Программа с календарно-тематическим планированием: АОП по предмету География (8 класс)
Министерство образования Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с. Читаево
( ГОУ РК «СКШИ № 12» с. Читаево)
«12 №-а торъя (коррекционнőй) школа-интернат» Читаёв сиктын Коми Республикаса канму общеобразовательнőй учреждение
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___»________201_г. УТВЕРЖДАЮ
И.о директора школы ________(Л.В. Ларина)
Приказ № __ от «___» ________201 _г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ГЕОГРАФИЯ
8 КЛАСС
Срок реализации программы: 1 год (8 класс)
Разработчик программы: Кустышева Н.И.
учитель индивидуального обучения
с. Читаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей.
Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение».География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с умственной отсталостью об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с умственной отсталостью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные связи. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
Программа курса географии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (2003г.), к учебнику Лифанова. Т. М. География России: 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.: ил. и предназначена для индивидуального обучения … Ф.И. ребенка… г.р.).
Обучающийся не может посещать специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении. … обучается по программе ГОУ РК «СКШИ №12» с. Читаево на основании решения районной ПМПК, протокол от … г. Поступил в … класс школы-интерната … г. на основании приказа по школе № … от … Ф.И. ребенка выведен на индивидуальное обучение.
У … низкая учебная мотивация. Не может долго заниматься однообразной деятельностью, поэтому в программе предусмотрено больше практических занятий.
Внимание. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Коррекционная работа направлена на развитие способности к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Память. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
Коррекционная работа направлена на развитие возможности долговременного запоминания путем различных упражнений.
Мышление. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
Коррекционная работа направлена на развитие умения выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия.
Усидчивость в работе, работоспособность низкая (наблюдается истощение деятельности уже с начала уроков).
Целенаправленность деятельности. Активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, неустойчивости внимания.
Психокоррекция поведения ребенка направлена на развитие познавательных интересов, любознательности.
Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения АОП предъявляются по 1-му уровню оценивания (базовому).
В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную адаптивную образовательную программу внесены коррективы, отражающие особенности школы - интерната и, одновременно, обеспечивающие необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.
ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
Образовательная: дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;
Развивающая: показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе;
Воспитательная: патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
Курс индивидуального обучения географии рассчитан на 1 год, 34 часа в год, 1 раз в неделю.
По окончании курса обучающийся должен достигнуть результатов согласно основных требований к умениям учащихся.
Тематический план составлен с учетом регионального компонента.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Наряду с повседневным, текущим контролем за качеством усвоения учебного материала по географии проводятся самостоятельные работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
География материков и океанов.
Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана.
Межпредметные связи Сравнение размеров океанов («Математика»). Вода. Водоросли. Обитатели морей («Естествознание»). Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Обозначение океанов на контурной карте полушарий в рабочей тетради на печатной основе. Составление схемы хозяйственного использования океанов. Зарисовки рыб, морских животных, айсберга. Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан». Материки и части света.
Африка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население. Государства: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР) или другие по выбору учителя. Обобщающий урок. Практические работы Обозначение на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
Практические работы Обозначение на контурной карте в рабочей тетради на печатной основе географических объектов, указанных в номенклатуре. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды. Обобщающий урок.
Практические работы Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса в рабочей тетради на печатной основе. Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида». Зарисовки птиц и животных Антарктиды. Изготовление простейшего макета изучаемого материка.
Америка. Открытие Америки. Северная Америка.
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба.
Практические работы Обозначение на контурной карте из рабочей тетради географических объектов, указанных в номенклатуре. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор. Население. Государства: Бразилия. Аргентина, Перу или другие по выбору учителя.
Обобщающий урок. Часть света — Америка.
Практические работы Обозначение на контурной карте в рабочей тетради географических объектов, указанных в номенклатуре. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Евразия. Общая характеристика материка. Географическое положение. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии. Обобщающий урок.
Межпредметные связи Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные («Естествознание»). Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы («История»). Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией в рабочей тетради на печатной основе. Географическая номенклатура Африка Океаны и моря, омывающие Африку. Остров Мадагаскар, полуостров Сомали, пустыня Сахара, реки Нил, Нигер, Заир, Атласские горы, Суэцкий канал. Изученные государства. Австралия Океаны и моря, омывающие Австралию. Острова Тасмания и Новая Гвинея, река Муррей. Города Канберра, Сидней, Мельбурн. Антарктида Океаны и моря, омывающие Антарктиду. Южный полюс. Северная Америка Океаны, моря и заливы, омывающие Северную Америку. Острова Гренландия, Куба, полуострова Лабрадор, Аляска, Флорида, Калифорния, горы Кордильеры, реки Миссисипи и Миссури, Великие озера. Изученные государства. Южная Америка Океаны, омывающие Южную Америку. Остров Огненная Земля, Панамский канал. Амазонская низменность, горы Анды, река Амазонка. Магелланов пролив. Изученные государства. Евразия Моря: Норвежское, Баренцево, Белое. Карское. Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Средиземное, Черное, Берингово, Охотское. Японское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное. Заливы: Бенгальский, Персидский. Острова: Великобритания, Шри-Ланка, Индонезийские, Японские, Сахалин. Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Камчатка. Горы: Альпы. Карпаты, Кавказ, Тянь-Шань, Тибет, Гималаи. Реки: Дунай, Днепр, Дон. Волга, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья, Обь, Енисей, Лена, Амур. Озера: Балхаш, Байкал, Иссык-Куль, Каспийское, Аральское. Пустыни: Гоби. Каракум, Кызылкум.
