Программа факультативного курса «Ступени к здоровью»
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений государственной политики является здоровье нации. Здоровье детей и подростков – важнейший показатель, определяющий экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны, а также национальную безопасность.
Актуальность разработки программы «Ступени к здоровью» обусловлена тем, что в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Главными причинами сокращения числа здоровых выпускников являются: увеличение хронических заболеваний, малоподвижный образ жизни, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, несбалансированное питание, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, неблагополучная экономическая обстановка, сложные природно-климатические и экологические условия северного региона.
Среди наиболее актуальных проблем со здоровьем учащихся в нашем образовательном учреждении выделяются: заболевания органов пищеварения, зрения, опорно-двигательного аппарата. В качестве приоритетного направления работы с детьми выбрана профилактика и коррекция нарушения осанки. На выбор оказали влияние следующие факторы:
- лидирующая позиция нарушения осанки в числе заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- возможность получения значимого эффекта за счет применения средств физической культуры на ранней стадии заболевания.
Основанием для составления курса также послужило изучение рейтинга жизненных ценностей у учащихся 5-9 классов, которое показало, что ценности здоровья ученики отводят всего лишь 5-6 место. В целях решения данной проблемы поставлены конкретные задачи. Среди них – формирование у младших и старших школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни, выработка у них индивидуального валеологически обоснованного и коррекционно-профилактического способа жизнедеятельности.
Значимость программы заключается в том, что система предлагаемых занятий содействует всестороннему развитию личности посредством развития у учеников потребности в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих, а также способствует развитию привычки здорового образа жизни и творческой активности.
Личностно-ориентированная направленность работы с учащимися, акцент на экспериментирование и поисковую активность детей, а также структура занятий, включающая чередование подачи теоретического материала и его практического применения, определяют новизну данной программы.
Данная программа факультативного курса рассчитана на 34 часа и может быть реализована на параллелях 6-9 классов.
Целью программы является формирование у школьников базы теоретических знаний и практических умений по сохранению и укреплению здоровья, развитие и реализация творческой активности, воспитание потребности в здоровом образе жизни и, как следствие, привитие здоровьесохраняющих норм поведения.
Достижение цели курса обеспечивается решением общих задач и задач коррекционно-профилактической работы:
укрепление здоровья школьников; формирование практических умений и навыков по укреплению и сохранению своего здоровья;
формирование понятия об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
повышение физиологической активности органов и систем организма учащихся, ослабленных заболеванием;
предоставление знаний об организме человека, профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье;
воспитание и закрепление навыка правильной осанки;
создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки (мышечно-суставное чувство правильной осанки);
создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке путем тренировки конкретных мышечных групп и общеукрепляющих, общеразвивающих упражнений;
формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни;
формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и социального поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья;
формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность;
формирование интереса к исследовательской деятельности в области валеологии и воспитании здорового человека; обучение методам валеологического исследования, навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний, а также подготовка к самостоятельной жизни.
Основные направления и ценностные основы обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни отражены в ведущей и основной теоретических идеях.
Ведущая теоретическая идея программы заключается в понимании значимости не только физических, но и психических, духовных способностей ребенка, его самоопределения, что позволяет не останавливаться на физическом развитии, а комплексно формировать индивидуальное здоровье школьника (рис. 1).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1. Модель индивидуального здоровья школьника
Основная теоретическая идея программы заложена в валеологической концепции образования, которая содержит следующие аспекты:
направленность обучения и воспитания на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями, моралью, способной к подготовительной и продуктивной деятельности;
единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности школьника как условия формирования личности;
органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер;
оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда;
дифференциация учебно-воспитательного процесса;
учет социальной среды развития школьника;
системный подход в воспитательной работе, основанный на единстве и взаимодействии содержания и деятельности, структуры и организации, ведущих к развитию системы.
Для реализации цели программы используются следующие принципы и особенности организации обучения:
принципы отношения:
- сознательности и активности, которые обеспечивают четкую постановку целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю;
принципы оценивания:
- научности и прочности, позволяющие учащимся получать базовые научные знания в области валеологии и здоровьесбережения и сознательно применять их в процессе жизнедеятельности;
принципы соответствия:
- доступности и индивидуализации, определяющие индивидуальную дозировку нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей;
- наглядности, предусматривающий знакомство учащихся с учебным материалом (коррекционно-профилактическим) посредством использования различных средств обучения;
принципы построения:
- повторности, системности и последовательности, которые предполагают многократное повторение, непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий;
валеологические принципы:
- психологической комфортности, способствующий получению положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительной тренировки;
- природосообразности, предусматривающий потребность человека в поиске смысла жизни (основа духовности человека), в другом человеке (основа бесконфликтного существования общества), в творческом самоутверждении (стремление к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и признание их другими людьми);
- культуросообразности, обуславливающий организацию образовательного процесса в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям;
- безусловной любви, направленный на воспитание ответственного отношения школьника к своему здоровью, здоровью близких ему людей.
В основу реализации программы положены оптимальные виды деятельности: познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к исследованиям, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.
Активно используемая форма занятий – занятия смешанного характера, решающие задачу разучивания новых и совершенствования освоенных ранее знаний, умений и навыков. Особенностью построения занятий смешанного характера является организация дифференцированного обучения с учетом здоровья обучающихся, двигательной активности, уровня освоения двигательных навыков.
Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных технологий, дифференцированного подхода и метода круговой тренировки. Индивидуальный подход необходим любому ученику независимо от его успехов в учебе. А с точки зрения здоровьесберегающих педагогических технологий ориентировка на детей, имеющих какие-либо отклонения здоровья особенно важна. Каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности при использовании на занятиях метода круговой тренировки. Именно такой подход к занятиям позволяет дозировать нагрузку для поддержания оптимальной работоспособности каждого учащегося и предупреждения негативных сдвигов в состоянии здоровья. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений учащимися и контролем за её воздействием на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, т.к. упражняются все ученики одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.
Планируемые результаты освоения обучающимися содержания образовательной программы (модель выпускника)
Результат общей педагогической деятельности представлен на рис. 2.
Рис. 2. Модель личности выпускника
Планируемые результаты применения данной программы заключаются:
- в подготовке школьника, знающего нормы здорового образа жизни, мотивированного на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих, с установкой на жизнь как высшую ценность, творчески использующего средства физической культуры в организации здорового образа жизни;
- в устранении отклонений опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, искривления осанки, и переводе учащихся впоследствии в основную медицинскую группу.
В программе изложены требования к уровню подготовки учащихся по факультативному курсу. Они соотносятся с требованиями государственного стандарта и задаются по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В предлагаемой программе требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программным содержанием, а с другой – устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым школьником, оканчивающим данный курс.
Требования к уровню подготовки обучающегося:
В результате изучения факультативного курса «Ступени к здоровью» ученик должен:
знать/понимать
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
уметь
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
демонстрировать
Физические качества
Физические упражнения
Юноши
Девушки
Быстрота
Бег 60 м с низкого старта, с
8,2
10,2
Прыжки через скакалку,
мин. с
1.30
1.00
Сила
Подтягивание туловища из виса, количество раз
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
12
0
0
14
Прыжок в длину с места, см
200
175
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову, количество раз
50
30
Выносливость
Бег на 2000 м, мин. с
9.30
0
Бег на 1000 м, мин. с
0
4.30
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Основное содержание программы «Ступени к здоровью»
В школе накоплен значительный и разнообразный опыт работы по здоровьесбережению в процессе обучения и воспитания. В 2015 году разработан социальный проект «Здоровье – забота общая», ставший продолжением проекта «Здоровье». Он направлен на оптимизацию взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами и на развитие научно-методического потенциала деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
Целью проекта «Здоровье – забота общая» является модернизация системы работы образовательного учреждения по эффективному решению задач сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
В целях эффективной реализации задач проекта на протяжении ряда лет в школе функционирует методическая площадка по здоровьесбережению, в рамках которой решаются задачи программы факультативного курса «Ступени к здоровью»: развитие личности ребенка, выявление и совершенствование его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Здоровьетворение т.е. создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому стилю жизни. Творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям – у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей. Использование дидактического подхода – обучение в деле, активно применяемого при организации работы «Патруля здоровья», в состав которого входят ребята 6 – 9 классов, позволяет развивать проектно-исследовательские навыки учащихся. В ходе реализации программы предусмотрена разработка индивидуальных, парных и групповых проекты различных типов:
- исследовательские проекты (проекты актуальные для всех участников, социально значимые): «Утомление и его профилактика», «Полезные блюда», «Взаимосвязь настроения и здоровья»;
- творческие проекты (проекты, без детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников): «И это все о нас», «Традиции моей семьи», «Генеалогическое древо», «Экологический калейдоскоп»;
- информационные проекты (проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории): пропаганда здорового образа жизни, формирование культуры здоровья и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих (о вреде наркотиков, табакокурения и д.р.);
- практико-ориентированные проекты (проекты с четко обозначенным результатом деятельности и ориентированные на социальные интересы, интересы самих участников): индивидуальные программы по самооздоровлению, собственные концепции ЗОЖ, индивидуальные карты физического развития, индивидуальные комплексы упражнений, схемы «Пищевые вещества и продукты, их роль и значение в здоровье школьников».
Приобщение к валеологии позволяет развивать творческие возможности школьника. Проведение занятий исключает «академический» стиль, назидания и указания. Это, скорее всего, совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное со многими открытиями.
В ходе изучения курса учащиеся научатся анализировать свое душевное состояние, сопоставлять зафиксированные в Паспорте здоровья результаты, составлять собственную индивидуальную программу самооздоровления.
Привлечение родителей (законных представителей) учащихся к организации мероприятий в рамках занятий по программе факультативного позволит приобщить их к активной деятельности по укреплению здоровья.
Учебный план образовательной программы
Программой предусмотрено 34 часа факультативных занятий в год по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 4 года. Данный курс состоит из двух разделов: «Валеологические знания» (информационный компонент), в который введена работа по формированию творческой активности учащихся; «Коррекционно-профилактическая деятельность» (мотивационный компонент).
Валеологические знания (информационный компонент) – 11 ч.
№ п/п
Тема занятий
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Кол-во час.
№
заня-тия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Что такое здоровье?
Факторы, влияющие на здоровье.
Возможности нашего организма.
Обмен веществ и причины его нарушения.
Мозг и нервы.
Береги зрение.
Орган слуха.
Рот. Язык.
Красивая улыбка.
Забота о своем горле.
Нос и придаточные пазухи. Профилактика ОРЗ.
Работа с паспортом здоровья.
Итоговое занятие.
Организм здорового человека.
Кровь, кровеносная система.
Желудок. Кишечник.
Основная железа.
Железы внутренней секреции.
ЗОЖ в семье.
Подростковый возраст.
Почки.
Кожа. Волосы и ногти.
Скелет и позвоночник.
Здоровый образ жизни.
Итоговое занятие.
Здоровье школьника.
Экология севера.
Эмоции, их польза и вред.
Регуляция эмоционального возбуждения.
Психические состояния.
Стресс. Причины возникновения.
Психические возможности.
Психосаморегуляция.
Программа здорового образа жизни.
Работа с паспортом здоровья.
Итоговое занятие.
Аспекты школьной
валеологии.
Этапы формирования здоровья.
Здоровый человек – какой он?
Здоровому все здорово.
Экологический калейдоскоп.
Гигиена здоровья.
Основы сбалансированного питания.
Социально-нравственные основы здоровья.
Резервы организма человека.
Здоровье семьи – здоровье нации.
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2-3
4-7
8-11
12-15
16-18
19-22
23-26
27-30
31-32
33-34
Коррекционно-профилактическая деятельность – 23ч. (мотивационный компонент) рассчитан на все четыре года обучения с поэтапным усложнением.
1-3. Дыхательные упражнения.
4-6. Упражнения для формирования естественного мышечного корсета.
7-10. Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника.
11-15. Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника.
16-19. Тренировка основных исходных положений.
20-25. Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства».
26-29. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
30-32. Упражнения в равновесии.
33-34. Упражнения на расслабление.
Формы контроля знаний (аппарат контроля)
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация.
В целях проверки знаний используются также следующие методы:
метод опроса применяется в устной форме в паузах между выполнениями упражнений до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок;
программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально;
метод сбора текущей информации, включающий в себя:
- хронометрирование;
- тестирование;
- анализ текущей учебной документации;
- опрос (анкетирование, беседа) о текущих событиях;
- регистрацию техники выполнения физического упражнения.
Кроме этого, используются различные виды контроля:
предварительный предусматривает получение необходимых данных, которые помогут сформировать представление о контингенте занимающихся. К ним относятся: возраст, результаты медицинского осмотра и проверочных испытаний, определяющих уровень развития двигательных способностей, показателей антропометрических измерений. Все данные фиксируются в журнале и личной карточке учащегося. По результатам предварительного учета формируются учебные группы, а также выбираются методы и приемы обучения;
текущий предназначен для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса, состоянием здоровья, ростом спортивно-технической и физической подготовленности. Данный учет позволяет своевременно вносить нужные коррективы в планирование и методику проведения занятий, применять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
периодический используется в форме различного вида опросов, тестирования, анкетирования. Он позволяет определить качество усвоения материала и правильность выполнения заданий;
итоговый проводится после определенного этапа учебной работы. Он дает возможность объективно судить о достигнутых результатах совместной работы учитель – ученик, оценить правильность планирования, наметить перспективу дальнейшей работы.
Основное содержание программы «Ступени к здоровью»
Программа представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительной деятельностью и валеологической подготовкой.
В соответствии с целью курса содержание программы направлено на формирование у учащихся навыков сохранения и укрепления здоровья, воспитание бережного отношения к нему. Логика построения программы способствует развитию интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой, творческого использования осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
В разделе «Валеологические знания» содержатся сведения о роли занятий физической культурой, способах и средствах профилактики нарушения осанки, профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности, влиянии неблагоприятных экологических и социальных факторов. Здесь же приводятся знания о гигиене здоровья, скрытых резервах организма, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека.
Во втором разделе «Коррекционно-профилактическая деятельность» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление, формирование, профилактику и коррекцию индивидуального здоровья учащихся; повышение функциональных возможностей основных систем организма. Формирование, профилактика и коррекция осанки осуществляются общеразвивающими, специальными, корригирующими, физическими упражнениями, их сочетанием. Раздел включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений. Помимо этого раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.
При проведении занятий должны быть учтены особенности и функциональные возможности организма всех учащихся. В группе могут быть ученики с различным диагнозом, поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Тематический план (содержание) программы факультативного курса для 9 класса
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Цели и задачи
Содержание занятия
Формы контроля и образовательный продукт
1.
Аспекты школьной валеологии.
1
Воспитывать доброжелательные отношения и чувства коллективизма, безопасное поведение в школе.
Беседа по теме: Отчет по здоровому летнему отдыху, работа с паспортом здоровья. Понятие «здоровый образ жизни», его значение в жизни человека и общества.
Паспорт здоровья
2.
Этапы формирования здоровья.
«Правильное дыхание».
1
Прививать осознанное отношение к здоровью и личную ответственность за его состояние.
Вырабатывать и закреплять навык правильного дыхания. Обучать и практическому применению дыхательной гимнастики.
Оценка факторов, обуславливающих здоровье, определение биоритма. Великие изречения.
Правильное дыхание. Способы выработки и закрепления навыка. Упражнения для овладения полным дыханием, смешанным типом дыхания; упражнения для развития носового дыхания.
Анкетирование
3.
Этапы формирования здоровья.
Корригирующие упражнения.
1
Прививать осознанное отношение к здоровью и личную ответственность за его состояние.
Формировать естественный мышечный корсет.
Оценка факторов, обуславливающих здоровье, определение биоритма. Великие изречения. Влияние нагрузки на организм школьников.
Упражнения для укрепления поверхностных мышц спины; для глубоких мышц спины; для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении; для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; для укрепления прямых и косых мышц живота; мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
Наблюдение
4.
Здоровый человек – какой он?
Корригирующие упражнения.
1
Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Формировать естественный мышечный корсет.
Беседа о вредных привычках. Этюд для души «Сотвори солнце в себе». Виды отдыха. Мотивационная сфера здоровья.
Упражнения для укрепления поверхностных мышц спины; для глубоких мышц спины; для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении; для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; для укрепления прямых и косых мышц живота, мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
Анонимная анкета «Есть ли у тебя вредные привычки?»
5.
Здоровый человек – какой он?
Корригирующие упражнения.
1
Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Формировать естественный мышечный корсет.
Виды активного отдыха. Анализ ситуаций, негативно влияющих на здоровье. Мотивационная сфера здоровья
Упражнения для укрепления поверхностных мышц спины; для глубоких мышц спины; для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении; для растяжения передних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; для укрепления прямых и косых мышц живота, мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов и т.д.
Работа по карточкам
6.
Здоровый человек – какой он?
Корригирующие упражнения.
1
Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Формировать активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя).
Положительные эмоции и их влияние на здоровье. Этюд для души «Твое здоровье в твоих руках».
Упражнения для растягивания мышц шеи и затылка; мышц спины и передней стенки живота; мышц грудной клетки; мышц, участвующих в боковых наклонах туловища; мышц рук и ног.
Наблюдение
7.
Здоровый человек – какой он?
Корригирующие упражнения.
1
Формировать понимание необходимости хорошего настроения для сохранения и укрепления здоровья; развивать исследовательские навыки.
Формировать активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя).
Тренинг «Как поднять себе настроение?». Этюд для души «Дари людям тепло». Мини-исследование «Взаимосвязь настроения и здоровья».
Упражнения для растягивания мышц шеи и затылка; мышц спины и передней стенки живота; мышц грудной клетки; мышц, участвующих в боковых наклонах туловища; мышц рук и ног.
Защита исследовательс-ких работ.
8.
Здоровому все здорово.
Корригирующие упражнения.
1
Стимулировать познавательную деятельность и творческую активность учащихся.
Формировать активное и пассивное растяжение позвоночника.
«Моя концепция ЗОЖ». Образ жизни как фактор здоровья.
Упражнения для растягивания мышц шеи и затылка; спины и передней стенки живота; грудной клетки; мышц, участвующих в боковых наклонах туловища.
Презентация собственной концепции
9.
Здоровому все здорово.
Корригирующие упражнения.
1
Стимулировать осмысленность личной жизни, целеустремленность (понимание о смысле жизни, идеале, счастье); воспитывать активную жизненную позицию.
Развивать подвижность во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.).
«Моя концепция ЗОЖ». Образ жизни как фактор здоровья
Упражнения, вытягивающие позвоночник; для растягивания мышц груди, в положении сидя; упражнения в самовытяжении.
Презентация собственной концепции
10.
Здоровому все здорово.
Корригирующие упражнения.
1
Стимулировать познавательную и исследовательскую деятельность. Углублять знания о правилах сохранения здоровья.
Развивать подвижность во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.).
«Моя концепция ЗОЖ». Образ жизни как фактор здоровья.
Упражнения, вытягивающие позвоночник; для растягивания мышц груди, в положении сидя; упражнения в самовытяжении.
Презентация собственной концепции
11.
Здоровому все здорово.
Корригирующие упражнения.
1
Стимулировать познавательную и исследовательскую деятельность. Углублять знания о правилах сохранения здоровья.
Развивать подвижность во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание и т.д.).
«Моя концепция ЗОЖ». Образ жизни как фактор здоровья.
Упражнения, вытягивающие позвоночник; для растягивания мышц груди, в положении сидя; упражнения в самовытяжении.
Презентация краткосрочного проекта «Традиции моей семьи» (совместно с родителями (законными представителями) учащихся)
12.
Экологический калейдоскоп.
Прямохождение и правильные позы.
1
Формировать знания о современной научной картине мира, о влияние на здоровье экологических катастроф.
Вырабатывать и закреплять навык правильной ходьбы.
Видео занятие «Жить в гармонии с природой». Экологическая викторина.
Способы выработки и закрепления навыка «Прямохождение и правильные позы».
Работа по карточкам
13.
Экологический калейдоскоп.
Прямохождение и правильные позы.
1
Формировать мировоззрение (знания современной научной картины мира, понятие философии прав и свобод человека).
Вырабатывать и закреплять навык «Прямохождение и правильные позы».
Видео занятие «Мир, в котором я живу».
Способы выработки и закрепления навыка «Прямохождение и правильные позы».
Опрос в устной форме
14.
Экологический калейдоскоп.
Прямохождение и правильные позы.
1
Формировать знания о техногенных катастрофах, воспитывать бережное отношение к природе.
Вырабатывать и закреплять навык «Прямохождение и правильные позы».
Презентация интервью учителей естественного цикла «Катастрофы: их причины и последствия».
Способы выработки и закрепления навыка «Прямохождение и правильные позы».
Опрос в устной форме
15.
Экологический калейдоскоп.
«Грация круговых и перекрестных движений».
1
Формировать знания о нефтяной промышленности и ее влиянии на природу и человека.
Вырабатывать закреплять навык «Грация круговых и перекрестных движений».
Анализ документальных фактов.
Способы оценки качества исполнения круговых и перекрестных движений, выработки и закрепления навыка «Грация круговых и перекрестных движений».
Сообщения учащихся (мини-исследования)
16.
Гигиена здоровья.
«Грация круговых и перекрестных движений».
1
Воспитывать нравственно-волевые качества: аккуратность, чистоплотность, соблюдение режима, бережное отношение к здоровью.
Вырабатывать и закреплять навык «Грация круговых и перекрестных движений».
Беседа «Гигиены тела, питания, жилища». Составление индивидуального режима дня. Сообщения учащихся «Утомление и его профилактика».
Способы оценки качества исполнения круговых и перекрестных движений, выработки и закрепления навыка «Грация круговых и перекрестных движений».
Индивидуальный режим дня
17.
Гигиена здоровья.
«Грация круговых и перекрестных движений».
1
Воспитывать нравственно-волевые качества: аккуратность, чистоплотность, соблюдение режима, бережное отношение к здоровью.
Вырабатывать и закреплять навык «Грация круговых и перекрестных движений».
Беседа «Гигиены тела, питания, жилища, рабочего места, труда и отдыха». Корректировка индивидуального режима дня.
Способы оценки качества исполнения круговых и перекрестных движений, выработки и закрепления навыка «Грация круговых и перекрестных движений».
Сообщения учащихся «Утомление и его профилактика»
18.
Гигиена здоровья.
Осанка.
1
Воспитывать нравственно-волевые качества: аккуратность, чистоплотность, соблюдение режима, бережное отношение к здоровью.
Формировать навык правильной осанки.
Беседа «Гигиена рабочего места, труда и отдыха». Сообщения учащихся «Биологические ритмы».
Упражнения, формирующие навыки правильной осанки.
Устный опрос
19.
Основы сбалансированного питания.
Осанка.
1
Формировать индивидуальный способ (стиль) пищевого поведения.
Формировать навык правильной осанки.
Сообщения «Патруля здоровья»: «Пищевые вещества и продукты, их роль и значение в здоровье школьников».
Упражнения, формирующие навыки правильной осанки.
Публичная защита схем
20.
Основы сбалансированного питания.
Осанка.
1
Формировать индивидуальный способ (стиль) пищевого поведения.
Формировать навык правильной осанки.
Беседа «Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании».
Упражнения, формирующие навыки правильной осанки.
Презентация полезных блюд
21.
Основы сбалансированного питания.
Мышцы свода стопы и голени.
1
Формировать индивидуальный способ (стиль) пищевого поведения.
Развивать тонус мышц свода стопы и голени. Укреплять мышцы свода стопы и голени.
Беседа «Принципы рационального питания, пищевая ценность основных групп продуктов питания».
Упражнения, направленные на повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.
Тестирование
22.
Основы сбалансированного питания.
Мышцы свода стопы и голени.
1
Формировать индивидуальный способ (стиль) пищевого поведения.
Развивать тонус мышц свода стопы и голени. Укреплять мышцы свода стопы и голени.
Беседа «Питание в особых условиях. Гигиена питания».
Упражнения, направленные на повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.
Работа по карточкам
23.
Социально-нравственные основы здоровья.
Мышцы свода стопы и голени.
1
Формировать умения грамотно выходить из нестандартных ситуаций.
Развивать тонус мышц свода стопы и голени. Укреплять мышцы свода стопы и голени.
Беседа «Соматический и психический компоненты здоровья. Социальные и нравственные аспекты здоровья».
Упражнения, направленные на повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.
Анкетирование
24.
Социально-нравственные основы здоровья.
Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата.
1
Воспитывать правильное отношение к окружающим (культура поведения, интерес к людям, общительность, уступчивость).
Составлять индивидуальные комплексы упражнений. Совершенствовать умения по планированию, самоорганизации.
Беседа «Социальные и нравственные аспекты здоровья. Психогигиена».
Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Защита индивидуальных комплексов упражнений
25.
Социально-нравственные основы здоровья.
Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата.
1
Формировать умения психологической и физической самозащиты. Развивать исследовательские навыки и творческую активность.
Составлять индивидуальные комплексы упражнений.
Беседа «Полезные навыки».
Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Презентация видов самообороны
26.
Социально-нравственные основы здоровья.
Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата.
1
Воспитывать семейно-нравственные ценности.
Составлять индивидуальные комплексы упражнений.
Беседа «Валеологические основы семейной жизни».
Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Презентация генеалогического древа (мини-проекты)
27.
Резервы организма человека.
Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата
1
Формировать индивидуальный способ физического самосовершенствования.
Составлять индивидуальные комплексы упражнений.
Тренинговое занятие «Было бы желание».
Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Наблюдение
28.
Резервы организма человека.
Индивидуальная коррекция отклонений опорно-двигательного аппарата
1
Формировать индивидуальный способ физического самосовершенствования.
Составлять индивидуальные комплексы упражнений.
Тренинговое занятие «Поверь в себя».
Комплексы упражнений в различных исходных положениях, в движении, с применением предметов. Самомассаж биологически активных точек. Упражнения в расслаблении.
Наблюдение
29.
Резервы организма человека.
Массаж и самомассаж.
1
Формировать индивидуальный способ физического самосовершенствования.
Обучать массажу и самомассажу.
Интеллектуальная игра «Что, как, когда и зачем?».
Значение массажа. Виды и способы массажа. Практикум.
Выставка фотографий «И это все о нас»
30.
Резервы организма человека.
Массаж и самомассаж.
1
Формировать индивидуальный способ физического самосовершенствования.
Обучать массажу и самомассажу.
Встреча со спортсменами города
Значение массажа. Виды и способы массажа. Практикум.
Составление индивидуальных карт физического развития
31.
Здоровье семьи – здоровье нации.
Подвижные игры.
1
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Развивать двигательные умения и навыки в ходе проведения подвижных игр.
Беседа «Традиции сохранения здоровья в моей семье».
Подвижные игры.
Анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей)
32.
Здоровье семьи – здоровье нации.
Спортивные игры.
1
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Развивать двигательные умения и навыки в ходе проведения спортивных игр.
Тренинговое занятие с учащимися и их родителями (законными представителями) «Образ жизни как фактор здоровья». Разработка советов-рекомендаций по ведению здорового образа жизни.
Спортивные игры.
Бюллетень
33.
Итоговое занятие.
Закаливание организма.
1
Формировать углубленные знания о правилах сохранения здоровья.
Формировать знания о способах закаливания организма.
Составление индивидуальной программы по самооздоровлению.
Индивидуальные программы
34.
Итоговое занятие.
1
Формировать углубленные знания о правилах сохранения здоровья.
Круглый стол с учащимися и их родителями (законными представителями) «Здоровый образ жизни – залог будущего России».
Методический бюллетень
Методическое обеспечение учебного процесса
Для реализации программы используются разные формы и методы работы: групповая и индивидуальная работа, публичная защита исследовательских работ и мини-проектов, ролевое моделирование, игровая деятельность, практические занятия, а также основные методы обучения:
практические методы, к которым относятся строго регламентированные упражнения, разучивание по частям, разучивание в целом, принудительно-облегчающие, частично регламентированные упражнения, игровой и соревновательный;
методы использования слова, включающие рассказ, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду;
методы наглядного восприятия, объединяющие показ, демонстрацию плакатов, рисунков мелом, зарисовок, выполняемых учениками, предметных пособий, кинофильмов, звуковую и световую сигнализацию.
Применение разноуровневого, дифференцированного, индивидуального и субъективно-личностного подхода значительно повышают качество обучения и воспитания школьников.
В целях развития навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся целенаправленно применяются следующие методы:
метод получения ретроспективной информации, который предполагает анализ литературных источников, анализ архивных документальных материалов (газет, журналов), опрос (анкетирование, беседа, интервью) о прошедших событиях;
метод сбора текущей информации, состоящий из хронометри-рования, регистрации техники выполнения физического упражнения.
Воспитательное воздействие, качественное усвоение учащимися новых знаний и умений зависит от применения эмоциональных, познавательных, социальных, частично-поисковых, объяснительно-репродуктивных методов обучения.
Использование индивидуальных, парных, групповых форм работы и метода круговой тренировки обусловлено спецификой факультативного курса, что облегчает процесс усвоения нового материала, правильность выполнения предлагаемых заданий и создает условия для понимания ценности здоровья и формирования привычки здорового образа жизни.
Сущность программы состоит в том, что факультативные занятия, обеспечивают и ребенку, и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил, т. е. добавляют и детям, и учителю здоровье. Несомненно, что факультативные занятия, включающие в себя элементы здоровьесберегающих педагогических технологий: воспитывают и стимулируют у детей желание быть здоровыми, учат их ощущать радость от каждого прожитого дня, вызывают у учащихся позитивную самооценку, расширяют взаимоотношение с окружающими людьми и способствуют увеличению позитивных мыслей о ценности индивидуального здоровья и здоровья всего человеческого сообщества, психологически настраивают детей на здоровый образ жизни.
В целях достижения положительных результатов необходимо обеспечить образовательный процесс материально-техническим оснащением. Запросы современных учащихся настолько высоки, что без специальных устройств и приспособлений трудно активизировать интерес к занятиям и добиваться хороших результатов. Для качественного усвоения теоретического материала и комплексов коррекционных упражнений целесообразно использовать видеозаписи. Умелое использование ТСО существенно повышает информационную емкость всех сведений. Просмотр учебного кино наиболее эффективен в условиях спортивного зала т.к. не требует затемнения, его использование помогает при разучивании сложных видов движений. ТСО обеспечивает четкость и логичность изложения нового материала, способствует экономии учебного времени. Большую помощь в работе оказывает звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофоны и др.) Ее использование на подготовительном и заключительном этапах занятий повышает работоспособность занимающихся.
Значительный эффект при организации учебного процесса достигается в результате внедрения информационных технологий.
Кадровое обеспечение
Программу факультативного курса «Ступени к здоровью» могут преподавать учителя физической культуры.
Схема управления сопровождением представлена двумя схемами (рис. 3 и 4)
Рис. 3. Коммуникативная схема управления реализацией программы
Рис. 4. Схема управления процессом реализации программы
Финансовое обеспечение
Реализация программы не требует дополнительных финансовых средств, т.е. возможна в рамках текущего финансирования.
Обеспечение преемственности между учебными предметами
Программа факультативного курса «Ступени к здоровью» обеспечивает преемственность между такими учебными предметами, как физическая культура, биология (валеология), экология, а также непрерывность и преемственность физического воспитания, естественного оздоровления и занятий спортом на II ступени образования.
В целях совершенствования и модернизации непрерывной и преемственной системы физического воспитания, естественного оздоровления и занятий спортом данная программа внедрена в образовательный процесс в рамках дополнительного образования.
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека. Реализация в образовательном учреждении такого рода программы – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков, т. к. особое внимание в программе, уделено пропаганде здорового образа жизни.
Кроме того, занятия в рамках программы данного факультативного курса следует рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Система оценки достижения результатов освоения программы «Ступени к здоровью»
Освоение программы факультативного курса не предусматривает балльного оценивания ЗУН обучающихся. Однако в целях оценки достижения результатов освоения программы предполагается проведение ряда мониторинговых процедур, в том числе:
- мониторинг состояния физического здоровья и физического развития учащихся (два раза в год);
- анализ показателя частоты заболеваний обучающихся, посещающих факультативные занятия;
- анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей) по определению рейтинга жизненных ценностей и др.;
- анализ результативности участия школьников, посещающих факультативные занятия, в городских соревнованиях;
- оценка уровня разработанных индивидуальных, парных и групповых проектов различных типов;
- анализ выбора выпускниками основной школы в период итоговой аттестации экзамена по физической культуре;
- анализ показателя качества знаний девятиклассников по итогам выпускных экзаменов.
Литература
Для ученика:
Дидактические задания, разработанные автором программы.
Электронная библиотека. Кирилл и Мефодий, 2003.
Для учителя:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. А. Педагогу о здоровом образе жизни детей. Москва, Просвещение, 2005.
Васильков В.А. Учебно-методические рекомендации для руководителей ОУ, педагогов, специалистов органов управления образованием. Организация и совершенствование современного урока на основе принципа валеологизации учебно-воспитательного процесса г. Ханты – Мансийск, 2002.
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Ростов- на-Дону: Феникс, 2007.
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.: ВАКО, 2004.
Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 2003.
13PAGE 15
13PAGE 142915
ЛАПУТЬКО ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ,
учитель физической культуры
Казенное общеобразовательное учреждение
«Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учебная дисциплина: физическая культура
Вид программы: авторская
ПРОГРАММА
факультативного курса
«Ступени к здоровью»
г. Радужный
Эстетическая культура (иметь развитое творческое начало)
Осмысленность личной жизни, целеустремленность (понимание о смысле жизни, идеале, счастье); активная жизненная позиция
Ценность здоровья и здоровый образ жизни
Отношение к окружающим (культура поведения, интерес к людям, общительность, уступчивость); умение постоять за себя
Мировоззрение (знания современной научной картины мира, понятие философии прав и свобод человека); бережное отно-шение к природе
Модель личности выпускника
Интеллектуальное развитие информационный кругозор, саморазвитие, самообразование, самоорганизация)
Личностные качества (дисциплинирован-ность, внутренняя свобода, порядочность, честность)
Гражданст-венность и патриотизм
Отношение к труду (добросо-вестность, настойчивость, конкурентоспо-собность)
Директор
Заместитель директора
Руководитель школьной методической площадки по здоровьесбережению
Учитель физической культуры (педагог дополнительного образования)
Педагогический совет
Методический совет
Школьная методическая площадка по здоровьесбережению
Школьное дополнительное образование
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 715