Программа курса «Информационно-поисковые умения. Познавательное общение младших школьников»

Программа курса
«Информационно-поисковые умения.
Познавательное общение младших школьников»
Пояснительная записка.
К человеку можно подойти и
его можно раскрыть – точнее,
заставить его самого раскрыться –
путём общения с ним – диалогически.
М. М. Бахтин
Важное направление развития навыков информационного поиска связано с познавательным общением. При рассмотрении специфики проведения самостоятельных работ в начальной школе обращалось внимание на негативный фактор сдерживания детского общения в традиционной классно-урочной системе. Урок, как правило, ограничивает активность ребёнка рамками «учитель-ученик». Общение типа «ученик-ученик» - до сих пор в начальном образовании не частое явление и методическая проблема. Для организации познавательного общения детей на уроке требуется специальная подготовка и дополнительное время. Это обстоятельство часто склоняет учителя к мысли предпочесть более простой и привычный вариант – фронтальную работу с классом. Между тем искусство ведения беседы проявляется не столько в процессе общения ребёнка со взрослым, сколько при общении детей между собой. Оно совершенствует умение слушать и слышать, оценивать качество сообщения собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче, развивает умение инициировать беседу, задавая собеседнику вопросы.
Что является главной причиной возникновения программы?
- общение детей происходит главным образом на бытовом уровне;
- выражая собственное мнение, слабо аргументируют речь;
- резкое увеличение объёма информации из окружающего мира, но нет навыков её обработки
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности.
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
- приобрести опыт взаимодействия с взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научить правильно, выражать свои мысли и чувства;
Познавательное общение младших школьников происходит в действии.
Познавательные действия – это действия поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изученного содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – это навыки конструктивного общения со сверстниками. Ребёнок должен уметь быть лидером в каких-то ситуациях, наоборот, понизить свои амбиции и научиться работать в команде.
В соответствии с новыми стандартами, учителю нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих УУД, они могут включать в себя и экскурсии, и рассказ об этих экскурсиях, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Процесс формирования информационной культуры у младших школьников включает в себя. В первую очередь, развитие умения искать информацию. Источниками информации при этом могут служить книга (текст), наблюдение, познавательное общение
«Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь». «Познавание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). Познавательное общение может трактоваться как обмен мыслями по поводу содержания и значения информации познавательного характера (о мире, об обществе, о себе).
Познавательное общение в детском коллективе возможно и полезно, если:
- существует уважительные и доверительные отношения в группе беседующих;
- собеседники располагают разной и интересной информацией по обсуждаемой проблеме, вопросу;
- собеседники имеют собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- языковая и коммуникативная компетентность каждого участника разговора достаточна для данной группы беседующих (с учётом возраста и уровня образованности).
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование стиля отношений в детском коллективе;
- формирование познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности;
- формирование эмоциональной компетентности;
Задачи:
- создание мотивационной среды, способствующей общению;
- накопление базы знаний, необходимых при общении;
- совершенствование умений, необходимых для общения, достижение, которых направлено на решение задач, обозначенных в модулях новых стандартов, например:
- внедрение принципов толерантности в межличностной, социальной и других сферах, формирование представления о толерантности как ценностном приоритете нации и др.
Деятельность построена на правилах сотрудничества:
- называем друг друга по имени;
- говорим по кругу, не перебиваем;
- слышим и слушаем друг друга;
- помогаем друг другу;
- проявляем терпение;
- нас объединяет общая цель; - мы договариваемся и распределяем работу между членами группы, пары;

Курс состоит из трёх основных блоков:
1. Искусство получения информации через общение (13 занятий)
Нацелен на овладение детьми формами и способами, позволяющими добывать информацию через общение с окружающими людьми, анализировать, сравнивать и обобщать результаты сбора информации; на овладение правилами цивилизованного общения.
2. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы (6 занятий)
Нацелен на овладение детьми правилами цивилизованного общения, правилами ведения спора, формирование умений слушать и слышать собеседника, извлекать при этом нужную информацию
3. Общение – обучаем и обучаемся (15 занятий)
Нацелен на формирование умений оценивать качество общений собеседников, составление суждений, умозаключений.


Тема
Деятельность учащихся
Предполагаемый результат

Искусство получения информации через общение

1.
Умею ли общаться?
Отвечают на вопросы текста
Знать:
чем отличаются понятия «слушать» и «слышать»;
чем отличается интервью от беседы.
Уметь:
Получать информацию с помощью вопросов

2
С какой целью люди общаются?
Мини-исследование «Отгадай слово»


3-4
Как получить информацию с помощью вопросов?
Учимся задавать вопросы


5
Вопросы бывают разные: риторические, уточняющие, восполняющие
Учатся задавать вопросы по прочитанному тексту (в парах)


6
Кого считают хорошим
собеседником?
Решение проблемы в группах


7-8
Что ты больше любишь говорить или слушать?
Передают содержание услышан- ного соседу. Что далось тебе легче, говорить или слушать?


