Игровая программа Волшебный трамвай — Череповец
МБОУ
"Средняя общеобразовательная школа № 34"
Методическая разработка
«Волшебный трамвай – Череповец»
Для среднего школьного возраста
Разработала социальный педагог
Смирнова М.Н., I квалификационная категория
г. Череповец
2013– 2014 г.
Пояснительная записка
Цели и задачи:
-повысить интерес к истории родного города;
- дать новые сведения о Череповце;
- развивать память, логическое и образное мышление;
- способствовать сплочению коллектива;
- воспитывать уважительное отношение к товарищам.
Возрастной адресат: учащиеся 5 – 8 классов.
Длительность: 50 - 60 мин.
Оборудование: билеты двух цветов по количеству участников, бумага формата А 4, ручки, цветные карандаши или фломастеры, проездные билеты (жетоны), мультимедийная установка, запись презентации, грамоты, афиши с объявлением об игре.
Условия и особенности проведения
Мероприятие проводится с орудийным применением компьютерных технологий. В ходе подготовки и реализации была разработана и использована мультимедийная презентация, с помощью компьютера изготовлены и распечатаны афиши.
Место проведения: актовый зал.
Количество участников - 16 – 30 человек.
Ход мероприятия
При входе в зал ведущий (водитель – контролер) раздает детям билеты.
Ведущий: просим занять места в трамвае согласно купленным билетам. В нашем трамвае находятся две команды. Прежде чем начать наше путешествие, я предлагаю выбрать командиров, придумать девиз и дать название своей команде. На совещание вам отводится 5 мин. Максимальное количество баллов за представление – 5 проездных билетов (жетонов). Приступайте. Пять минут прошли. Первая команда, пусть ваш командир объявит название и девиз. (Объявление). Вторая команда – ваша очередь. (Объявление).
- Первая команда заработала проездных билетов, вторая - проездных билетов.
Внимание, наш трамвай пойдет по следующему маршруту. Первая остановка – «Конкурс капитанов». Вторая остановка – игра «Веришь – не веришь». Третья остановка - «Фотообраз». Четвертая остановка - «Театральная». Пятая остановка - «Викторина». Шестая остановка – творческая: «Что бы я сделал для города, чтобы он стал лучше». Конкурсы будут оцениваться в проездных билетах. У какой команды будет больше проездных – та выиграла. Какие праздники прошли у нас в эти выходные? (День города и День народного единства).
Первая остановка– «Конкурс капитанов»
У нас произошла путаница. Ночью какие-то шутники поменяли местами буквы в названиях улиц города. Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось название улиц Череповца.
Логяго - Гоголя, Нилаен – Ленина
Дирабна - Бардина Яранкса - Красная
Итак, наш трамвай тронулся в путь (звучит музыка). Вторая остановка. Конкурс «Веришь – не веришь».
За правильный ответ – 1 билет.
Вопросы для первой команды.
Верите ли вы, что у нас в Череповце есть музей "Русская изба", который занимается изучением старинного крестьянского быта? (Да)
Верите ли вы, что знаменитый маршал Конев, герой гражданской войны – наш земляк? (Да)
Что в 1930 году Череповец входил в состав Ленинградской области? (Да. Был райцентром).
Верите ли вы, что основным ремеслом череповчан до Великой октябрьской революции 1917 года было судовождение? (Да)
Поэт бардовской песни, творческий путь которого начинается с Череповца – это Александр Башлачев? (Да).
Вопросы для второй команды.
Верите ли вы, что в состав Вологодской обл. Череповец вошел в 1937 году? (Да)
Верите ли вы, что музей "Русская изба" находится в Центре детского творчества? (Да)
Что улица, которая идет вдоль берега Шексны называется Верещегина? (Нет).
Что железнодорожный вокзал построен в 1905 году? (Да)
Что кинотеатр "Комсомолец" построен в стиле "сталинский ампир"? (Да).
Поехали дальше. Третья остановка – «Фотообраз». Вы должны узнать памятные места нашего города и показать их на карте (показ фотографий). За каждую угаданную фотографию – 1 билет.
Четвертая остановка – «Театральная».
Ведущий: Существует легенда, которую записал краевед прошлого столетия А. В. Афетов.
По Шексне в Белозерск с товарами плыл московский купец. Днем на Шексне около нынешнего города Череповца, близ устья Ягорбы вдруг случилась тьма. Все исчезло с глаз, а лодка села на мель. Пораженный таким явлением купец стал молиться, и вот, во время молитвы, его глазам представилась еще более удивительное зрелище. Находящаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, и из–за горы брызнули лучи света, будто указывающие направление пути. Купец снялся с мели, поплыл по направлению лучей к чудной огненной горе, и явление исчезло. Он поднялся на гору, увидел дремучие леса, среди которых, причудливо изгибаясь, текла река Ягорба, а вдали на восток уходила широкая серебряная лента Шексны. Все это случилось в воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собой большую икону Воскресения Христа, в день чудного видения он устроил на горе часовню и украсил ее привезенной иконою.
