Программа по литературе для 8 класса. (К учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва).


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
«Рассмотрено»
Руководитель МО
МБОУ СОШ №4
Опарина Г.Л.
Протокол МО № 1 от «25»
августа 2014г.
«Согласовано»
Председатель методсоветаМБОУ СОШ №4Янковская Т.Е.
Протокол м/совета №1от
«25» августа 2014г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №4
Менщикова Н.В.
Приказ № 317 « 26 » августа2014г.
Рабочая программа
основного общего образования
по литературе
( 8 класс)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Макарова Мария Николаевна.
2014-2015 учебный год
Содержание.
1.Пояснительная записка
1.1.Статус документа
1.2.Общая характеристика учебного предмета
1.3.Место курса в учебном плане
1.4.Цели обучения
1.5.Задачи обучения
2.Программное и учебно-методическое оснащение программы
2.1.Литература для учителя
2.2.Литература для учащихся
3.Учебно-тематический план
4.Содержание курса
5. Календарно-тематическое планирование
6.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
примерная программа основного общего образования по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.) (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
(письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
на основе новых СанПиН нормах « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(от 29.12.2010г.);
на основе методических рекомендаций Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
на основе разработанных ОУ образовательной программы школы и программы развития школы « Наша новая школа».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31марта 2014года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения (предмет), которые определены ФГОС, Законом РФ « Об образовании» (статьи №14, 32). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
1.2.Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Главной целью основного общегообразования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Речевое общение. Способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. Владение   монологической и диалогической речью, умениевступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей.
Способность учащихсясамостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Речевой этикет, этикет письма, этикет беседы.
Место предмета в учебном плане.
На изучение курса отводится 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 часа в неделю. Из них на развитие речи 8 часов, на уроки внеклассного чтения 8 часов. Это соответствует базисному учебному плану на 2014 - 2015 учебный год.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию).
Особенности организации учебного процесса. В 8 классе продолжается формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умение осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 8 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Произведения программы по литературе 8 класса включают исторический аспект.Во многих произведения затронута проблема личности в историческом процессе. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся.
В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения и развития речи учащихся. Календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за 70 учебных часов в объёме 2 часа в неделю.
1.4. Целиобучения.
Изучать литературу как искусство слова, акцентируя внимание на эстетических, нравственных ценностях, заложенных в текстах;
формировать грамотного читателя, свободно владеющего словом;
воспитывать духовно развитую личность, формировать  гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.
1.5.Задачи обучения.
Использование теоретико-литературных понятий для более глубокого постижения мастерства писателя;
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
формирование способности к анализу художественных произведений;
умение пользоваться литературоведческими справочниками, словарями, Интернет-ресурсами и другими источниками информации;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и других компетенций.
2. Программное и учебно-методическое оснащение программы.
2.1. Литература для учителя.
Рабочая программа по литературе составленная на основе примерной программы 5-9 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2011 г.
Учебник. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011.
Методическое пособие для учителей:
В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература.8 класс.Методические советы. – М.: «Просвещение», 2006.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. –М.: Вако, 2007.
О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Экзамен, 2004.
Литература 8 класс. Поурочные планы. Автор-составитель С.Б.Шадрина. – Волгоград:Учитель, 2008.
2.2. Литература для учащихся.
Учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2006.
Э.Л.Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2007.
Л.Л.Страхова. Литература. 8 класс. Доклады. Рефераты. Сообщения. С-П.:Литера, 2006.
№ п/п Содержание К-во час. Контроль
РР ТК Вн.чтПР(т) ПК
1 Введение 1 2 Устное народное творчество 2 1 3 Из древнерусской литературы 2 1 4 Из русской литературы 18 века 6 1 1 5 Из русской литературы 19 века 38 7 2 6 7 6 Из литературы 20 века 13 1 1 1 7 Из зарубежной литературы (+итоговый урок). 8 1 1 1
Итого 70 8 3 8 12 1
Всего 70ч. Из них РР 8ч.: ТК 3ч.; ПР(т) 12ч.; ПК 1ч.
3. Учебно-тематический план.
Условные обозначения:РР – развитие речи, ТК – текущий контроль, ПР(т) – проверочная работа (тест), ПК-промежуточный контроль, Вн.чт. – внеклассное чтение.
4. Содержание курса.
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обзор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»;Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.Фатьянов. «Соловьи»;Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Анненский. «Снег»;Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»;Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими РодинеН.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
5. Календарно-тематическое планирование.
Литература 8 класс. 35 недель. 2 часа в неделю. Развитие речи 8. Внеклассное чтение 8.
№ п/п Тема урока Элементы содержания Формы и виды деятельности на уроке Элементы дополнительного содержания Д/ЗДата проведения по плану.
1 Введение. Образное отражение жизни в искусстве.
Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства уч-ся. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Лекция, беседа, работа с книгой, творческая работа Учить составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа; сочинение-миниатюра (попытка создать свой собственный образ) ; умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью Закончить творческую работу, пересказ стр. 3-4 Устное народное творчество 2 часа 2. Лирическая песня как жанр народной поэзии. Устное народное творчество; отражение жизни народа в народных песнях; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста. Жанры фольклора. Русские народные песни (лирические, исторические). Отражение жизни народа в народной песне. «В тёмном лесе», «Уж ты ночка…», «Пугачёв в темнице». Частушки как малый жанр фольклора Рассказ учителя, беседа Особенности художественной формы фольклорных произведений; выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью Стр. 7-9, выразительное чтение на выбор. Самостоятельно подготовить тему «Частушки 3. Предания. Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора; повторить элементы сопоставительного анализа текста. Жанры фольклора: предания. Предание «О Пугачёве», «Пугачёв в темнице», « О покорении Сибири Ермаком». Особенности формы и содержания народных преданий. Работа по карточкам, беседа Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.
Теория: песня, частушка, предания. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», задание 1, стр.16 Из древнерусской литературы 2 часа. 4 «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» Развить понятие о древнерусской литературе, расширить представления об особенностях житийного жанра; формировать навыки комментированного чтения. Многообразие жанров древнерусской литературы: летопись, слово, житие, поучение, сатирическая повесть. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествия и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Викторина «Узнай произведение и определи его жанр», беседа Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.
Задание 4, стр. 26, чтение по ролям фрагментов повести, письменная характеристи-ка князя 5 «Повесть о Шемякином суде» Познакомить с повестью 17 века, которая осуждает и корыстолюбивых судей, и судопроизводство в целом, отметить важнейшие черты средневековой литературы; познакомить с особенностями поэтики бытовой сатирической повести 17 века.
«Шемякин суд». Новые литературные герои- крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Урок внеклассного чтения. Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.
Стр. 20 – 30, развернутый ответ о впечатлении о повести Из литературы 18 века 6 часов. 6, 7,8. Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Дать понятие о классицизме, Сатирическое направление комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Классицизм как литературное направление. Классическая комедия. Обучение анализу эпизода драматического произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Говорящие имена в традиции русской классической литературы». «Вот злонравия достойные плоды» Беседа, работа с книгой, мини-сочинение; работа с репродукцией картины; мини-сочинение
1н урок развития речи. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью. Дочитать пьесу до конца, подготовить инд. сообщения, выразитель
ное чтение по ролям, характеры героев; мини-сочинение .
11 К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. «Смерть Ермака». К.Ф. Рылеев. Слово о писателе. «Смерть Ермака». Историческая основа думы. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке. Литературные роды и жанры: дума. Познакомить с жизнью и творчеством Рылеева, дать понятие думы, работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить рецензировать ответы одноклассников Беседа, работа с книгой, групповая работа, Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью. Выбор видов чтения в соответствии с поставленной целью; извлечение информации из различных источников.
Теория: дума Мини сочинение (темы в тетради по литературе) стр. 88-93 читать, стр. 93?№1-8устно. 9, 10 И.А. Крылов. Слово о писателе. «Лягушки просящие царя», «Обоз». И.А. Крылов. Слово о писателе. «Лягушки просящие царя». Критика «общественного договора»- мораль басни.
«Обоз». Нравственно-воспитательный пафос литературы: осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства. Критика вмешательства Александра 1 в тактику и стратегию Кутузова. Изобразительно-выразительные средства в художественных произведениях: аллегория. Беседа, работа с книгой, Инсценирование басни, рассказ учителя, беседа, игра; Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение текста. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью. Теория: аллегория, басня, иносказание Стр. 82-86 прочитать. Стр. 84?№1,2,3,5,6устно, ?№4 письменно в тетрадь.. Составить цитатный план статьи стр. 80-82подготовить чтение выразит. басни, стр. 84 ?№4 письменно. Из русской литературы 19 века (30 часов.) 12, 13,14. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Стихи. А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
А.С. Пушкин «К ***» ( Я помню чудное мгновение»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
А.С. Пушкин!19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Беседа, работа с книгой, групповая работа, чтение наизусть. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение монологической и диалогической речью. Выразительное чтение текста Стр. 105-212 прочитать, 220-227 выразительное чтение.
Подготовить устные ответы на вопросы учебника, письменные ответы на вопросы. Выразительное чтение и чтение наизусть. 15. А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка» Знать основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, исторические источники, содержание изучаемого произведения; выяснить причины обращения Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Беседа, работа с книгой, сообщение Уметь делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева; использовать различные виды чтения; владеть монологической и диалогической речью. Теория: роман, повесть, хроника, семейные записи Дочитать роман «Капитанская дочка», стр. 96-98 16. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование личности П. Гринева «Я жил недорослем» Определить жанровые особенности произведения, проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выделять смысловые части текста. Гринёв- жизненный путь героя. Формирование характера. «Береги честь смолоду» Аналитическая беседа, работа с текстом, устные сообщения Уметь рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринева. Сообщения:
1) Первые жизненные испытания П.Гринева.
2) Что такое милосердие? Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога Стр. 215 ? №3 письменно, стр. 216-218 работа в парах. 17. Гринев и обитатели Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых» Проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми, знать содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов повести; умение владеть различными видами пересказа, Гринёв- жизненный путь героя. Формирование характера. «Береги честь смолоду». Маша Миронова- нравственная красота героини. Аналитическая беседа, работа с книгой, письменная работа Письменный ответ «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»; владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога. Теория: мемуары, жанр, сюжет Подготовить характеристику персонажа. 18. Гринев и Швабрин. Проблемы чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика Сформировать представление о двух героях повести – Гриневе и Швабрине, их поступках и мотивах поведения, выделить основные проблемы; уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев, выражать свое отношение к поступкам героев, выявлять авторскую позицию Проблемные задания, сжатый пересказ, аналитическое чтение Сообщение: 1) Роль пейзажа и интерьера в художественном тексте. 2) Роль эпиграфа в повести. Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога Стр. 219 «Подведём итоги»?№5,6,7 (устно). «Развивайте дар слова» ?№21 письменно. 19.
2я четверть. Пушкинский Пугачев. Создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачева; формировать представления учащихся о народной войне в анализируемых главах, проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева; уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному. Швабрин - антигерой. Значение Савельича в романе. Пересказ, словарная работа, беседа, мини сочинение.
Урок развития речи. Рассуждения: 1) Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева?
