Рабочая программа учебного предмета «Литература» для учащихся 11 класса к УМК под редакцией В.П.Журавлева
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ИМЕНИ С.В. ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МАОУ СОШ №23
г.Липецка
Протокол № 1
от 29.08.2014 года СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
________
Г.В.Зыкова
29.08.2014 года УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ №23 г. Липецка
от 29.08.2014 года № 262
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
для учащихся 11А класса
на 2014 - 2015 учебный год
Разработчик
программы к УМК под редакцией В.П.Журавлева
Вакуленко Н.А., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским
понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
На уроках литературы учащиеся должны решить следующие задачи:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;
приобрести практический опыт деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
1) пояснительная записка,
2) содержание рабочей программы,
3) описание места учебного предмета в учебном плане,
4) учебно-тематический план,
5) требования к уровню подготовки выпускников,
6) перечень объектов и средств материально-технического обеспечения,
7) приложение №1, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, даты проведения каждого урока по плану);
8) приложение №2, содержащее оценочные и методические материалы.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).
Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 – 2015 учебный год».
Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о рабочей программе
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по литературе.
Выбор Примерной программы обусловлен тем, что она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.
Место и роль предмета
Предмет «Литература» представляет собой один из базовых курсов гуманитарной области образования и представлен в учебном плане школы образовательной областью «Филология».
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко – культурных сведений, нравственно – эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г.Липецка рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (из расчёта 3 часа в неделю). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица №1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на проведение контрольных, творческих работ.
В приложениях к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица №2) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемногои модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала, анализе художественного текста в единстве формы и содержания и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Знания и умения, приобретённые учащимися в результате изучения русской литературы, не столько помогают им решать конкретные жизненные задачи, сколько формируют их духовно – нравственный мир, их мировоззрение. Знакомясь с произведениями художественной литературы, учащийся познаёт мир, историю и сегодняшний день русского и других народов. Художественное слово, словесно - художественный образ формируют эстетический вкус, развивают и одухотворяют эмоциональный мир, делая школьника культурным человеком, т.е. формируется его общекультурная компетентность.
Приобщаясь к нравственной проблематике литературы, проживая вместе с литературными персонажами разнообразные жизненные ситуации, воспитывая в себе под воздействием словесного искусства те или иные духовно – нравственные качества, школьники осмысливают понятия «добро» и «зло», учатся различать высокое и низменное. Они учатся, с одной стороны, подчинять свои желания общепринятым требованиям социума, с другой – отстаивать свои убеждения, носящие гуманистический характер, т.е. формируется социально – нравственная, ценностно – мировоззренческая компетентность школьников.
При изучении русской литературы формируются общие учебные умения и навыки учащихся и обобщённые способы деятельности, такие, как сопоставление, классификация, умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, владение монологической и диалогическою речью.
Учебный предмет «Литература» способствует формированию информационной культуры учащихся (умение грамотно использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации: справочную литературу, периодику, ресурсы библиотек, музеев, возможности телевидения, мультимедийные ресурсы, ресурсы Интернета и другие базы данных), а также читательской и речевой компетентности, которая предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету;
- развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- осмысление через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся по литературе в основном используется текущий контроль, а также такие виды контроля как предварительный, тематический, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется в рамках урока.
Формы текущего контроля:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
выразительное чтение, в том числе и наизусть,
развернутый ответ на вопрос,
выполнение заданий в тестовой форме,
анализ эпизода,
анализ стихотворения,
комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя,
конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),
сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов.
Промежуточная аттестация по итогам учебного периода – контроль результативности обучения учащегося, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком. Итоговая аттестация учащихся по окончании учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Результаты изучения предмета «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Учебник
Данный вариант программы обеспечен учебником «Русская литература XX века» 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В.П.Журавлёва – М: Просвещение,2010.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение – 1 ч.
Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.
Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.
Умения и навыки:
знать особенности развития литературного процесса начала xx века, понятие модернизм, его содержание, традиции русской классической литературы, исторические процессы в стране и мире конца 19 – начала 20 вв.;
уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Русская литература на рубеже веков – 14 ч.
И. А. Бунин.
Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».
«Антоновские яблоки» Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнёзд». «Вечные» темы в рассказах Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.
«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа Острое чувство кризиса цивилизации
Тема любви в рассказах И. А. Бунина «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», «Темные аллеи» Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
А. И. Куприн.
Жизнь и творчество. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
Леонид Андреев.
Основные этапы жизни и творчества Л.Андреева. Основная проблематика произведения; идейно-художественная роль элементов сюжета, композиции, системы образов; характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторская оценка.
Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».
И.С.Шмелев .«Лето Господне»
Б.К.Зайцев.
Аркадий Аверченко.
Традиции русской сатиры в прозе.
Тэффи.
Грустный смех.
В.В. Набоков.
Жизнь и творчество. Россия Набокова.
Умения и навыки:
знать биографию И. А. Бунина, А. И. Куприна, Леонида Андреева, И.С.Шмелева, Аркадия Аверченко, Тэффи, В.В. Набокова;
знать особенности русской сатиры, какие традиции продолжает в своём творчестве А.Аверченко, особенности юмористических рассказов Тэффи, краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» ;уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте, определять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения, составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры, обосновывать в устной и письменной форме своё отношение к произведению.Поэзия Серебряного века – 11 ч.
Символизм. «Старшие символисты».
Поэзия «младосимволистов»
Поэзия В.Я.Брюсова
Творчество Федора Сологуба, И.Ф.Анненского.
«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта.
Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого.
Творчество Г.В.Иванова.
Акмеизм.
Мир образов Николая Гумилева.
Футуризм
«Эгофутуризм» Игоря Северянина.
Своеобразие лирики В.Ф.Ходасевича.
Умения и навыки:
знать литературные течения русской поэзии конца XIX- начала XX вв., основные положения символизма, акмеизма, футуризма как литературных направлений, их основоположников, творческую судьбу наиболее ярких поэтов «серебряного века», важнейшие биографические сведения о поэтах, тексты произведений, сюжет, особенности композиции, систему образов, характерные особенности стиля поэтов;
уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, анализировать лирическое произведение;
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, влияние исторических событий на тематику в литературе.
Литература 20-х годов – 21 ч.
М.Горький
Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького. Композиция романтических рассказов Горького. Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». Роль Луки в драме «На дне». Вопрос о правде в драме «На дне».
А.А.Блок.
Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. Стихотворение Блока «Незнакомка» Тема Родины в творчестве Блока. Поэма Блока «Двенадцать»
Новокрестьянские поэты.
Поэзия Н.Клюева. Поэзия с.Клычкова и П.Орешкина. (обзор)
С.А.Есенин
С.А.Есенин как национальный поэт. Любовная лирика Есенина. Поэма Есенина «Анна Снегина». Трагизм поэмы Есенина «Черный человек».
В.В.Маяковский
Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. Поэма Маяковского «Облако в штанах». В.В. Маяковский и революция. Настоящее и будущее в пьесе Маяковского «Клоп»
Литературный процесс 20-х годов.
А.М. Ремизов.
Д.А.Фурманов.
Литературные группировки 20-х годов. А.С.Серафимович.
А.А.Фадеев
Роман «Разгром»
И.Э.Бабель
«Конармия».
Б.Пильняк.
Е.И.Замятин
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».
М.М.Зощенко.
Сатирик и моралист.
Умения и навыки:
знать особенности развития русской литературы в 20-е годы 20 века, основные жанры, направления;
знать основные факты биографии и творчества писателей и поэтов, особенности творческого метода, особенности стиля;
уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, определять составляющие жанра и конфликта в пьесе;
понимать актуальность конфликта сегодня, уметь находить правильное его решение, высказывать и отстаивать свою точку зрения, выявлять позиции героев и авторскую позицию, выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов, отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст;
понимать значение образов;
развить навык выразительного чтения и анализа лирического произведения, видеть динамику развития лирики;
знать понятие антиутопия.
Литература 30-х годов – 27 ч.
Литература 30-х годов. Обзор.
А. П. Платонов.
Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.
М.А.Булгаков.
Жизнь, творчество, личность. Сатира Булгакова. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
Творчество М.И.Цветаевой.
О.Э.Мандельштам.
Поэт и время.
А.Н.Толстой
Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. Роман «Петр Первый»
М.М.Пришвин
Особенности художественного мироощущения М.М.Пришвина.
Б.Л.Пастернак.
Начало творческого пути. Лирика. Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»
Творчество А.А.Ахматовой.
Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого.
М.А.Шолохов.
Жизнь, творчество, личность. Роман-эпопея «Тихий Дон».
Умения и навыки:
знать особенности развития литературы в 30-е годы 20 века, основные направления, жанры, тематику;
знать основные факты биографии и творчества писателей и поэтов, особенности творческого метода, особенности стиля;
уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, определять составляющие жанра и конфликта;
понимать актуальность конфликта сегодня, уметь находить правильное его решение, высказывать и отстаивать свою точку зрения, выявлять позиции героев и авторскую позицию, выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов, выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку, отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст;
уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
развить навык выразительного чтения и анализа лирического произведения, видеть динамику развития лирики;
уметь выявлять нравственные вопросы, поставленные автором.
знать об отношениях писателей с властью, уметь соотносить реальное время и время художественное;
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, сопоставлять исторический и жизненный контекст, на материале произведений прийти к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве;
развить тему праведничества в русской литературе;
уметь работать с критикой, дневниками; находить особенности ранних рассказов.
Поэзия и проза Великой Отечественной войны
и послевоенного времени – 10 ч.
Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор)
Военная поэзия.
Философия патриотизма в прозе Л.М.Леонова.
А.Т.Твардовский.
Жизнь и судьба. Поэма «Страна Муравия». Поэма «По праву памяти».
Лирика Твардовского.
«Лейтенантская проза»
А.И.Солженицын
«Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты произведения)
«Один день Ивана Денисовича»
«Матренин двор»
«Поэтическая весна»
Поэзия Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого.
Русская проза в 50-90 годы 20 века - 9 ч.
