Современные тенденции языкового образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Реферат
на тему:
Современные тенденции языкового образования
Работу выполнил
учитель английского языка
Ермина Екатерина Валерьевна
Липецк 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
Современная языковая образовательная система…………….........4
Языковое образование в современных условиях обучения….........5
Современные тенденции языкового образования…………...5
Факторы, сложившиеся в условиях модернизации языкового образования………………………………….............................8
Условия успешной модернизации языкового образования...9
Выводы……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы……………………………………...11
Введение
В условиях развития поликультурного интерактивного общества возрастает роль современных языков международного общения. В первую очередь, это связано с расширением международных экономических, торговых и производственных отношений, контактов между высшими учебными заведениями и учреждениями культуры и, соответственно, возрастающими потребностями в специалистах со знанием иностранного языка.
В мировом образовательном пространстве сегодня основной целью является создание условий для развития многоязычия и формирование межкультурной компетенции, что обеспечит возможность эффективной коммуникации на современных языках международного общения. Современные интеграционные процессы в мире и развитие международного сотрудничества делают владение иностранными языками личностно-значимым. Осознание школьниками востребованности иностранного языка в современном мире его роли на рынке труда способствует повышению мотивации к его изучению. Поэтому обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования в нашей стране, наблюдаются новые, современные тенденции языкового образования.
Современная языковая образовательная система
Изменения современной экономической и социокультурной ситуации в российском обществе сопровождаются значимыми процессами реформирования в области образования. В настоящее время правомерно говорить уже не просто об образовательной системе, а об образовательной инфраструктуре, осуществляющей формирование пространственных связей между сферой образования и другими социальными сферами, в частности, наукой и культурой. Отсюда и необходимость обновления содержания образования в целом.
Новая образовательная парадигма поставила в центр педагогических процессов личность учащегося независимо от его возраста и типа образовательного учреждения. Это обусловило создание новых концепций, технологий и методик обучения и воспитания в школе, способствующих подготовке высокообразованных специалистов, позволяющих им адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в будущей профессиональной деятельности.
Ориентация на личность обучающегося определяет и современную концепцию языкового образования. В области обучения иностранному языку в контексте модернизации школьного гуманитарного образования главной целью является развитие языковой личности, вторичной языковой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех его сферах.
=21\*ROMAN XXI век вносит изменения в перспективный портрет современного выпускника школы – пользователя иностранным языком, а точнее – иностранными языками. Профиль потребностей в овладении неродным языком и его использовании изменяется в сторону вариативности, многофункциональности, многоязычия и поликультурности. Это меняет акцент и в области обучения иностранным языком: от понятия «изучить иностранный язык на всю жизнь» - к понятию «быть способным и готовым изучать язык и культуру в различных целях и образовательных контекстах в течение всей жизни.
Языковое образование в современных условиях обучения
Современные тенденции языкового образования
В процессе реформирования образования в России отчётливо проявляются следующие тенденции:
Возросший статус иностранного языка и расширение возможностей языкового образования.
В соответствии с новыми стандартами и решением Министерства образования и науки РФ в ЕГЭ 2020 года будет введен иностранный язык как обязательный предмет. Дополнительное образование развивается очень резко, дошкольное образование вошло в общее образование как его ступень. Таким образом, языковое образование имеет возможность начать своё развитие с детских садов.
Стандартизация и обновление содержания образования.
Сегодня новый Федеральный стандарт является межпредметным. Он даёт нам возможность объединить пространство и, в каком бы регионе РФ не учился учащийся, он должен овладеть тем же уровнем компетенции, что и учащийся в любом другом регионе страны. Стандартизация коснулась не только школьных программ, но и качества образования, а именно мониторинга и контроля образования.
Сохранение вариативности обучения иностранному языку.
Расширение поликультурности и языкового плюрализма.
В современном мире существует 6 000 иностранных языков, 97% населения в мире говорит на языках глобального распространения, английском, немецком, французском, испанском. На сегодняшний день важным фактом является то, чтобы в каждой школе был представлен не только английский язык, ведь технический прогресс требует, чтобы дети знали несколько иностранных языков. В связи с этим, разработчики федерального стандарта ввели второй иностранный язык с 5-ого класса.
Рост открытости, доступности, прозрачности обучения иностранному языку.
Открытость обучения иностранному языку связана с тем, что в настоящее время существует огромное количество дистанционных курсов для детей, которые они могут пройти самостоятельно, лингвистических конкурсов и олимпиад. Все результаты ЕГЭ и ГИА учащиеся могут видеть в своём личном кабинет, что делает систему образования прозрачной и доступной.
Расширение возможности индивидуализации обучения и автономии.
В Федеральном стандарте большое место уделяется развитию метапредметных умений, то есть умению учиться самостоятельно. Индивидуализация обучения связана и с огромной работой учителя, который в свою очередь ищет подход к каждому ученику и предоставляет для каждого отдельные задания в соответствии с умениями учеников.
Развитие интернационализации обучения.
Данная тенденция объединила зарубежных и российских авторов учебников. Результатом их деятельности являются многие современные УМК.
2.2 Факторы, сложившиеся в условиях модернизации языкового образования
Рассматриваемый нами с позиций системного подхода современный процесс обучения иностранному языку в школе с его особой культурой проектирования и реализации претерпевает сегодня существенные изменения. В этой связи следует отметить ряд факторов, сложившихся в условиях реформирования образовательной системы России.
Появление образовательных стандартов, обусловливающих необходимость постоянной актуализации программ и учебников, которые активно используются в языковом образовании.
Утверждение нового Федерального базисного учебного плана и как следствие – необходимость разработки региональных планов, которые позволят приступить к апробации этого документа на местах.
Внедрение информационных технологий, оказывающих значительное влияние на современный школьный урок.
Введение Единого государственного экзамена и его апробация.
Превалирующие и нарастающие процессы гуманитаризации системы российского образования.
В контексте данных факторов видно, как перестраивается и развивается языковое образование. Происходит обновление содержания иноязычного образования в целом и проектирование всех его подсистем.
2.3 Условия успешной модернизации языкового образования
Модернизация теории и методики языкового образования будет успешной в случае:
рассмотрения и проектирования процессов развития и обновления современного языкового школьного образования с позиций социально-педагогической системы, состоящей из ряда взаимосвязанных элементов, нуждающихся в параллельном инновационном изменении;
опоры модернизационных явлений на национальный исторический опыт отечественной системы языкового образования;
учёта в языковом образовательном процессе позитивного зарубежного опыта;
анализа актуальных проблем в школьном гуманитарном образовании для выявления перспектив дальнейшего развития в его контексте иноязычного образования;
определения педагогом образовательной парадигмы, инновационных концепций, технологий и методик реализации языкового образовательного процесса в контексте требований общества;
разработки и использовании инновационных образовательных программ преподавания иностранного языка и учебных пособий, а также определения критериев их качественной оценки для конкретных целей обучающего процесса.
Выводы
Резюмируя изложенное, отмечу, что намеченные тенденции, конечно, неисчерпаемы, а каждый думающий и размышляющий педагог может добавить свое собственное видение проблем и их решения во имя развития своих учеников. В завершение приведу прекрасные слова моего любимого французского автора: «Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком, я подчиняю себя злому року; если я приписываю их измене, я подчиняю себя измене; но, если я принимаю всю ответственность на себя — я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности» (Антуан де Сент-Экзюпери). При этом представляется необходимым учитывать вопрос запутанности отношений риска и ответственности в современном общем образовании России. Речь идет не о каких-то экстремальных ситуациях, хотя и такие в практике школы нередки, а о повседневном учебно-воспитательном процессе. Дело в том, что обычная рутинная работа педагогов (уроки, воспитательные мероприятия и т.п.) по отношению к конечным целям образования всегда несет в себе долю риска. И мы это должны помнить и попытаться свести риски до минимума.
Список использованной литературы
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти, 2004.
Халеева И.И. Некоторые проблемы обучения межкультурной коммуникации на основе когнитивного подхода. М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1991.
Махмурян К. С. Пути реализации современных требований к процессу обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях. - М.: АПКиППРО, 2012.