2) «Зеркальные» сцены в романе . Владение монологической и диалогической речью; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства Мини-сочинение «Каким я увидел Пугачева?» Принести текст «Пиковая дама» 20. «Старинные люди» и Маша Миронова Создать условия для раскрытия смысла названия повести, отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа героини; умение владеть различными видами пересказа Аналитическая беседа, рецензирование сочинений, работа по карточкам, беседа, комментирован-ное чтение Инсценировка отрывков из повести Пушкина. Найти в тексте «зеркальные сцены». Владение монологической и диалогической речью. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материалы Сообщения, Письменно ответить на вопросы в тетради. 21 Подготовка к домашнему сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Форма и содержание литературного произведения: композиция. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в произведении. Фольклорные мотивы романа. Реализм в русской литературе. Литературные роды и жанры: роман. Подготовка к домашнему сочинению. Тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания, учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки; продолжить совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему. Подготовка к сочинению, домашнее сочинение.
Урок развития речи. Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанноеПодготовить план сочинения к одной из тем сочинений. 22. Анализ домашнего сочинения. Заключительный урок по роману «Капитанская дочка» Подвести итог изучения романа, отметить жанровое своеобразие произведения, особенности сюжета и композиции, выяснить позиции автора и рассказчика Анализ сочинений, рецензирование работ товарищей, урок контроля.
Урок развития речи. Свободная работа с текстом художественного произведения; самостоятельное планирование и проведение исследования Написать сочинение в тетради, темы см. в тетради. 23. А.С. Пушкин «Пиковая дама».
А.С. Пушкин «Пиковая дама». Форма и содержание литературного произведения: композиция, система образов. Мотив карт и символика чисел, его место в философской концепции повести Пересказ, словарная работа, беседа.
Урок внеклассного чтения. Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; Стр. 232-253 прочитать. Стр. 258 ответить на вопросы №1,2,3,4 индивид.задания. 24. М.Ю.Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ. Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры, познакомить с лирикой поэт, символическими образами, познакомить с поэмой «Мцыри»; учить определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Лермонтов и Тульский край. Отношение поэта к историческим темам и воплощение этих тем в творчестве. Лекция, работа с книгой, демонстрация Рассуждения: 1) Сравнение как основной композиционный прием в стихотворениях поэта; осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Стр. 232-253 прочитать. Стр. 258 №1,2,3,4 индивид. задания. 25. Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри» Дать возможность ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целитель-ную силу звучащего слова, в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы, работать над
выразительностью чтения; учить анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль средств художественной выразительности
Аналитическая беседа, выразительное чтение, работа с книгой, демонстрация, цитатный план Пейзажи Кавказа (материал с уроков ИЗО) в произведениях М.Ю.Лермонтова. Способность передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью. Теория: лирический герой, поэма, идея, сюжет, композиция Индивид. задания №? 1,2,3,4 стр. 259! 26. Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме. Создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости, совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания; учить владеть монологической и диалогической речью. Совместная деятельность учащихся, работа с критическим материалом, мини-сочинение Рассуждения: 1) Что узнал о жизни и о себе Мцыри за три дня скитания? 2) Смысл, заключенный в эпиграфе. Умение развернуто обосновывать суждения, давать оценку поступкам героев, приводить доказательства, используя цитатный материал Мини-сочинение «Читая «Мцыри», подготовить
ся к контрольной работе. Задание в тетради. 27. Классное сочинение «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри» Проверить и обобщить знания учащихся по поэме Лермонтова, закрепить
литературоведческие понятия; учить дискутировать,
аргументировано высказывая свое мнение. Урок развития речи. Комплексный анализ текста; исследование фрагмента текста; умение перефразировать мысль; использование различных видов чтения; выбор и использование выразительных средств языка. Теория: метафора, сравнение, эпитет, гипербола. Домашнее сочинение. Тема и план работы в тетради. 28. Н.В. Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. Вспомнить произведения Н.В. Гоголя, изученные ранее, дать представление об особенностях драматического произведения, познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация Знать особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия»; характеристика действующих лиц комедии, устное рисование; использование различных видов чтения; владение монологической и диалогической речью. Теория: драматическое произведение, комедия «Ревизор» прочитать. Стр. 247-250, выразитель
ное чтение по ролям 1 и 2 действия комедии, инд. задания с использованием специальной лексики 29. «Ревизор»: 1- 2 действия. Хлестаков и «миражная интрига» Познакомить, прокомменти-ровать и обсудить события и характеры 1 и 2 действий комедии, знать основы сценического поведения, содержание комедии; Владеть различными видами переска-за, участвовать в диалоге по произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать свое отношение к прочитанному Совместная деятельность учащихся, пересказ, чтение по ролям Первые сценические опыты. «Сыграть» (объяснить) поведение своего персонажа; владение основными видами публичных выступлений; умение обосновывать суждения, приводить цитатный материал. Стр. 265-2976 прочитать. 30. «Ревизор»: третье действие. Семейство Городничего Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение, продолжить работу по анализу комедии; работать над выразительным чтением по ролям Беседа, работа с книгой, чтение по ролям, тест Подготовить инсценировку из эпизодов; словесный портрет Хлестакова; владение основными видами публичных выступлений; умение обоснованно приводить доказательства при помощи цитатного материала План развития действия в тетради. 31. «Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества Сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, побудить учеников к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и вниматель-ному прочтению деталей гоголевского произведения; учить строить письменные и устные высказывания в связи с изучением произведения Проблемные задания, чтение по ролям, совместная деятельность, характеристика героев, мини-сочинение Индивидуальное задание «Сценическая история комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Рассуждение: Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем? Умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа Мини-сочинение «Каким я хочу видеть свой душевный город?», дочитать пьесу до конца. Доделать план развития действия в тетради. 32. «Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление Завершить чтение комедии, показав новизну финала (немой сцены), отметить, как своеобразие действия пьесы «от начала до конца, вытекает их характеров», критика о пьесе Гоголя; учить строить письменные и устные высказывания по произведению Тезисы из критических статей, работа с иллюстрациями, аналитическая беседа Знать содержание статьи Белинского о комедии «Ревизор»; определение понятия «Хлестаков-щина»; уметь составлять тезисы к статье; обоб-щать изученное по харак-терам героев; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, исполь-зуя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений Подготовиться к проверочной работе. Доделать план развития действия в тетради. 33.
3я четверть. Р/Р Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование. Выявить степень усвоения основных положений текста произведения и проблемати-ки, систематизировать и обо-бщить изученное; уметь пра-вильно и быстро подбирать нужный вариант ответа, обо-бщать изученное по харак-терам героев, выражать свое отношение к прочитанномуПроблемные задания, аналитическая беседа, выступления учащихся.
Урок развития речи. Поиск нужной информа-ции в источниках различ-ного типа; использование мультимедийных ресур-сов и компьютерных технологий для обработ-ки, передачи, системати-зации информации Домашнее сочинение. Составить план сочинения по комедии в тетради. Таблицу доделать. 34, 35. Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе Продолжить разговор на тему образ «маленького человека» в литературе, мечта и реальность в повести. Н.В. Гоголь «Шинель».Тема «маленького» человека и её развитие. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.
Петербург как символ вечного адского холода . Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении. Урок внеклассного чтения Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений Прочитать самостоятельно повесть Н.В.Гоголя и составить план повести. 35. И.С. Тургенев. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася» Расширить знания о личности и взглядах И.С.Тургенева, показать связь его творчества с историей, углубить понятие о русском национальном характере; продолжить работу с малой прозаической формой Лекция, работа с учебником, сообщения учащихся Свободная работа с текстом; изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Теория: прототип в художественной литературе Дочитать повесть, озаглавить главы повести, стр.397 36. История семьи Гагиных. Психологизм повести Отметить «тайный психоло-гизм» Тургенева, который проявляется в речевой характеристике героев; про-следить, как складывается характер Аси, задуматься над формированием собственных характеров; совершенство-вать навыки характеристики героев, выразительного чтения, пересказа Эвристическая беседа, работа над цитатным планом, пересказ Закрепить навыки работы над планом, различные виды пересказа. Теория: повесть, фабула, сюжет. экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм. Закончить цитатный план, инд.задания по группам 37. Н.Н.- главный герой повести. Образ рассказчика. Продолжить текстуальный анализ повести, проследить за отношениями героев, учить цитировать текст, подтверждая свои мысли Владеть различными видами пересказа Проверочная работа, беседа по вопросам Поиск нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации Подготовить выразительное чтение 12, 16 глав, мини-сочинение «Повесть «Ася» заставила меня задуматься о…» 38. Р/Р. Стиль тургеневской прозы. Н.Г. Чернышевский о повести «Ася» Учить воспринимать мнения критиков и формировать собственное мнение, отметить гибкость, богатство и точность эпитетов, обратив внимание на стиль тургеневской прозы.
Работа с книгой, беседа по вопросам, письменная работа на выбор.
Урок развития речи. Поиск нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации; составление киносценария Составить цитатный план по биографии Салтыкова-Щедрина. 40. М.Е. Салтыков – Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно-политическая сатира Вспомнить основные страницы жизни и творчества писателя, сформулировать свое собственное, личное отношение к его произведениям; познакомить с художественно-политической сатирой писателя; отметить иронию писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй Урок внеклассного чтения Теория: гротеск как средство художественной выразительности Прочитать отрывок стр. 5-14, инд. задание по группам, вопросы стр. 14
«Поразмышляем о прочитанном» ?№2 письменно. 41-42. Анализ отрывка из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова – Щедрина: «О корени происхождения глуповцев» Заинтриговать учеников, пробудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятель-ную исследовательскую работу; показать что «История…» - пародия на официальные исторические сочинения; Беседа по вопросам, сообщения учащихся, чтение по ролям Показать своеобразие историзма Салтыкова –
Щедрина, развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения. Теория: Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятияПисьменный вопрос доделать. «Старый гений» прочитать ответить на вопросы после текста. 43. Н.С. Лесков «Старый гений» Продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений; отметить отношение Лескова к России. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Деталь как средство создания образа в рассказе. Литературные роды и жанры: рассказ. Сообщения учащихся, викторина.
Урок внеклассного чтения. Развивать навыки анализа текста, Задание по вариантам 44. Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала» Жать представление о личности и творчестве писателя; показать особенности композиции рассказа «После бала» Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация иллюстраций Дать понятие о роли антитезы в идейной и художественной ткани рассказа Стр. 26 ?№2 письменно в тетрадь, (написать мини-сочинение). 45. Художественные особенности рассказа «После бала» Отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика; совершенст-вовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика Аналитическая беседа, проблемные вопросы, Прием контраста, уметь сопоставлять эпизоды рассказа, владеть различными видами пересказа Стр. 26 ?№2 письменно в тетрадь, (написать мини-сочинение). 46. Историзм литературы. Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей Создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика. Историзм и психологизм в литературе. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Изобразительно-выразительные средства языка - антитеза. Роль антитезы в композиции рассказа. Проблемное изложение, аналитическая беседа, проблемные вопросы, письменная работа.
Урок развития речи. Знать содержание рассказ и приемы анализа текста; уметь сопоставлять эпизоды рассказа ?№1 устно. «После бала» прочитать. 47-48. Поэзия родной природы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков – певцы родной природы. Анализ лирического стихотворения Учить умениям выразитель-но читать стихотворение, видеть роль выразительных средств в раскрытии идеи стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста Проблемные задания, сообщения учащихся, отзывы о прочитанных стихотворениях Создать на уроке лирическую атмосферу; определить своеобразие лирики указанных поэтов, начать работу над анализом лирического стихотворения Стр. 47-57 прочитать. Выучить наизусть од-но из стихо-творений, письменный анализ стихотворе-ния. 49. А.П.Чехов: «Мое святая святых…» Трилогия. «Человек в футляре» Вспомнить основные события жизни писателя, отметить, что запомнилось больше всего, что показа-лось особенно важным; рассмотреть вопрос, кото-рый волновал Чехова, - воп-рос человеческой свободы; проанализировать рассказ «Человек в футляре». Аналитическая беседа, комментированное чтение, работа с книгой, самостоятельная работа по группам Развивать навыки выразительного чтения, анализ текста Стр. 47-57 прочитать. Прочитать рассказы «О любви», «Крыжовник», вопрос 5 письменно в тетрадь., стр. 58 50. Рассказы А.П.Чехова «О любви», «Крыжовник» Рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной, отметить, что любовь является своеобразной проверкой свободы человека от лжи перед самом собой Аналитическая беседа, чтение монолога, работа с текстом, словарная работа.
Урок внеклассного чтения. Уметь сопоставлять эпизоды рассказа, владеть различными видами пересказа Мини-сочинение, инд.задание по рассказам Чехова Из литературы 20 века (13 часов) 51. И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи» Дать представление о нравст-венной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви Проблемные задания, сообщения учащихся, работа с книгой Уметь сопоставлять эпизоды литера-турных произве-дений и сравнивать их героев, выражать свое отношение к прочитанномуСтр. 65-66, вопрос 2 стр. 66, самосто-ятельно прочитать рас-сказ «Куст сирени». 52. А.И.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени» Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества писателя, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой Уметь выделять смысловые части рассказа Прочитать рассказ Горького «Челкаш», заполнить таблицу в тетради, инд.задание по биографии. 53. М.Горький: страницы биографии. Рассказ «Челкаш» Знать основные факты жизни и творчества М.Горького, начать работу над рассказом, дать представление о причинах проявления интереса писателя к людям, опустившимся на дно жизни; рассказать об истории создания рассказа Аналитическая беседа, проблемные вопросы, сообщения учащихся, работа с книгой Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств в рассказе, выявлять авторскую позицию Пересказать эпизод «Дела Челкаша и Гаврилы». 54. А.А.Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Цикл «На поле Куликовом» Дать представление о личности А.Блока и об исторической теме в его творчестве; дать понятие «символизм», подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия» Сообщения учащихся, работа над стихотворением, анализ стихотворения, аналитическая беседа Уметь определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику произведения, выразительно читать стихотворения Стр. 77-80 перессказ любой главы, стр. 81-95 выбрать стихотворение для чтения наизусть. 55. С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев» Расширить представления о личной и творческой биографии Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста Сообщение учащихся, работа над фрагментами поэмы, аналитическая беседа Прочитать рассказ Осоргина «Пенсне». 56. М.А. Осоргин «Пенсне», И.С. Шмелев «Как я стал писателем». Писатели улыбаются. Подчеркнуть общую проблематику рассказов, учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме, закрепить понятие «метафора», «олицетворение» Урок внеклассного чтения Развивать навыки выразительного чтения, анализа рассказа Стр. 138-139, прочитать рассказы 57. В.П. Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет» Расширить представления о жизни и творчестве писателя, создать эмоциональный настрой, работать над сознательным и осознанным чтением Викторина,
сообщение учащихся, работа со статьей, выразительное чтение Отметить особенности сюжета, яркость и красочность языка Астафьева Вопросы в своей группе. 58. А.Т.Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин» Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы Лекция, аналитическая беседа. Работа с книгой, демонстрация Знать образную природу словесного искусства, содержа-ние поэмы, уметь определять род и жанр произведения Задание в группах, см. в тетради. 59. А.Т.Твардовский. Анализ глав из поэмы Проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера, учить выразительно читать, инсценировать произведение Инсценирование, выразительное чтение, аналитическая беседа, конспек-тированиеУметь анализировать поэтический текст Задание в группах, см. в тетради. 60-61. А.П.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев Проблемные вопросы, викторина, комментированное чтение Уметь выражать свою точку зрения «Возвращение» прочитать, стр. 190 ?№5 письменно. Отрывок из поэмы «Василий Тёркин» выучить. 62. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Учить выразительно читать стихотворения о войне, высказывая свое мнение, воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны Тест, аналитическая беседа, сообщения учащихся, демонстрация Знать поэтов военного времени и их творчество, знать наизусть стихи о войне Проанализировать стихи о природе по плану в тетради. 8а – 7.05.