Далее предание добавляет, что к построенной часовне пришли два икона, Феодосий и Афанасий, что старец Феодосий и есть московский купец, а Афанасий, выходец из Устюжны, ученик Сергия Радонежского по прозванию Железный посох. Прозвище это он получил, вероятно, потому, что имел при себе железную палицу для изнурения плоти, с которой никогда не расставался Архиепископ Филарет Черниговский в своем сочинении «Русские святые», чтимые церковью, пишет: «Афанасий железный посох» отшельнически жил на том месте, где основался Череповецкий монастырь». Феодосий, как полагает тот же Л.В. Афетов, был москвичом, «торговым человеком», потерявшем в бедственную эпоху чумы 1352-1353 г.г. семью, нашел для себя успокоение в мысли отдаться воле Божией и посвятить свою жизнь служению Богу. Таким образом, явились два инока и обосновали обитель, главный храм - Воскресенский монастырь.
Домашнее задание: инсценировать эту легенду или любую сцену из истории возникновения города на Шексне. Это может история Указа Екатерины II о городе Череповце. Наибольшее количество - 5 билетов.
(Просмотр инсценировок).
Ведущий объявляет промежуточные результаты команд.
Пятая остановка – «Викторина». За каждый правильный ответ – 2 билета.
Вопросы для первой команды:
В каком году образован наш город? (в 1777 г.)
- в 1777
- в 862 г.
- в 1147 г.
На месте какого села возник город Череповец? (село Феодосьево).
Назовите музыкальные коллективы нашего города, которые занимаются народным творчеством ("Русский Север", "Северные зори").
Как звали поэта, который свои отроческие годы провел на нашей земле? (Игорь Северянин)
На каких реках стоит наш город? (Шексна, Ягорба).
Назовите древние ремесла, которыми был известен Череповецкий и Череповецкий район (судовождение, земледелие, бортничество, рыболовство, кузнечное дело, резьба по дереву и др.).
Вопросы для второй команды.
1. Кто был первым главой нашего города? (Иван Андреевич Милютин).
2. Как называется первая улица нашего города?
- Ленина,
- Горького.
- Воскресенская (Воскресенская)
3. Где находится литературный музей, в котором вы можете узнать о жизни и творчестве поэта Лотарева? (во Владимировке).
4. Назовите улицы и площади города, связанные с ремесленной деятельностью череповчан (ул. Металлургов, пл. Металлургов, пл. Химиков, ул.Сталеваров, проспект Строителей и др.).
5. Назовите нынешнее название бывшего Александровского училища. (Лесомеханический техникум).
6. Назовите святые места Череповца (храм Рождества Христова, часовня Филиппа Ирапского, Воскресенский собор и т.д.).
Шестая остановка – «Творческая». Задание – придумать, как можно благоустроить наш город, чтобы он был еще красивее и лучше. За каждое хорошее предложение – 2 билета, за самое лучшее – 5 билетов.
Ведущий. Игра закончена. Давайте подведем итоги. Победила команда №.. Давайте поаплодируем победителям.
Вопросы для обсуждения:
Понравилось ли вам сегодня играть?
Какой конкурс понравился больше всего?
Что нового вы сегодня узнали?
Литература
Сизоненко Т.В., Кобякова О.А., Шалашов Е.В.. История Череповца: очерки с древнейших времен до наших дней. - Вологда, ООО Метранпаж, 2006.
Материалы сайта
http://www.cherkray.ru/ Краеведение Город Череповец, Вологодская область
Методические рекомендации
Данная игровая программа предназначена для детей 11 – 14 лет. Разработана с целью изучения исторического прошлого города и настоящего.
В ходе подготовки мероприятия была создана мультимедийная презентация, которая и была использована в ходе его проведения. Также с помощью компьютера был оформлен необходимый дидактический материал, афиши с объявлением времени проведения.
После ответов на каждый вопрос в конкурсах «Викторина», «Веришь – не веришь», «Театральная», «Фотообраз» ведущий комментирует их и дает краткие исторические сведения.
Конкурс «Фотообраз» может быть дополнен фотографиями.
После проведения конкурса «Творческий» необходимо еще раз обобщить и еще раз назвать все предложения по улучшению города.
К проведению игры можно подключить детский актив.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615