Кружок Вокальный Веселые нотки 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Согласовано
Зам. директора по ВР
_______ Ахмадеева Л. Г.
«____»___________ 2016 г. УтверждаюДиректор МБОУ СОШ № 8
_______ Смирнов С.В.
Приказ от______2016г. №________
Рабочая программа кружка
«Веселые нотки»
Для 4 класса
Составитель: учитель музыки
высшей квалификационной категории
Нямуков Вячеслав Анатольевич
Рассмотрено на заседании ШМО
классных руководителей
МБОУ СОШ №8
Протокол №1
от августа 2016года
Руководителей ШМО
Классных руководителей
____________________
Ахмадеева Л.Г.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №8 г. Бирска;
-Учебный план МБОУ СОШ № 8 г. Бирска на 2015-2016 учебный год.
- Календарный учебный график учебного процесса МБОУ СОШ № 8 на 2016-2017 учебный год;
-Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предметам (курсам) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан»
Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование .М.: Просвещение, 2011 (Стандарты нового поколения).
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. , Занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальной студии.
Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то в последствии, дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального кружка, что бы дети проводили свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки – трогать сердца. Музыкально–эстетическое воспитание и вокально - техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества.
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научит - правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важнейшую часть каждого человека.
- Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению произведений.
Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
-Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
-Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является ансамблевое и сольное пение, добавление элементов импровизации, движения под музыку. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов –классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов – песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Основная цель заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном, вокальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Задачи:
формировать музыкальную культуру, представляющую положительный социально – художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социальной направленности личного музыкального вкуса;
развивать у учащихся музыкальные способности, певческий голос, приобретение ими знаний и умений в области музыки;
совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к вокальной музыке, желание слушать и исполнять ее.
Структура курса
Содержание курса Количество часов Перечень универсальных действий учащихся
1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню 1. Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
2.Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности;
3.Умение отвечать на вопросы; работать с рисунками; составлять рассказ по рисунку;
2«Я пойду по полю белому 1. Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности;
2. Определять общие свойства и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя);
3. Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениями различных видов искусства;
3«Осенняя песня» П.Чайковский;
1.Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
2. Замечать изменения, происходящие с объектом;3.Согласование и координация
деятельности с другими ее участниками;
4 Зимнее утро, 1.Владение умениями совместной деятельности;
2.Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
5 Сквозь волнистые туманы; 1. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох;
2. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
3. Формулировать собственное мнение и позицию.
6 Три чуда. 1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия музыкальных сочинений;
2. Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
3.Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.
7 Романс «Венецианская ночь» 1.Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
3. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки
8«Исходила младешенька»)1. Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
2.Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений
9 Колыбельная; 1.Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
2. Использовать речь для регуляции своего действия;
3. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10 Ой ты, речка, реченька; 1. контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2.Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания;
3. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
Формирование умения планировать
11«Ты, река ль, моя – реченька» Уметь определять настроение и характер музыки с учетом терминов и образных определений, находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями
12«Ты, река ль, моя – реченька»
Уметь соблюдать в пении певческую установку, делать разбор музыкальных произведений
13 Милый мой хоровод»
Знать характерные особенности музыкального языка песни. Уметь определять общий характер музыки
14Солдатушки, бравы ребятушки Уметь делать музыкальный разбор, определять мыкальныйузхарактер15«Осень» Г.Свиридов.
Знать и любить народную музыку. Уметь слушать внимательно
16 Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.
Знать русские народные инструменты. Уметь ориентироваться в записи несложных оркестровых партитур. Уметь различать музыку по настроению, по характеру
17 Зимний вечер, русские на родные песни. Уметь различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни
18 Девицы, красавицы». Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер
19 Романс «Венецианская ночь» М.Глинка Уметь различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни
20 Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,
Уметь имитировать ритмическое сопровождение в характере музыки, исполнять ритмический рисунок
21 Рассвет на Москве-реке Понимать название изученных жанров и форм
22 Песня Марфы («Исходила младешенька»); Уметь определять на слух основные жанры музыки
23 Колыбельная; Знать персонажи музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства
24 Ой ты, речка, реченька; Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер
25 Светит месяц, русская народная песня-пляска.
Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер
26 Пляска скоморохов. Знать характерные особенности музыкального языка песни. Уметь определять общий характер музыки
27 Старый замок. Знать персонажи музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства
28 Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко. Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер
29 Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой Понимать название изученных жанров и форм
30 Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. Уметь сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в несложных вокальных и инструментальных произведениях
31 Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. Уметь выявлять характер музыки, слушать музыку, запоминать названия произведений и их авторов.
Уметь эмоционально откликаться на музыку, знать слова и мелодию гимна России.
32 Не шум шумит, русская народная песня. Иметь представление о музыке своего народа.
33 Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский. Уметь слушать внимательно, определять характер, выразительно исполнять песни исходя из содержания и характера
34 Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Уметь сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в несложных вокальных и инструментальных произведениях
35
Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Уметь сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в несложных вокальных и инструментальных произведениях Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
-основы музыкальной грамоты;
-познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-на звуках первой октавы правильно показывать красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно проговаривая слова;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-показывать результат элементов двухголосия.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Количество часов Дата проведения занятия по плану Дата фактического проведения занятия
1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню 2 Я пойду по полю белому 3 «Осенняя песня» П.Чайковский; 4 Зимнее утро, 5 Сквозь волнистые туманы; 6 Три чуда. 7 Романс «Венецианская ночь» 8 «Исходила младешенька»)9 Колыбельная; 10 Ой ты, речка, реченька; 11 «Ты, река ль, моя – реченька» 12 «Ты, река ль, моя – реченька» 13 Милый мой хоровод» 14 Солдатушки, бравы ребятушки 15 Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни. 16 Осень» Г.Свиридов. 17 Зимний вечер, русские на родные песни. 18 Девицы, красавицы». 19 Романс «Венецианская ночь» М.Глинка 20 Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени., 21 Рассвет на Москве-реке 22 Песня Марфы («Исходила младешенька»); 23 Колыбельная; 24 Ой ты, речка, реченька; 25 Светит месяц, русская народная песня-пляска. 26 Пляска скоморохов. 27 Старый замок. 28 Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко 29 Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой 30 Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. 31 Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. 32 Не шум шумит, русская народная песня. 33 Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский. 34 Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц. Информационно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
Григорович, В. Б. Великие музыканты Западной Европы / В. Б. Григорович. - М.: Просвещение, 1982
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы : метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Теория и методика музыкального образования детей / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.
:.Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.
Григорович, В. Б. Великие музыканты Западной Европы / В. Б. Григорович. - М.: Просвещение, 1982
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы : метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Смолина, Е. А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Теория и методика музыкального образования детей / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.
Оборудование
.
Компьютер,экран,микрофоны,микОжидаемый результат.
-наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально- творческому самовыражению (пение ансамблем, хором, участие в импровизациях, участие в музыкально – драматических постановках);
-владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
-проявление навыков вокально – хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
-уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
-стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
-умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
-наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально – творческое самовыражение (пение в ансамбле и хоре, участие в импровизациях, активность в музыкально – драматических постановках);
-увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
-проявление навыков вокально - хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментальное пение в терцию, фрагментальное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);
-умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Развивать сольную деятельность: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально – творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров.
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-строение артикуляционного аппарата;
-особенности и возможности певческого голоса;
-гигиену певческого голоса;
-понимания по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-передавать правильный ритм муз.произведения на шумовых инструментах;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе.