Доклад на тему Совместное планирование учебных задач в учебном предмете


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Белорецк РБ.








«Совместное планирование задач в учебном предмете – установление границ знания».









ПЕДСОВЕТ
Ноябрь
2013 – 2014 уч. г.

Учитель начальных классов Храмцова С. Н.
Совместное планирование задач в учебном предмете – установление границ знания
Согласно педагогической технологии развивающего обучения, построенной на основе теории учебной деятельности, годовой цикл имеет три фазы:


· фазу совместной постановки и планирования задач текущего учебного года - фазу запуска;


· фазу совместного решения системы учебных задач года;


· рефлексивную фазу учебного года.

Сентябрь относится к фазе запуска. Эта фаза требует прежде всего введения элементов концентрированного обучения, устанавливающая границы знания – незнания, самостоятельной работы по ликвидации проблем и трудностей, результатов преодоления трудностей. Для организации концентрированного обучения необходимо введение динамического расписания (приложение 1).

Основная цель фазы запуска – определить пошаговое планирование той или иной учебной дисциплины, зафиксировать на бумаге перспективы, стоящие перед учеником на конкретный учебный год, что позволит ребёнку в ходе учебного года всё время сверять свои действия с общим планом, возвращаться в любой момент в любую точку составленной карты.

Фактически в рамках фазы запуска учитель «проигрывает» и «настраивает» на учебный год основные «инструменты» работы класса: систему оценивания, способы организации самостоятельной работы, способы организации проверочной работы, виды уроков (урок – консультация, урок – мастерская, урок – презентация).

Особое место в фазе запуска занимает стартовая работа ,которая, с одной стороны, должна выявить уровень актуальных знаний учащихся, необходимых для решения новых задач учебного года, с другой стороны, с помощью опережающих заданий помочь детям сформулировать проблемы, задачи нового учебного года по предмету.

Стартовая работа есть первая проба учащихся по определению своих возможностей ( «прорыв» или «отрыв» ) от класса. С помощью такой работы класс, ребёнок может отличить зону актуального развития (ЗАР) ОТ зоны ближайшего развития (ЗБР).
Учителю необходимо составить индивидуальные карты, материалы для самостоятельной работы каждого учащегося, итоги выполнения работ.

1 ЭТАП (ОДИН УРОК)- проведение работы.
В стартовой работе должны быть представлены задания на «актуальные знания и умения», которые будут необходимы в текущем учебном году, и опережающие задания, которые лежат в зоне ближайшего развития.
Учащиеся выполняют те задания, которые могут решить. Там, где возникает трудность, они ставят знак вопроса. По окончании работы учащиеся сами оценивают выполнение каждого задания.
2 ЭТАП –УЧИТЕЛЬ ПРОВЕРЯЕТ детские работы, оценивает их, сопоставляет свою оценку с детской. Критерии оценивания должны совпадать.

3 ЭТАП – работа с результатами «старта». Детям предлагается сопоставить свою оценку и оценку учителя. Если у класса есть вопросы, то на них надо ответить.
Начать целесообразно со схемы работы.

СТАРТОВАЯ РАБОТА


1КЛАСС

2 КЛАСС


Задание 1. (
· ) или (
·)

Задание 2.
Задание 1.

Задание 2.

Учитель. Первым шагом вашей работы была стартовая работа, в которой оказались задания двух групп: задания из 1-го класса и новые задания, которые нас ожидают во 2-ом классе.


Дети начинают вместе с учителем читать текст работы, и определять, какие задания они уже должны были уметь выполнять (1 класс) выделяя их цветом для удобства в дальнейшей работе. Задания,
выполненные успешно, дети помечают знаком (+), задания, вызвавшие затруднения или не выполненные, помечают знаком (-).

Номер
задания
Вид задания
Результат



Положит.
(+)
Отрицат.
(-)

1.




2.




4 ЭТАП – у каждого ученика есть заготовка таблицы:









Для тренировки учитель использует варианты заданий из дидактического материала, дополнительный материал, разбитый на группы.
У каждого учащегося будет свой набор заданий в зависимости от количества и сущности проблем и трудностей. Эти задания могут быть использованы как для самостоятельной работы, так и для работы в группе с одинаковыми результатами.

5 ЭТАП – учитель проводит 2 урока - консультаций для тех детей, у которых возникли трудности или вопросы в ходе выполнения самостоятельной работы. Дети приходят на этот урок с картами и тетрадью. После консультаций дети ещё раз выполняют стартовую работу и оценивают её результаты.

ЗАДАЧИ

СЧЁТ

ПОСТРОЕНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИН

РАБОТА С ФИГУРАМИ




6 ЭТАП – составление заготовки карты знаний. Далее учитель просит вспомнить проблемы, которые были вначале. Дети вспоминают, ещё раз их перечитывают на листе, выданном учителем, и высказывают свои предположения относительно успешности преодоления. После этого детям предлагается начать работу в тетрадях открытий, где надо фиксировать результаты работы в виде «карты движения» Учитель предлагает вариант (ДЛЯ МАТЕМАТИКИ).


Чем хорош этот вариант «карты»? Её можно сделать динамичной и двигаться по линиям наглядно (как на календаре) в течение года как классом (на стенде), так и индивидуально (в тетради).

Из схемы видно, что главной линией года является красная, которая определяет содержание всех остальных. Работа с фигурами - это работа в классе. Остальные линии в большей мере выносятся на самостоятельную работу в ключевых уроках.

Результаты стартовой работы по математике (2-класс; часть1: знания и умения 1-го класса).
№ задания
Критерии, тематика
Оценка:
Ученика и учителя
Номера заданий для ликвидации проблем и трудностей































Счёт с помощью числового отрезка

Сравнение чисел

Счёт в пределах 20

Сложение и вычитание в
пределах 20

Действия с именованными
Числами

Оценка действий других

Обоснование своей оценки

Измерение величин с помощью заданной мерки

Построение фигур

Построение чертежа к задаче
Решение задач в одно действие
+ -

+ +

+ +

+ -


- -

+

+

+


+ -

-

+


Из учебника – тетради - № 1,2, с.2, 4
Дидакт. материал - № 2,7, с2; карточки

№ 4,с.4; 6, с.6; Д.м. № З, 5, 6,с.4; карточки.

№1,с.4; 1,с6; 1,с.10; Д.м. с.5, №2,3,6;

№6,с.4; 3,с.8; Д.м. с.3, №2,4,7; карточки


№2,с.12; 2,с.16; Д.м.с6, №1, 3,4; карточки.







№6,с.9; 3,с.16; 6,с.23; карточки


№7,с.15; 7,с.33, карточки

№7,с.7; 4,с12; Д.м. с.48, з 3,5,; карточки

№7,с.5; 7,с.7;


Имя, фамилия: Корщикова Анна




















13PAGE 15


13PAGE 14515




15