Планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности Веселые нотки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
на заседании
научно – методического совета
протокол №
«____»__________ 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
МБОУ СОШ №3 г. Бирска РБ
__________/Матюхина Э.Ф./
«____»__________ 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 3 ______________ /Мусаев Р.Г./
«____»__________ 2015г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Веселые нотки»
(общекультурное направление)
для 4 классов
на 2015 – 2016 учебный год
Составила учитель музыки Соколова Ирина Петровна
Пояснительная записка
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана данная рабочая программа дополнительного образования детей «Веселые нотки»», направленная на духовное развитие.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373);
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №3 г. Бирска муниципального района Бирский район РБ (с изменениями).Рассмотрено и принято на заседании пед. Совета МБОУ СОШ №3, протокол №1 от 30 августа 2014г.;
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
-Учебный план МБОУ СОШ № 3 г. Бирска на 2014-2015 учебный год, утвержден приказом директора школы №110 от 30.08.2014г.;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год, утвержден приказом директора школы №108 от 21..08.2014г.;
-Положение «О рабочих программах по учебным предметам (курсам)» МБОУ СОШ №3 г. Бирска;
Цель и задачи программы Цель программы - приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи программы:
Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение выразительному пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в концертах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Отличительные особенности программы:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников за один год обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Башкортостана;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Базовые теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? На эти вопросы  искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности
В основу программы Вокальный кружок « Веселые нотки»» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях школьной студии положены в первую очередь, практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовлены с учетом богатого опыта Института им. Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта певицы и педагога по вокалу в третьем поколении. В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Методы контроля и управления образовательным процессом
Наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Результаты внеурочной деятельности учащихся
Результатом внеурочной деятельности учащихся является участие воспитанников кружка в школьных мероприятиях, выступление на различных концертах.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников кружка и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Ожидаемые результаты обучения
К концу года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Объем и сроки изучения На изучение вокального курса «Веселые нотки» отводится 2 часа в неделю, всего – 78 часов.
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебной программе 2
Количество часов в год по программе 78
Количество часов в год по учебному плану 78

1 полугодие - 18 занятий (36 часов)
2 полугодие - 21 занятие (42 часа)
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально – техническое обеспечение Наличие специального кабинета (кабинет музыки);
Наличие репетиционного зала (сцена);
Фортепиано;
Музыкальный центр « LD»
Ноутбук, мультимедийный проектор;
Синтезатор «SUPRA»
Зеркало;
Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала);
Нотный материал, подборка репертуара;
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Учебно-тематический план вокального кружка
«Веселые нотки»
№ занятия Дата Музыкальный материал Цель занятия Часы
1 2 3 4 5
I полугодие
01.09.-05.09 «Посею лебеду» рус.нар.песнязапись в тетради, разучивание песни 2 часа
07.09.-12.09. «Посею лебеду» рус.нар.песняработа над кантиленой, дикцией 2 часа
14.09.-19.09. «Большой хоровод» муз.Савельева, сл. Иванова запись в тетради, разучивание песни 2 часа
21.09.-26.09. «Большой хоровод» муз.Савельева, сл. Иванова работа над дикцией, под фонограмму 2 часа
28.09.-03.10. « Мы вместе» сл. и муз. К. Ситник
запись в тетради, разучивание пения-легато 2 часа
05.10.-10.10. «Мы вместе» сл. и муз. К. Ситник
работа над песней, ритмичностью, дикцией 2 часа
12.10.-17.10. «Песня о дружбе» из репертуара гр. «Барбарики» запись в тетради, разучивание песни 2 часа
19.10.-24.10. «Песня о дружбе» из репертуара гр. «Барбарики» работа над песней, дикцией, движениями 2 часа
26.10.-31.10 «Косолапый дождь» из репертуара гр. «Волшебники двора» запись в тетради, знакомство, разучивание песни 2 часа
02.11.-07.11. «Косолапый дождь» из репертуара гр. «Волшебники двора» работа над дикцией, ритмичностью 2 часа
09.11.-14.11. «Разноцветная осень» муз. и сл.
Т.Морозовойзапись в тетрадь, разучивание слов, мелодии 2 часа
16.11.-21.11. «Разноцветная осень» муз. и сл.
Т.Морозовойработа над дикцией, звукообразованием, чистотой мелодии 2 часа
23.11.-28.11. «Теплые лужи» муз. и сл.
А. Ермолова знакомство с песней, запись в тетрадь, 2 часа
30.11.-05.12 «Теплые лужи» муз. и сл.
А. Ермолова работа над песней, дикцией, темпом
2 часа
07.12.-12.12. «Новый год!» муз.Слободчикова, сл. Песковой. запись в тетрадь, разучивание песни 2 часа
14.12.-19.12. «Новый год!» муз.Слободчикова, сл. Песковой. работа над песней: дикция, ритмичность, исполнение под фонограмму 2 часа
21.12.-26.12. Генеральная репетиция к Новогоднему вечеру работа над песнями 2 часа
28.12-
02.01 Повторение всех изученных песен. 2 часа
Всего: 18 занятий ( 36 часов)
II полугодие
№ занятия Дата Музыкальный материал Цель занятия Часы
04.01.-09.01. Коллективный выбор песен на II полугодие индивидуальная работа 2 часа
11.01.-16.01. «Волна» песня из репертуара гр. «Барбарики» работа над песней, над дикцией 2 часа
18.01.-23.01. «Волна» песня из репертуара гр. «Барбарики» Выучить второй голос 2 часа
25.01.-30.01. «Дорога к солнцу» песня из репертуара гр. « Дорога детства» запись в тетрадь, разучивание песни 2 часа
01.02.-06.02. «Дорога к солнцу» песня из репертуара гр. « Дорога детства» работа над легато, кантиленой 2 часа
08.02.-13.02. «Дорога к солнцу» песня из репертуара гр. « Дорога детства» разучивание песни, работа над дикцией, ритмом, темпом 2 часа
15.02.-20.02. «С днем рождения» из репертуара
гр. «Барбарики» запись в тетрадь, разучивание песни 2 часа
22.02.-27.02. «С днем рождения» из репертуара
гр. «Барбарики» работа над песней, движения на сцене 2 часа
29.02.-05.03. Генеральная репетиция к 8 марта повторение всех песен, работа на сцене 2 часа
07.03.-12.03. «Мамочка моя милая» песня из репертуара гр. «Барбарики» запись в тетрадь, разучивание песни 2 часа
14.03.-19.03. «Мамочка моя милая» песня из репертуара гр. «Барбарики» работа над песней:
кантиленой, дыханием 2 часа
21.03.-26.03. «Лимонадный дождик» из репертуара гр. Непоседы запись песни в тетрадь, разучивание 2 часа
28.03.-02.04. «Лимонадный дождик» из репертуара гр. Непоседы работа над песней:
дикция, дыханием 2 часа
04.04.-09.04. «Лето» песня из репертуара гр.
« Барбарики» запись в тетрадь, разучивание песни 2 часа
11.04.-16.04. «Лето» песня из репертуара гр.
« Барбарики» работа над песней: дикция, пауза, легато
2 часа
18.04.-23.04. «Прадедушка» муз.А.Ермолова,
Сл. М.Заготазапись песни в тетрадь, разучивание 2 часа
25.04.-30.04. «Прадедушка» муз.А.Ермолова,
Сл. М.Заготаработа над песней:
3-х дольный размер, дикция 2 часа
02.05.-07.05. «Идет солдат по городу» исполнение песен по желанию, работа на сцене 2 часа
09.05.-14.05. «Школа» песня из репертуара гр. «Непоседы» запись в тетрадь, разучивание песни 2 часа
16.05.-21.05. «Школа» песня из репертуара гр. «Непоседы» работа над песней, работа на сцене 2 часа
23.05.-28.05. Итоговое занятие. Исполнение песен, изученных на занятиях, по желанию учащихся. 2 часа
Всего: 21 занятие (42 часа)
Итого за год: 39 занятий (78 часов)
Список литературы для учителя Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.. Далецкий О. Н. «О пении»
Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.
М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:
Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
Список литературы для детей Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.