9-10
Чем отличаются понятия «слушать», «слышать»?
Мини-исследование. Опрос друзей.


11- 13
Чем отличается интервью от беседы?
Игра «Репортаж» в группах.


Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы

1-2
Чем отличается спор от ссоры?
Игра – дискуссия.
Знать:
правила ведения спора
Уметь:
вести дискуссию, деловую беседу, спор


3
Можно ли спорить с взрослыми?
Мини-исследование. В группах.


4 - 5
В каком споре рождается истина?
Мини-исследование. В группах.


6
С каким человеком я хотел бы дружить?
Мини-исследование. В группах.


Общение – обучаем и обучаемся

1 - 2
Задачки «Данетки»
Задания вопросы мы исследуем предмет
Знать:
Суждения ложные и истинные.
Уметь:
Оценивать качество сообщений собеседника; составлять суждения и умозаключения


3 - 4
Слова – «хамелеоны»
Подбор слов в переносном значении.


5
Задача с неполным условием
Исследуем предмет с разных сторон


6-7
Загадочное предложение
Исследуем предмет с разных сторон


8
«Цветик - семицветик»
Игра в группах.


9
Я загадал предмет
Сочинения – загадки.


10-11
Мини - доклады
Составление сообщения в группах.


12
Мир глазами другого
Пересказ истории от лица каждого персонажа.


13
Чувства и характеры людей
Работа строится по схеме «Паук»


14-15
Сравнительная характеристика героя
Итоговое занятие
Работа строится по схеме «Паук»



Критериями оценки уровня сформированности умений и навыков в области познавательного общения служат следующие характеристики.

Характеристики познавательного общения.
(из классификации операционного компонента информационной культуры по способам работы с информацией и используемым информационным источникам)

Поиск информации
Искусство ведения беседы.
Получение информации с помощью вопросов.
Умение слушать и слышать.

Предметно-аналитическая деятельность.
Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче.
Составление суждений и умозаключений.
Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы.

Перекодировка информации
Умение вести записи и зарисовки в ходе экскурсии, беседы, рассказа.



Уровни умений и навыков познавательного общения
(из характеристики уровней сформированности операционного компонента информационной культуры младших школьников)
Уровни
Информационный поиск и предметно-аналитическая деятельность

Низкий
Неумение сформировать информационный запрос.
Неумение оценить адекватность источника информации запросу.
Эгоцентрическая речь (как препятствие для плодотворного общения).
Для такой речи характерны:
- повторения (ребёнок получает удовлетворение от повторения слов, словосочетаний);
- монолог (ребёнок говорит сам с собой, ни к кому не обращаясь, как бы мыслит вслух);
- «монолог вдвоём» или «коллективный монолог» (позиция собеседника не принимается в расчёт, главное, чтобы его самого слышали), ребёнку, говорящему в манере коллективного монолога, «не удаётся заставить слушать своих собеседников, поскольку фактически он к ним не обращается». Он громко говорит для себя перед другими.

Стартовый
Признаки социализации речи (социальная речь – это прежде всего адаптированная информация. Критерием адаптированной информации является получаемый результат: ребёнку удаётся заставить собеседника слушать себя и воздействовать на него, т.е. что-либо сообщить ему. Ребёнок «говорит здесь, примеряясь к точке зрения собеседника Именно адаптивная информация порождает диалог».)
Умение получать информацию с помощью вопросов

Базовый
Умение получать информацию на слух.
Умение давать толкования, классифицировать понятия.

Опережающий
Умение эффективно вести познавательную беседу.
Умение участвовать в дискуссии, высказывая суждение, осознанно пользуясь аргументами и фактами.


Низкий уровень сформированности указанных умений и навыков не позволяет включить ребёнка в процесс познавательного общения. В идеале все дети должны преодолеть этот порог в дошкольном детстве.
Стартовый уровень достаточен для включения ребёнка в коллективную познавательную деятельность.
Под термином базовый понимается достижение реального для подавляющего большинства младших школьников уровня информационных умений, который даёт возможность учителю широко и последовательно совершать информационно-поисковые и информационно-аналитические умения ученика.

У школьников при такой организации урока есть реальная возможность приобретать коммуникативные навыки, учиться азбуке общения, умению дискутировать, работать сообща. Обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя.



Основной шрифт