8б – 10.04.
8в -9.04
Зарубежная литература (7 часов) 64 -65 Уильям Шекспир. Сцены из трагедии «Ромео и Джульетта» Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, знать основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Ромео и Джульетта» Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать систему образов Дочитать трагедию, инд. Задание. 8а – 12.05, 14.05,
8б -14, 15.05
8в -7,13.05.
66 - 67 Джонатан Свифт. Страницы биографии. «Путешествие Гулливера» Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Свифта, его сатирой на государственное устройство и общество Работа с книгой, словарная работа, сообщение уче-ника, конспекти-рованиеЛексическое значение литературоведческих терминов: юмор, сатира Задание в тетради. 8а – 19.05,
21.05
8б – 21,22.05
8в – 14, 20.05..
68 Промежуточное тестирование. Контрольная работа. Подготовить инд. задания по группам по творчеству Свифта и Скотта. 8а – 26.05
8б -28.05
8в -21.05
69 Д. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера».
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго». Д. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера»- сатира на государственное устройство и общественный строй. Изобразительно-выразительные средства языка: гротеск.
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Урок внеклассного чтения.
Работа в группах. Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения, характеризовать систему образов Задание в тетради 8а – 28.05
8б -27.05
8в -27.05
70 Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению Знать основные литературоведческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературоведческие знания Проблемные задания. Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение, определять род и жанр литературного произведения. Дать рекомендации на лето 8а – 2.06.
8б – 4.06
8в – 28.05.
6. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать:
Образную природу словесного искусства
Содержание и историческую основу произведений;
Черты литературных направлений;
Основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов
Систему художественных образов изучаемых произведений;
Позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
Основы сценического поведения героев в произведениях;
Содержание критических статьей к изучаемому произведению;
Приемы анализа прозаического и поэтического текста;
Приемы сопоставительного и сравнительного анализа текста.
Уметь:
Составлять тезисы и планы прочитанных произведений;
Владеть различными видами пересказа;
Воспринимать и анализировать художественный текст;
Определять род и жанр произведения;
Определять тематику и проблематику произведений;
Выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное;
Участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
Выявлять авторскую позицию;
Выделять смысловые части произведения;
Давать характеристику героев;
Сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев;
Выражать свое отношение к поступкам героев;
Строить устные и письменные высказывания;
Характеризовать особенности сюжета и композиции произведения;
Глубоко анализировать художественный текст;
Анализировать изобразительно-выразительные средства;
Самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения;
Писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи;
Перефразировать мысль;
Владеть монологической и диалогической речью;
Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал;
Использовать различные виды пересказа и чтения;
Владеть основными видами публичных выступлений;
Осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров;
Проводить информационно- смысловой анализ текста;
Найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Критерии оценки устного ответа по литературе.
Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.
Оценка сочинений
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений в 8-м классе - 2,0-3,0 страницы.
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.
Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.
Допускается:
1 орфографическая;
или 1 пунктуационная;
или 1 грамматическая
ошибка.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускается:
2 орфографические
и 2 пунктуационные
ошибки;
или 1 орфографическая
и 3 пунктуационные
ошибки;
или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии
орфографических
ошибок;
а также 2
грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. Допускается: 4 орфографические
и 4 пунктуационные ошибки;
или 3 орфографические ошибки и
5 пунктуационных ошибок;
или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускается:
7 орфографических и
7 пунктуационных ошибок;
или 6 орфографических ошибок
и 8 пунктуационных ошибок;
или 5 орфографических ошибок
и 9 пунктуационных ошибок,
или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
«1» В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов. Имеется более
7 орфографических,
7 пунктуационных
7 грамматических ошибок.
Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».