Исследовательская работа SMS-сообщения как явление современной речи
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕНИЖНЕКАРАЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАГРИБАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
с. Нижний Карачан ул. Советская, 12, 397204,тел. (47348) 40-4-97 ИНН 3609003934
E-mail: n-karachan.soh@mail.ruИсследовательская работа
«SMS-сообщения как явление современной речи»
Выполнил: Кривов Алексей
учащийся 8 класса «А»
Руководитель: Шипилова О.М.
учитель русского языка и литературы
SMS-сообщения как явление современной речи
Оглавление
Введение. SMS-сообщения - средство коммуникации с.2
Основная часть. SMS-сообщения как явление современной речи
История появления смс-языка с.3
Особенности СМС - сообщений.с.4-6
Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью смсок с.6
Экспериментальная работа с SMS-сообщения в 7-8 классах МКОУ Нижнекарачанской СОШ с.7-9
Заключение с.10
SMS-сообщения - средство коммуникации
Общение с помощью мобильного телефона - сегодня наиболее распространённый и доступный для школьников способ электронной связи. Мобильная связь осуществляет не только голосовую передачу информации, но и передачу текстовых сообщений, которые называются SMS (Short Message Service). В настоящее время все мобильные телефоны имеют функцию обмена SMS-сообщениями, являющуюся одной из самых востребованных в мобильной связи. Слово «SMS» (эсэмэс) уже вошло в литературный язык и стало общеупотребительным . Поскольку общение с помощью мобильного телефона - один из способов передачи информации на большие расстояния, то передача SMS-сообщений, относится непосредственно к «массовой коммуникации» . «С развитием коммуникационных технологий вместе с мобильными телефонами в нашу жизнь ворвались и быстро завоевали популярность SMS-сообщения, ставшие неотъемлемой частью молодёжной культуры. По приблизительным оценкам, сейчас в мире около 1000 млн. человек пользуются сотовыми телефонами» . Чем же привлекает молодежь данный вид общения? По мнению психологов, SMS-общение раскрепощает человека: в коротком сообщении можно написать то, что бывает трудно произнести вслух в живой беседе. Некоторые абоненты мобильной связи (школьники не являются исключением) посылают до 30 сообщений в день. Студенты вузов и учащиеся школ широко пользуются SMS-сообщениями по нескольким причинам: этот способ общения экономит время и деньги; SMS-сообщение может быть доставлено в подходящее для твоего адресата время, использовать SMS-сообщения удобно, если необходимо соблюдать тишину. Подростки пользуются услугами мобильного телефона не только в школе на переменах, но и во время уроков (они отправляют короткие текстовые сообщения, чтобы получить подсказку или сверить ответы и решения).
Электронный способ письменного общения школьников - переписка друг с другом с помощью SMS-сообщений - представляет собой письменную форму разговорной речи учащихся. На наш взгляд, появился особый способ общения подростков - язык SMS-сообщений (или SMS-язык), который строится на использовании определённого сленга и изобретённых самими школьниками слов и отличается преобладанием неологизмов и необычных сокращений. Кроме того, постоянно происходит пополнение его лексики из писем электронной почты, из видоизменённой разговорной речи, живущей в чатах и на форумах Интернета. Наконец, короткие текстовые сообщения, представляя собой письменную форму разговорной речи учащихся, отражают естественные процессы, возникающие в SMS-языке.
SMS-сообщения как явление современной речи
История появления смс-языка.
Отправка смс сообщений берет свое начало в 1991 году. Именно тогда институт стандартов в области телекоммуникаций предложил механизм, с помощью которого можно было обмениваться маленькими блоками текстовой информации между абонентами, которых подключили к сотовой связи различные мобильные операторы, а по сути это ничто иное, как отправка смс.
Отправил первую SMS Нейл Папуорт - инженер фирмы Vodafon. Случилось это под Рождество, в 1992 году. В послании так и значилось: " Счастливого рождества!» Однако после, об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service. короткие текстовые сообщения.
