Тематическое планирование по русскому языку 5 класс к учебнику Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.


МБОУ «Пироговская оош МО «Ахтубинский район»
«Рассмотрено»
педагогический
совет школы
Протокол №__9__ от «_27__»   августа 2014 г
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
__________/____________./   «_28__»  августа 2014 г «Утверждено»
директор школы
________/ _________ /
приказ № 65 от   «30»  августа 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
для учащихся 5 класс
учителя Болговой М. М. 2 квалификационная категория
на 2014-2015 учебный год
Село Пироговка 2014 — 2015 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2013) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)Общая характеристика учебного предмета. Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку построено на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Пироговская оош МО «Ахтубинский район». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение русского (родного) языка в V классе – 204 часа (из расчета 6 раз в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: -воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый интерес к чтению;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Содержание учебного предмета.
Содержание Кол-во часов Количество контрольных работ Развитие речи
Язык и общение. 3 0 1
Повторение изученного материала в начальных классах 30 2 5
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 34 4 3
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 16 1 4
Лексика. Культура речи. 10 1 2
Морфемика. Орфография. Культура речи. 28 1 4
Морфология. Орфография. Культура речи. 76 5 16
Повторение и систематизация изученного материала. 7 1 0
ИТОГО 204 15 35
Язык и общение (3 ч)
Повторение пройденного материала в начальных классах (30 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (34 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (16 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (28 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (76 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (25 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (17 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (33 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (7 ч)
Материально - техническое обеспечение:
- Таблицы по основным темам курса русского языка;
- Интернет ресурсы;
- Цифровые образовательные ресурсы;
- Тесты.
Образовательные электронные ресурсы
http://www.gramota.ru/- справочно-информационный портал.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
Тематическое планирование
№ п/пТема раздела.
Тема урока Кол-во часов Содержание урока Основные виды учебной деятельности Дата проведения
План Фактическая

1 ТЕМА 1 ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ
Язык и человек. 3
1 Актуализация знаний. Беседа. Выполнение устных и письменных заданий..Чтение п. 4. Беседа по вопросам. Ознакомительное чтение вступительных статей, наблюдение над ролью рисунков в книге. 1.09 2
Язык и его единицы. 1 Беседа. Работа с высказываниями. Ответить на вопрос: когда и каким образом служит нам язык?
Работа с высказываниями о русском языке. 02.09 3 Р. р. Стили речи.
1 Беседа. Сравнение текстов. Задания по развитию речи. Учатся определять стили речи, находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-задавать вопросы; устанавливать причинно-следственные связи;
-определять тему и главную мысль текста. 02.09 4
ТЕМА 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Орфограмма.
30
1
Работа по теме урока. Словарная работа.
Учатся определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова.
03.09
5 Части слова. 1 Обозначение морфем. Комментированное письмо. Доказать, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова. 04.09 6
7
Безударные гласные в корне слова.
Безударные гласные в корне слова.
1
1
Выделение морфем. Беседа. Выразительное чтение. Комментированное письмо. Самостоятельная работа. Работа со словарём морфем. Орфографи-ческий разбор. Заполнение таблицы своими примерами. 06.09
08.09 8
Непроверяемые безударные гласные. 1 Словарная работа. Работа с правилом. Выполнение заданий. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 09.09 9
Правописание согласных в корне слова.
1
Беседа Наблюдение. Комментированное письмо. Словарная работа. Заполнение таблицы своими примерами. Объяснительный диктант. 09.09
10
Непроизносимые согласные.
1
Актуализация знаний. Фонетический, морфемный разбор. Комментированное письмо. Тестовое задание. Разграничивают виды орфограмм в корне слова; подбирают к ним проверочные слова; обозначать изученные орфограммы 10.09 11
Буквы и, у, а после шипящих.
1
Актуализация знаний. Обсуждение вопросов. Самостоятельная работа. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. 11.09
12
Правописание гласных в приставках. 1 Беседа Наблюдение. Комментированное письмо. Выполнение упражнений, работа со словарём. 13.09 13
Раздельное написание предлогов со словами. 1
Актуализация знаний. Обсуждение вопросов. Самостоятельная работа. Различают предлоги и приставки; обозначают их графически; правильно употребляют предлоги с местоимениями. 15.09
14
15 Разделительные ь и ъРазделительные ь и ъ1
1
Объяснительный диктант. Обсуждение вопросов. Предупредительный диктант. Тестовое задание. Разграничивают функции ъ и ъ в словах; пишут слова с разделительными ъ и ь знаками. 16.09
16.09 16 Контрольный диктант по теме « Правописание корней слов». 1 Запись под диктовку. Самопроверка. Выполняют контрольную работу. 17.09 17
18 Р.р. Изложение «Хитрый заяц».
Р.р. Текст.
1
1 Знакомство с текстом. Пересказ. Составление плана.
Признаки текста. Самостоятельные наблюдения. Сравнительный анализ. Составляют план текста.
Оформляют свои мысли в устной и письменной речи.
Учатся отличать текст от группы предложений, озаглавливать текст. 18.09
20.09 19
Части речи (самостоятельные и служебные).
1
Повторить части речи. Самостоятельная работа. Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом. 22.09
20
21
Имя существительное.
Имя прилагательное.
1
1
Беседа. Определение падежа существительных. Комментированное письмо. Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными. 23.09
23.09
22 Местоимение. Раздельное написание местоимений с другими словами. 1 Морфологические признаки местоимений. Склонение местоимений. Объяснительный диктант. Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют морфологические признаки. 24.09 23
Глагол. Спряжение глагола, личные окончания глаголов. 1
Выборочный диктант. Беседа. Устное сочинение.
Комментированное письмо. Работа с правилом. Самостоятельная работа. Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов.
Отличают глаголы от других самостоятельных частей речи; определяют время, лицо и число глаголов; образовывать неопределенную форму глаголов. 25.09
24 Правописание безударных личных окончаний –ишь, -ешь в глаголах.
1 27.09 25
Не с глаголами. Правописание -тся и -ться в глаголах.
1
Выполнение упражнений, руководствуясь правилом. 29.09
26 Наречие. 1 Обсуждение вопросов. Чтение словосочетаний с наречиями. Лингвистическая игра. Выполнение упражнений. 30.09 27 Служебные части речи. Предлоги и союзы.
1 Различение самостоятельных и служебных частей речи. Правописание изученных частей речи. Учатся опознавать изученные части речи, определять их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. 30.09 28
29 Р.р. Подготовка к сочинению.
Р.р. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом». 1
1 Репродукция картины. Манера художника. Передний и задний план картины. Цветовая гамма. Краткая биография художника А.А. Пластова. Творческая история картины «Летом». Тема, основная мысль и план сочинения. Дают общую характеристику увиденного на картине, на ее переднем и заднем плане; составляют устный рассказ о героях картины; план сочинения по картине; отбирать языковой материал для сочинения.
01.10
02.10 30 Части речи. 1 Обсуждение вопросов. Выполнение упражнений. Опознают изученные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли в предложении, типичным окончаниям.
04.10 31 Р.р. Основная мысль текста. 1 Пересказ. Тест. Беседа. Выразительное чтение. Доказывают принадлежность к тексту, определяют смысловую и грамматическую связь предложений в тексте, подбирают заголовок, отражающий тему. 06.10 32
33 Контрольный диктант по теме «Морфология».
Тест по теме «Морфология». Работа над ошибками. 1
1 Знакомство с текстом. Запись под диктовку. Самопроверка. Грамматическое задание. Пишут текст под диктовку и выполняют грамматическое задание к нему. 07.10
07.10 34 ТЕМА 3. СИНТАКСИС.
ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Понятие о синтаксисе и пунктуации. 34
1 Самостоятельные наблюдения. Комментированное письмо. Выполнение заданий.
Анализируют текст с точки зрения роли в них знаков препинания. 08.10 35
Словосочетание. Типы словосочетаний.
1
Словосочетание как единица синтаксиса. Основные при-знаки словосочетания, смыс-ловая и грамматическая связь слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний.Разбор словосочетаний. Учатся выделять словосочетание в предложении, анализировать его структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетании, разбирать словосочетание по алгоритму.
09.10 36
Разбор словосочетания.
1 11.10 37
38 Предложение.
