Конспект урока по эвенкийскому языку на тему Священный символ тайги


Открытый урок по эвенкийскому языку в 1, 2, 3 классе
Тема урока: «Священный символ тайги».
Цель урока: образовательная :
- дать понятие о животном,
- научить правильному произношению разговорной речи
Воспитательная:
- Воспитывать бережного отношения к природе
Привить любовь к родному краю, к животным, уважения друг к другу.
Ход урока: - Мэнду, кунгакар!
- Мэнду, алагумни!
Загадка.
Хоть верь, хоть не верь. Пробегал по тундре зверь. Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста... (олень)
- Люди , живущие на Севере занимаются оленеводством, рыболовством, охотоводством.
- Сегодня ребята, мы узнаем о священном животном, к которому преклоняются эвенки - это олень.
- Что вы знаете об олене?
- Что вы можете рассказать об олене?
- Видели ли вы оленя?
- Чем отличается дикий олень от домашнего оленя?
Молодцы!
- Если бы не было оленя, не было бы эвенка. Олень дает нам пищу, одежду, дом и является транспортным средством. Из оленьих рогов делают различные поделки и украшения, из камусов , шкуры оленя тоже шьют коврики, орнаменты. Оленей различают в зависимости от возраста, масти, пола и еще по форме рогов.
Показ слайдов.
- Самым почитаемым является белый олень. Если рождался белый олень, то эвенки устраивали обряд преклонения. Потому что для эвенков белый олень символизировал знак благополучие(показ слайдов)
- есть еще пестрый олень, черный, серый и т.д.
- об олене написано много песен, стихов, танцев.
- А сейчас, ребята мы прочитаем стихотворение :Стихотворение
Орон ачин – эвенки ачинОрон миннги оронмиСи миннги –дювСи миннги – девгэвСи миннги – тэткэвСи миннги – гиркивСи миннги – икэнми.
Оленя нет – эвенка нет
Олень ты мой олень
Ты мой - дом
Ты моя – пищаТы моя - одежда
Ты мой – друг
Ты моя – песня.
- Молодцы!
А сейчас давайте мы запишем слова на эвенкийском языке названия оленей в зависимости от возраста:
Соннгачан – новорожденный олененок
Энгнэкэн – годовалый олененок
Мойкачан – олененок до года
Авлакан – олень от 1 – 2 лет
Нёгаркан- олень от 3 – 4 лет
Амаркан – олень 4 лет
Амикан – олень 5 -6 лет
Сагдаку – старый олень.
Достаточно.
Физминутка Давайте сделаем физминутку. Споем песню об олененке.
Миннги, миннги энгнэкэнБагда, багда, багдаканМиннги, миннги энгнэкэнГудей, гудей, гудейкэн.

Диалог о двух охотниках. Приглашаются два мальчика.
Мэнду гирки!
Дорово гирки!
Си нги гэрбин?(Как тебя зовут?)
Би гэрбив … (Меня зовут …)
2.Нги гэрбин? (А как тебя зовут?)
1.Би гэрбив … (Меня зовут …)
Идук эмэнни? (Откуда идешь?)
Би орорво ичэтчэм. (Я присматриваю за своими оленями)
2.Си эдянни? (А ты что делаешь?)
Би некэвэ бултадям. (Я охочусь на соболя.)
Синду ады орор бисин? (Сколько у тебя оленей?)
Минду дюр тыьинча орор биси. () Синнгиду ады некэ бисин? ( А у тебя сколько соболей?)
Минду илан няма некэ биси.
Кэ, аят бидекэллу! (До свидания!)
Аят бидекэллу! (До свидания!)
Диалог об женщинах. Приглашаются две девочки.
Мэнду гирки!
Дорово гирки!
2 .Си нги гэрбин?(Как тебя зовут?)
1. Би гэрбив … (Меня зовут …)
2.Нги гэрбин? (А как тебя зовут?)
1 .Би гэрбив … (Меня зовут …)
2. Си экунма улливки? (Что ты делаешь?)
1. Би кумаланмэ уллидям.(Я шью коврики)
1. Си экунма?(А что ты шьешь?)
2. Би авунма, коколлово, унталва уллидям. (Я шью шапки, рукавицы и унты.)
2. Синду ады кунгакар биси? ( Сколько у тебя детей?)
1. Минду дыгин кунгакар биси. Дюр асаткар, дюр омолгичар.
1. Синду? ( А у тебя?)
2. Минду туннга кунгакар биси. Дыгин омолгичар, умун асаткар.
1. Кэ, аят бидекэллу! ! (До свидания!)
Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Творческая работа.
Нарисовать олень
Спасибо ребята!
Спасибо за урок. До свидания!
Аят бидекэллу! (До свидания!)