Статья Организация проектной деятельности на уровне общеобразовательного учреждения
Организация проектной деятельности на уровне общеобразовательного учреждения.
Метод проектов это не нечто новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлек внимание российских педагогов еще в начале 20 столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны.
После революции в России эти идеи нашли благодатную почву. Фактически на них опираются “Декларация о единой трудовой школе” 1918 года и Программы ГУСа. Реализовывались эти идеи как в чисто воспитательной практике, так и в обучении. В двадцатые годы добрались до России и Дальтон-план, и метод проектов, и другие новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на отечественной почве породила комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. (Бригадно-лабораторная система так же была видоизмененным сочетанием нескольких "американских" методов, в частности, Дальтон-плана).
Отличие советского воплощения метода проектов от американского состояло, прежде всего, в подчеркнутой общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов. Меньше внимания уделялось учебной стороне, и это привело к ослаблению содержательного аспекта. В двадцатые годы в СССР велся широкий поиск, приносивший свои достижения, но не обходившийся без ошибок. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, создавались комплексы проектов, включающие основные программные знания. Все это несложно проследить по педагогической печати того времени. Творческий процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) в 1932 году.
Опыт работы предыдущих поколений указывает нам, их преемникам, направление дальнейших поисков. Очевидно, что в первую очередь необходимо изучение накопленного в советской и зарубежной школе опыта, с целью перенесения его в нашу сегодняшнюю реальность. При этом неизбежно возникнет много проблем, но опыт и желание применить его в изменившейся действительности помогут преодолеть трудности. Важно, что многие педагоги уже вступили на путь поисков.
Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только разбудить дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы страны, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.
Большое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно практической деятельностью по всей проектно – технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями, терминологией.
Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности в выработке навыков разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач. У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Цели новой образовательной области “Технология” будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как “расширяющуюся воронку”, в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности - производственная деятельность, по задачам - обучение и воспитание.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.
Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования.
Содержание познавательно-трудовой деятельности школьников при выполнении проекта можно представить в виде схемы "Этапы проектной деятельности ".
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
1. Поиск и анализ проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Планирование проектной деятельности по этапам.
4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП
1.Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.
1.2 выбор технологии изготовления
1.3 экономическая оценка,
1.4. экологическая экспертиза.
2. Составление конструкторской и технологической документации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
2. Выполнение запланированных технологических операций.
3. Текущий контроль качества.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
Учащиеся должны знать: понятие проекта и проектной деятельности; типологию проектов.
Учащиеся должны уметь: различать типы проектов; определять структуру проекта.
Практико-ориентированный проект. Этот проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города и т. д. Палитра разнообразна – учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению России.
Исследовательский проект. Такой проект включает в себя обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
Творческий проект. Такой проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (видеофильм, статья, альбом).
Учащиеся должны уметь: выбирать и обосновывать тему; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; прорабатывать структуру совместной деятельности участников; оформлять результаты проектной деятельности.
Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.
Основные проблемы, возникающие при выборе, анализе, реализации проекта:
1.Как определить сферу деятельности.
2.Как выбрать тему проекта.
3.Как выбрать модель, конструкцию изделия.
4.Как разработать технологию изготовления изделия.
5.Как провести экономический расчет изделия.
6. Как оформить отчет по проекту.
Основные критерии выбора проектов: оригинальность, доступность, надежность, техническое совершенство, эстетические достоинства, безопасность, соответствие общественным потребностям, удобства эксплуатации (эргономичность), технологичность, стоимость и др.
Основные требования к проектированию изделия:
-Технологичность – возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.
-Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учет интересов детей.
-Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал, быть политехнически направленным.
-Посильность. Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.
-Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.
-Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.
-Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной.
-Эргономичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
-Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным.
-Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.
Примерные направления творческих проектов учащихся
Сфера деятельности
Примерные направления творческих проектов
Школа
Оформление классных уголков; изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов; изготовление действующих моделей и макетов
Индустрия
Заказы предприятий, организаций, фирм
Досуг
Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров (ювелирные изделия, подарочные наборы)
Дом
Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспособлений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспособлений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка
Оценка творческого проекта.
В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем, выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителей и учащихся.
Критерии оценивания выполненных проектов
Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитаты.
Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта.
Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.
Категории оценивания защиты выполненного проекта
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.
Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.
Ответы на вопросы: полнота аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.
Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3-4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.
Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления.