Буллинг как социально-педогогическая проблема общеобразовательного учреждения
Буллинг как социально-педогогическая проблема общеобразовательного учреждения
Школьный буллинг – длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Формы школьного буллингаУченик (Агрессор) – Ученик (Жертва)Взрослый (Агрессор) – Ученик (Жертва)Ученик (Агрессор) – Взрослый (Жертва)
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (агрессор)- испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;- импульсивны и легко приходят в ярость;- часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;- не испытывают сочувствия к своим жертвам;- если это мальчики, они обычнофизически сильнее других мальчиков;- дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;- дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие: – физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;– страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию;– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;– низкий интеллект и трудности в обучении.
Поведение агрессора определяется по следующим показателям:Физическая агрессия.Словесный буллинг.Запугивание.Изоляция.Вымогательство. Повреждение имущества.
Поведение жертвы определяется по следующим показателям:его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Цели на уровне школы по противостоянию буллингуПовышение уровня коммуникативной культуры в школе: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе).II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала школы. III .Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес. IV. Формирование конструктивного поведения у зрителей – свидетелей буллинга.VI. Изменять отношение родителей и учителей к буллингу как к незначительному явлению.
Действия учителейНе игнорировать, не преуменьшать значениеЕсли в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать. Занять позициюЕсли учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
Действия классного руководителяРазговор с классом Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов и т.д.
Действия классного руководителяПригласить родителей для беседыЕсли буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования. Программа шефства Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !