Рабочая программа по русскому языку 6 класс по А.Д.Шмелёву — 210 часов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс
Учебники: УМК. Русский язык: 6 класс под ред. А.Д.Шмелёва. М.: Вентана-Граф, 2015г.
Составила: Резцова Л.Ю.,
учитель русского языка и литературы.
2016г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса русского языка для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) на основании основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ямненская ООШ », авторской программы по русскому языку А.Д. Шмелева // Шмелев А.Д. Русский язык: Программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ А.Д. Шмелев - Москва: Вентана-Граф, 2013 и учебника по русскому языку: Шмелев А. Д. Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., - Москва: Вентана-Граф, 2015г.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: -воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; -овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
• интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
2. Общая характеристика учебного предмета .Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
3.Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов.
В 6 классе на изучение русского языка отводится 210 часов (6 часов в неделю). Но в связи с тем, что в 2016-2017 учебном году, исключая каникулы: осенние-с 04.11.по13.11; зимние-с 31.12.по 09.01; весенние- с 23.03.по 01.04., а также праздничные дни-23.02; 08.03; 01.-02.05; 09.05, всего 34 учебные недели. При 6 часах в неделю - это 204 часа, значит остальные 6 часов- резерв.
Всего часов 210 ч
В том числе:
повторение11ч
контрольные работы15 ч
сочинения и изложения8 ч
резервные уроки18 ч
4.Планируемые результаты обучения.
Личностные образовательные функции родного языка рассматриваются в школьной программе как система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы Учебник содержат систематическое изложение дисциплины и являются важнейшим средством обучения и воспитания, поскольку служат для усвоения методов познания и учебных действий, развития навыков самостоятельной работы, являясь главным источником учебной информации курса русского. Структура данных учебников отражает содержательные линии программы.
1. Первая содержательная линия – коммуникативной компетенции – направлена на формирование коммуникативных навыков речевого общения, осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебниках эта линия представлена разделами «Язык и речь», «Текст».
2. Вторая содержательная линия программы, обозначенная как языковедческая компетенция, обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Разделы учебника «Система языка» и «Правописание» в основном направлены на обеспечение учебными материалами реализацию этой линии программы.
3. Формирование функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции, осознание национально-культурной специфики русского языка достигается за счет реализации в курсе третьей содержательной линии – линии культуроведческой компетенции, что реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи».
В учебниках данной линии предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.
Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.
Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.
Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.
В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
В УМК по русскому языку также входят рабочие тетради, методические пособия для учителя, приложения и дополнительная литература по предмету (тексты для изложений и других видов деятельности, тесты, справочники, материал для ксерокопирования и др.)
.
Курс русского языка выстраивается на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школыКурс обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Концептуальные положения данной программы обеспечивают:
преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;
развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;
вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащиегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Курс отражает системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Курс учитывает требование Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, к практической направленности обучения на основе системно-деятельностного подхода с сохранением воспитательной функции образовательного процесса. Значительная роль отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи. Проектные формы работы, направленные на решение конкретной проблемы (задачи), позволяют нацелить обучающихся на создание определённого продукта, реализовать межпредметные связи, соединять теорию и практику, осуществлять совместное планирование деятельности с учителем.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, включая культуру речи.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Учитывая решающий вклад данных разделов в формирование метапредметных результатов, время, отведенное на освоение их содержания не ограничивается количеством часов, указанным в программе на получение знаний, соответствующих данным разделам, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.
Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.
В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально-культурном феномене. При этом структура учебников УМК по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающего освоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает её содержательные линии.
Программа подчёркивает направленность курса русского языка на формирование функциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (способности ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
5. Содержание учебного предмета.
Распределение часов по модулям учебника
Резервные уроки О языке и речи Система языка Правописание Текст Изложение или сочинение Язык и культура.
Культура речи Повторение Контроль Часы
Контроль Анализ контрольных работ 1 модуль.
Что значит «современный литературный язык»? 2 1 3 4 1 1 1 1 1 1 16
2 модуль.
Что значит работать над своей речью? 2 1 7 9 2 2 1 1 2 2 29
3 модуль.
Что такое сферы общения? 2 1 8 6 2 1 1 1 2 2 26
4 модуль
Сколько стилей в современном литературном языке? 1 1 7 8 1 - 1 1 2 2 24
5 модуль.
Трудно ли освоить язык науки? 2 1 11 10 1 1 2 1 2 2 33
6 модуль.
В чём особенности официальных документов? 2 1 4 4 2 1 1 1 2 2 20
7 модуль.
В чём особенности публицистической речи? 1 1 13 4 1 - 1 1 2 2 26
8 модуль.
Есть ли правила у беседы 6 1 12 4 2 2 1 4 2 2 36
18 8 65 49 12 8 9 11 15 15 210
Основное содержание модулей с характеристикой основных видов деятельности учащихся (на уровне формирования УУД)
Кол-во часов Название раздела модуля Основное содержание программы
6 класса Характеристика основных видов деятельностиучащихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)
8 О языке и речи Разновидности русского языка. Ситуация речевого общения (формальная, неформальная). Формы речи (устная и письменная). Сферы общения.. Основные понятия о стилях литературного языка. Владеть различными видами диалога (этикетным, диалогом-расспросом, диалогом — побуждением к действию). Знать особенности диалогической и монологической речи. Сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Сравнивать образцы диалогической речи.
Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего. Уметь различать и сравнивать стили речи, знать их основные особенности.
65 Система языка Изучаются такие разделы лингвистики как фонетика и графика, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, морфология (причастие, деепричастие, имя числительное, местоимение), основные понятия синтаксиса. Знать сильные и слабые фонетические позиции гласных и согласных звуков, слогораздел. Уметь делить слово на слоги, различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости, правильно ставить в словах ударения. Знать фонетические позиции чередования звуков.
Различать корневые и служебные морфемы, формообразующие и словообразовательные морфемы. Знать способы словообразования и уметь их различать.
Характеризовать лексику ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, слова с эмоциональной окраской. Знать морфологические признаки и особенности форм глагола: причастий и деепричастий. Знать морфологические признаки числительных и местоимений. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор.
49 Правописание Правописание гласных в корнях с чередованием. Правила переноса слов. Правописание приставок, сложных слов. Правописание суффиксов. Правописание причастий, деепричастий, числительных и местоимений. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами, обращениями и сравнениями. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.
12 Текст
Структура текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста. Основная и дополнительная информация текстов. Разные виды плана (простой, сложный, тезисный, вопросный и др.)
Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Виды информационной переработки текста. Стили литературного языка.
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.
Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).
Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме.
Создавать и редактировать собственные письменные тексты.
8 Изложения и сочинения
Развитие речи в форме создания своих собственных текстов в виде сочинений, сочинений- миниатюр описаний предмета, картины, комнаты, события и др. Изложение авторского текста после прочтения или аудиотекста. Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты.
9 Язык и культура. Культура речи Употребление форм глагола и частей речи (причастий, деепричастий, числительных и местоимений) в литературном языке. Литературный язык и просторечия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Нормативные словари современного русского языка. Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.
Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.
Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
11 Повторение Повторение, обобщение и систематизация изученного в 5 классе и по модулям, так как модуль – это логически завершённый раздел, объединённый одной темой. Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.
15 Контроль Проводится в разных формах по вариантам или группам после повторения и обобщения знаний, полученных в рамках изученного раздела «Правописание» и модуля. В конце учебного года проводится итоговый контроль. Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа и др.)
15 Анализ контрольных работ Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности.
18 Резервные уроки Распределяются по темам на усмотрение учителя 210 6. Календарно - тематическое планирование по русскому языку 6 класс
( 6 уроков в неделю, 210 часов в год).
№
урока Модуль = глава
Разделы глав
Тема урока
часы
Планируемые результаты Домашнее
задание Дата проведения урока
( базовый уровень – Б. , повышенный уровень - П.) предметные метапредметныеличностные По плану По факту
Глава 1.Что значит «современный литературный язык»? ( 16ч.) Виды монолога и диалога.
Сфера употребления, типичные ситуации общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Морфология как раздел грамматики (повторение)
Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.
Анализировать и характеризовать общекатегориаль-ное значение , морфологические признаки существительного, прилагательного, глагола Понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; Знать особенности диалогической и монологической речи, владеть различными видами диалога, сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ ( 1ч.)
1 Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение). 1 01.09.
01.09.
СИСТЕМА ЯЗЫКА (3ч.)
2 Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное. 1 02.09. 02.09.
3 Имя прилагательное. 1 03.09. 03.09.
4 Глагол. 1 05.09. 05.09.
ПРАВОПИСАНИЕ (4ч.). 5 Правописание падежных окончаний имён существительных. 1 06.09. 06.09.
6 Правописание окончаний прилагательных. 1 07.09. 07.09.
7 Правописание личных окончаний глаголов. 1 08.09. 08.09.
8 Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами. 1 09.09. 09.09.
ТЕКСТ (1ч.) 9 Основные признаки текста. 1 10.09. 10.09.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2ч.) 10-11 Р.р. Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46. 2 12.09.
13.09. 12.09.
13.09.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч.).
12 Литературный язык и просторечие. 1 Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.
Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; 14.09. 14.09.
ПОВТОРЕНИЕ ( 2ч). 13-14 Комплексное повторение материала главы 1. 2 Выбор и организация языковых средств способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности15.09.
16.09. 15.09.
16.09.
КОНТРОЛЬ (2ч.) 15-16 Контрольная работа (тест или диктант с грамматическим заданием) и её анализ. 2 17.09.
19.09. 17.09.
19.09.
Глава 2.
Что значит работать над своей речью?( 29ч. ) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1ч.). 17 Ситуация речевого общения. 1 20.09. 20.09.
СИСТЕМА ЯЗЫКА (7ч.).
18 Фонетика и графика.
Повторение изученного в 5 классе. 1 Изменение звуков в речевом потоке.
Изменение качества гласного звука в зависимости от позиции.
Правила переноса
Употребление строчной и прописной букв.
Орфография как система правил правописания слов и их морфем.
Орфографические правила . связанные с правописание корней с чередованием.
Пользоваться основными понятиями фонетики.
Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции. Классифицировать и группировать звуки речи по признакам. Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса с одной
строки на другуюИметь представление об орфографии как о системе правил.
Обладать орфографической зоркостью.
Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.
Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 21.09. 21.09.
19 Фонетические позиции и позиционные чередования звуков. 1 22.09. 22.09.
20-21 Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков. 2 23.09.
24.09. 23.09.
24.09.
22 Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости. 1 26.09. 26.09.
23 Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости. 1 27.09. 27.09.
24 Слогораздел: открытые и закрытые слоги. 1 28.09. 28.09.
ПРАВОПИСАНИЕ (11ч.).
25 Правописание согласных. 1 29.09. 29.09.
26-27 Правописание безударных гласных. 2 30.09.
01.10. 30.09
01.10.
28-
29- Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение). 2 03.10.
04.10. 03.10.
04.10
30 Гласные Е и И в корнях с чередованием. 1 05.10. 05.10.
31-32-33
34 Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-,
равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч-.
4 06.10
07.10.
08.10.
10.10. 06.10.
07.10.
08.10.
10.10.
35 Основные правила переноса. 1 Правила переноса.
11.10. 11.10.
КОНТРОЛЬ (2ч.) 36-37 Контрольная работа (диктант) и её анализ. 2 12.10.
13.10. 12.10.
13.10.
ТЕКСТ(2ч.)
38-39 План текста: вопросный, назывной, тезисный .2 Выделять микротемы, делить текст на абзацы, делить текст на смысловые части, различать тема и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста , передавая его содержание при помощи плана Микротема текста. Основная и дополнительная информация в тексте.
План. Понимание
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 14.10.
15.10. 14.10.
15.10.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2ч.)
40-41 Р.р. Обучение изложению. 2 17.10.
18.10. 17.10.
18.10.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч.).
42 Современные варианты орфоэпических норм. 1 19.10. 19.10.
ПОВТОРЕНИЕ (1ч.). 43 Комплексное повторение материала главы 2. 1 20.10. 20.10.
КОНТРОЛЬ (2ч.)
44-45 Контрольная работа (тест) и её анализ. 2 21.10.-22.10. 21.10.-22.10.
Глава 3.Что такое сферы общения?( 26ч. ) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1ч.) .46 Сферы общения. 1 24.10. 24.10.
СИСТЕМА ЯЗЫКА (9ч).
47 Морфемика и словообразование.
Корневые и служебные морфемы. 1 Словообразование и изменение форм слова, формообразующие и словообразующие морфемы. Производящая основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Основные способы словообразования. Род сложносокращенных слов, их согласование с глаголами прошедшего времени.
Составлять словообразовательные цепочки. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразова- тельный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему.
Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования.
Осознать отличие морфемы от других значимых единиц языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа.
Уточнять лексическое значение слова с учетом морфемного и словообразовательного разбора.
Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразова- тельный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. 25.10. 25.10.
48 Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы). 1 26.10. 26.10.
49 Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс). 1 27.10. 27.10.
50 Нулевые словообразовательные морфемы. 1 28.10. 28.10.
51
Основы производных и непроизводных слов. 1 29.10. 29.10.
52 Производные и непроизводные слова. 1
31.10. 31.10.
53 Морфологические способы словообразования. 1 01.11.
01.11.
54 Способы образования сложных и сложносокращённых слов. 1 02.11. 02.11.
55 Морфемный и словообразовательный разбор слова. 1 03.11. 03.11.
ПРАВОПИСАНИЕ (7ч). 56 Правописание приставок (повторение).
1 Орфография как система правил правописания слов и их морфем.
Орфографические правила, связанные с правописанием приставок и сложных слов. Правила переноса. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем Обладать орфографической зоркостью.
Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи 14.11. 03.11.
57-58 Правописание приставок при-, пре-.2 15.11.-16.11. 59
60 Правописание сложных существительных с соединительными гласными.
Правописание сложных существительных без соединительных гласных. 1
1 17.11.
18.11. 61-62 Правописание сложных имён прилагательных. 2 19.11.-21.11. КОНТРОЛЬ (2ч.)
63-64 Контрольная работа (диктант) и её анализ. 2 22.11.-23.11. ТЕКСТ(1ч).
65 План текста: простой и сложный 1 Выделять микротемы, делить текст на абзацы, делить текст на смысловые части, различать тема и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста , передавая его содержание при помощи плана. Создавать и корректировать текст Микротема текста. Основная и дополнительная информация в тексте.
План. Осознать важность соблюдения языковых норм для культурного человека.
Овладеть основными нормами русского литературного языка. 24.11. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2ч.)
66-67 Р.р. Изложение по аудиотексту. 2 25.11.
26.11. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч) .68 Ударение в сложных словах. 1
Овладеть основными нормами русского литературного языка. Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.
Варианты норм, нормативные словари современного русского литературного языка Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа. 28.11. ПОВТОРЕНИЕ (1ч).
69 Комплексное повторение материала главы 3. 1 29.11. КОНТРОЛЬ (2ч.) 70-71 Контрольная работа (тест) и её анализ. 2 30.11.- 01.12. Глава 4.Сколько стилей в современном литературном языке?( 24ч.) Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств. Функциональные разновидности языка.
Сфера употребления , типичные ситуации характерные для различных стилей. Основные жанры стилей Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1ч.)
72 Стили литературного языка .1 02.12. СИСТЕМА 1 Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Стилистическая окраска слов. Стилистические пометы в толковых словарях русского языка.
Фразеологизмы , их признаки и значение . Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления Овладеть основными понятиями лексики и фразеологии.
Понимать особенности слова как лексического уровня языка.
Наблюдать над использованием слов в художественной , разговорной речи, а также в различных стилях речи. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления. Извлекать необходимую информацию из толкового, фразеологического словаря и использовать ее в различных видах деятельности. ЯЗЫКА (7ч.)
73
Лексика и фразеология
Слово – основная единица лексикологии (повторение). 03.12. 74 Паронимы. 1 05.12. 75 Стилистическая окраска лексики литературного языка. 1 06.12. 76 Лексика ограниченного употребления: диалектизмы. 1 07.12. 77 Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы. 1 08.12. 78 Слова с эмоциональной окраской. 1 09.12. 79 Стилистическая окраска фразеологизмов.
1 10.12. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (1ч.)
80 Р.р.Сжатое изложение по упр.66 на с.254. 1 Выделять микротемы, делить текст на абзацы, делить текст на смысловые части, различать тема и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста , передавая его содержание при помощи плана, используя известные приёмы сжатия текста. Уметь выделять в тексте основную и дополнительную информацию , определять микротемы, составлять план текста; передавать информацию сжато.
Осознать важность соблюдения языковых норм для культурного человека.
Овладеть основными нормами русского литературного языка. 12.12. ПРАВОПИСАНИЕ (8ч.) .81 Употребление прописных и строчных букв (повторение). 1 Орфография как система правил правописания слов и их морфем.
Орфографические правила, связанные с правописанием суффиксов. Правила переноса.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами .Употребление строчной и прописной букв. Иметь представление об орфографии как о системе правил.
Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем Обладать орфографической зоркостью.
Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи 13.12. 82-83 Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных. 2 14.12.-15.12. 84-85 Суффиксы – СК-//-К- в отымённых прилагательных. 2 16.12.-17.12. 86 Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-. 1 19.12. 87-88 Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение). 2 20.12.-21.12. КОНТРОЛЬ (2ч.) 89-90 Контрольная работа (диктант) и её анализ. 2 22.12.-23.12. ТЕКСТ(1ч.) .91 Средства связи предложений и частей текста.
1 Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.
Варианты норм.
Нормативные словари современного русского языка
( орфоэпический, толковый, грамматических трудностей,орфографический) Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.
Уместно использовать правила речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка 24.12. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч)
92 Нормативные словари современного русского языка. 1 26.12. ПОВТОРЕНИЕ (1ч.). 93 Комплексное повторение материала главы 4.
1 27.12. КОНТРОЛЬ (2ч.)
94-95 Контрольная работа (тест) и её анализ. 2 28.12.-29.12. Глава 5.Трудно ли освоить язык науки?(33ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1ч).
96 Научный стиль. 1 Основные жанры научного стиля : аннотация и ее особенности Писать аннотацию в соответствии с целью и ситуацией общения.
Исправлять речевые недостатки и редактировать текст. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 30.12. СИСТЕМА Морфология как раздел грамматики (повторение)
Глагол как часть речи (повторение)
Причастие , его грамматические признаки, признаки прилагательного и глагола у причастия.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы причастия.
Синтаксическая функция причастия Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия, приводить примеры действительных и страдательных причастий.
Правильно употреблять причастия с определяемым словом; соблюдать временно-видовую соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложении с причастным оборотом. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и анализировать их
ЯЗЫКА (11ч.)
97 Морфология. Причастие.
Части речи (повторение). 1 10.01. 98 Глагол как часть речи (повторение). 1 11.01. 99 Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного. 1 12.01. 100
Признаки прилагательного у
причастия.
Суффиксы причастий. 1
13.01.
101-102 Образование действительных причастий настоящего времени. 2 14.01.-16.01. 103 Образование действительных причастий прошедшего времени. 1 17.01. 104 Образование страдательных причастий настоящего времени. 1 18.01. 105 Образование страдательных причастий прошедшего времени. 1 19.01. 106 Краткие страдательные причастия. 1 20.01. 107 Морфологический разбор причастия. 1 21.01. ПРАВОПИСАНИЕ (10ч.)
108-109 Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. 2 Орфография как система правил правописания слов и их морфем.
Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием, а также правописанием Н и НН. Правила переноса.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом Иметь представление об орфографии как о системе правил.
Обладать орфографической зоркостью.
Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.
Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем 23.01.-24.01. 110-111 Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени. 2 25.01.-26.01. 112-113 Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных. 2 27.01.-28.01. 114-115 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 2 30.01-31.01. 116-117 Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. 2 01.02.-02.02. КОНТРОЛЬ (2ч.)
118-119 Контрольная работа (диктант) и её анализ. 2 03.02.-04.02. ТЕКСТ(1ч.)
