическую значимость для ученика.