Презентация по русскому языку на тему Как писать рецензию? — элективный курс для 9 класса, 10-11 класса


Как писать рецензию?(Культура письменной речи. Элективный курс для 9 класса.Сочинение – рецензия. 10-11 классы) Кондакова Г.Н., учитель русского языка и литературыМБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина»Олекминского района РС(Я) Культура письменной речи – элективный курс для 9 класса. Цели предпрофильной подготовки . Формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования. Формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности. Формирование учебно – практической самостоятельности Цель:Обеспечение условий для овладения учащимися речевыми умениями и навыками, необходимыми для создания высказываний на основе литературного материалаСовершенствование умения анализировать художественное произведение Задачи:Повышение уровня грамотности Совершенствование письменной речи учащихсяФормирование навыков самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, работы с различными словарями Принципы построения курсаСистемность и поэтапность в формировании речевых умений учащихсяСопряженность программы курса по выбору с основной программой по русскому языку как учебной дисциплине Единство литературного и речевого развитияИндивидуально – творческий подход в обучении В результате освоения курса учащиеся должныИметь представление:О создании речевого высказывания как творческом процессе, включающем несколько обязательных этапов. О структуре сочинения, о разных жанрах и видах сочиненийЗнать:Особенности употребления слов в научной и художественной речиОсобенности употребления в речи выражений с целью создания экспрессивности. Классификацию ошибок и способы совершенствования сочиненияУметь:Находить орфограммы на изученные правила и объяснять правописаниеОпределять принцип написания отдельных частей речиАнализировать речевые ошибки. Создавать сочинения – рассуждения. Оценивать и совершенствовать результаты речевой деятельности. Программа элективного курса{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 1 Понятие о языке как средстве общения. Особенности письменного общения. 3 2Многообразие человеческих языков. Русский язык на языковой карте мира. 2 3Звук и буква. История письменности. Алфавитное письмо. Звуковые и графические образные средства. 3 4Орфография как система правил правописания. Роль орфографии в письменном общении. 3 5Части слова и правила словообразования. Правописание морфем. 6 6Словарный состав языка. Жизнь общества и жизнь слова. 3 7Словарное значение и контекстуальный смысл слова. 2 8Омонимия. Синонимия. Антонимия. 3 9Структура сочинения. 3 10Сочинение – рассуждение. Практикум сочинения. 6 2 часть. Сочинение – рецензия.Знакомство с критериями оценки ответа задания С.Работа над текстомПрактические занятия План сочинения1.Определение проблемы.2.Комментарий3.Авторская позиция.4.Собственное мнение.5.Аргументы: а) из жизни б) из литературы Как правильно понять исходный текстТекст1.Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдешь проблемы)2. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?(Ты найдешь основную проблему текста)3.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы ( проблемы)? (Это поможет тебе понять авторскую позицию) Роль вступления и заключения в сочинении - рассуждении{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Вступление может Заключение1)Вводить в тему текста1)Должно быть органично связано с тек- стом, с его проблематикой, с предыдущим изложением2)Сообщать об основной проблеме текста2)Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное3)Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать3)Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу проблем, поставленных автором4) Быть основанием для объяснения ос-новной проблемы4)Может содержать твое решение проблемы, поставленной автором5)Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции5)Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме6)Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором6)Может содержать этически корректное возражение автору Формулировка основной проблемы исходного текстаВнимательно перечитай текст и обрати внимание, какой вопрос больше всего волнует автора, вызывает его раздумья, размышления.Только основная проблема вызывает глубокие авторские размышления.Как только ты ее найдешь, не выпускай ее ни на минуту из вида. Не надо комментировать все проблемы подряд, и не требуется комментарий ко всему тексту. Комментируем основную проблему текстаПроблемы ,которые чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах:нравственныеэкологические социальныеПсихологическиеФилософские и т.п.Проблема, рассматриваемая автором может быть:нравственной, морально-этической, злободневной, актуальной, жизненной, важной, спорной, глубокой, наболевшей, неразрешимой, главной и т.п.Начиная комментировать проблему, ты можешь указать: а) к какой категории относится избранная автором проблемаб) насколько она злободневнав) что делает ее злободневнойг) как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме. Проблема может заставить читателя:глубоко задуматься;серьезно размышлять;рассуждать вместе с автором;лучше понять себя и окружающих( трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.);серьезнее относиться к…;переосмыслить свое отношение к…;по-иному посмотреть на…;обратиться к примерам из собственной жизни (литературы);поделиться мыслями о…;оценить собственную позицию;открыто выразить свое отношение к…;испытать потребность в чем-либо и т.п. Позиция автора и способы ее выраженияАвтор может:Передать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий и т.п.)Раскрывать сущность поставленных проблем;Показать злободневность рассматриваемой им темы( проблемы)Заставить читателя задуматься над проблемами (темой, идеей и т.п.)Видеть глубину и актуальность проблем; пытаться понять, почему…;Утверждать, что…;Говорить с тревогой о наболевших проблемах;Призывать читателя к…;Поднять в статье проблему, которая кажется ему наиболее актуальной;Стараться объяснить, почему…;Авторская позиция может проявляться в :Положительном; отрицательном; осуждающем; двойственном; неоднозначном; небезразличном и т.д. отношении к изображаемому. Авторская позиция может быть выражена{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.Четко, прямо, непосредственно: В названии текста. В отдельных предложениях текстаЧерез ряд аргументов. 2.Через модальный план текста: Риторические вопросы. Риторические восклицания. Порядок слов. Лексические повторы.- Оценочную лексику.Модальные слова и частицы.- Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений. Типы аргументации в изложении собственной позиции 1.Жизненный опытРеальные факты из жизни окружающих;Собственные наблюдения и выводы;Традиционно – исторический опыт 2.Читательский опытХудожественная литература;Историческая литература;Научно – популярная литература; Результаты ОГЭ 2010-2011 уч.годСдавали 11 учащихся.Выполнение 100 %, качество 63%. 2013 – 2014 уч.годСдавали 13 учащихся.Выполнение 100%, качество 77% 2014 – 2015 уч.годСдавали 15 учащихся.Выполнение 100%, качество 47% Результаты ЕГЭ 2011 – 2012 уч.год Сдавали 10 учащихся. Выполнение 100 %, ср. балл 47,9 2012 -2013 уч.годСдавали 15 учащихся.Выполнение 100%, ср. балл – 56,9. Макс. балл - 82 2014- 2015 уч.годСдавали 14 учащихсяВыполнение 100 %, ср. балл – 56,5. Макс. балл – 82 Литература:Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. Лукина Я.В., Степанова Л.В. СПб., Златоуст, 2001. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе в 5-8 кл. Скоркина Н.М. Волгоград, 2002. Справочник по русскому языку. Розенталь Д.Э.Подготовка к ЕГЭ. Часть С.