Программа внеурочной деятельности по курсу Весёлые нотки. 4 класс

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26






Рассмотрена Согласована Утверждена

на заседании МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор МОУ СОШ № 26

Руководитель МО ________ (Н.Ю.Крюкова) _______________ (И.Н.Сухова) _________ (Л.В.Дмитриева)

Протокол №1 от 27.08.2015 Приказ №01-10/222 от 28.08.2015




Рабочая программа
занятий внеурочной деятельности
курса «Весёлые нотки»
(направление «общекультурное»)
для 4 «1» класса
4 «3» класса
начального общего образования

1 час в неделю (всего 34 часа)




Составила: учитель первой квалификационной категории
Юлова Елена Вячеславовна





г. Ярославль

2016-2017 учебный год
1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12., одобрен Советом Федерации 26.12.12 г., вступил в силу с 01.09.2013г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН от 6 октября 2009 г., № 373);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МОиН РФ от 4 октября 2010г. № 986);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года № 03 – 255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г., № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г . № 189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ от 28 декабря 2010 г., № 2106);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.:Просвещение, 2009.
Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 26 от 30 августа 2011 года №01-10/180-1;
Учебный план МОУ СОШ №26 ( утверждён приказом директора от 28 августа 2015 г. № 01 – 10/222);
Календарный учебный график МОУ СОШ № 26 (утверждён приказом директора от от 28 августа 2015 г. № 01 – 10/222).

Общая характеристика курса.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит хоровому кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. В кружке хорового пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. С первого класса дети, чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков. Практически каждый ребенок нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в хоровом кружке. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него. В основу данной программы положена образовательная программа В.Попова «Школа хорового пения» выпуск 1,издательство «Музыка» 1973год. Изменения и дополнения , внесённые в данную программу, обоснованы применением её для другой возрастной категории обучающихся


Образовательно-воспитательная работа.
Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия в хоре развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать свой творческий потенциал.

Цель программы.
Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.

Задачи программы.
Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:
формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);
формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;
развитие подвижности мягкого неба;

формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, мягкость, вибраторность) при условии звучания здорового детского голоса.
формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;
развитие певческого дыхания, диапазона;
обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

Виды музыкально практической деятельности.
. Восприятие музыки и размышления о ней.
. Хоровое, ансамблевое, сольное пение.
. Детское музицирование.
. Музыкально-ритмические движения.
. Пластическое интонирование.
. Импровизации: речевые, вокальные, инструментальные,
пластические, художественные.


2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности « Весёлые нотки».
В результате изучения курса у школьников будут сформированы основы музыкальной культуры, воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Научатся воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Дети смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания для выполнения художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Личностными результатами для обучающихся являются:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения музыкального фольклора, шедевров русских композиторов; формирование ценностей многонационального российского общества.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов.
- Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Наличие эмоционально-целостного отношения к искусству.
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования.
- Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитием мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.


Метапредметными результатами обучающихся являются:
- Развитие художественного восприятия.
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и т.д.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.
- В области развития общепознавательных действий изучение курса будет способствовать формированию замещения и моделирования.


Предметными результатами обучающихся являются:

4-й год обучения.
В результате обучения пению ребенок должен
Знать и понимать:
-основные типы голосов;
-жанры вокальной музыки;
-типы дыхания;
-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
-реабилитация при простудных заболеваниях;
-образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Уметь:
-петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
-петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-петь несложные двухголосные каноны;
-импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
 

Место предмета в учебном плане.
Данная программа рассчитана на младший школьный возраст.
Занятия проводятся в форме групповой работы.
1 год обучения – 33 часа (1 раз в неделю по 1 ч.)
2год обучения – 34 часа. (1 раз в неделю по 1 ч.)
3год обучения – 34 часа(1раз в неделю по 1 ч.)
4год обучения – 34 ч (1раз в неделю по 1 ч.)
Привлекает ребят к занятиям хора общение с друзьями, выступления перед публикой, возможность творческого самовыражения.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.
Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей 7-10 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений а капелла и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.
Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.
В программе особое значение уделено сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных/

Ценностные ориентиры содержания учебной программы .
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
-формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
-начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
-приобретение знаний и умении;
-овладение УУД.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно- эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Формы организации взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи.
Программа предусматривает организацию совместной работы учреждения и семьи:
1. Проведение развлекательно- познавательных мероприятий внутри кружка:
«Музыкальный КВН», «Мы за чаем не скучаем», «Музыкальный ринг» направленных на сплочение коллектива, общение с родителями.
2. Выступление учащихся на школьных концертах посвящённых:
«День учителя», « День матери», « Новый год», « 8 Марта», « Последний
звонок».

3. Содержание программы.
4год обучения.

Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Объяснение целей и задач вокала. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности
Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Тематическое планирование
(3 год обучения)
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов



всего
теория
практика
выездные
концерты

1.
«Развитие певческих навыков»
1. Диапазон.
2. Вокальная техника.
3. Кантилена.
4. Созвучность голосов.
5. Что значит « петь чисто».
6. Музыкальная разминка.
7.Учимся тянуть звук.
4. Постановка голоса.
8

-
-
-
-
1
-
-
-

1
1
1
1
-
1
1
1


2.
«Развитие чувства ритма»
1. Музыкальный размер.
2. Интересное задание.
3. В мире ритма.
4. Пунктирный ритм.
4

1
-
1
-

-
1
-
1


3.
«Вокальная речь»
Артикуляционная гимнастика.
Поем вопросы и ответы.
Сказочное заклинание.
Упражнения на дыхание.
4

-
-

1
1
1
1


4.
«Музыкальная форма»
1. Многообразие музыкальных форм
2. Принципы построения.
3.Простые музыкальные формы.
2. Куплетная форма.
4

1
1
-
-

-
-
1
1


5.
«Развитие чувства лада»
1. Понятие о тоне и полутоне.
2. Знаки альтерации.
3. Мажор.
4. Минор.
4

-
1
-
1

1

1
-


6.
«Концертная деятельность»
1.Сценические задачи.
2. Сценическое движение.
3. Музыкальный образ.
4. Просмотр видеозаписей выступления детей на Евровидении.
5. Элементы сценической грамоты.


6. Репетиционная работа.
7. Учимся владеть микрофоном.
8. Культура исполнения произведений.
9. Работа над репертуаром.
10. Концертные выступления.
10

1
-
-
1

-
-
-
-

-


1
1
-

1
1
1
1

1












1

ИТОГО:
34
9
24
1



Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям хора. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в хоре, параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.

Формы и виды контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
-беседа по пройденному материалу;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
5.Методические рекомендации для учителя.
Программа предполагает следующие методы:
Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре.
В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.
Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видео информация.




Календарно-тематическое планирование.

№ урока
Тема урока
Дата



План.
Факт.
План
Факт.



4-1 класс
4-3 класс

1
Вводное занятие. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности Пение учебно –тренировочного материала. Повторение песенного репертуара.





2
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок».





3
Певческая установка.. Исполнение попевок. Знакомство с песней «Кто добрее всех на свете Слова и музыка Людмилы Мельниковой






4
Дыхательная гимнастика. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении Работа над дикцией в песне «Кто добрее всех на свете»..





5
Развитие вокально-речевых навыков. Культура исполнения. Работа над звуковедением, скачками в песне «Кто добрее всех на свете».»





6
Артикуляционная гимнастика. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.. Упражнения на развитие музыкального слуха. Знакомство с песней «Оранжевая песня»
Слова: Аркадий Арканов Музыка: Константин Певзнер






7
Инотационно-фонетические упражнения .Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Индивидуальные занятия. Упражнения а капелла.





8
Артикуляционная гимнастика.. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Что значит « петь чисто». Работа над мелодией и словом в песне «Оранжевая песня».





9
Упражнения на развитие дикции. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Распевка.. Разбор песни «ДЕД МОРОЗ - КРАСНЫЙ НОС»
Слова и музыка: Павел Ермолаев






10
Упражнения на развитие дыхания. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Разучивание песни «Дед Мороз –Красный нос».





11
Артикуляционная гимнастика .Упражнения: «Ладошки». Работа над позицией пения в песне «Дед Мороз- Красный нос».





12
Пение вокальных упражнений на развитие мягкой атаки, легкого дыхания. Упражнение«Погончики», Пение выученного песенного репертуара





13
Упражнения на развитие артикуляции. », Упражнение «Маленький маятник». Знакомство с песней «Ты мне веришь или нет» (из к/ф "Большое космическое путешествие")
Музыка А. Рыбникова Слова И. Кохановского






14
Инотационно-фонетические упражнения. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Работа над мелодией и дикцией в песне «Ты мне веришь или нет».





15
Дыхательная гимнастика. Куплетная форма. Знакомство с песней «Приходите в гости к нам» Из к/ф "Там, на неведомых дорожках"
Музыка Владимира Дашкевича Слова Юлия Кима






16
Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Упражнение «Обними плечи», Работа над дикцией и выразительным пением в песне «Приходите в гости к нам»





17
Упражнения на развитие дикции. Распевка. Работа над песней «Приходите в гости к нам» Знакомство с песней «Дорога добра» (из кинофильма "Маленький Мук")
Слова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков






18
Распевка. Упражнение «Кошечка», Пение упражнений на интонирование. Работа над формой и выразительным пением в песне «Дорога добра»





19
Унисонные упражнения.. Дыхательная гимнастика. Распевка. Работа над художественным образом в песне «Дорога добра»





20
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами.. Артикуляционная гимнастика. Распевка. Знакомство с песней «Ты, да я, да мы стобой»
Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Иванов






21
Работа над худ. образом в песне «Дорога добра»», работа над двухголосием. Работа над мелодической линией в песне «Ты, да я, да мы стобой»





22
Артикуляционная гимнастика. Виды вокального искусства. Работа над звуковедением и дикцией в песне «Ты, да я, да мы стобой»





23
Вокально-интонационные упражнения.Строение голосового аппарата певца. Знакомство с песней «Раз, два – радуга».





24
Упражнения на развитие дыхания. Процесс звукообразования и звуковедения. Работа над мелодией и словом в песне «Раз, два – радуга».





25
Инотационно-фонетические упражнения. Упражнения на развитие точной интонации. Работа над звуковедением и артикуляцией в песне «Раз, два –радуга».





26
Упражнения на развитие дикции. Певческая позиция.
Опора при исполнении различных произведений. Знакомство с песней «Начальная школа». Музыка и слова Е. Плотникова





27
Дыхательная гимнастика. Разбор мелодии и текста песни «Начальная школа». Репетиционная работа.





28
Вокально-интонационные упражнения Работа над штрихами и паузами в песне «Начальная школа». Репетиционная работа.





29
Артикуляционная гимнастика. Культура исполнения произведений. Работа над характером исполнения песни «Начальная школа» .Репетиционная работа.





30
Упражнения на развитие дыхания. Ритмические игры. Сценические движения. Знакомство с песней «Учительница первая моя» Музыка и слова С. Ранда





31
Инотационно-фонетические упражнения. Ритмические упражнения. Работа над звуковедением и точной интонацией в песне «Учительница первая моя».. Репетиционная работа.





32
Упражнения на развитие дыхания. Распевка. Понятия мажор,минор. Работа над выученным репертуаром.





33
Артикуляционная гимнастика. Сценические движения. Репетиция праздничного концерта .










34
Праздник «Прощай, начальная школа»!»
















Материально-техническое обеспечение.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания

Таблицы, плакаты с текстами песен
Д


Портреты композиторов
Д


Детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)
К


Детские музыкальные инструменты - ложки
П


Музыкальные произведения в СД записи
К


Звуковые пособия на электронных носителях
К


Музыкальный центр
К







Д - демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
П - полный комплект (для каждого ученика);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
К – комплект


Учебно-методическая литература.

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта./ -М.: Владос, 2000.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания / О.А.Апраксина / - М.: Просвещение, 1995.
Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре / К.П.Виноградов / -М.: Музыка, 1967.
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе./ - М.: Просвещение, 1989.
Дмитриева Л.Г. и др. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М.Черноиваненко / - М.:Просвещение,1989.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В.Емельянов/ - М.: Просвещение, 2003.
Из истории музыкального воспитания /Сост. О.А.Апраксина / -М.: Просвещение, 1990.
Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи / В.П.Морозов / -М.: Просвещение, 2003.
Нахимовский А.М. Театральное действо /А.М. Нахимовский / - М.:Просвещение, 1998.
Попов В.А. и др. Школа хорового пения / В.А.Попов, Л.П. Тихеева/ -М.: Просвещение, 2001.
Попов В.А. и др Хоровой класс / В.А.Попов, П.С. Халабузарь / -М.: Просвещение, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. /Г.К.Селевко / - М.: Народное образование, 1998.
Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. Музыкальное воспитание в школе / -М.: Просвещение, 1982.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. / А.И.Уёмов / - М.: Мысль, 1978.
Харченко И.В. Методическое пособие по вокальному искусству /И.В.Харченко / - . Ростов-на-Дону, 2002 .
Черноиваненко Н.Н. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности / Н.Н.Черноиваненко / -М.: Просвещение,1989.


Заголовок 115