Специфика построения современного учебного занятия.


Специфика построения современного учебного занятияПодготовилаучитель немецкого языкаМАОУ СОШ №25Резник Т. И. Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика. Cистемно-деятельностный подход Основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка:хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;вывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;здоровье сбережение;в центре внимания урока – учащиеся;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие  аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;планирование обратной связи. Особенности современного урока иностранного языка 1. Практическая направленность урока. На уроке ИЯ учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать ИЯ как средство общения. Знания  признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор: знания сообщаются с целью более эффективного формирования навыков и умений. 2. Атмосфера общения. Одной из ведущих черт современного урока иностранного языка является атмосфера общения. Создание такой атмосферы – это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами. 3. Единство целей. Формулировка цели должна быть четкой и  конкретной. В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели:«Формирование лексических навыков»«Развитие техники чтения»«Развитие монологических умений»Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и умения. Примерами формулировок воспитательной цели могут быть:«Воспитывать умение общаться с одноклассниками»«Развивать умение отстаивать свою точку зрения»«Прививать любовь к животным» и др.Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.Примерные формулировки развивающей цели могут звучать следующим образом: «Развивать механизм языковой догадки» « Развивать способности вступать в иноязычное общение» « Развивать способности логичного изложения мыслей»Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель. 4. Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели.Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка. 5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному. 6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них 7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока. 8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;Последовательность и поэтапность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает выполнение следующего;Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом . Три постулата современного урока: Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Система требований к современному уроку Требования к структуре говорят о необходимости: Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения); определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом); связать данный урок с предыдущими и последующими уроками; отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала; обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся; продумать систему повторения и закрепления изученного материала; найти оптимальное место домашнему заданию. Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим.Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме.Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме.Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя. Требования к содержанию урока и процессу учения: Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска. В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.Урок должен быть воспитывающим.Урок должен обеспечивать выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов. Требования к технике проведения урока:Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными.Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся. Основные требования и идеи ФГОС на урокеРекомендации к проведению урока: использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий; при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания. Структура современного урока в рамках ФГОС1. Организационный моменттема,цель,образовательные, развивающие, воспитательные задачимотивация их принятияпланируемые  результаты: знания, умения, навыкиличностно-формирующая направленность урока2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урокапостановка учебной задачиактуализация знаний 4. Сообщение нового материалаРешение учебной задачиУсвоение новых знанийПервичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)5. Закрепление изученного материалаОбобщение и систематизация знанийКонтроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)6. Подведение итоговдиагностика результатов урокарефлексия достижения цели7. Домашнее заданиеинструктаж по его выполнению Этапы конструирования урока в рамках ФГОС1. Определение темы учебного материала2. Тип дидактической цели темы3. Тип дидактической цели урока4. Определение типа урокаизучения и первичного закрепления новых знанийзакрепления новых знанийкомплексного применения ЗУНобобщения и систематизации знанийпроверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся5. Продумывание структуры урока6. Обеспеченность урока7. Отбор содержания учебного материала8. Выбор методов обучения9. Выбор форм организации педагогической деятельности10. Оценка ЗУН11. Рефлексия урока План урока в соответствии с ФГОС II поколения Тема урока Цель урока Планируемый результат обучения,  т.ч. формирование УУДПознавательные:Коммуникативные:Личностные:Регулятивные:Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы   Этапы урокаФормируемые УУДДеятельность учителяДеятельность обучающегося 1. Целеполагание и мотивация   2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности   3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)   4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания)   5. Реализация проекта   6. Первичное закрепление во внешней речи   7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону   8. Включение в систему знаний и повторение   9. Рефлексия деятельности (итог урока)   Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая и итоговая.Текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности.Текущая рефлексия направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности: ее направление, цель. основные этапы, проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты.Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа:– рефлексия деятельности– рефлексия содержания учебного материала– рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объёмом рефлексируемой деятельности и большей формализованностью. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце триместра, учебного года, на котором ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? и т.д .Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным. Урок остается главной составляющей учебного процесса, основной формой организации обучения в школе.Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.На таком уроке на первом месте — не формальное следование устоявшимся стереотипам (обязательная проверка домашнего задания, объяснение и закрепление, контроль и выставление отметок), а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта, направляющего.Немаловажным требованием современного урока является наличие коммуникативной направленности, что предполагает формирование готовности к диалогу, общение со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях. Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Список использованной литературы: 1Инновационные процессы в образовании и актуальные проблемы обучения иностранному языку в ходе реализации ФГОС. // П. «Иностранные языки», 2011 Араян, М. А. // Современная система языкового образования в России и инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: требования стандартов нового поколения Сайт: www.i-yazyki.ruКонаржевский Ю.А. Анализ урока – М.:Педагогический поиск, 2000.Ксензова Г.Ю. оценочная деятельность учителя. – М.:педагогическое общество России,2002.Зотов Ю.Б. Организация современного урока :Книга для учителя. – М.:просвещение,1984.Интернет – ресурсы.