Урок на тему Сказка и сказочные герои в музыке
Учитель. На предыдущих уроках вы узнали о том, что музыка может выражать различные чувства. Но музыка также может рассказать интересные истории, что мы сумеем не только услышать, но и увидеть. Итак, нас ждет интересное путешествие в театр, где мы посмотрим и услышим сказку. Учитель. Мы очень любим сказки, ведь в них всегда добро побеждает зло. Композиторы любят сказки, поэтому пишут много музыки к ним.
Сегодня к нам на урок пришла добрая фея, которая будет наблюдать за вашей работой, поведением на уроке.
Есть необычные сказки – музыкальные. В них каждый герой изображен определенной музикоюКазкові герои бывают разными. Например, Ивасик-Телесик, Иван-царевич, Котигорошко, Снегурочка, Дед Мороз – делают добрые дела, помогают людям.
- Композитор П.Чайковский довольно часто в своих произведениях изображает героев сказок, и его музыка настолько правдиво отражает сказочных персонажей, что каждый человек может легко почувствовать эту сказочность, слушая его музыку.
- Послушайте музыку П.Чайковского из балета «Щелкунчик», в котором задействованы персонажи - девочка, солдат-щелкунчик, сказочная фея, которая имеет название конфет - фея Драже, и много других, и скажите: к какому названного героя больше всего подходит эта музыка? Кто из них может танцевать под нее?
1. Слушание. П.Чайковский «Танец феи Драже»
- Это танец феи Драже. Инструмент, на котором исполняется эта мелодия, называется челестою. Это за его помощью творятся такие чудесные сказочные звуки. Он похож на маленькое пианино, только внутри не струны, а металлические пластинки, по которым ударяют молоточки.
2. Анализ прослушанного- Как челеста помогает рассказать о фею Драже?
- Добра она или зла?
- Почему вы так считаете?
3. Слушание. П.Чайковский «Баба Яга». Выражение движениями
- Каких героев сказок вы знаете?
- Все, кого вы назвали, делали добрые дела, помогали людям. А кто им мешал? (Баба Яга)
- Вот как о ней рассказывается в одной сказке: «Утром проснулась Баба Яга - костяная нога в своей хатиночці на курьих ножках. Смотрит - нет Ивана-Царевича. Бросилась вдогонку изо всех сил. На железной ступе скачет, тичкою погоняет, метлой след заметает - только ветер свистит, тучи разгоняет...»
- Послушайте, как рассказал П.Чайковский сказку про Бабу Ягу в фортепианной пьесе, которую так и назвал «Баба Яга».
4. Анализ прослушанного- Какой Баба Яга изображена в пьесе?
- Как рассказывает о ней музыка?
- Какими музыкальными средствами передает музыка характер Бабы Яги? (громкими, низкими)
5. Сравнение музыкальных образов
А кто им мешает? Наверное, чаще всего – Баба Яга. Послушайте, как о ней рассказывается в одной сказке: “Утром проснулась Баба Яга - костяная нога в своей хатиночці на курьих ножках. Смотрит – нет Ивана-царевича. Бросилась вдогонку изо всех сил. На железной ступе скачет, тичкою погоняет, метлой след заметает – только ветер свистит, тучи разгоняет...”.
Прослухаймо пьесу Петра Чайковского „Баба Яга” и подумаем, как Баба Яга изображена в музыке!
Дослыдники - опрос класса по теме моя любимая музыкальная казкінфа известные музыкальные сказки что есть в кино и театре
Музыканты-каталог отрывков из сказок, викторина
Художники - альбом по сюжету сказки 1
читель. И снова к нам на урок пришла сказка. Какая именно — вы, наверное, догадаетесь сами. Эта девушка жила с отцом, мачехой и двумя ее дочерьми. Мачеха любила своих дочерей и ненавидела свою падчерицу, которую заставляла выполнять всю грязную и тяжелую работу в доме. У бедной девочки даже не было своей кровати, и поэтому ночью она спала на ящике с золой.
♦ Ли вы догадались, что за сказка пришла к нам в гости?
4.1. Слушание музыки
Учитель. Да, это сказка о Золушке. Золушка очень любила тан-тать. А где можно было потанцевать? Конечно, на балу. Золушка имела большую мечту — попасть в королевский дворец на бал. Все, чего очень желаешь, обязательно сбудется! Так случилось и с Золушкой. Однажды во дворце короля состоялся бал. Мачеха и ее дочери отправились туда, а Золушку оставили дома. Но добрая Фея решила наградить Золушку за ее добрый характер и трудолюбие. Она превратила ее наряд на великолепное платье, а ее ножки обула в хрустальные башмачки. Тыкву превратила в карету, а мышей — в лошадей. Золушка отправилась на бал!
Учитель читает отрывок из сказки Ш. Перро «Золушка» — сцену на балу.
♦ Какой танец исполняли Золушка и Принц?
Послушайте музыку — и вы узнаете этот танец.
Слушание «Вальса» из балета «Золушка» С. Прокофьева.
♦ Что вы услышали в этой музыке?
♦ Какие настроения, чувства Золушки передает музыка? {Роботау тетрадях, с. 21.)♦ Как вы считаете, музыку исполнял один музыкант или их было много?
Вот, ведь не знал же про историю "избушки на курьих ножках". В словаре В. Ы. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилам. Даже самые юные обитатели славянских земель, увы, хорошо знали, что такое избушка на курьих ножках.
Вплоть до XIII–XIV веков, а кое-где и дольше, вплоть до XIX века, на наших лесных территориях покойников хоронили в гробах — «избах смерти». Это был отличный способ захоронения для богатых деревом северных земель с их вечно промерзшей землей. Выбирались несколько стоявших рядом деревьев, их срубали на высоте полутора-двух метров, корни подсекали и частично вытаскивали наружу, чтобы уберечь стволы от гнили, а вверху возводили небольшую избушку, куда и помещали труп вместе с причитавшимися ему яств и кое-каким скарбом. В такую избушку почти не могли попасть хищники, а стоят они могли десятилетиями и веками.
Бабка-Язва,(Баба-Яга) Старуха-Мор, а именно сама Смерть, конечно, рассматривала эти домики как свое законное жилье. Ее костяная нога, принадлежавшая миру мертвых, грозный стучала на тех, кто осмеливался сунутся ближе к этому охраняемому захоронению. И все Иваны Царевичи, попадавшие к ней в гости, проходили то обряды, которые были положены покойникам: их обмывали, избавляя от «человечьего духа», выдавали им пищу в долгий путь и укладывали спать — надолго.
Избушка на куурьих ножках — в славянской мифологии место перехода из земного мира в потусторонний мир; поворачиваясь, избушка открывает свою дверь то в мир живых, то в мир мертвых, поэтому герой не может ступит на землю потустороннего мира и вынужден идти по нитке разматывающегося клубка.