Обобщение опыта связь урочной и внеурочной деятельности в достижении планируемых результатов.

Надобных М.В.
Связь урочной и внеурочной деятельности в достижении планируемых результатов.
Внеурочная деятельность, как и деятельность учащихся в урочное время направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно, нет. С 1 класса по окружающему миру предлагаются  проекты: «Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», во 2 классе - «Моя страна» и «Всемирная выставка», в 3 и 4 классах их количество увеличивается. По математике в 1 классе проект «Математика вокруг нас». На уроке невозможно выполнить всю работу,  только часть, например, составили план работы и инструкцию, распределили роли в группе, если это групповой проект. А остальная работа перешла во внеурочную деятельность. В 1 классе дети ещё не все умеют читать, а проект уже выполнять надо в конце сентября. Если этому не уделить время во внеурочной деятельности, задание будет носить формальный характер. Если мама помогла, ребёнок в тетради выполнит задание по проекту, а большинство не выполнят и не поймут, что от них хотели. Во время выполнения проектов и исследовательских работ у детей формируются все виды универсальных учебных действий. Поэтому с 1 класса я стала вести занятия внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». На протяжении 4 лет дети будут знакомиться с проектной деятельностью, в 1 классе в игровой форме. Например, чтобы объяснить детям, что такое проблема, предлагается ситуация: «У Пети сломались все игрушки, ему не с чем играть. Возникла проблема. Как помочь ему её решить». Дети предлагают свои варианты, один из них наладить, отремонтировать игрушки. Наладим игрушки – решим проблему.  Для развития интереса к проектной деятельности необходимо применять системно - деятельностный подход. Проводить экскурсии, эксперименты, исследования. Так работая над проектом «Моя малая Родина», мы пошли на экскурсию по своему городу. Вроде родной город, все должны его знать. Но первоклассники с такой радостью ходили по знакомым улицам, показывали свои улицы, знакомились с достопримечательностями. Конечно, оформить проект, когда дети не умеют писать и читать очень трудно. Поэтому на занятиях внеурочной деятельности «Мой компьютер» я показала детям, которые научились уже читать, как делать презентацию. Вставили фотографии с экскурсии. Девочки под моим руководством подписали слайды. Конечно, пока участие детей крошечное, но главное заложен интерес к проектной деятельности. И к 4 классу они сами научатся делать презентации по проекту. Ведь в 4 классе они должны уже будут защитить свой проект перед зрителями. На занятиях ребята учатся работать в парах, группах. Здесь  формируются коммуникативные УУД при взаимодействии в парах, во время запроса информации у взрослых, регулятивные – в ходе работы над проектами, а также личностные – при совместной работе по сбору информации для проектов. В целом дети выполняют творческую работу.  
В 1 классе занятия по 35 минут. Пока мы с учениками познакомимся с буквами, цифрами, пока научимся их писать, времени на развитие познавательных способностей не остаётся. В классе 27 учеников. Пока я пройдусь по классу, держа за ручку, с каждым попишу букву или цифру, урок уже подходит к концу. Поэтому я посчитала необходимым вести курс внеурочной деятельности «Умники и умницы». Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательного интереса, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Кроме того на занятиях формируются и все виды УУД. Учащиеся на этих занятиях работают над  формированием не только познавательных УУД, когда устанавливают логические связи, анализируют и делают выводы, но и коммуникативных при тренировке  алгоритма доказательной речи, а также личностных - при обсуждении различных вопросов и тем предмета.
Подготовка и проведения интеллектуальных марафонов, олимпиад, викторин,  все проводится во время этих занятий.
Т.к. в начальной школе один урок технологии, на помощь учителю приходят занятия внеурочной деятельности «Умелые ручки». Занимаясь  в этих кружках, дети учатся работать с бумагой (складывание, аппликация, резание, конструирование и т.д.) и другими нетрадиционными материалами. На занятиях формируются регулятивные УУД, ребята выполняют действия в определенной последовательности, занятия носят деятельностный характер и развивают познавательные и коммуникативные УУД.
           
Определено, что УУД - это формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности  тоже. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.

15