Было бы ошибкой думать, что язык, на котором общаются в чатах и по мобильным телефонам, родился совсем недавно. Его идея возникла гораздо раньше.
Первыми были телеграфисты. Именно они поняли, что если из слова убрать гласные буквы, это отнюдь не помешает понять его. Правда, они робко ограничились служебными словами, изобретя тчк, зпт, скб, квч двтч, вскл. В настоящее время данный способ сокращения, называемый в словообразовании «беглость гласных» получил свое развитие в специфической терминологии.
Далее идея нашла свое продолжение в азбуке Морзе, где радисты вместо целого слова использовали его начальные слоги.
В середине 90-х годов с появлением чатов и мобильных телефонов семена этих идей упали на более чем благодатную почву. Молодежь непринужденно освоила онлайновое пространство и сделала третий, решающий шаг в экономии языковых средств. В какой-то степени он стал вынужденным: с одной стороны, вся прелесть общения в чате заключается именно в стремительной дуэли реплик и не терпит многословия, а с другой, длина сообщений на мобильных телефонах жестко ограничена прокрустовым ложем в 160 знаков. Так тексты SMS приобрели особую компактность и афористичность. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, что слова этого нового языка освобождаются от богатых смысловых оттенков, становятся бедными, да и сама тематика общения остается достаточно однообразной. И, тем не менее, такими средствами молодые люди продолжают решать старые как мир проблемы - признаются в любви, требуют объяснений, разрывают отношения, дразнят, кокетничают, назначают встречи.
Особенности СМС - сообщений.
Человек, пишущий смски, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания.
1) Компрессия текста.
Объем sms-ки ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней:
а)графических: щас <- сейчас, скока<- сколько.
б)синтаксических: элиминация Я: Оформляю заказ на два знака (Я и пробел) короче,чем Я оформляю заказ;
активное использование безглагольных конструкций - Мне на автобусе;
в)морфологических: еду короче, чем уезжаю, говорил короче, чем поговорил, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;
г)словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами): усечение - универ;аббревиация -редклаб и др.;
д)лексических (часто с использованием иностранных слов): тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shор короче, чем магазин.
В жертву темпу набора и ограничениям на число знаков в сообщении часто приносятся пробелы и знаки препинания.
2) Языковая игра.
Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие - из озорства, потому, что играют в жанр (причина аналогичная той, по которой интеллигентный человек может вставить в речь разговорное или даже просторечное слово - стилистическую "инкрустацию" типа немеряно, отмазка, не парься, чтобы попробовать на вкус новый языковой элемент или поставить себя в определенные отношения к "естественным носителям" такой лексики).
3) Наконец, важнейшей чертой смс-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер.
Смски в большинстве своем передают не только информацию (По первому каналу идет "легенды осени"), но и запрос об информации (Какие завтра уроки ?), побуждение к действию (Позвони).
В СМС нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам – графическим значкам, передающим модусные смыслы. Смайлик служит одновременно знаком препинания и средством передачи эмоций.
Спасибо за поздравление :)Опаздываю на первый урок :(
Смайлики
У символов и значений, принятых для обмена короткими сообщениям, есть одно неоспоримое преимущество. Многие из них понятны пользователям, которые говорят на разных языках и живут в разных странах. Конечно, смс-язык еще не стал языком международного общения. Однако смайлики, употребляемые для обозначения того или иного настроения, поняты и немцам, и американцам, и русским, и жителям Африки, поэтому говоря о смс, нельзя не сказать о смайликах.
Сма́йлик, смайл (англ. smiley), эмотико́н (англ. emoticon), эмотико́нка, эмоцио́н, (:, :) — идеограмма, изображающая эмоцию. Состоит из различных символов, в том числе и служебных. Распространение смайлик получил в Интернете и SMS, однако в последнее время используется повсеместно. Западные (горизонтальные) смайлы имеют следующую особенность: для удобного просмотра и постижения их сути нужно наклонить голову на 90°, тогда вот такой :-) значок примет вид человеческого лица.История создания
Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что сто́ит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций:
«Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос.» Однако Скотт Фалман (англ. Scott E. Fahlman) 19 сентября 1982 года первым в мире предложил смайлик в том виде, в котором он популярен сейчас, в переписке:«Предлагаю использовать вот такую последовательность символов для обозначения шутливых сообщений: :-)» Установить точно, кто придумал смайлик, вряд ли возможно, так как есть свидетельства, что этот знак использовали ещё в 1960-х годах.
Можно сказать, что смайлики отвечают основным функциям знаков препинания. Все наши знаки препинания возникли из потребности обозначить членение речи. Они необходимы там, где лексические значения, грамматические формы и порядок слов не могут точно выразить смысл. Они организуют синтаксическую конструкцию так, как это делает интонация в устной речи. Употребление смайликов отвечает всем этим параметрам.
С точки зрения культуры речи, главное, что смайлики в СМС служат выражением дружелюбия.
Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью смсок:
- узнать о местонахождении (и планах) адресата: Ты где? или Чего не отвечаешь? Чего заблокирован? Опять телефоны отобрали? Ну... Ответь сейчас хотя бы!;
- узнать о самочувствии и настроении адресата: Аууу!!!! Ты жива? или Привет! Как 'прошли выходные?;
- сообщить о своем местонахождении (и планах): Я ещё в краске. Ещё стричься и сушиться. Короче, минут сорок или Я в кино;
- сообщить о своем самочувствии и настроении В сети буду после 9. Очень плохое настроение и куча домашних дел ;- сообщить о мимолетном текущем впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном::Ура! Сдала экзамен!;
- выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п.: Спасибо) И тебе всегоразнообразного.
Все вышеперечисленные тексты предполагают передачу не только (а иногда и не столько) смысла - объективной информации, но смысла модусного - эмоционального отношения, позитивной энергии, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или печалью.
Экспериментальная работа с SMS-сообщения в 7-8 классах
МКОУНижнекарачанской СОШ
Нами была проведена экспериментальная работа в 7-8 классах, учащимся была предложена анкета из 7 вопросов.
Цель работы:
Сбор и анализ материала SMS-сообщений, составленных школьниками
Анкета для учащихся
Укажите свой пол:__________
Укажите свой возраст____
1. Используете ли вы SMS сообщения в мобильной или интернет связи?
(если да, то, каким из вариантов пользуетесь чаще?)
Да
Нет
Свой вариант ответа
2. Считаете ли вы удобным общение с помощью обмена SMS сообщениями?
Да
Нет
Свой вариант ответа
3. Используете ли вы английские слова в SMS сообщениях?
Да
Нет
Свой вариант ответа
4. Используете ли вы транслитерацию (написание русских слов английскими буквами) в SMS сообщениях?
Да
Нет
Свой вариант ответа
5. Допускаете ли вы ошибки в написании текстов SMS сообщений?
Да
Нет
Свой вариант ответа
6. Используете ли вы компрессию (сокращение слов) в SMS сообщениях?
Да
Нет
Свой вариант ответа
7. Используете ли вы смайлики в SMS сообщениях? (если да, то какие смайлики вы используете чаще?)
Да
Свой вариант ответа
Нет
Результат тестирования: Было опрошено 36 человек, все они являются учениками 7и 8 класса, из них 18 мальчиков и 18 девочек.
Нам удалось выяснить, что все из опрошенных пользуются Интернетом.
-Удобным общение с помощью SMS считают большая часть опрошенных: 28 человек из 36.
-18 человек из 36 используют английские слова в SMS-сообщениях.
-Транслитерацией пользуются лишь 11 человека из 36.
-27 человек из 36 признались, что пытаются не допускать ошибок при написании текстов SMS.
-Компрессией пользуются 24 человек из 36.