Структура курса№ ТемаКоличество часовВсего Теоретических1 Введение1 1
2 Мировой океан3 3
3 Африка5 5
4 Австралия4 4
5 Антарктида3 3
6 Открытие Америки1 1
7 Северная Америка4 4
8 Южная Америка4 4
9 Евразия9 9
ВСЕГО 34 34
Календарно – тематический план№ урока по темеНаименование разделов и темКол-во часов по теме
I триместр 10
Введение1 Что изучает география материков и океанов. 1
Мировой океан3
1 Атлантический океан. Хозяйственное значение. 1
2 Северный Ледовитый океан. Тихий океан. 1
3 Индийский океан. 1
Материки и части светаАфрика5
1 Африка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озёра. 1
2 Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. 1
3 Растительный мир саванн. Животный мир саванн. 1
4 Растительный и животный мир пустынь. 1
5 Население. Государство Египет, его столица. Австралия4
1 Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. 1
2 Растительный мир Австралии. Животный мир Австралии. 1
2 триместр11
3 Население. 1
4 Австралийский союз. Океания. Остров Новая Гвинея. 1
Антарктида3
1 Антарктида. Географическое положение. Антарктика. 1
2 Разнообразие рельефа, климат. 1
3 Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. 1
Америка10
Открытие Америки1 Открытие Америки. 1
Северная Америка1 Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. 1
2 Реки и озёра. Растительный и животный мир. 1
3 Население и государства. Соединённые Штаты Америки. 1
4 Канада. Мексика. Куба. 1
Южная Америка1 Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озёра. 1
3 триместр13
2 Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. 1
3 Растительный мир саванн, степей. Растительный мир пустынь и горных районов. 1
4 Животный мир саванн, степей, пустынь и гор. 1
5 Население. Государства: Бразилия, Аргентина, Перу и другие. 1
Евразия9
1 Географическое положение. Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. 1
2 Очертание берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. 1
3 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. 2
4 Климат Евразии. 1
5 Реки и озёра Европы. Реки и озёра Азии. 1
6 Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. 1
7 Население Евразии.
Культура и быт народов Европы. Культура и быт народов Азии. 1
8 Обобщение. 1
Всего 34Требования к уровню подготовки обучающихся1.Мировой океан
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны; географическое положение и их хозяйственное значение;
Уметь: показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику.
2.Африка
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).
Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
3.Австралия
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
4.Антарктида
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция внимания (объем и переключение).
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
5.Северная Америка
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
6.Южная Америка
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
7.Евразия
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Критерии оценивания знания учащихся 1 уровня.
Отметка«5»- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;- четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Отметка«4»-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения
-ответ почти самостоятельный;
Отметка«3»-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.
Критерии оценивания знания учащихся 2 уровня.Отметка«5»-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-раскрыто содержание материала в объеме программы;- четко и правильно даны определения с небольшой помощью учителя;
-ответ самостоятельный.Отметка«4»-раскрыто основное содержание материала с помощью дополнительных вопросов учителя;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения,
-ответ почти самостоятельный;
Отметка«3»-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.
Оценка лабораторных и практических работ:
Оценка за лабораторные и практические работы выставляется на основе наблюдений за работой учащихся и их письменного отчета.
В практическом задании учитываются умения:
сформулировать цель;
выполнить практическое действие в определенной последовательности;
сделать вывод;
соблюдать правила техники безопасности.
Оценка «5»:
-учащийся правильно выполнил работу с соблюдением необходимой последовательности;
-соблюдал требования безопасности;
-самостоятельно сформулировал выводы;
-в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы и рисунки.
Оценка «4»:
-учащийся допускает 1-2 несущественные ошибки в работе;
-допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Оценка «3»:
-за правильно выполненные действия и выводы;
-в ходе проведения работы были допущены ошибки;
-недостаточная самостоятельность при применении знаний в практической деятельности.
Оценка «2»:
-учащийся не может провести необходимые действия даже с помощью учителя;
-результаты работы не позволяют сделать правильный вывод;
-отсутствие умения делать вывод, логически и грамотно описать наблюдения.
Критерии по оценке тестовых заданий:
Отметка за тест (при количестве вопросов 30)
93 % - 100% (28-30) - «5»
83% - 92% (25 -27) -«4»
75%-82% (21 -24)-«3»
менее 74% (менее20)-«2»
Литература и средства обучения
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География материков и океанов. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2006г.
Игровые моменты на обобщающих уроках.
Лифанова. Т. М, Пшеничная. Н. Б. Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002.
Петрова. Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.
Пороцкая. Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1977.