Рабочая программа мастерской для 1 класса Волшебный мир сказки
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 г. Нерюнгри»
Проверено:
Руководитель МО ___________________
«_____» __________________2015 г.
Согласовано:
Зам. директора
___________________
«_____» ___________________2015 г.
Утверждаю:
Директор
_________________________
«_____» ___________2015 г.
Рабочая программа
Мастерской «Волшебны мир сказки»
для 1 класса
на 2015-2016 учебный год
разработчик:
Жидова А.А.
категория:
соответствие занимаемой должности.
2015 год
Пояснительная записка
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Раскрытие творческого потенциала личности, по мнению специалистов психологии развития, необходимо начинать с самого раннего возраста.
Социальная значимость данной программы – приобщение ребенка через творческую работу со сказкой к социокультурным традициям, к опыту человеческих отношений, т.к. сказка вместе с эстетическими ценностями красоты, силы и смелости содержит нравственные и моральные ориентации на добро, помощь и справедливость.
Цель программы: развитие творческого вербального воображения и эмоционально-волевой сферы школьников через восприятие сказки и технологию творческой работы со словом и сказкой.
В соответствии с поставленной целью программа решает задачи:
Расширение представлений младших школьников о сказках, их классификации; о быте, традициях разных народов мира;
Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному природой.
3. Развитие речевого активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.
5. Воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма, нравственные и духовные качества личности через восприятие сказочной проблемной ситуации.
В процессе реализации данной программы необходимо руководствоваться принципами:
Включение младшего школьника в межличностные отношения, что способствует осознанию себя как личности.
Направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста.
Организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической педагогики: принятие позиции ребенка, его точки зрения.
Анализируя содержание мастерской, можно выделить четыре стержневые линии. В соответствии с ними формируем 4 модульные программы, которые имеют логическую завершенность и находятся во взаимосвязи.
Основная научная идея
(стержневая линия)
Название модульной программы
Количество
часов
Семестр
Ввести детей в сказочный мир, познакомить с видами и особенностями сказок разных народов России.
1. «Сказка как система знаний о мире и о себе»
6
I, II
Научить находить средства передачи красоты художественного образа: эпитеты, гипербола, образное сравнение.
2. «Художественный образ сказки»
5
III
Развивать речевой активный словарь детей.
3. «Слово как материальная основа текста»
6
IV
Учить осмыслению нравственного урока сказки.
4. «Сказка ложь, да в ней намек»
6
V
Модульная программа «Сказка как система знаний о мире и о себе». 6 часов.
Содержательный модуль.
Модульная программа рассчитана на создание таких условий, в которых возможна актуализация имеющихся у детей знаний и мотивация учащихся на дальнейшее изучение программы мастерской.
Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
расширить представления о сказках и их особенностях;
углубить знания о типах и классификации сказок разных народов России;
обогащать опыт ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;
Воспитательный аспект:
воспитать творческую и уверенную в себе личность;
создать условия для творческой самореализации.
Развивающий аспект:
развивать познавательные интересы;
развивать вербально-логическое мышление, формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.
Краткое содержание изучаемого материала:
Виды сказок. Классификация, критерии классификации сказок (народные, авторские, бытовые и т.д.). Особенности сказок разных народов России.
3. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Сказка как система знаний о мире и о себе» учащиеся должны:
знать определение понятия сказка;
уметь определять тип сказки, ее проблемное поле;
развивать познавательный интерес, интерес к слову, к речи, вербально-логическое мышление, умение работать индивидуально и коллективно;
формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Моя любимая сказка.
Что за прелесть эти сказки.
Мой любимый сказочный герой.
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Сказка как система знаний о мире и о себе».
Семестр
Кол-во
часов
Структура
модуля
Интегрирующая
дидактическая цель
№
заня-тия
Тема
занятия
Форма
заня-
тия
Универсальные
учебные
действия
I, II
6
Вводная часть
Теоретическая часть.
- дать представления о целях и содержании модульной программы;
- дать представление о результатах изучения данного модуля;
-актуализировать имеющиеся у детей знания.
- дать представление о классификации сказок.
1
Знакомство с модульной программой. Определение понятия «Сказка».
Беседа
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
2
Как много разных сказок.
Беседа
Работа в группах
Диалогичес-
кая часть
Информационный анализ проекта.
- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;
-осуществлять отбор активных форм обучения;
- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта.
- формировать навыки проектной деятельности;
- определить продукты и форму презентации;
-углубить познания учащихся по теме исследования;
- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Защита проекта.
-оценка качества своей проектной деятельности;
-рефлексия.
3
Попробуй угадай: кто? Откуда? и куда?
Игра
4
Введение в проектную деятельность.
Выбор темы проекта.
Беседа
Работа в группах
5
План защиты проекта.
Деловая игра.
Итоговая часть
6
Удивительный волшебный мир сказок.
Презентация готовых проек-тов.
Модульная программа «Художественный образ сказки». 5 часов.
Программа направлена на формирование умения находить средства передачи красоты художественного образа: эпитеты, гипербола, образное сравнение.
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
познакомить с сюжетной линией и эмоциональным контекстом сказки;
научить находить средства передачи красоты художественного образа;
формировать умение создавать свои собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и личного опыта ребенка.
Воспитательный аспект:
создавать условия для творческой самореализации;
воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
развивать познавательный интерес, словесное логическое мышление;
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
2. Содержание изучаемого материала:
Красота художественного образа сказки. Эпитеты. Гипербола. Сравнение.
Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Художественный образ сказки» обучающиеся должны:
знать: что такое эпитеты, гипербола, сравнение; структура сказки;
уметь: находить в тексте средства передачи художественного образа, главных героев сказки;
развивать познавательный интерес, словесное и логическое мышление, способность к принятию творческого решения, умение работать в коллективе и индивидуально.
формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, пересказ по законам сказочного жанра;
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Рисование иллюстрации сказки (построение невербального образа).
Доклад на тему «Средства художественной выразительности».
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Художественный образ сказки».
Семестр
Кол-во
часов
Структура
модуля
Интегрирующая
дидактическая цель
№
заня-тия
Тема
занятия
Форма
заня-
тия
Универсальные
учебные
действия
III
5
Вводная часть
Теоретическая часть.
- дать представления о целях и содержании модульной программы;
- дать представление о результатах изучения данного модуля;
-актуализировать имеющиеся у детей знания.
- дать представление о средствах художественной выразительности.
1
Знакомство с модульной программой. Определение понятий «Эпитет, гипербола, сравнение».
Беседа
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, пересказ по законам сказочного жанра.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
2
Структура сказки: главные герои, помощники, злодей.
Беседа
Работа в группах
Диалогичес-
кая часть
Итоговая часть
Информационный анализ проекта.
- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;
-осуществлять отбор активных форм обучения;
- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта.
- формировать навыки проектной деятельности;
- определить продукты и форму презентации;
-углубить познания учащихся по теме исследования;
- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
3
Построение пересказа сказки по законам сказочного жанра.
Рисование иллюстрации к сказке.
Игра
4
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта. Работа над проектом.
Беседа
Работа в группах
Защита проекта.
-оценка качества своей проектной деятельности;
-рефлексия.
5
Презентация готовых проектов.
Модульная программа «Слово как материальная основа текста». 6 часов.
Программа направлена на развитие речевого активного словаря ребенка, на развитие вербального воображения.
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
формировать активную работу со словом, расширять речевой словарь ребенка.
формировать умение составлять тексты.
Воспитательный аспект:
воспитывать потребность в постоянном совершенствовании своей речи для передачи информации, установления контактов;
создавать условия для творческой самореализации;
воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
развивать познавательный интерес, словесное образное мышление;
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.
2. Содержание изучаемого материала: Упражнения и игры на развитие речевого активного словаря ребенка, на развитие вербального воображения; упражнения и игры на понимание причинно-следственных отношений в тексте («рифмоплеты», «составление слов», «круги на воде», укрась слово» и т.п.). Сочинение собственной сказки.
. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Слово как материальная основа» обучающиеся должны:
знать: что такое сюжет; эмоциональный контекст сказки;
уметь: продолжить, используя вербальное воображение, активный речевой запас, сюжетную линию сказки, сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему;
развивать познавательный интерес, словесное и образное мышление, способность к принятию творческого решения, умение работать в коллективе и индивидуально.
формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, сочинять собственную сказку на разные сюжетные линии.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Сочинение сказки (построение вербального образа).
Рисование сюжетной картины к сказке.
.
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Слово как материальная основа текста».
Семестр
Кол-во
часов
Структура
модуля
Интегрирующая
дидактическая цель
№
заня-тия
Тема
занятия
Форма
заня-
тия
Универсальные
учебные
действия
IV
6
Вводная часть
Теоретическая часть.
- дать представления о целях и содержании модульной программы;
- дать представление о результатах изучения данного модуля;
-актуализировать имеющиеся у детей знания.
- дать представление о роли слова в тексте и в нашей речи.
1
Знакомство с модульной программой. Определение понятий «Слово в тесте».
Беседа
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, составлять предложения, рассказ по картинкам, пересказ по законам сказочного жанра.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
2
Сочинение собственной сказки на выбранный сюжет.
Практическая работа по составлению своей сказки.
3
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта.
Беседа. Работа в группах.
4
План защиты проекта. Работа над проектом.
Деловая игра
Диалогичес-
кая часть
Итоговая часть
Информационный анализ проекта.
- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;
-осуществлять отбор активных форм обучения;
- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта.
- формировать навыки проектной деятельности;
- определить продукты и форму презентации;
-углубить познания учащихся по теме исследования;
- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Защита проекта:
Оценка качества своей проектной деятельности.
5
Предзащита проектов.
6
Презентация готовых работ.
Модульная программа «Сказка ложь, да в ней намек». 6 часов.
Программа направлена на осмысление нравственного урока сказки и осознание проблемной ситуации, а также развитие чувства патриотизма.
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
формировать активную работу со словом, расширять речевой словарь ребенка;
интегрировать проблемное поле сказки с эмоциональным опытом ребенка.
Воспитательный аспект:
научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок;
создавать условия для творческой самореализации;
воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
развивать познавательный интерес, словесное логическое мышление;
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.
2. Содержание изучаемого материала:
Нравственность. Сочувствие. Патриотизм.
3. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Сказка ложь, да в ней намек» обучающиеся должны:
знать: позицию автора сказки, ее смысл и цель;
уметь: видеть проблему в сказке;
развивать: эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.
формировать универсальные учебные действия:
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, делать выводы.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Что значит быть патриотом?
Я люблю свою Родину.
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Сказка ложь, да в ней намек».
Семестр
Кол-во
часов
Структура
модуля
Интегрирующая
дидактическая цель
№
заня-тия
Тема
занятия
Форма
заня-
тия
Универсальные
учебные
действия
V
6
Вводная часть
Теоретическая часть.
- дать представления о целях и содержании модульной программы;
- дать представление о результатах изучения данного модуля;
-актуализировать имеющиеся у детей знания.
- дать представление о нравственности, чему учат нас сказки..
1
Знакомство с модульной программой. Значение сказки в жизни людей.
Беседа
личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей;
познавательные: осуществлять поиск нужной информации, высказываться устно, находить ответ на поставленный вопрос, проводить сравнение, обобщать, делать выводы.
коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
2
Что значит: «Сказка ложь, да в ней намек»?
Беседа
Работа в группах
Диалогичес-
кая часть
Итоговая часть
Информационный анализ проекта.
- определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации;
-осуществлять отбор активных форм обучения;
- определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта.
- формировать навыки проектной деятельности;
- определить продукты и форму презентации;
-углубить познания учащихся по теме исследования;
- формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
3
Проигрывание эпизодов сказки в играх-драматизациях и народных играх со сказочными персонажами.
Игра
4
Введение в проектную деятельность. План защиты проекта.
Беседа
5
Работа над проектом.
Предзащита проекта.
Защита проекта:
- оценка качества своей проектной деятельности.
6
Презентация готовых проектов.
Приемы работы со сказкой в разных модулях:1 модуль «Сказка как система знаний о мире и о себе»:-беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемной ситуации;- интеграция проблемного поля сказки с эмоциональным опытом ребенка;-включение разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка;- проигрывание эпизодов сказки в играх-драматизациях и народных играх со сказочными персонажами («Баба-яга», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т.п.)2 модуль «Художественный образ сказки»: - средства передачи красоты художественного образа сказки: эпитеты, гипербола, образное сравнение;- структура сказки: главные герои, помощники, злодей;- построение пересказа сказки по законам сказочного жанра;- собственное сочинение сказки (построение вербального образа);- рисование иллюстрации сказки (построение невербального образа);3 модуль «Слово как материальная основа текста»:- упражнения и игры на развитие речевого активного словаря ребенка, на развитие вербального воображения;- упражнения и игры на понимание причинно-следственных отношений в тексте;
- составление сказки по сюжетной картине;
- сочинение мини-сказки ассоциативного характера.
4 модуль «Сказка ложь, да в ней намек»:
-беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки;
- викторина «Что значит быть патриотом»?
Литература для учителя
1. Литературное чтение: внеклассные занятия / Г.Т. Дьячкова – Волгоград: Учитель, 2007. – 168 с.
2. Научно-методический журнал «Начальная школа», № 4. – 2002 г. – 125 с.
3. Научно-методический журнал «Начальная школа», № 5. – 2002 г. – 125 с.
4. Научно-методический журнал «Начальная школа», № 6. – 2002 г. – 111 с.
13PAGE 15
13PAGE 142115
Заголовок 1Заголовок 215