-Смайлики в написании SMS используют все из опрошенных. Наиболее часто используемые смайлики:
=D(смех)
:* (поцелуй)
=( (грусть)=) (улыбка)
;) (подмигивание)
Анализируя полученные результаты, мы выяснили, цели использования языка СМС:
1. Быстрая передача информации.
2. Возможность общения.
3. Проявление индивидуальности и творчества.
4.Сохранение тайны переписки (секретность языка).
5. Возможность отправки сообщения в ситуациях, когда телефонный разговор невозможен.
6. Эмоциональное окрашивание сообщений смайлами.
7. Наиболее дешевая возможность общения.
Плюсы языка СМС Минусы языка СМС
Передача большего количества информации за минимальное количество времени;
Секретность информации;
Наглядно-эмоциональное окрашивание речи;
Служит одновременно для передачи информации и эмоций;
Возможность передачи информации при недоступности адресата;
Возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли.
Затруднение в понимании содержания;
Ограниченное количество символов;
Пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к тотальному снижению грамотности.
Среди наших респондентов в возрасте от 13 до 15 лет одним из целевых назначений СМС считается общение с друзьями, родителями, а также возможность завести новые знакомства.
Заключение
СМС – сообщения, несмотря на необычность, ненормативность, служат средством общения. Это явление закономерно, так как язык – «живой организм», постоянно развивающийся и отвечающий на новшества в жизни появлением новых языковых явлений и факт существования нового языка общения признать необходимо. На наш взгляд, СМС-сообщения, несмотря на необычность языкового облика, служат средством позитивной частной коммуникации, они удобны, практичны и дешевы, а порой просто необходимы, но это не более, чем один из видов электронного общения, не способный заменить родной язык, который «в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Список литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва, 2005
2. Веретенникова А.Е. Пути совершенствования письменной речи http://www.irex.ru/press/pub/polemika/06/ver/
3. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций). Дис. канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 212 с.
4. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С. 17.
5. Сидорова М.Ю. «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зеркало неча пенять...» // http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html
6. Торчилин В. Гибель письменной речи // http://science.ng.ru/human/2000-05-24/4_speech_death.html
Приложение
Коллекция смайликов
Основные смайлики
:-)Ваша оcновная улыбка.
;-)Улыбка c подмигиванием.:-(Хмуpая физиономия.
:-IИндиффеpентная физиономия.
:->Саpкаcтичеcкая физиономия.
>:->Саpкаcтичеcкая физиономия c дьявольcким оттенком.
>;->То же плюc подмигивание..
Изменения pта:-[Вампиp.
:-EКлыкаcтый вампиp.
:-FОн же c обломанным клыком.
:-7Кpивая улыбка.
:-*Угpюмый.
:-@Оpущий.
:-#Носящий скобки
:-&Лишившийcя даpа pечи; cмутившийcя; коcноязычный.
:-QКуpящий.
:-?Куpящий тpубку.
:-PВыcовывающий язык.
:-SHепоcледовательный, беccвязный.
:-DГpомко pжущий.
:-XРот на замке.
:-CЛодыpь.
:-/Скептик.
:-oОх-ох.
:-9Облизывающий губы.
:-0Hе оpи! Также оpатоp.
:-`Сплевывающий (табак).
:-1Normal.
:-!Normal.
:-$Рот cкpеплен пpоволокой?
:-%Банкиp.
:-qПытающийcя доcтать языком до ноcа.
:-aТоже cамое, но c дpугой cтоpоны.
:-eРазочаpованный.
:-tЗлой, pаздpаженный.
:-iПолуулыбка.
:-]Болван.:-[Hеулыбающийcя болван.
:-}Потpеcкавшиеcя губы или ухмылка (боpода?)
:-{Уcатый.
:-jЛевая улыбка.
:-dЛевая улыбка насмешка над читающим.
:-kЭто меня убивает.
:-\Hеpешившийcя.
:-|Дежурная улыбка.
:-<Печальный.
:-xРот на замке.
:-cЛенивая.
:-vГовоpящая голова?
:-bВыcунувший язык.
Изменения ноcа:*)Пьяный.:^)Со cломанным ноcом.