Виды предложений по цели высказывания.
1
1 Цель высказывания. Повествовательная, вопросительная, побудительная интонация предложения. Интонационный слух. Задают вопросы; устанавливают причинно-следственные связи;
13.10
14.10 39 Р. р. Сжатое изложение по упражнению 144.
1 Тема, основная мысль, план текста. Абзац. Приемы сжатия, текста. Определяют тему и главную мысль текста.
14.10 40
Виды предложений по интонации. 1
Тон голоса. Интонация. Восклицательные и невосклицательные предложения Распознают восклицательные и невос-клицательные предложения. 15.10 41 Члены предложения. 1 Синтаксический разбор предложений. Разграничивают главные и второстепенные члены предложения. 16.10 42 Р.р. Сочинение на тему «Памятный (интересный, веселый) день». 1 Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению. Определяют тему, основную мысль высказывания, составляют текст.
Разграничивают главные и второстепенные члены предложения; находят в предложении подлежащее и сказуемое, определяют способ е выражения; выполняют синтаксический разбор предложений. 18.10 43 Члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. 1 Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Лингвисты о сказуемом. Двусоставное предложение. 20.10 44 Тест по теме «Словосочетание и предложение». 1 Актуализация знаний. Тест. 21.10 45 Тире между подлежащим
и сказуемым. 1 Выборочный диктант. Обсуждение вопросов. Работа с правилом.. Выполнение упражнений. Определяют способы выражения главных членов предложения; обосновывают употребление тире между подлежащим и сказуемым. 21.10 46 Распространённые и нераспространённые предложения.
1 Объяснительный диктант. Самостоятельное наблюдение, обсуждение. Комментированное письмо. Различают распространенные и нераспространенные предложения; подчеркивают главные члены предложения; распространяют предложения второстепенными членами. 22.10 47 Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1 Беседа. Теоретические сведения. Описание рисунка. 23.10 48 Определение.
1 Беседа. Теоретические сведения. Работа по закреплению материала. Распознают определения и подчеркивают их в предложении; определяют смысловую и художественную функцию определений; выполняют синтаксический разбор предложений 25.10 49 Обстоятельство. 1 Закрепление тем «Дополнение. Определение». Работа по теме. Комментированное письмо. Синтаксический разбор. Распознают обстоятельства и подчеркивают их в предложении; различают обстоятельства, отличающиеся по значению; определяют роль обстоятельств в предложении; дополняют предложения подходящими по смыслу обстоятельствами. 27.10 50
Второстепенные члены предложения.
1
Рассказ по плану. Синтаксический разбор. Конструирование предложений. Распознают виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения. 28.10 51 Итоговый диктант за 1 четверть. 1 Запись под диктовку. Самопроверка. Грамматическое задание.
Написание диктанта и выполнение грамматического задания. 28.10 52
53
54
55 Предложения с однородными членами.
Знаки препинания при однородных членах.
Обобщающие слова при однородных членах.
Предложения с однородными членами.
1
1
1
1 Выразительное чтение. Схемы однородных членов. Практическая работа. Учатся применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с однородными членами, находить в предложении обобщающее слово, отличать его от однородных членов предложения, применять пунктуационные правила.
Анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты. Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её.
Выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций 29.10
30.10
10.11
11.11 56
Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения». 1
Диктант. Тест. Самопроверка. 11.11 57 Предложения с обращениями. 1 Актуализация знаний. Правило. Обсуждение по вопросам. Работа с текстом сказки. Работа в парах. Тестовое задание. 12.11 58 Р. р. Письмо. 1 Комментированное письмо. Беседа. Чтение образцов писем. Пишем письмо. 13.11 59 Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. 1 Актуализация знаний. План разбора. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. 15.11 60
61
62
Простое и сложное предложение.
Союзное и бессоюзное сложное предложение.
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
1
1
Сравнение предложений. Определение сложного предложения. Выполнение заданий. Анализ предложений.
Ставим знаки препинания. Выборочное списывание. Синтаксический разбор. Учатся выполнять разбор сложного предложения по алгоритму.
Ориентируются в учебнике. Сопоставляют  и отбирают информацию, полученную из  различных источников. 17.11
18.11
18.11 63 Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения».
1 Диктант с грамматическим заданием. Написание диктанта и выполнение грамматического задания. 19.11 64 Прямая речь.
1 Предложения с прямой речью. Способы выражения прямой речи на письме Самостоятельно делают выводы,  представляют информацию на основе схем, сообщений. Ориентируются в учебнике.  20.11 65
Диалог и монолог.
1
Понятие монолог, реплика в диалоге. 22.11 66 Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». 1 Закрепление изученных ранее орфограмм и пунктограммОтвечают на контрольные вопросы. 24.11 67
Контрольная работа по теме
« Синтаксис. Пунктуация». 1 Диктант с грамматическим заданием. Самостоятельно выполняют контрольную работу. 25.11 68
ТЕМА 4. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.
Фонетика. Звуки речи и буквы. Гласные звуки. 26
1 Фонетика, как раздел, изучающий звуки речи. Устная речь. Органы речи. Учатся различать гласные и согласные звуки, ставить ударение в словах, различать звук и букву, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, писать творческую работу по образцу, различать слабые и сильные позиции у гласных и согласных звуков.
Самостоятельно  формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения, корректируют работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивают.
Отбирают необходимые  источники информации среди предложенных учителем. Составляют план текста. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Выполняют фонетический разбор слова. 25.11 69 Согласные звуки. 1 Способы образования согласных звуков, виды согласных звуков. 26.11 70 Позиционное чередование звуков. 1 Объяснение. Выполнение упражнений. 27.11 71

72
Р.р. Повествование.
Р.р. Изложение «Шкатулка». 1
1 Изложение по упражнению учебника. 29.11
01.12 73 Звонкие и глухие согласные. 1 Виды согласных по способу и месту образования. 02.12 74 Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. 1 Способы обозначения мягкости согласных на письме 02.12 75 Р. р. Описание предмета. 1 Способы описания предметов. Сочинение-описание 03.12 76 Звуковое значение букв е,ё,ю,я. 1 Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я 04.12 77 Фонетический разбор слова. 1 Порядок и образец фонетического разбора слова 06.12 78
79
80 Обобщение изученного по теме «Фонетика».
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. 1
1
1 Различия в образовании гласных и согласных звуков. Особенность сонорных звуков
Нормы произношения в литературном русском языке 08.12
09.12
09.12 81
82 Контрольная работа по теме « Фонетика».
Анализ контрольной работы. 1
1 Диктант с грамматическим заданием, тест.
Работа над ошибками. Пользуются теорией на практике, выполняют виды разборов.
Проводят анализ выполненной работы. 10.12
11.12 83 Р.р. Описание картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица». 1 Описание картины Написание сочинения, отбирают необходимые  источники информации, сотрудничают в совместном решении проблемы. 13.12 84
ТЕМА 5. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Слово и его лексическое значение. 10
1 Слово – одна из главных единиц языка. Словарный состав языка Учатся рассматривать слова с точки зрения лексического значения, различать лексическое и грамматическое значение слова,
находят необходимую информацию в учебнике;
-сравнивают и группируют предметы, их образы по заданным основаниям;
- использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; учатся высказывать свое предположение, оформляют свою мысль в устной и письменной речи;
- обосновывает высказанное суждение;
применяют полученные знания на практике: составляют синонимические ряды слов, подбирают антонимы, составляют предложения с омонимами, со словами в прямом и переносном значениях, самостоятельно дают лексическое значение слова.15.12 85 Однозначные и многозначные слова. 1 Однозначные и многозначные слова 16.12 86
Прямое и переносное значение слов. 1 Понятие художественных тропов. Средства художественной выразительности языка 16.12 87
88
89
90 Омонимы.
Синонимы.
Синонимы.
Антонимы. 1
1
1
1 Виды омонимов. Значение, строение, написание разных видов омонимов
Виды синонимов.
Виды антонимов. 17.12
18.12
20.12
22.12 91
92 Подготовка к изложению.
Р.р. Изложение
по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег». 1
1 Изложение по тексту учебника. Составление плана. Пересказ. 23.12
23.12 93 Диктант по теме « Лексика».
1 Диктант с грамматическим заданием Записывают текст под диктовку, проверяют. 24.12 94
ТЕМА 6. МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Работа над ошибками. Морфема. Изменение и образование слов. 25
1 Работа над ошибками.
Морфемика – раздел науки о языке Учатся рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различают форму слова от однокоренного слова, учатся выделять окончание и основу слова, рассматривают слово с точки зрения его морфемного состава.
Ищут информацию в учебнике;
сравнивают и группируют предметы. 25.12 95
Окончание и основа слова.
1
Значение окончания. Состав основы слова. 27.12 96
97 Корень слова. Однокоренные слова.
Однокоренные слова. Исторические изменения в составе слова.
1
1 Корень – главный носитель значения слова.
Однокоренные слова. 29.12
12.01 98
99 Р.р. Подготовка к изложению.
Р.р. Изложение 1
1 Пересказ. Составление плана. Запись опорных слов. Определяют тему и основную мысль текста, составляют его план; пишут изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль. 13.01
13.01 100
101 Правописание безударных гласных в корне.
Правописание безударных гласных в корне.
1
1 Правило. Комментированное письмо. Самостоятельная работа. Определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
организуют свое рабочее место и работу;
оформляют свою мысль в устной и письменной речи;
обосновывают высказанное суждение;
учатся задавать уточняющие вопросы;
14.01
15.01 102
103 Суффикс – значимая часть слова.
Суффикс – значимая часть слова. 1
1 Суффиксальный способ образования слов. 17.01
19.01 104
Приставки. Их словообразующая роль.
1
Приставочный способ образования слов. 20.01 105 Р.р. Выборочное изложение «Последний лист». 1 Пересказ. Составление плана. Запись опорных слов. Отвечают на вопросы, составляют план, выписывают опорные слова, пишут изложение. 20.01 106
107
108 Чередование звуков.
Беглые гласные.
Варианты морфем. 1
1
1 Понятие чередования гласного звука с нулем звука Распознают слова с беглыми гласными; выделяют части слов, в которых находятся беглые гласные.
Выделяют части слов с чередованием звуков; однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. 21.01
22.01
24.01 109 Морфемный разбор слова. 1 Порядок и образец морфемного разбора слова Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. 26.01 110 Правописание гласных и согласных в приставках. 1 Понятие орфограммы приставки Учатся правильно писать приставки в словах. 27.01 111
112 Буквы З-С на конце приставок.
Буквы З-С на конце приставок. 1
1 Правописание приставок Учатся применять правило написания букв з и с на конце приставок, применять правило правописания безударных гласных в корне слова, букв о-ё в корне слова, и- ы после ц.
Самостоятельно  формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения, корректируют работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивают. Ориентируются в учебнике. Выполняя различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы. 27.01
28.01 113
114
115 Буквы О-А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ-.
Буквы О-А в корне
-РАСТ- , - РАЩ -, -РОС(Л)-.
Буквы О-А в корне РАСТ- , - РАЩ -, -РОС(Л)-. 1
1
1 Понятие чередования гласной в корне слова. 29.01
31.01
02.02 116 Буквы О-Ё после шипящих в корне слова. 1 Различать произношение и написание слов 03.02 117
Буквы Ы-И после Ц.
1
Различать произношение и написание слов 03.02 118
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография».
1
04.02 119
120 Контрольный диктант по теме « Морфемика. Орфография».
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1
1 Диктант с грамматическим заданием.
Пишут текст под диктовку и выполняют грамматическое задание к нему.
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. 05.02
07.02 121 Р.р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
1 Рассматривание репродукции. Обмен впечатлениями. Беседа. Составление плана. Самостоятельная работа. Учатся создавать текст- описание, использовать средства выразительности в своем сочинении.
Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её. Самостоятельно предполагают, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения материала; отбирают необходимые  источники информации среди предложенных учителем, энциклопедий, справочников. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций 9.02 122 ТЕМА 7. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Самостоятельные и служебные части речи. 70
1 Работа по материалу учебника, составление таблицы «Самостоятельные и служебные части речи», выполнение упражнений на закрепление знаний по теме урока Учатся разграничивать самостоятельные и служебные части речи, определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного, общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
10.02 123
Имя существительное как часть речи.
1
Повторение материала об имени существительном, выполнение упражнений, проверочная работа, словарная работа, творческая работа, работа со словарём.
10.02 124 Р. р. Доказательства в рассуждении. 1 Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение упражнений Познакомить с особенностями рассуждения как типом речи; композицией рассуждения.
11.02 125 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. 1 Работа по материалу учебника, словарная работа, выполнение упражнений.
Работа в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Различают одушевленные и неодушевленные существительные, ставят к ним вопросы; используют одушевленные и неодушевленные существительные в качестве обращений. 12.02 126 Имена существительные собственные и нарицательные. 1 Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, конструирование предложений, словарная работа, творческая работа, самостоятельная работа Различают собственные и нарицательные существительные; пишут собственные имена существительные с большой буквы; учатся употреблять кавычки и большую букву при написании названий газет, картин, книг, кинофильмов и т. д. 14.02 127 Большая буква в именах собственных. 1 128 Р.р. Сжатое изложение «Перо и чернильница».
1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание выборочного изложения с изменением лица по памятке. Определяют тему и основную мысль текста, составляют его план; учатся писать сжатое изложение. 129 Род имён существительных. 1 Повторение пройденного материала, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа Учатся различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; согласовывать существительные и глаголы в роде. 130 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. 1 Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, конструирование предложений Приводят примеры имен существительных, которые имеют форму только множественного числа, иучатся грамотно употреблять их в речи 131 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
1 Приводят примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа и учатся грамотно употреблять их в речи. 132
Три склонения имён существительных. 1
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, работа со словарём, проверочная работа Учатся различать существительные 1, 2 и 3-го склонения, склонять существительные 1,2,3 склонений. 133 Падеж имён существительных. 1 Учатся пользоваться алгоритмом определения падежа имен существительных, выделять падежные окончания существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. 134
135
136 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». 1
1
1 Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, проверочная работа, работа по перфокартам, самостоятельная работа, словарная работа Диктант с грамматическим заданием. Выполняют морфологический разбор имен существительных. 137
138 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
Морфологический разбор имени существительного. 1
1 Анализ диктанта. Обсуждение типичных ошибок. Работа над ошибками.
Знакомство с порядком морфологического разбора существительных, выполнение упражнений, проверочная работа Пишут текст под диктовку и выполняют грамматическое задание к нему.
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. 139
140 Р. р. Подготовка к изложению.
Р.р. Изложение с изменением лица. 1
1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания:
Работа по материалу учебника, анализ текста, написание изложения. Определяют тему и основную мысль текста, составляют его план; учатся писать изложение с изменением лица. 141
142 Множественное число имён существительных.
Множественное число имён существительных.
1
1 Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, викторина, выполнение тестовых заданий Определяют число существительных; указывают падеж существительных, употребленных во множественном числе; учатся правильно образовывать множественное число существительных. 143 Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Повторение изученного по теме «Имя существительное» 1 Выполнение упражнений, индивидуальная работа .Работа в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Учатся правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически. 144
145 Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Р.р. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». 1
1 Диктант с грамматическим заданием.
Рассматривание репродукции. Обмен впечатлениями. Беседа. Самостоятельная работа. Пишут текст под диктовку и выполняют грамматическое задание к нему.
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. 146 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализ диктанта. Обсуждение типичных ошибок. Работа над ошибками. 147
148
149 Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное как часть речи.
Имя прилагательное как часть речи.
1
1
1 Повторение теоретического материала, работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, творческая работа, словарная работа. Учатся находить в предложении имя прилагательное , определять его непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль.
Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 150
151 Итоговый контрольный диктант за 3 четверть.
Падежныу окончания прилагательных.
1
1 Работа по материалу для наблюдений, выполнение упражнений, проверочная и самостоятельная работа, индивидуальная работа по карточкам. Учатся правильно писать безударные окончания прилагательных; графически обозначать изученную орфограмму. 152
153
Р.р. Описание животного.
Р.р. Изложение по рассказу “Ю-ю” А. И. Куприна.
1
1
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Работа по материалу учебника, анализ текста, написание изложения Учатся применять выразительные возможности имен прилагательных в речи; анализировать тексты-описания, устранять в них речевые ошибки и недочеты 154
155 Прилагательные полные и краткие.
Прилагательные полные и краткие. 1
1 Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений. Учатся различать полные и краткие формы имен прилагательных; образовывать краткие формы имен прилагательных; определять синтаксическую роль кратких прилагательных; писать краткие прилагательные с основой на шипящий без ь на конце. 156
157
Р.Р. Подготовка к сочинению.
Р.р. Сочинение по картине Комарова «Наводнение».
1
1
Работа по картине, по вопросам, работа над сочинением. Пишут сочинение по картине. 158 Морфологический разбор прилагательного.
1 Знакомство с порядком морфологического разбора имени прилагательного, тренировочные упражнения. Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполняют устныйи письменный морфологический
разбор имен прилагательных. 159
160 Р.р. Рассказ.
Р.р. Рассказ.
1
1 Работа по материалу учебника, составление рассказа по сюжетным картинкам, творческая работа.
Работа в малых группах. Составляют рассказы разных стилей. 161 Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». 1 Работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений. Различают способы образования прилагательных; производят морфемный разбор прилагательных; согласовывают с существительными, определяют синтаксическую роль полных и кратких форм; используют прилагательные в составе фразеологизмом, в роли эпитетов. 162
163
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1
1
Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта. Обсуждение типичных ошибок. Работа над ошибками. Пишут текст под диктовку и выполняют грамматическое задание к нему.
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. 164 Р.р. Сочинение «Мое любимое животное». 1 Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания Учатся применять выразительные возможности имен прилагательных в речи. 165 Глагол как часть речи. 1 Повторение теоретического материала по теме «Глагол как часть речи», выполнение упражнений Распознают глаголы, определяют их морфологические признаки и синтаксическую роль; учатся согласовывать глаголы-сказуемые с подлежащим.

Применяют правило написания не с глаголами, определяют вид глагола, применяют правило тся – ться в глаголах.
Учатся находить орфограммы в морфеме, в корнях глаголов, видеть «один» корень, оформленный фонетически и графически по-разному, опознавать части речи, безошибочно писать.
166 НЕ с глаголами. 1 Выполнение упражнений по теме урока, самостоятельная работа, словарная работа. 167
168 Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола. 1
1 Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, словарная работа, объяснительный диктант, творческая работа 169
170 Правописание -тся и -ться
в глаголах.
Правописание -тся и -ться
в глаголах.
1
1 Работа по материалу учебника, практическая работа, объяснительный диктант, словарная работа. 171
172 Виды глагола.
Виды глагола. 1
1 Работа по материалу для наблюдений, выполнение тренировочных упражнений, работа по развитию речи, творческая работа, проверочная работа. 173

174 Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Буквы Е-И в корнях с чередованием. 1
1 Работа по таблице, выполнение упражнений, проверочная работа, самостоятельная работа, работа по перфокартам 175
176 Р.р. Подготовка к сочинению.
Р. р. Сочинение “Как я испугался». 1
1 Работа по материалу учебника, анализ текстов, словесное рисование. Самостоятельная работа. 177
Время глагола.
1
Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, проверочная работа. Изменяют глаголы по временам. 178 Прошедшее время.
1 Учатся образовывать формы прошедшего времени глагола, соблюдать нормы употребления глаголов в форме прошедшего времени, согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными. 179
180 Контрольный диктант по теме «Глагол».
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта. Обсуждение типичных ошибок. Работа над ошибками. Пишут текст под диктовку и выполняют грамматическое задание к нему.
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. 181 Настоящее время. 1 Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока, словарная работа. Учатся образовывать глаголы настоящего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида, определять их значения, изменять глаголы в форме настоящего времени, употреблять их в речи. 182
Будущее время. 1
Учатся образовывать и изменять глаголы в форме будущего времени, правильно употреблять глаголы с чередованием согласных в корне, употреблять глаголы будущего времени в значении прошедшего. 183 Спряжение глаголов. 1 Составление алгоритма «Как определить спряжение глагола».Выполнение тренировочных упражнений. Учатся рассматривать глагол как самостоятельную часть речи, применять правила правописания окончаний глагола, применять способы проверки.
184
185 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. 1
1 Работа по материалу учебника, выполнение упражнений на закрепление темы урока. 186
Правописание глаголов с безударным личным окончанием. 1 Работа по перфокартам, тестирование, словарная работа. 187 Морфологический разбор глагола. 1 Составление алгоритма морфологического разбора
глагола, выполнение упражнений, самостоятельная работа.
Определяют морфологические признаки глаго-ла. 188 Р.р. Сжатое изложение «Шоколадный торт». 1 Работа по материалу учебника, анализ текста ,написание изложения.
Определяют тему и основную мысль текста, составляют его план; учатся писать сжатое изложение. 189
190 Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
1
1 Работа по материалу учебника, словарный диктант, выполнение упражнений.
Объяснительный диктант. Учатся определять глаголы 2 лица, безошибочно их писать. 191
192
193 Употребление времен.
Употребление времен.
Р.р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.
1
1
1 Работа в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.
Употребляют глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени в речи. Составляют тексты разных стилей. 194 Повторение изученного по теме «Глагол». 1 Работа по контрольным вопросам , выполнение упражнений различного содержания и сложности, работа по перфокартам, самостоятельная работа Находят глагол в тексте на основе общего грамматического значения, грамматических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний, отличают однокоренные глаголы и употребляют их в речи, определяют спряжение глаголов, выбирают гласную в личном окончании глагола
195
196
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1
1 Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта. Обсуждение типичных ошибок. Работа над ошибками. Пишут диктант , проверяют, выполняют грамматическое задание.
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. 197 Р.р. Сочинение – рассказ по картине О.Поповича «Не взяли на рыбалку». 1 Рассказ на основе картины с элементами описания. Основ-ная мысль текста, сочетание в нём типов речи. Создают текст повествовательного характера на основе картины. 198 ТЕМА 10. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО.
Разделы науки о языке. 7
1 Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности.
Повторяют разделы науки о языке. 199
200 Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса.
Работа над ошибками. Орфограммы в приставках и в корнях слов.
1
1
Диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта. Обсуждение типичных ошибок. Работа над ошибками. Пишут диктант , проверяют, выполняют грамматическое задание.
Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. 201 Орфограммы в окончаниях слов. 1 Выполнение упражнений и заданий разного содержания и сложности Применяют правила правописания окончаний слов. 202 Употребление букв ъ и ь. Раздельные написания. 1 Работа в парах с дидактическим материалом по алгоритму выполнения задания.
Объясняют изученные орфограммы. 203
Контрольный тест.
1
Контроль и самоконтроль изученных понятий, написание контрольного теста. Самостоятельно выполняют контрольный тест. 204 Предложения с прямой речью.
Знаки препинания в простом и сложном предложениях.
1
1 Работа по материалу учебника, по таблице, выполнение упражнений, конструирование предложений по схемам. Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение упражнений, творческая работа. Объясняют постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Работают с карточками. Объясняют правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Планируемые результаты изучения русского языка
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
АудированиеВыпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать еѐ в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);• обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля),участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится
:• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля),участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
ЛИТЕРАТУРА
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык в 2х частях Москва «Просвещение» 2012
Ладыженская Т.А. , Баранов М.Т., Тростенцова Л.А Русский язык 5 класс Методические рекомендации Москва «Просвещение» 2014
Нарушевич А.Г. Русский язык Проекты? Проекты… Проекты! Легион Ростов – на Дону 2013
Цыбулько И.П. Русский язык Планируемые результаты Система заданий 5 – 9 классы Москва «Просвещение» 2014
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. КИМ 5 класс Москва «Вако»
Касьянов И.А. Русский язык 5 класс Тематические тесты Москва «Просвещение» 2014
Белоконева И.П., городкова И.Н. Русский язык интерактивные дидактические материалы
Сенина Н.А.Русский язык Тесты 5 класс Легион Ростов – на Дону 2014
, Пучкова Л.И., Капинос В.И. «Интеллект – Цунтр» 2008
Селезнева Е.В. КИМ Русский язык 5 класс «Экзамен» Москва 2015-03-22 Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС