Статья:Подготовка учащихся 11 класса школы-интерната № 2 имени М.П. Русакова к ЕНТ
Подготовка учащихся 11 класса школы-интерната № 2
4606290179070имени М.П. Русакова к ЕНТ
З.У. Абеуова, учитель русского языка и литературы
школы- интернат № 2 им. М.П.Русакова, г. Балхаш
Русский язык в Казахстане наряду с государственным – одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества. Место русского языка определено в образовательной системе РК «Законом о языках».
С 2005 года русский язык стал обязательным предметом при сдаче единого национального тестирования. Это подчеркивает его значимость и необходимость для формирования культурной, лингвистически компетентной личности.
Цель проведения уроков русского языка в старших классах – повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к ЕНТ.
На сегодняшний день в школе главная проблема - итоговая государственная аттестация выпускников организаций среднего общего образования. Вы знаете, что любая деятельность учителя должна иметь теоретическую базу. Так что же такое ЕНТ? Единое национальное тестирование обязательно для выпускников школ Казахстана, которые собираются продолжить учебу в вузах. Основными задачами ЕНТ является мониторинг и управление качеством образования при помощи единых измерительных материалов. Введение ЕНТ позволило: объективно оценивать деятельность организаций образования, определять их реальный рейтинг, усилить внимание общественности к проблемам среднего образования, повысить мотивацию учащихся и учителей в хороших результатах обучения, определить направления совершенствования содержания образования, улучшения качества учебных программ, учебников, технологии обучения, подготовки учителей. В связи с введением ЕНТ в школах широко используется такая форма проверки как тестовые задания. Что же такое тест и тестовые задания? Тест - это совокупность специально подготовленных вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовые задания по своей форме напоминают отдельный тест: по структуре, наличию эталона и цены задания. Применение тестовых заданий позволяет: измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков; проверить значительно большой объём знаний; дать более объективную оценку знаниям учащихся; провести проверку выполненной работы быстрее по сравнению с обычными формами; оценить каждого ученика.
Типы заданий в тестовой форме: 1) закрытый - задания альтернативных ответов, задания множественного выбора, задания на восстановление соответствия, задания на установление правильной последовательности. 2) открытый - задания свободного изложения, задания - дополнения. При составлении тестовых заданий следует учитывать следующие правила: 1. Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения. 2. Формулирование вопроса начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать двух часто встречающихся проблем: наличие более одного правильного ответа, наличие только неправильных ответов. Основное требование, тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ. 3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль (тестовое задание должно проверять один элемент). Если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ученик не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания. 4. Правильные ответы должны быть разумны, умело, подобраны, не должно быть явных неточностей и подсказок. Неоспоримые преимущества для учителей тестовых заданий следующие: выявление знаний и умений каждого ученика; своевременное обнаружение пробелов в знаниях; быстрота проведения; простата проверки. А для ученика следующие: это вид работы не утомляет детей; не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно написать; обладает самопроверкой. Но нельзя забывать, что для учащихся на уроках русского языка большое значение имеет развитие речи. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а их необходимо умело использовать в процессе обучения вместе с сочинениями, изложениями, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.
Работу по подготовке к ЕНТ я начинаю в 7-м классе, т.к. изучение орфографии заканчивается в этом курсе. Формирую тесты по разделам орфографии и провожу тестирование. Тестовые задания составляю аналогично заданиям ЕНТ, чтобы дети привыкали к этой форме. Постоянно анализирую выполнение заданий, фиксирую те из них, с которыми учащиеся не справляются, и на уроках разбираем их выполнение. Таким образом, учу детей алгоритму работы с тестами.
В системе обучения нашей школы предусмотрен ряд мероприятий, позволяющих системно и методично подготовить учеников к сдаче ЕНТ, устранить некоторые пробелы в знаниях, откорректировать узкое или неточное представление о чем-либо.
В 11-м классе ведётся постоянный контроль за самостоятельной работой учащихся с тестами. У каждого выпускника имеется тетрадь для работы с тестами, где учитель, проверяя решение тестовых заданий, письменно может объяснить ошибки ученику. На уроках русского языка учащимися предлагаются тестовые задания из тестовых книжек. Постоянно ведется мониторинг пробного тестирования на каждого учащегося. После каждого тестирования проводится детальный анализ допущенных ошибок во внеурочное время. На этих же занятиях проводится попутное повторение всего учебного материала по разделам: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика». Подготовка к ЕНТ активно начинается вестись с сентября месяца. Но постепенная планомерная работа начинается с 8-ого класса, когда учащимся предлагаются тесты. 1. Первоначально составляется планирование по подготовке к ЕНТ, где учитывается программный материал с 5-го по 9-й класс. 2. Подготовка ведется как на уроке русского языка, так и на дополнительном внеурочном часе. 3. Отрабатывается время заполнения и механика закрашивания на специальных бланках, чтобы учащиеся могли, тратя меньше времени на русский язык, выполняли его качественно. 4. Повторяется каждый раздел русского языка. Учитель дает материал на повторение, ученики ведут записи в тетрадях и получают правила распечатки, в которых учителем, по возможности, учитываются различные информационные источники. В дальнейшем ученики накапливают целую файловую папку таких распечаток. 5. После повторения раздела предлагается выполнение тестовых заданий по данному разделу различного уровня. 6. Вводятся контрольные уроки, на которых отрабатываются навыки решения тестов из сборников для подготовки к ЕНТ, последнюю четверть с учащимися непосредственно повторяются, тесты.
Каждую неделю в школе проводится пробное тестирование, которое не только дает преставление об уровне знаний учеников, но и позволяет совершать коррекционную работу: все ученики имеют тетради-пособия, куда вносят сложные, непонятные задания, некорректно поставленные вопросы, а затем решают все вместе с учителями, внося в тетрадь уже правильные ответы. Еженедельно каждый выпускник получает лист ответов по отдельным предметам, что позволяет как учителям, так и одиннадцатиклассникам совершать мониторинг достижений каждого ученика. Все ответы учащихся строго отслеживаются, систематизируются и вывешиваются. Предусмотрены и городские тестирования, предоставляющие карту ответов учеников, которые имеет каждый предметник для устранения ошибок в ответах учеников.
Возможность более подробно, целенаправленно поработать с вопросами тестов предоставляется учащимся на курсах по выбору, являющихся обязательными для одиннадцатиклассников по казахскому языку, русскому языку, истории Казахстана, математике.
У меня на курсах по выбору по русскому языку еженедельно по 2 часа присутствуют учащиеся 11 класса - 6 человек. У каждого учителя имеется календарный план подготовки учащихся к ЕНТ, где расписаны часы лекционных и практических занятий, план формируется с учетом общих требований плана школы по подготовке к ЕНТ. Еженедельно отслеживается посещаемость данных курсов, успеваемость в специальных журналах, контролируемых завучами. Ежемесячно учителя составляют отчет, где выявляют типичные ошибки учащихся, дают сравнительный анализ сдачи школьного и городских ЕНТ.Наша школа-интернат обладает достаточным количеством материалов: электронной библиотекой, пособия книжные, тесты с 2005-2013 год, которые каждый ученик может взять и проработать.
Я предлагаю особое ведение тетради, которая должна состоять из 5 разделов: записанного в виде таблиц теоретического материала, практических упражнений, выполняемых учениками, тестов по определенному разделу, обобщенных тестов, словарей.
Таким образом, системная работа, осуществляемая в нашей школе -интернат, может дать определенный результат.
З.У. Абеуова, учитель русского языка и литературы
школы- интернат № 2 им. М.П.Русакова, г. Балхаш