Кружок Вокальный Веселые нотки 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан


Согласовано
Зам. директора по ВР
_______ Ахмадеева Л. Г.
«____»___________ 2016 г.

Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 8
_______ Смирнов С.В.
Приказ от______2016г. №________



Рабочая программа кружка
«Веселые нотки»
для 5 класса
Составитель: учитель музыки
высшей квалификационной категории
Нямуков Вячеслав Анатольевич


·
·
·
· Рассмотрено на заседании ШМО
классных руководителей
МБОУ СОШ №8
Протокол №1 от августа 2016 г.

Руководителей ШМО
Классных руководителей
____________________
Ахмадеева Л.Г.






2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №8 г. Бирска;
-Учебный план МБОУ СОШ № 8 г. Бирска на 2015-2016 учебный год.
- Календарный учебный график учебного процесса МБОУ СОШ № 8 на 2015-2016 учебный год;
-Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предметам (курсам) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан»
Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование .М.: Просвещение, 2011 (Стандарты нового поколения)

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
      Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. , Занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
        Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальной студии.
         Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то в последствии,  дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального кружка, что бы дети проводили свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки – трогать сердца. Музыкально–эстетическое воспитание и вокально - техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных  произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
  Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества.
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научит - правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важнейшую часть каждого человека.
- Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению произведений.
Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
-Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
-Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является ансамблевое и сольное пение, добавление элементов импровизации, движения под музыку.  Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов –классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов – песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
           Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими).
           Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Основная цель заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном, вокальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
 

Задачи:
       формировать музыкальную культуру, представляющую положительный социально – художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социальной направленности личного музыкального вкуса;
       развивать у учащихся музыкальные способности, певческий голос, приобретение ими знаний и умений в области музыки;
       совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к вокальной музыке, желание слушать и исполнять ее.

Структура курса

Содержание курса
Количество часов
Перечень универсальных действий учащихся

1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: - расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

2 Сквозь волнистые туманы;

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

3«Исходила младешенька»)

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении,
Коммуникативные: - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать

4 Милый мой хоровод»

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов
решения учебной задачи.
Коммуникативные:
Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения

5 Зимний вечер, русские на родные песни.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию

6 Колыбельная;

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя
Познавательные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель.
Коммуникативные:
использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

7 Светит месяц, русская народная песня-пляска.


Регулятивные: - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
Познавательные:
- взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
Коммуникативные: - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать


8 Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

Регулятивные:
выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.
Познавательные:
осуществлять и выделять необходимую информацию
Коммуникативные:
участвовать в коллективном пении, музицироваинии , в коллективных инсценировках

9 Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности

10 Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

11 Разбор песни М.А. Пинегина «Моя Россия»
(сл. Н.Соловьевой,
муз.Г.Струве).

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов
решения учебной задачи.
Коммуникативные:
Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения


12 Работа над песней «Здравствуй, Родина моя» (сл.К.Ибряева, муз.Ю.Чичкова)


Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

13 Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня».

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу
Познавательные: понимать содержание соотносить его с музыкальными впечатлениями
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

14 Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня».

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу
Познавательные: понимать содержание соотносить его с музыкальными впечатлениями
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

15 Работа над выразительным пением в изучаемых песнях

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:. уЪ°частвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

16 Разбор песни «Сонная песенка» ( сл.И.Ласманиса, муз. Р.Паульса).

Регулятивные:
выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.
Познавательные:
осуществлять и выделять необходимую информацию
Коммуникативные:
участвовать в коллективном пении, музицироваинии , в коллективных инсценировках

17 Работа над мелодической линией в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка».

Регулятивные:
выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.
Познавательные:
осуществлять и выделять необходимую информацию
Коммуникативные:
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора

18 Разбор песни «Рождественская песенка» (сл.и муз.П.Синявского).

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

19 Пение упражнений  на интонирование «Лесенка», «Звуки музыки». Разбор песни «Бояре, а мы к вам пришли» (рус.нар.песня).

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

20 Работа над выученным репертуаром.

Регулятивные:применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

21 Работа над выученным репертуаром.

Регулятивные:
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения
Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

22 Работа над выученным репертуаром

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя
Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,
Коммуникативные:
Уметь слушать и вступать в диалог

23 Работа над выученным репертуаром

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя
Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог

24 Разбор песни «Реченька» (сл.Е.Красева, муз.А.Абрамова).

Регулятивные: выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
Познавательные: расширение знаний о музыкальных жанрах.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог


25 Работа над словом и мелодической линией в песне «Реченька».

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


26 Разбор песни «Песня - спор» (сл.В.Луговского, муз.Г.Гладкова).

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


27 Разбор песни «Весенняя»(сл.Т.Сикорской, муз. В.Моцарта).

Регулятивные:
выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации
Коммуникативные:
ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение

28 Разбор песни «Сказки гуляют муз.Е.Птичкина).по свету» (сл.М.Пляцковского

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу
Познавательные: анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия

29 Работа над мелодией и словом в песне «Сказки гуляют по свету».

Регулятивные: составлять план и последовательность действий
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

30.Работа с песней «Большой хоровод» с фонограммой.

Регулятивные: - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
Познавательные:
- взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
Коммуникативные: - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать


31.Концертные выступления

Регулятивные: составлять план и последовательность действий
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

32.Концертные выступления

Регулятивные: использовать общие способы решения задач
Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение

33.Концертные выступления

Регулятивные: составлять план и последовательность действий
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

34.Концертные выступления










Регулятивные: использовать общие способы решения задач
Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение


35

Концертные выступления






Регулятивные: использовать общие способы решения задач
Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение





 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
-основы музыкальной грамоты;
-познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-на звуках первой октавы правильно показывать красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно проговаривая слова;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-показывать результат элементов двухголосия.

Календарно-тематическое планирование

№  п/п
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ






Кол-во
часов



1
Мелодия. «Ты запой мне ту песню




2
Сквозь волнистые туманы;

 


3
 
«Исходила младешенька»)

 


4
  Милый мой хоровод»




5
Зимний вечер, русские на родные песни.

 


6
Колыбельная;




7
Светит месяц, русская народная песня-пляска.




8
Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

 


9
Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

 


10
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.




11
Разбор песни М.А. Пинегина «Моя Россия»
(сл. Н.Соловьевой,
муз.Г.Струве).

 


12
Работа над песней «Здравствуй, Родина моя» (сл.К.Ибряева, муз.Ю.Чичкова)






13
Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня».

 


14
Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня».




15
Работа над выразительным пением в изучаемых песнях

 


16
Разбор песни «Сонная песенка» ( сл.И.Ласманиса, муз. Р.Паульса).

 


17
Работа над мелодической линией в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка».




18
Разбор песни «Рождественская песенка» (сл.и муз.П.Синявского).

 


19
Пение упражнений  на интонирование «Лесенка», «Звуки музыки». Разбор песни «Бояре, а мы к вам пришли» (рус.нар.песня).




20
Работа над выученным репертуаром.

 


21
Работа над выученным репертуаром.




22
Работа над выученным репертуаром.

 


23
Работа над выученным репертуаром.




24
Разбор песни «Реченька» (сл.Е.Красева, муз.А.Абрамова).

 


25
Работа над словом и мелодической линией в песне «Реченька».




26
Разбор песни «Песня - спор» (сл.В.Луговского, муз.Г.Гладкова).

 


27
27 Разбор песни «Весенняя»(сл.Т.Сикорской, муз. В.Моцарта).




28
Разбор песни «Сказки гуляют муз.Е.Птичкина).по свету» (сл.М.Пляцковского




29
Работа над мелодией и словом в песне «Сказки гуляют по свету».

 


30
Работа с песней «Большой хоровод» с фонограммой.

 


31
Концертные выступления

 



 32

Концертные выступления




33
Концертные выступления




34


Концертные выступления





35

Концертные выступления



















Информационно-методическое обеспечение
Печатные пособия:

Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
Григорович, В. Б. Великие музыканты Западной Европы / В. Б. Григорович. - М.: Просвещение, 1982
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы : метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Теория и методика музыкального образования детей / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.

Оборудование
.
Компьютер,экран,микрофоны,микшер
Ожидаемый результат
-наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально- творческому самовыражению (пение ансамблем, хором, участие в импровизациях, участие в музыкально – драматических постановках);
-владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
-проявление навыков вокально  – хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
-уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
-стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
-умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
 

-наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально – творческое самовыражение (пение в ансамбле и хоре, участие в импровизациях, активность в музыкально – драматических постановках);
-увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
-проявление навыков вокально - хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментальное пение в терцию, фрагментальное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);
-умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
         Развивать сольную деятельность: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально – творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров.

В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-строение артикуляционного аппарата;
-особенности и возможности певческого голоса;
-гигиену певческого голоса;
-понимания по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
передавать правильный ритм музыкальное произведения на шумовых инструментах;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе.

15