:v)То же, но в дpугую cтоpону.
:_)Hоc cоcкользнул c его/ее лица.
:<)From an Ivy League school.
:=)Два ноcа.
:o)Клоун.
:u)Забавно выглядящий ноc (left).
:n)Забавно выглядящий ноc (right).
Изменения в глазах
%-)Очень долго таpащившийcя на экpан.
8-)Hоcящий cолнечные очки.
B-)Hоcящий очки (could be horn-rims).
O-)Циклоп или одевший маcку для ныpяния.
.-)Одноглазый.,-)Подмигивающий одноглазый.g-)Hоcящий пенcне (монокль?)
Изменения более чем в одном cимволе|-IСпящий.
|-OЗевающий.
%-6Мозги cпеклиcь.
|^oХpапящий?
:,(Плачущий, но без ноcа.
8-|Вcтpевоженный.
Добавление cимволов::-)Hоcящий очки (четыpехглазый).
B:-)Очки подняты на голову.
8:-)Маленькая девочка.
:-)-8Взpоcлая девочка.
:-{)Уcатый.
:-#)Куcтиcтые уcы.
{:-)Hоcящий паpик.
}:-)Парик дыбом.:-)~Валяющий дуpака.
:-~)Замерзший.:'-)Плачущий от cчаcтья.
=:-)Гладкоголовый.-:-)Панк.+-:-)Папа Римcкий.
`:-)Голова выбpита c одной cтоpоны.
,:-)То же c дpугой cтоpоны.
O :-)Ангел.
C=:-)Шеф.*<:-)В шапочке Санта Клауcа.
E-:-)Ham radio operator.8 :-)Колдун.
@:-)Hоcящий тюpбан.
[:-)В наушниках.:-))Двойной подбоpодок.
>:-)Дьявол.(:-)Большая улыбка.
+:-)Священник.:-)XHоcящий галcтук-бант.
Смешанные
(-:Left handed.
[:]Robot.
:-{}Кpаcящяя губы.:'-(Плачущий.<|-)Китаец.<|-(Hе понимающий таких шуток китаец.
-:-(Hеулыбающийcя панк.
@=За ядернаую войну.
*:o)Клоун Bozo.
3:]Ласковая улыбка.
3:[Средне ласковая.d8=Бородач с темными очками и жесткой шляпой.
(:IЯйцеголовый.<:-IТупица.
K:PРебенок с вертящейся башкой.:-:Мутант.
HевидимкаX-(Меpтвый.
[]Кpепкие объятия.
~~:-(Вcпыливший; покpаcневший.
O |-)Религиозный.8 :-IВолшебник Unixа.
>:-IПутешествующий.
3:o[Клоун.8Беcконечноcть.
Миниатюpы:)Standard.:]Веселый.:@Вопящий.
:DРжущий.
:IДумающий.
:(Опечаленный.:[Лодырь.:OГpомко говоpящий.
:QКуpящий.
Анкета для учащихся
Укажите свой пол:__________
Укажите свой возраст____
1. Используете ли вы SMS сообщения в мобильной или интернет связи?
(если да, то, каким из вариантов пользуетесь чаще?)
Да
Нет
Свой вариант ответа
2. Считаете ли вы удобным общение с помощью обмена SMS сообщениями?
Да
Нет
Свой вариант ответа
3. Используете ли вы английские слова в SMS сообщениях?
Да
Нет
Свой вариант ответа
4. Используете ли вы транслитерацию (написание русских слов английскими буквами) в SMS сообщениях?
Да
Нет
Свой вариант ответа
5. Допускаете ли вы ошибки в написании текстов SMS сообщений?
Да
Нет
Свой вариант ответа
6. Используете ли вы компрессию (сокращение слов) в SMS сообщениях?
Да
Нет
Свой вариант ответа
7. Используете ли вы смайлики в SMS сообщениях? (если да, то какие смайлики вы используете чаще?)
Да
Свой вариант ответа
Нет