Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему Сказочные человечки
Литературное чтение
Урок 42.
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Сказочный герой Чиполлино и его семья (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I
Артикуляционная гимнастика
II
·II. Актуализация знаний.
IY
Организационный момент.
А)Добрый день, дорогие ребята, гости ! Улыбнитесь друг другу Подарите свою улыбку мне , гостям . Глубоко вдохните и выдохните беспокойство . Вдохните в себя свежесть и тепло солнечных лучей .
Б)настроим голосовой аппарат на работу :
-наклоните голову вперёд вниз, достав подбородком до груди, затем назад, наклоните к правому плечу, левому ;
-поглаживайте ладонями от середины лба к вискам, от переносицы к вискам;
-почешите язычком зубки , потом язычок гуляет на лужайке, встречается со шмелём ж-ж-ж, гуляет на лужайке, встречается с пчелой з-з-з, гуляет на лужайке ,встречается с кузнечиком ц-ц-ц
Ситуация успеха. Стадия вызова. Определение темы урока.
- Настроимся на волну успеха Мы молодцы ! У нас всё получится .
2 а) Выразительное чтение «Польки-птички».
Упражнение в чтении (тетрадь, задание 1 на с. 20).
Планирование деятельности
Как вы , ребята , думаете чем мы будем заниматься на уроке ?
-учиться грамотно читать;
-читать , думая;
-учиться работать с текстом;
(Слайд)
Что мы сейчас делали ? (планировали свою деятельность )
_ Учитель:Вы верите в чудеса ?Приглашаю Вас отправиться за чудесами .
Закройте глаза. А теперь откройте. Кто это появился ? (Показываю литературного героя Афанасия )Вы узнали нашего помощника? Он тоже любит чудеса и вы знаете что у него много друзей в разных книгах.Он с ними дружит и вас со своими друзьями знакомит .
А)В разделе» Сказочные человечки» мы познакомились с некоторыми героями .Выберите и назовите их.Будем работать в парах . Один человек из пары будет отвечать (Медведь, Муми-троль, Буратино, Бильбо Бэгинс, Пятачок, лисица,Винни-Пух, слон, карандаш, Дюймовочка) СЛАЙД
-А в каких произведениях они встречались? СЛАЙД
Туве Янсон «Шляпа волшебника» (Муми-троль)
А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Джон Роналд Руэл Толкин (Бильбо Бэгинс)
Алан Милн «Винни –Пух» (Винни-Пух, Пятачок)
-Молодцы! Всё помним! (Проблемная ситуация)
Б)Волшебство продолжается .Смотрите , ребята, я принесла шкатулку.В ней лежит какой-то предмет .Для того, чтобы её открыть , надо отгадать загадку .
СИДИТ ДЕД , ВО СТО ШУБ ОДЕТ.КТО ЕГО РАЗДЕВАЕТ, ТОТ СЛЁЗЫ ПРОЛИВАЕТ.
-Правильно , лук.А вы знаете как звучит слово «луковица» по –итальянски?
(Чиполлино)
-Кто может сказать , о ком мы будем читать произведение? (О луковке Чиполлино)
-А жанр произведения вы узнаете легко . Маша Дружинина почитает как в толковом слове Ожегова о нём пишется «Это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных , фантастических сил »
(сказка)
-И так , тема сегодняшнего урока : : Сказочный герой Чиполлино и его семья (Джанни Родари «Приключения Чиполлино»).
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
2 4 3 1 1 2 3
I. Работа с авторским текстом (с. 153).
Текст читает учитель. Вопросы после чтения:
– Чем близки сказки А. Толстого про Буратино и Дж. Родари про Чиполлино? (Обе сказки имеют отношение к сказке Коллоди «Приключения Пиноккио».)
(Слайд)Джани Родари
Рассказ девочек. (Марина Рыжова)
Джанни Родари родился, рос, учился в Италии. Потом он сам стал учить маленьких непоседливых детей. И когда они особенно шалили, молодой учитель не наказывал их, а присев на край стола, начинал тихо-тихо рассказывать ученикам любимую сказку своего детства «Приключения Пиноккио». Маленькие мальчики и девочки затихали, покорённые рассказчиком, и только раздавалось просительное: «Ещё, пожалуйста!» – когда дети чувствовали, что сказка подходит к концу...
(Белоусова Диана)
И тогда учитель на ходу выдумывал новые приключения Пиноккио.
И чудеса продолжались! Весело смеялись дети, и вместе с ними заразительно смеялся их молодой учитель, наделённый даром фантазии.
Возможно, именно тогда родилась у Джанни Родари идея создать своего сказочного человечка – Чиполлино, но напишет он эту книгу намного позже, после войны.
Марина Ендылетова
Я хочу дополнить . Его отец , булочник по профессии, умер , когда Джани было только 10 лет. Матьбыла служанкой и тоже рано умерла . Он много работал у богатых людей . Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения .
Вопрос : Какую бы отметку вы поставили за рассказ девочкам ?(взаимооценка)
Посмотрите на Италию . Какие очертания имеет Италия ? Включите воображение . (Сапог) ?Слайд?
Учитель– Похожи и герои сказок – Буратино и Чиполлино. Что в переводе с итальянского означает слово Буратино?(деревянная кукла) А слово Чиполлино?(луковка)
Рассказ девочек Маша Ох. И Маша Дружинина
(Маша Ох.)Чиполлино – шустрый и смышлёный мальчик Луковка, герой сказки Родари, где все персонажи – овощи или фрукты: кум Тыква, сапожник Виноградинка, адвокат Горошек, девочка Редиска и мальчик Вишенка, профессор музыки Груша, старый Чиполлоне – т.е. Лук –
·с многочисленными детьми-луковками и др.
(Маша Др.)В этом сказочном огородном сообществе все действуют, как и в жизни, есть скромные бедняки вроде кума Тыквы и старого Чиполлоне и есть их притеснители – злой и жадный синьор Помидор, чванливый принц Лимон с армией Лимончиков и спесивые графини Вишни.
– Хотите познакомиться с героями ? Тогда смотрим . хоровое чтение
II Просмотр и хоровое чтение .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Он досаждает синьору Помидору, находит себе верных друзей (ловкую девочку Редиску, доброго и умного мальчика Вишенку) и с их помощью освобождает из тюрьмы отца и других узников. С криком «Долой принца Лимона!» вся овощная деревня в конце концов загонит в темницу своих мучителей и дармоедов Помидора, Лимона и Вишен, а замок злых графинь превратится в весёлый Дворец детей, куда огородные малыши во главе с Чиполлино будут ходить играть и учиться.
– Хотите узнать, что будет дальше?
III. Работа с текстом отрывка из сказки (часть 1).
1. Работа с текстом до чтения: с.154
– Всю ли сказку мы будем читать? Как вы об этом узнали?
– Кого мы видим на иллюстрации? Как выглядит Чиполлино? Почему его нельзя спутать с другими героями? Как зовут пса? Прочитайте подзаголовок после названия сказки.
– О чём будет говориться в этом отрывке?
– Как это – одурачил? Подберите синонимы к слову.В. Какие слова называются синонимами ? (Обманул, провёл...)
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Буксирное чтение (учитель- ученик)
После чтения 1-го абзаца:
– Дюжина Лимончиков – это сколько? (Двенадцать. Вот сколько понадобилось солдат, чтобы выгнать одного старого кума Тыкву.)
– Обратите внимание: кавалер Помидор прикатил в карете. Чем отличается глагол прикатил от близких по смыслу слов приехал, прибыл?
(Чувствуется отношение автора к герою – отрицательное. Вот сколько важной информации может заключаться только в одном слове!)
– Какой же домик был у кума Тыквы, если туда поселили пса? (Очень маленький, как собачья будка. Но это всё, что было у кума Тыквы!..)
После чтения 2-го абзаца:
– Что ещё узнали об этом герое? (Он хотел, чтобы его уважали, но в его понимании это значит – боялись.) Какое слово подсказало? (Угрожающе посматривая вокруг...)
– Что значит – пришлый оборванец?(человек в изорванной , изношенной одежде)
О ком так говорит Помидор? Догадались? (О Чиполлино, он из семьи бедняков.)
После завершения чтения текста 1-й части:
– Что чувствовали Чиполлино и Виноградинка?
– Что чувствовал кум Тыква? Как он выражает свои чувства?
– На какие группы вы бы разделили всех героев, с которыми познакомились в этой части? (Помидор, Лимончики, Мастино – Тыква, Виноградинка, Чиполлино.)Почему так?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали? (умение работать с информацией)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
·
·
·. Итог.
Рефлексия
– Что вы узнали о Чиполлино и его семье?
Озаглавить 1 часть ? в тетради (Чиполлино из семьи бедняков)
– Мы только начали читать сказку, но тем не менее попробуйте сказать, чем так похожи деревянный Буратино и луковый Чиполлино? (Они оба были мальчиками )
Вы, ребята, молодцы! Вы были трудолюбивы .Поднимите руку у кого сегодня многое получилось , кто был доволен собой и хочет дальше также работать
– С каким настроением уходите с урока?(Можно раздать карточки)
– Как бы вы сами оценили свою работу?
-Трудности испытывали вчём?
·V. Домашнее задание.
1. Выразительно читать ч. 1 (с. 154–155).
2. Выполнить задание 4 в Тетради по литературному чтению (с. 21).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
– Пересказывать текст подробно и выборочно.
Чему же учит эта сказка? (Мужеству в преодолении невзгод, делать добро другому, умению радоваться солнышку, цветку, человеческой улыбке. Но чтобы полнее ответить на этот вопрос, надо прочитать полностью сказку Дж. Родари «Приключения Чиполлино».)
© ООО «Баласс», 2012
13 PAGE 14615
Заголовок 315