В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
Творчество К.Г.Паустовского
В.Г.Распутин «Последний срок»
В.Г.Распутин «Прощание с Матерой»
«Деревенская проза» В.М.Шукшина
В.П.Астафьев «Пастух и пастушка»
В.П.Астафьев «Царь – рыба»
Творчество Ф.А.Абрамова
Новое осмысление военной темы в 60-80-е годы
«Лейтенантская проза»
Ю.В.Бондарев «Выбор»
Ю.В.Трифонов «Обмен»
Умения и навыки:
знать о развитии гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека;
знать особенности русской прозы в 50-90 годы;
знать биографию писателей, обзор их творчества, особенности повествовательной манеры, проблемы, которые ставят писатели;
уметь самостоятельно анализировать текст; воспитывать правильное отношение к человеческим ценностям;
уметь делать выводы и умозаключения по содержанию текста, аргументировать своё мнение по проблеме текста;
знать новые подходы к осмыслению Великой Отечественной войны: о цене победы, о роли исторических лиц (Сталина, Жукова, Хрущева, генерала Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения;
знать понятие «авторская песня», особенности жанра, тематику, наиболее яркие имена поэтов-песенников.
Современная литература – 1 ч.
Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.
Умения и навыки:
знать основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет;
знать понятия «бронзовый век» русской поэзии, ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое направления, соц-арт, центон, минимализм.
Резервные уроки – 11 часов
Итого – 105 часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1 - Учебно-тематический план
№ п/пОсновные разделы Количество
часов Контрольных работ Творческих работ
Введение 1 Русская литература на рубеже веков 14 1
Поэзия Серебряного века 11 Литература 20-х годов 21 1
Литература 30-х годов 27 2
Поэзия и проза Великой Отечественной войны и послевоенного времени 10 Русская проза в 50-90 годы 20 века 9 1
Современная литература. 1 Резервные уроки 11 Итого 105 - 5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученики 11 класса должны овладеть следующими умениями и навыками.
Знать и понимать:
содержание самостоятельно прочитанных литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
ключевые проблемы русской литературы в контексте отечественной культуры; связь изученного произведения со временем его написания; проблематику изученных произведений литературы народов России и зарубежной литературы.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять в художественных произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
соотносить материал литературной классики с современностью;
сопоставлять произведения русской литературы с произведениями литературы народов России и зарубежной литературы;
выделять и формулировать в изученном произведении тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выражать свое понимание проблематики и образов художественного произведения;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика);
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением и на основе собственного жизненного опыта;
давать развернутый ответ на проблемный вопрос;
вести диалог по прочитанным произведениям, участвовать в дискуссии, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения разных типов и литературно-творческие работы различных жанров.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
устанавливать разнообразные связи между литературными явлениями и фактами, а также между литературой и явлениями реальной жизни;
отличать высокохудожественные произведения от малохудожественных;
уметь аргументировано формулировать собственное оценочное суждение о прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле, фильме, выделяя в них нравственные ценности, близкие собственным жизненным позициям;
уметь создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
уметь находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет);
устанавливать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
Учебник: русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. В.П. Журавлева. – М: Просвещение, 2010.
Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М.: «ВАКО», 2010 год.
Методическое пособие для учителя: Щетинкина Н.Е. Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией В.П.Журавлева – Волгоград: Учитель, 2011.
И. А. Бунин «Антоновские яблоки», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание».
А. И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
Леонид Андреев «Иуда Искариот».
И.С.Шмелев «Лето Господне».
Б.К.Зайцев. Обзор жизни и творчества.
Аркадий Аверченко. Рассказы.
В.Я.Брюсов. Стихи.
Федор Сологуб. Стихи.
К.Д. Бальмонт. Стихи.
Андрей Белый. Стихи.
Николай Гумилев. Стихи.
Анна Ахматова. Стихи.
Игорь Северянин. Стихи.
М.Горький «На дне».
А.А.Блок «Незнакомка», «Двенадцать».
С.А.Есенин «Лирика», «Анна Снегина», «Черный человек».
В.В.Маяковский «Облако в штанах», «Клоп».
А.А.Фадеев «Разгром».
Е.И.Замятин «Мы».
А. П. Платонов «Котлован».
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
А.Н.Толстой «Петр Первый».
Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго».
М.И.Цветаева. Стихи.
М.А.Шолохов «Тихий Дон».
В.Некрасов «В окопах Сталинграда».
В.П.Астафьев «Пастух и пастушка», «Царь – рыба».
А.Т.Твардовский «Страна Муравия», «По праву памяти».
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ».
«Деревенская проза» В.М.Шукшина.
В.Г.Распутин «Последний срок».
Ю.В.Трифонов «Обмен».
А.Вампилов «Старший сын».
Проза Татьяны Толстой.
В.Пелевин «Омон Ра»
Поэзия Иосифа Бродского.
Печатные пособия.
Таблицы по литературе.
Раздаточный материал по всем разделам курса литературы в 11 классе.
Информационно-коммуникативные средства.
Мультимедийны презентации по разделам курса литературы в 11 классе.
Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи текстов для анализа.
Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс
DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.
Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.
Технические средства обучения.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта среднего образования.
Федеральный Закон «Об образовании».
Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).
Примерная программа по литературе для обучающихся 5 – 11 классов.
Приложение №1 к рабочей программе
учебного предмета «Литература»
на 2014-2015 учебный год
для учащихся 11 А класса
Таблица 2 – Календарно – тематический план
№
п/пТема урока Кол-во часов Тип урока
Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяВиды, формы контроля Дата
Введение (1 час)
1 Характеристика литературного процесса начала 20 века 1 Лекция Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия Знать особенности развития лит-ного процесса начала XX века, понятие модернизм, его содержание, традиции русской классической лит-ры ; исторические процессы в стране и мире конца 19 – начала 20 вв.);
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы Индивидуальный опрос 01.09
Русская литература на рубеже веков (14 часов)
2 И. А. Бунин. Жизнь и творчество 1 Лекция. Практикум И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» Знать биографию писателя, основные мотивы лирики.
Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте Наизусть стихотворение «Одиночество» 04.09
3 И. А. Бунин «Антоновские яблоки» 1 Урок-практикум «Антоновские яблоки» Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнёзд».
«Вечные» темы в рассказах Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя Уметь определять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения Пересказ, анализ текста 05.09
4 И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» 1 Урок-практикум «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа Острое чувство кризиса цивилизации Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры Анализ текста 08.09
5 Тема любви в рассказах И.А.Бунина 1 Беседа Тема любви в рассказах И. А. Бунина «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», «Темные аллеи» Своеобразие лирического повествования в прозе писателя Уметь определять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения Аналитическая беседа, представление рассказов, выразительное чтение, обсуждение прочитанного11.09
6 А. И. Куприн. Жизнь и творчество 1 Лекция. Беседа А. И. Куприн. Жизнь и творчество Знать биографию писателя; нравственно-философскую проблематику его произведений Конспектирование 12.09
7-8 А. И. Куприн «Олеся» 2 Урок-практикум Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Уметь обосновывать в устной и письменной форме своё отношение к произведению Аналитическая беседа, комментированное чтение
15.09
18.09
9 А. И. Куприн «Гранатовый браслет» 1 Урок-исследование Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» Знать роль детали в рассказе. Прийти к пониманию того, что Куприн – мастер в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и художественные особенности повести Тест
по творчеству Куприна и Бунина, сочинение 19.09
10 Леонид Андреев «Иуда Искариот» 1 Урок-практикум Основные этапы жизни и творчества Л.Андреева. Основная проблематика произведения; идейно-художественная роль элементов сюжета, композиции, системы образов; характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторская оценка.
Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» Знать основные этапы жизни и творчества Л.Андреева. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку Индивидуальный опрос
.
22.09
11 Творчество Б.К.Зайцева.
И.С.Шмелев «Лето
Господне»
1 Лекция Практикум Основная проблематика произведения; идейно-художественная роль элементов сюжета, композиции, системы образов; характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторская оценка Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку Пересказ
Анализ текста 25.09
12 Традиции русской сатиры в творчестве Аркадия Аверченко 1 Лекция Практикум Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко Знать особенности русской сатиры, какие традиции продолжает в своём творчестве А.Аверченко Конспектирование Анализ текста 26.09
13 Грустный смех Тэффи 1 Лекция Практикум Особенности юмористических рассказов Тэффи Знать особенности юмористических рассказов Тэффи Конспектирование Анализ текста 29.09
14 В.В. Набоков. Жизнь и творчество 1 Лекция Практикум Литература русского зарубежья. Обзор биографии и творчества В.В.Набокова Знать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» Конспектирование, беседа 02.10
15 В.В. Набоков. Россия Набокова 1 Лекция Практикум Особенности творческого метода Набокова Попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова Конспектирование, беседа 03.10
Поэзия Серебряного века (11 часов)
16 Символизм. «Старшие символисты». Поэзия «младосимволистов» 1 Урок освоения новых знаний.
Русский символизм и его истоки Знать литературные течения русской поэзии конца XIX- начала XX вв.
Знать основные положения символизма как литературного направления Работа с таблицей «Поэты серебряного века»
13.10
17 Поэзия В.Я.Брюсова 1 Лекция. Беседа В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова Уметь выступать с устным сообщением.
Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте Наизусть
«Юному поэту» 16.10
18 Творчество К.Д. Бальмонта 1 Практикум Творческая судьба наиболее ярких поэтов «серебряного века». Влияние исторических событий на тематику в литературе Знать понятие символизм, его основоположников. Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов «серебряного века». Уметь анализировать стихотворения.
Понимать, как влияют исторические события на тематику в литературе Наизусть на выбор Анализ лирического произведения 17.10
19 Творчество Федора Сологуба 1 Практикум Наизусть на выбор Анализ лирического произведения 20.10
20 «Путешествие за золотым руном» Андрея Белого 1 Практикум Наизусть на выбор Анализ лирического произведения 23.10
21 Творчество И.Ф.Анненского 1 Практикум Наизусть на выбор Анализ лирического произведения 24.10
22 Акмеизм. Творчество Николая Гумилева 1 Лекция Практикум Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева Трагическая судьба Н.Гумилёва, его значение в разработке нового течения – акмеизма, в создании «Цеха Поэтов» Знать основные положения акмеизма как литературного направления.
Знать трагическую судьбу Н.Гумилёва, его значение в разработке нового течения – акмеизма, в создании «Цеха Поэтов». Уметь анализировать лирическое произведение Индивидуальный опрос
Наизусть на выбор 27.10
23 Футуризм. «Эгофутуризм» Игоря Северянина 1 Лекция. Беседа Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина
Знать основные положения футуризма как литературного направления.
Уметь выступать с устным сообщением. Знать новые поэтические формы в лирике Северянина Конспектирование. Наизусть на выбор 30.10
24 Своеобразие лирики В.Ф.Ходасевича 1 Лекция Практикум Поиски новых поэтических форм в лирике Ходасевича Знать новые поэтические формы в лирике Ходасевича
Наизусть на выбор. Анализ стихотворения 31.10
25 Творчество Г.В.Иванова.
1 Лекция Практикум Наизусть на выбор.
Анализ стихотворения 06.11
26 Повторение и обобщение изученногопо «серебряному веку» русской поэзии 1 Урок повторения и обобщения Понятия символизм, акмеизм, футуризм, их основоположники. Творческая судьба наиболее ярких поэтов «серебряного века». Влияние исторических событий на тематику в литературе Знать понятия символизм, акмеизм, футуризм, их основоположников. Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов «серебряного века». Уметь анализировать стихотворения.
Понимать, как влияют исторические события на тематику в литературе Тестирование, задания с кратким ответом, задание с развернутым ответом 07.11
Литература 20-х годов. (21 час)
27 Максим Горький. Очерк жизни и творчества 1 Лекция с элементами беседы М. Горький. Жизнь и творчество Знать основные вехи биографии и творчества Горького
Защита реферата.
Составление опорного плана услышанного материала 10.11
28 Репетиционное тестирование по математике 1 13.11
29 Ранние романтические рассказы Горького 1 Урок-практикум Романтизм Горького. Композиция романтических рассказов Горького Знать, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя. Знать особенности романтизма Горького. Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте Индивидуальный опрос, анализ текста 14.11
30 Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне» 1 Урок-исследование «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы Новаторство Горького. Жанр и конфликт в пьесе;
актуальность конфликта сегодня Знать новаторство Горького. Уметь определять составляющие жанра и конфликта в пьесе;
Понимать актуальность конфликта сегодня, уметь находить правильное его решение Аналитическая беседа. Выборочный пересказ 17.11
31 Вопрос о правде в драме «На дне». Роль Луки 1 Урок-дискуссия Образ Луки и его жизненная позиция; значение образа Луки в пьесе. Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения на образ Луки и его жизненную позицию; понимать значение образа Луки в пьесе. Уметь выявлять позиции героев и авторскую позицию, выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов Аналитическая беседа, дискуссия, выписать высказывания Домашнее сочинение 24.11
32 А.А.Блок. Личность и творчество «Незнакомка» 1 Лекция
Практикум А.А.Блок. Личность и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» Романтический мир раннего Блока. Стихотворение «Незнакомка» Знать важнейшие биографические сведения о писателе; характерные особенности стиля писателя.
влияние символизма на его творчество. Уметь анализировать «Стихи о Прекрасной Даме» Беседа, выразительное чтение стихов и их анализ
27.11
33 Тема Родины в творчестве Блока. 1 Урок-исследование Тема Родины в лирике А. Блока, значение образа России в творчестве Блока. Приёмы изображения Родины в русской лирике XIX века.
«Россия», «Река раскинулась...», «На железной дороге» Знать об отношении Блока к революции Наизусть на выбор,
аналитическое чтение 28.11
34 Поэма Блока «Двенадцать» 1 Урок-практикум Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира Знать об отношении Блока к революции, о художественных особенностях поэмы «12», разноречивые высказывания современников Блока о значении образа Христа в поэме Беседа, анализ поэмы 01.12
35 Новокрестьянская поэзия (Клюев, Клычков, Орешин)
1 Урок усвоения нового материала. Особенности творческого метода «новокрестьянских» поэтов Знать характерные особенности творческого метода «новокрестьянских» поэтов важнейшие биографические сведения о поэтах
Лекция, выразительное чтение и анализ стихотворений 04.12
36 С.А.Есенин как национальный поэт 1 Урок усвоения нового материала. Биографические сведения о поэте; сюжет, особенности композиции, система образов; характерные
особенности творческого метода поэта Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
особенности творческого метода поэта Беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений 05.12
37 Любовная лирика Есенина 1 Урок-практикум Динамика развития любовной лирики Есенина;
особенности изображения темы любви в русской лирике XIX века. Адресаты любовной лирики Есенина
Развить навык выразительного чтения и анализа стихотворений. Видеть динамику развития любовной лирики Есенина;
особенности изображения темы любви в русской лирике XIX века Индивидуальный опрос. Беседа, аналитическое чтение
.
08.12
38 Поэма Есенина «Анна Снегина». Трагизм поэмы Есенина «Черный человек» 1 Урок-анализ эпизода
Анализ поэм; причины угасания «дворянских гнёзд в поэме «Анна Снегина», отражение трагической судьбы Есенина в поэме «Чёрный человек» Сформировать навык анализа лирического произведения; понимать причины угасания «дворянских гнёзд», показ. в творчестве И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина Творческое чтение, аналитическое чтение, беседа
Доклад учащегося 11.12
39 Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. Поэма «Облако в штанах» 1 Лекция
Практикум Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского.
«Дрянцо – хлещите рифм концом». Сатира В.В.Маяковского Знать основные этапы жизни и творчества В.Маяковского, новаторство поэта Комментированное чтение
беседа, анализ поэмы. Выразительное чтение наизусть:
«А вы могли бы…», «Послушайте» 12.12
40 Настоящее и будущее в пьесе Маяковского «Клоп» 1 Урок-практикум Способы создания сатирических образов Знать взгляды Маяковского на поэтическое искусство, о роли поэта и поэзии в жизни общества Творческое чтение 15.12
41 Литературный процесс 20-х годов 1 Лекция с элементами беседы Особенности развития русской литературы в 20-е годы 20 века. Основные жанры, направления Знать особенности развития русской литературы в 20-е годы 20 века. Основные жанры, направления Конспектирование, составление тезисного плана. 18.12
42 А.М. Ремизов. Д.А.Фурманов.
А.С.Серафимович 1 Лекция с элементами беседы Обзор творчества А.М. Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича Иметь представление о личности и творчестве писателей Конспектирование, индивидуальный опрос 19.12
43 А.А.Фадеев «Разгром» 1 Урок-беседа Особенности жанра и композиции.
Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А.Фадеева «Разгром»
Иметь представление о личности писателя. Уметь определять особенности жанра и композиции романа. Выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция, сопоставив образы Морозки и МечикаАналитическая беседа, выразительное чтение 22.12
44 И.Э.Бабель «Конармия» 1 Лекция с элементами беседы Особенности жанра и композиции
Иметь представление о личности писателя. Уметь определять особенности жанра и композиции романа Анализ текста 25.12
45 Е.И.Замятин «Мы» 1 Урок-практикум.
Жизнь и творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы») Знать понятие антиутопия, биографию писателя. Уметь разбираться в проблематике романа. Выявить гуманистическую направленность произведения Замятина, человеческие ценности, утверждаемые писателем Анализ текста
Индивидуальный опрос 26.12
46 Творчество Б.Пильняка 1 Лекция с элементами беседы Жизнь и творчество Б.Пильняка, исторические метафоры Пильняка Иметь представление о личности писателя. Уметь определять особенности жанра и композиции произведений Анализ текста
Индивидуальный опрос 29.12
47 М.М.Зощенко. Сатирик и моралист 1 Урок-практикум Особенности сатирических рассказов Зощенко, тематика, проблемы Знать особенности сатирических рассказов Зощенко, тематику, проблемы Анализ текста 12.01
Литература 30-х годов (27 часов)
48 Литература 30-х годов. Обзор 1 Урок-лекция Особенности развития литературы в 30-е годы 20 века. Основные направления, жанры, тематика Знать особенности развития литературы в 30-е годы 20 века. Основные направления, жанры, тематика Конспектирование
Индивидуальный опрос 15.01
49 А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован» 1 Урок-лекция с элементами беседы. Судьба Андрея Платонова и его книг. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован». Философский, обобщающий смысл категорий пространства и времени в повести;
разрушающее действие тоталитарного государства на личность человека Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Знать значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова Аналитическая беседа по тексту повести 16.01
50 М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность 1 Лекция, практикум
Знакомство с трагической судьбой Булгакова. Тяжёлые отношения писателя с властью. Основные булгаковские произведениях, их жанровое многообразие Судьба повести «Собачье сердце», её тема, идея, сатирическая направленность Знать о тяжёлых отношениях писателя с властью. Иметь представление об основных булгаковских произведениях, их жанровом многообразии.
Знать судьбу повести «Собачье сердце», её тему, идею, сатирическую направленность. Уметь определять авторскую позицию Индивидуальный опрос, конспектирование
19.01
51-54 Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
4 Уроки-практикумы
История создания романа. Жанр произведения, композиция и сюжет. Нравственные вопросы, поставленные автором. Приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов Сюжетная линия, композиционная роль образов
Образ дьявола в произведениях русских и зарубежных классиков XIX века
Знать историю создания романа. Сформировать представление о жанре произведения, композиции и сюжете. Уметь выявлять нравственные вопросы, поставленные автором. Раскрыть приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов Уметь прослеживать сюжетную линию, определять композиционную роль образов Анализ текста, индивидуальный опрос, тестирование, сочинение
22.01
23.01
26.0129.01
55-56 Творчество М.И.Цветаевой 2 Лекция, практикум Урок-концерт Сложная судьба М.Цветаевой, особенности её поэтической манеры. «Моим стихам … настанет свой черёд». Поэтический мир Марины Цветаевой Знать сложную судьбу М.Цветаевой, особенности её поэтической манеры. Уметь анализировать лирическое произведение Сообщение уч-ся, выразительное чтение, краткий анализ
Анализ лирических произведений. Наизусть:
«Имя твоё…» «Кто создан из камня…»
30.01
02.02
57 Репетиционное тестирование по математике 1 05.02
58 О.Э.Мандельштам Поэт и время 1 Урок-практикум
О.Э.Мандельштам. Поэт и время Уметь анализировать лирическое произведение Наизусть одно стихотворение (по выбору учащихся)
06.02
59-60 А.Н.Толстой Роман «Петр Первый» 2 Урок-практикум
Биография писателя, причины, побудившие Толстого написать роман о Петре I
Соотнесение реального времени и времени художественного. Главная проблема романа.
Связь литературных произведений с эпохой их написания интеграция с историей Знать биографию писателя, причины, побудившие Толстого написать роман о Петре I
Уметь соотносить реальное время и время художественное. Знать главную проблему романа.
Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания
тексты произведений Конспектирование, индивидуальный опрос. Пересказ, анализ текста. Защита рефератов «Роль сильной личности в истории государства»
09.02
12.02
61 Особенности художественного мироощущения М.М.Пришвина 1 Лекция, практикум Особенности художественного мироощущения М.М.Пришвина Знать особенности художественного мироощущения М.М.Пришвина Конспектирование, индивидуальный опрос 13.02
62 Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика 1 Урок-практикум
Б.Л.Пастернак. Судьба. Начало творческого пути. Лирика Знать биографию писателя-поэта, иметь представление о раннем творчестве Пастернака. Уметь анализировать текст Наизусть одно стихотворение (по выбору учащихся) Тест по лирике Б.Л.Пастернака 16.02
63-65 Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» 3 Уроки-практикумы
Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака,
композиция романа, значение композиционных частей Знать о судьбе романа. Уметь анализировать отдельные сцены и эпизоды. Уметь понимать значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака,
Уметь определять композицию романа, значение композиционных частей Анализ текста.
26.02
27.02
02.03
66-67 Творчество А.А.Ахматовой 2 Лекция, практикум Урок-концерт А.А.Ахматова – «голос своего поколения». Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»
. Знать особенности творчества поэтессы «после акмеизма». Уметь анализировать лирическое произведение. Уметь находить средства художественной выразительности в поэме, сопоставлять исторический и жизненный контекст Наизусть:
«Мне ни к чему одические рати…»
«Сжала руки под тёмной вуалью...» анализ основных тем и мотивов поэмы «Реквием» 05.03
06.03
68 Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого 1 Урок-практикум
Н.А.Заболоцкий. Основные вехи биографии. Обзор поэзии. Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого Знать основные вехи биографии Заболоцкого, основные темы творчества. Уметь анализировать лирическое произведение Наизусть на выбор, беседа, чтение и анализ стихов
12.03
69 М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность.
«Донские рассказы» 1 Урок-погружение в атмосферу периода творчества Шолохова Биографические сведения о писателе; характерные особенности стиля писателя.
Критика, дневники; особенности ранних рассказов Знать важнейшие биографические сведения о писателе; характерные особенности стиля писателя.
Уметь работать с критикой, дневниками; находить особенности ранних рассказов Работа по карточкам Сообщения уч-ся по дополнительной литературе 13.03
70-74 Роман-эпопея «Тихий Дон» 5 Уроки -анализ произведения.
Урок-исследование История создания «Тихого Дона», содержание, композиция, система образов Картины жизни донских казаков в романе «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова. Гражданская война в изображении М.А.Шолохова Судьба Григория Мелехова
Григорий и Аксинья
Знать историю создания «Тихого Дона», содержание, композицию, систему образов
Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания
тексты произведений;
Знать о развитии гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.
Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.
Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Уметь анализировать образ литературного героя, составлять сюжетный план, высказывать своё отношение к герою Анализ текста Сочинение по роману - эпопее «Тихий Дон» 16.03
19.03
20.03
23.03
26.03
Поэзия и проза Великой Отечественной войны и послевоенного времени (10 часов)
75 Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор) 1 Урок-беседа Роль литературы в годы войны произведения разных жанров
Знать о роли литературы в годы войны, знать обзорно произведения разных жанров ;Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания
тексты произведений Творческое чтение Беседа о прочитанных произведениях о ВОв27.03
76 Философия патриотизма в прозе Л.М.Леонова 1 Лекция, практикум Философия патриотизма в прозе Л.М.Леонова. Романы «Соть», «Русский лес» Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя Анализ текста 30.03
77 А.Т.Твардовский. Жизнь и судьба. Лирика Твардовского.
Поэма «Страна Муравия» 1 Лекция, практикум Биографические сведения о писателе Особенности лирического героя Твардовского Роль поэмы «Страна Муравия», её место в литературе, народность и новаторство Знать важнейшие биографические сведения о писателе
Знать особенности лирического героя Твардовского. Уметь анализировать лирическое произведение.
Знать о роли поэмы в годы Вов, её место в литературе, народность и новаторство Творческое чтение, беседа, анализ стихотворений
Наизусть
«Я знаю, никакой моей вины…» 06.04
78 Поэма «По праву памяти» 1 Урок-беседа Сюжет, особенности композиции, система образов; характерные особенности стиля писателя. Жанровые особенности и идейное содержание поэмы Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Уметь определять жанровые особенности и идейное содержание поэмы Участие в дискуссии Наизусть
«Во всём мне хочется дойти до самой сути…» 09.04
79 Судьба и творчество А.И.Солженицына
1 Урок-лекция
Литература «Оттепели» А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя Знать важнейшие биографические сведения о писателе
Конспектирование, подготовка сообщений 10.04
80 Рассказы А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» 1 Урок-практикум Анализ рассказов А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.
Понять, каким видится писателю феномен «простого человека», Развить тему: «Праведники» в русской литературе Аналитическая беседа, комментированное чтение 13.04
81 Репетиционное тестирование по математике 1 16.04
82 Трагедия народа в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты произведения) 1 Урок-практикум Трагедия народа в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» На материале произведения писателя прийти к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве Аналитическая беседа, комментированное чтение Участие в дискуссии: характеристика героев, выявление их жизненных приоритетов 17.04
83 «Поэтическая весна» 1 Урок-практикум Основные мотивы лирики Н.Асеева, Л.Мартынова, С.Гудзенко, А.Межирова, Ю.ДрунинойЗнать:
-разнообразие лирики 50-90х
годов.
Уметь:
-анализировать стихотворный
текст Выразительное чтение наизусть 20.04
84 Поэзия Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого
1 Урок-практикум Основные мотивы лирики Е.Евтушенко,
А.Вознесенского, Р. Рождественского,
Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Знать:
-разнообразие лирики 50-90х
годов.
Уметь:
-анализировать стихотворный
текст Выразительное чтение наизусть Тест по поэзии второй половины XX века 23.04
Русская проза в 50-90 годы 20 века (9 часов)
85 В.Некрасов «В окопах Сталинграда» 1 Урок-практикум Русская проза в 50-90 годы. Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» Знать особенности русской прозы в 50-90 годы. Правду о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» Анализ текста 24.04
86 Творчество К.Г.Паустовского 1 Урок-лекция
Особенности творчества К.Г.Паустовского Знать особенности творчества К.Г.Паустовского Конспектирование, индивидуальный опрос 27.04
87 Творчество В.Г.Распутина. «Последний срок», «Прощание с Матерой» 1 Урок-открытие человеческих ценностей Нравственное величие русской женщины в повести В.Г.Распутина «Последний срок». Природа и человек в произведениях В.Распутина Знать биографию писателя, краткий обзор его творчества, проблемы, которые ставит писатель;
Уметь делать выводы и умозаключения по содержанию текста; аргументировать своё мнение по проблеме текста, самостоятельно анализировать текст; воспитывать правильное отношение к человеческим ценностям Анализ текста Фронтальный опрос, сочинение
На тему «Природа и человек в произведениях В.Распутина»
30.04
88 «Деревенская проза» В.М.Шукшина 1 Урок-практикум Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина Знать особенности повествовательной манеры Шукшина Пересказ, анализ текста 07.05
89 В.П.Астафьев «Пастух и пастушка», «Царь – рыба» 1 Урок-практикум Слово о писателе. Биография души, философия жизни, «Пастух и пастушка» -проза о Великой Отечественной войне. Природа и человек. Мифологические мотивы и их роль в рассказе «Царь-рыба» Уметь самостоятельно анализировать текст; воспитывать правильное отношение к человеческим ценностям Анализ текста, отзыв на самостоятельно
прочитанное произведение о ВО войне 08.05
90 Творчество Ф.А.Абрамова 1 Урок-практикум Страницы жизни и творчества Ф. А. Абрамова. Тетралогия «Братья и сестры» — «эпос народной жизни». Поэтика названий романов, составивших тетралогию: «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом» Уметь самостоятельно анализировать текст; воспитывать правильное отношение к человеческим ценностям Анализ текста 14.05
91 Новое осмысление военной темы в 60-80-е годы. «Лейтенантская проза» 1 Лекция Новые подходы к осмыслению Великой Отечественной войны: о цене победы, о роли исторических лиц (Сталина, Жукова, Хрущева, генерала Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения. «Лейтенантская проза» Жестокая явь войны в повести В.Кондратьева «Сашка» Глубокий нравственный смысл повести.
К.Воробьёв «Убиты под Москвой» Знать новые подходы к осмыслению Великой Отечественной войны: о цене победы, о роли исторических лиц (Сталина, Жукова, Хрущева, генерала Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку Конспектирование. Беседа по содержанию и проблемам произведений 15.05
92 Ю.В.Бондарев «Выбор» 1 Урок-практикум Позиция героев романа по отношению к вопросу о выборе, Духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку Анализ текста 18.05
93 Ю.В.Трифонов «Обмен» 1 Урок-практикум «городская» проза ХХ века; вечные проблемы на фоне городского быта; особенность произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм) Знать особенности «городской» прозы ХХ века; находить вечные проблемы на фоне городского быта; понимать особенность произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм) Анализ текста 21.05
Современная литература (1 час)
94 Основные направления и тенденции развития современной литературы 1 Лекция Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет. Понятия «бронзовый век» русской поэзии, ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое направления, соц-арт, центон, минимализм Знать основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет. Знать понятия «бронзовый век» русской поэзии, ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое направления, соц-арт, центон, минимализм Конспектирование, индивидуальный опрос 22.05
95-105 Резервные уроки 11