120 Типы речи в научном стиле литературного языка. 1 Знать признаки текста.
Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.
Создавать свои собственные тексты. Функциональные типы речи , их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи. 06.02. 121-122 Р.р. Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи. 2 07.02.-08.02. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (2ч.).
123 Употребление причастий в литературном языке. 1
09.02. 124 Употребление причастного оборота. 1 10.02. ПОВТОРЕНИЕ (2ч.)
125-126 Комплексное повторение материала главы 5. 2 11.02.-13.02. КОНТРОЛЬ (2ч.)
127-128 Контрольная работа (тест) и её анализ .2 14.02.-15.02. Глава 6.В чём особенности официальных документов?( 20ч.) Писать заявление в соответствии с целью и ситуацией общения. Выступать перед аудиторией , вести беседу в соответствии с ситуацией Сфера употребления , типичные ситуации речевого общения , задачи речи, языковые средства, характерные для официально- делового стиля. Основные жанры : заявление Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. О ЯЗЫКЕ И И РЕЧИ (1ч.)
129 Официально-деловой стиль. 1 16.02. СИСТЕМА ЯЗЫКА (4ч.)
130 Деепричастие.
Деепричастие как форма глагола 1 Деепричастие , его грамматические признаки.
Наречные и глагольные признаки у деепричастия.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Синтаксическая функция деепричастия. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия, приводить примеры деепричастий совершенного и несовершенного вида
Правильно употреблять деепричастия ; правильный порядок слов в предложении с деепричастным оборотом Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение , морфологические признаки глагола, деепричастия, определять их синтаксическую функцию.
Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия, приводить примеры деепричастий совершенного и несовершенного вида Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в различных функциональных стилях и анализиро-вать их 17.02. 131 Образование деепричастий 1 18.02. 132 Деепричастный оборот 1 20.02. 133 Морфологический разбор деепричастия 1 21.02. ПРАВОПИСАНИЕ (4ч.) 134-135 Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями 2 22.02.-24.02. 136-137 Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами 2 25.02.-27.02. КОНТРОЛЬ (2ч.)
138-139 Контрольная (диктант) работа и её анализ 2 28.02.-01.03. ТЕКСТ (2ч.)
140 Деловые бумаги: заявление 1 Знать признаки текста.
Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи. Функциональные типы речи , их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи Анализиро-вать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Создавать собственные тексты 02.03. 141 Типы речи: официально-деловое и художественное описание 1 03.03. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2ч.)
142-143 Р.р. Сочинение-описание по картине 2 04.03.-06.03. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч.).
144 Употребление деепричастий в литературном языке. 1 07.03. ПОВТОРЕНИЕ(2ч.)
145-146 Комплексное повторение материала главы 6.
Самостоятельная работа. 2 09.03.-10.03. КОНТРОЛЬ (2ч.)
147-148 Контрольная работа (тест) и её анализ 2 11.03.-13.03. Глава 7.В чём особенности публицистической речи?( 26ч.) Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Основные жанры публицистического стиля : выступление Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств. О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1ч.)
149 Публицистический стиль 1
14.03. СИСТЕМА Имя числительное как часть речи, его общекатегориаль-ное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.
Разряды числительных по значению и строению.
Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; Правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д., в деловой речи ЯЗЫКА (13ч.)
150 Имя числительное.Имя числительное как часть речи 1 15.03. 151 Простые, сложные и составные числительные 1 16.03. 152 Количественные числительные 1 17.03. 153-154 Склонение простых количественных числительных 2 18.03.-20.03. 155-156 Склонение сложных числительных 2 21.03.-22.03. 157 Склонение составных количественных числительных. 1 03.04. 158-159 Обозначение дробных чисел. 2 04.04.-05.04. 160 Собирательные числительные. 1 06.04. 161 Порядковые числительные. 1 07.04. 162 Морфологический разбор имени числительного. 1 08.04. ПРАВОПИСАНИЕ (4ч.)
163-164 Правописание мягкого знака в именах числительных 2 Орфография как система правил правописания слов и их морфем.
Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием. Правила переноса. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; Отличать числительные от других частей речи с количественным значением. 10.04.-11.04. 165-166 Слитное и раздельное написание числительных 2 12.04.-13.04. КОНТРОЛЬ (2ч.) 167-168 Контрольная работа по теме «Имя числительное» (диктант) и её анализ. 2 14.04.-15.04. ТЕКСТ (1ч.)
169 Соединение в тексте разных типов речи 1 Употребление числительных в литературном языке Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет
Орфоэпические , лексические , грамматические, стилистические, правописные нормы употребления числительных Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученной части речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности 16.04. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч.).
170 Употребление числительных в литературном языке. 1 18.04. ПОВТОРЕНИЕ (2ч.) 171-172 Комплексное повторение материала главы 7.
Самостоятельная работа 2 19.04-.20.04. КОНТРОЛЬ (2ч.)
173-174 Контрольная работа (тест) и её анализ 2 21.04.-22.04. Глава 8.Есть ли правила у беседы.(36ч.) Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств.
Использовать возможности электронной почты для информационного общения. Вести личный дневник с использованием возможности Интернета Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (1ч.) 175 Обиходная разговорная речь 1 24.04. СИСТЕМА ЯЗЫКА (12ч.)
176 Местоимение.
Знаменательные и местоименные части речи 1
Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение , морфологические свойства, синтаксические функции.
Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.
Склонение местоимений. Правильно изменять по падежам, группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме Употреблять местоимения для связи
предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами 25.04. 177-178 Особенности местоимения как части речи 2 26.04.-27.04. 179 Личные местоимения 1 28.04. 180 Возвратные местоимения 1 29.04. 181 Притяжательные местоимения 1 03.05. 182 Определительные местоимения 1 04.05. 183 Указательные местоимения 1 05.05. 184-185 Вопросительные и относительные местоимения 2 06.05.-08.05. 186 Неопределённые и отрицательные местоимения. 1 10.05. 187 Морфологический разбор местоимения. 1 11.05. ПРАВОПИСАНИЕ (4ч.)
188-189 Правописание местоимений с предлогами. 2 Орфография как система правил правописания слов и их морфем.
Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием. Правила переноса.
Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.
Создавать свои собственные тексты Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 12.05.-13.05. 190-191 Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. 2 14.05.-16.05. КОНТРОЛЬ (2ч.) 192-193 Контрольная работа (диктант) и её анализ. 2 17.05.-18.05. ТЕКСТ (2ч.) 194-195 Устный рассказ. 2 19.05.-20.05. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2ч.) 196-197 Р.р. Контрольное изложение. 2
22.05.-23.05. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1ч.).
198 Употребление местоимений в литературном языке. 1 24.05. ПОВТОРЕНИЕ ( 2ч.)
199-200 Комплексное повторение материала главы 8. 2 25.05.-26.05. КОНТРОЛЬ (2ч.)
201-202 Контрольная работа (диктант) и её анализ .2 27.05.-29.05. КОМПЛЕКСНОЕ Орфоэпические , лексические , грамматические, стилистические, правописные нормы употребления местоимений Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.
Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.
Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученной части речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевое высказывание уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию ПОВТОРЕНИЕ ( 2ч.)
203-204- Комплексное повторение и систематизация изученного в 6 классе. 2 30.05.-31.05. РЕЗЕРВ ( 6ч.) 204
206-207-208-209-210 Комплексное повторение изученного материала ( резерв ). 6 Перечень обязательных контрольных работ, сочинений и изложений
№ п.п. Глава. Тема Кодификатор Форма контроля
Модуль 1. Что значит «современный литературный язык»?
Сочинение-описание Уметь строить текст-описание предмета, картины, события и др. Сочинение по картине, сочинение по воображению, сочинение на основе вымышленных или реальных событий и др. (на усмотрение учителя)
Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 5 классе». (Входной контроль) Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. Тест или диктант с грамматическим заданием
Модуль 2. Что значит работать над своей речью?
Контрольная работа по теме: «Правописание безударных гласных в корне и гласных в корнях с чередованием» Знать основные правила переноса слов, правописание безударных гласных в корне, правописание гласных в корнях с чередованием. Уметь применять правила, подбирать однокоренные проверочные слова. Диктант с грамматическим заданием
Изложение Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Изложение
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 2» Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом. Тест
Модуль 3. Что такое сферы общения?
Контрольная работа по теме: «Правописание приставок» Знать правописание приставок при-, пре-, правописание сложных существительных с соединительными гласными, правописание сложных имён прилагательных. Уметь применять правила. Контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием.
Изложение по аудиотекстуЗнать последовательность работы над изложением по аудиотексту в соответствии с планом и вопросным рядом по тексту.
Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст до мини-изложения, где хорошо читается основная идея. Мини-изложение с вопросным рядом
Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 3» Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом. Тест
Модуль 4. Сколько стилей в современном литературном языке?
Сжатое изложение по упр.66.на с.254.
Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сжатое изложение, используя изученные приёмы сжатия. Сохранять структуру текста и авторский стиль. Изложение.
Контрольная работа по теме: «Правописание суффиксов прилагательных» Знать правила правописания –Н- и –НН- в суффиксах отымённых прилагательных, -СК- //-К- в суффиксах отымённых прилагательных, правописание -ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-,-ЛИВ-,-ЧИВ- Диктант с грамматическим заданием.
11. Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 4» Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом. Тест
Модуль 5. Трудно ли освоить язык науки?
12. Контрольная работа по теме: «Правописание причастий» Знать правописание причастий. Знать как выделяются на письме причастные обороты. Уметь применять правила. Диктант
13. Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи. Уметь выстраивать композиционную схему сочинения в разных стилях речи, определять смысловые части, работать с планом. Уметь наблюдать за словом в разных стилях речи. Сочинения
14. Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 5» Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом. Тест
Модуль 6. В чём особенности официальных документов?
15. Контрольная работа по теме: «Правописание деепричастий» Знать правило о написании НЕ с деепричастиями, как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты. Уметь применять правила при написании текста. Диктант
16. Сочинение-описание по картине Уметь строить текст-описание, пользоваться при написании синонимами, изобразительно-выразительными средствами языка и оборотами речи. Сочинение
17. Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 6» Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом. Тест
Глава 7. В чём особенности публицистической речи?
18. Контрольная работа по теме: «Правописание имён числительных» Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях, знать правила правописания имён числительных. Диктант
19. Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 7» Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом. Тест
Глава 8. Есть ли правила у беседы?
20. Контрольная работа по теме: «Правописание местоимений» Знать общее значение, морфологические признаки местоимений, правописание местоимений с предлогами, неопределённых и отрицательных местоимений. Уметь пользоваться изученными правилами на практике. Диктант
21.
Контрольное изложение.
Уметь определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его, составлять план; писать изложение, сохраняя структуру текста авторский стиль.
Изложение.
22. Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 8» Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.
Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.
Вопросы В – язык и речь, культура речи.
Вопросы С – текст, работа с текстом. Тест
Итоговая контрольная работа Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 6 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. Знать систему языка, изученную в 6 классе, уметь работать с текстами разных стилей и типов. Диктант / тест
7.Учебно-методическое обеспечение (ресурсы).
Основная литература.
Савчук Л.О. Русский язык. Программа: 5-9 классы. М: Вентана-Граф, 2013г.
Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2015г.
Дополнительная литература для учителя.
Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2010
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011
Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе //Литература в школе. – 2008.-№ 3.- С. 28-31
Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007
Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011
Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студентов высш. и сред. пед.учеб. вузов и системы повышения пед. кадров/ под ред. Полат Е.С. – М.: Академия, 2001
Поташник М.М. Требования к современному уроку. –М.: Центр педагогического образования, 2008 г
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М., «Просвещение» , 2011
Репкин В. В. Экспериментальная программа развивающего обучения русскому языку. 5-9 классы. - Томск: Пеленг, 1997
Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение. - Томск: Пеленг, 1993.
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007
Соколова Г. И. Создание условий для саморазвития учащихся в обучении. // Осмысление // Научно-практический сборник. – Самара, 1997
Цукерман Г. А. Психология и саморазвитие: задача для подростков и педагогов: Пособие для учителей. – М.: Интерпракс, 1994.
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000
Справочные пособия.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994
Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель.
Образовательные электронные ресурсы.
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета