Программа курса «Информационно-поисковые умения. Познавательное общение младших школьников»
Программа курса
«Информационно-поисковые умения.
Познавательное общение младших школьников»
Пояснительная записка.
К человеку можно подойти и
его можно раскрыть – точнее,
заставить его самого раскрыться –
путём общения с ним – диалогически.
М. М. Бахтин
Важное направление развития навыков информационного поиска связано с познавательным общением. При рассмотрении специфики проведения самостоятельных работ в начальной школе обращалось внимание на негативный фактор сдерживания детского общения в традиционной классно-урочной системе. Урок, как правило, ограничивает активность ребёнка рамками «учитель-ученик». Общение типа «ученик-ученик» - до сих пор в начальном образовании не частое явление и методическая проблема. Для организации познавательного общения детей на уроке требуется специальная подготовка и дополнительное время. Это обстоятельство часто склоняет учителя к мысли предпочесть более простой и привычный вариант – фронтальную работу с классом. Между тем искусство ведения беседы проявляется не столько в процессе общения ребёнка со взрослым, сколько при общении детей между собой. Оно совершенствует умение слушать и слышать, оценивать качество сообщения собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче, развивает умение инициировать беседу, задавая собеседнику вопросы.
Что является главной причиной возникновения программы?
- общение детей происходит главным образом на бытовом уровне;
- выражая собственное мнение, слабо аргументируют речь;
- резкое увеличение объёма информации из окружающего мира, но нет навыков её обработки
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности.
- овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
- приобрести опыт взаимодействия с взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научить правильно, выражать свои мысли и чувства;
Познавательное общение младших школьников происходит в действии.
Познавательные действия – это действия поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изученного содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – это навыки конструктивного общения со сверстниками. Ребёнок должен уметь быть лидером в каких-то ситуациях, наоборот, понизить свои амбиции и научиться работать в команде.
В соответствии с новыми стандартами, учителю нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих УУД, они могут включать в себя и экскурсии, и рассказ об этих экскурсиях, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Процесс формирования информационной культуры у младших школьников включает в себя. В первую очередь, развитие умения искать информацию. Источниками информации при этом могут служить книга (текст), наблюдение, познавательное общение
«Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь». «Познавание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). Познавательное общение может трактоваться как обмен мыслями по поводу содержания и значения информации познавательного характера (о мире, об обществе, о себе).
Познавательное общение в детском коллективе возможно и полезно, если:
- существует уважительные и доверительные отношения в группе беседующих;
- собеседники располагают разной и интересной информацией по обсуждаемой проблеме, вопросу;
- собеседники имеют собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- языковая и коммуникативная компетентность каждого участника разговора достаточна для данной группы беседующих (с учётом возраста и уровня образованности).
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование стиля отношений в детском коллективе;
- формирование познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности;
- формирование эмоциональной компетентности;
Задачи:
- создание мотивационной среды, способствующей общению;
- накопление базы знаний, необходимых при общении;
- совершенствование умений, необходимых для общения, достижение, которых направлено на решение задач, обозначенных в модулях новых стандартов, например:
- внедрение принципов толерантности в межличностной, социальной и других сферах, формирование представления о толерантности как ценностном приоритете нации и др.
Деятельность построена на правилах сотрудничества:
- называем друг друга по имени;
- говорим по кругу, не перебиваем;
- слышим и слушаем друг друга;
- помогаем друг другу;
- проявляем терпение;
- нас объединяет общая цель;- мы договариваемся и распределяем работу между членами группы, пары;
Курс состоит из трёх основных блоков:
1. Искусство получения информации через общение (13 занятий)
Нацелен на овладение детьми формами и способами, позволяющими добывать информацию через общение с окружающими людьми, анализировать, сравнивать и обобщать результаты сбора информации; на овладение правилами цивилизованного общения.
2. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы (6 занятий)
Нацелен на овладение детьми правилами цивилизованного общения, правилами ведения спора, формирование умений слушать и слышать собеседника, извлекать при этом нужную информацию
3. Общение – обучаем и обучаемся (15 занятий)
Нацелен на формирование умений оценивать качество общений собеседников, составление суждений, умозаключений.
№
Тема
Деятельность учащихся
Предполагаемый результат
Искусство получения информации через общение
1.
Умею ли общаться?
Отвечают на вопросы текста
Знать:
чем отличаются понятия «слушать» и «слышать»;
чем отличается интервью от беседы.
Уметь:
Получать информацию с помощью вопросов
2
С какой целью люди общаются?
Мини-исследование «Отгадай слово»
3-4
Как получить информацию с помощью вопросов?
Учимся задавать вопросы
5
Вопросы бывают разные: риторические, уточняющие, восполняющие
Учатся задавать вопросы по прочитанному тексту (в парах)
6
Кого считают хорошим
собеседником?
Решение проблемы в группах
7-8
Что ты больше любишь говорить или слушать?
Передают содержание услышан- ного соседу. Что далось тебе легче, говорить или слушать?
9-10
Чем отличаются понятия «слушать», «слышать»?
Мини-исследование. Опрос друзей.
11- 13
Чем отличается интервью от беседы?
Игра «Репортаж» в группах.
Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы
1-2
Чем отличается спор от ссоры?
Игра – дискуссия.
Знать:
правила ведения спора
Уметь:
вести дискуссию, деловую беседу, спор
3
Можно ли спорить с взрослыми?
Мини-исследование. В группах.
4 - 5
В каком споре рождается истина?
Мини-исследование. В группах.
6
С каким человеком я хотел бы дружить?
Мини-исследование. В группах.
Общение – обучаем и обучаемся
1 - 2
Задачки «Данетки»
Задания вопросы мы исследуем предмет
Знать:
Суждения ложные и истинные.
Уметь:
Оценивать качество сообщений собеседника; составлять суждения и умозаключения
3 - 4
Слова – «хамелеоны»
Подбор слов в переносном значении.
5
Задача с неполным условием
Исследуем предмет с разных сторон
6-7
Загадочное предложение
Исследуем предмет с разных сторон
8
«Цветик - семицветик»
Игра в группах.
9
Я загадал предмет
Сочинения – загадки.
10-11
Мини - доклады
Составление сообщения в группах.
12
Мир глазами другого
Пересказ истории от лица каждого персонажа.
13
Чувства и характеры людей
Работа строится по схеме «Паук»
14-15
Сравнительная характеристика героя
Итоговое занятие
Работа строится по схеме «Паук»
Критериями оценки уровня сформированности умений и навыков в области познавательного общения служат следующие характеристики.
Характеристики познавательного общения.
(из классификации операционного компонента информационной культуры по способам работы с информацией и используемым информационным источникам)
Поиск информации
Искусство ведения беседы.
Получение информации с помощью вопросов.
Умение слушать и слышать.
Предметно-аналитическая деятельность.
Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче.
Составление суждений и умозаключений.
Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы.
Перекодировка информации
Умение вести записи и зарисовки в ходе экскурсии, беседы, рассказа.
Уровни умений и навыков познавательного общения
(из характеристики уровней сформированности операционного компонента информационной культуры младших школьников)
Уровни
Информационный поиск и предметно-аналитическая деятельность
Низкий
Неумение сформировать информационный запрос.
Неумение оценить адекватность источника информации запросу.
Эгоцентрическая речь (как препятствие для плодотворного общения).
Для такой речи характерны:
- повторения (ребёнок получает удовлетворение от повторения слов, словосочетаний);
- монолог (ребёнок говорит сам с собой, ни к кому не обращаясь, как бы мыслит вслух);
- «монолог вдвоём» или «коллективный монолог» (позиция собеседника не принимается в расчёт, главное, чтобы его самого слышали), ребёнку, говорящему в манере коллективного монолога, «не удаётся заставить слушать своих собеседников, поскольку фактически он к ним не обращается». Он громко говорит для себя перед другими.
Стартовый
Признаки социализации речи (социальная речь – это прежде всего адаптированная информация. Критерием адаптированной информации является получаемый результат: ребёнку удаётся заставить собеседника слушать себя и воздействовать на него, т.е. что-либо сообщить ему. Ребёнок «говорит здесь, примеряясь к точке зрения собеседника Именно адаптивная информация порождает диалог».)
Умение получать информацию с помощью вопросов
Базовый
Умение получать информацию на слух.
Умение давать толкования, классифицировать понятия.
Опережающий
Умение эффективно вести познавательную беседу.
Умение участвовать в дискуссии, высказывая суждение, осознанно пользуясь аргументами и фактами.
Низкий уровень сформированности указанных умений и навыков не позволяет включить ребёнка в процесс познавательного общения. В идеале все дети должны преодолеть этот порог в дошкольном детстве.
Стартовый уровень достаточен для включения ребёнка в коллективную познавательную деятельность.
Под термином базовый понимается достижение реального для подавляющего большинства младших школьников уровня информационных умений, который даёт возможность учителю широко и последовательно совершать информационно-поисковые и информационно-аналитические умения ученика.
У школьников при такой организации урока есть реальная возможность приобретать коммуникативные навыки, учиться азбуке общения, умению дискутировать, работать сообща. Обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя.
Основной шрифт