Программа с календарно-тематическим планированием: АОП Коррекицонно-развивающие занятия(1-й год обучения)

Министерство образования Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с. Читаево
( ГОУ РК «СКШИ № 12» с. Читаево)
«12 №-а торъя (коррекционн
·й) школа-интернат» Читаёв сиктын Коми Республикаса канму общеобразовательн
·й учреждение


РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» _______2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
И.о директора школы ________(Л.В. Ларина)
Приказ № __ от «___» ________2016 г.






ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

1-ый год обучения



Срок реализации
программы:
1 год




Разработчик программы:
Кустышева Н.И.
учитель индивидуального обучения








с. Читаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся первого года обучения с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью с ТМНР разработана на основе следующих документов:
Федеральный «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-(далее-Стандарт) от 19.12.2014.
Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (проект)
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОУ РК «СКШИ №12» с.Читаево.
Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант D), (Проект)
Учебный план ГОУ РК «СКШИ №12» с.Читаево» на 2016 -2017 учебный год.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.
Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Коррекционно-развивающие занятия направлены:
- на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;
- на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
-на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Основная цель программы - формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.
Задачи:
Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.

Принципы:
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий. На индивидуальные занятия отводится 25-30 минут на обучающегося. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 66 часов в учебном году (2 часа в неделю).
Планирование предназначено для детей с умственной отсталостью с ТМНР.
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления.
Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.
Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Сделана подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений.
Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.

Возможности усвоения программного материала ребенком определяют объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося, образовательная организация может расширить содержание включенного в СИОП учебного предмета дополнительными задачами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п
Название разделов
Количество часов

1
Диагностика
4

2
Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительной памяти и восприятия
62


Всего
66




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Тема
Количество часов

Мелкая моторика

Зрительное восприятие

Графические навыки



Всего
На тему




I семестр (12 часов)

1
Диагностика
2
1
1. Обследование устной и письменной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения.




1
2. Исследование уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки.

2

Обводка контуров изображений
8
8
1. Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание геометрических фигур. Рисование.
2. Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров.

3
Человек, части тела.

8
2
1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человечку.
3. Разложить в корзиночки орехи и шишки

II семестр (10 часов)


Человек, части тела.


1
1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человечку.
3. Разложить в корзиночки орехи и шишки






3

1. Чего нет? Недостающие части тела, лица.
2. Вот так! Много кубиков (дорожка, башенка), два кубика (кубик на кубик, далеко близко), кубики разных цветов





2


Горизонтальная, ломаная, волнистая линии дорожки для Ани

4
Семья
8
4
1. Пальчиковая игра «Это пальчик - дедушка».
2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».
3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох

Горизонтальная линия веревочка для бус

III семестр (10 часов)


Семья

4

1. Работа с пиктограммами: члены семьи; что делают члены семьи.
2. Вот так! Нанизывание бус (шарики одного и разных цветов)
Горизонтальная линия веревка для сушки белья

5
Осень
2
2
1. Массаж. Игра «Дождик» (ударять пальчиками одной руки по ладошке другой).
2. «Дождик, лей» пальчиковая игра.
3. Надевать прищепки на изображение ежика.
Игра «Ежиные колючки»
1. «Парочки» (листики, грибочки).
2. Выложи такую картинку: тучи, лужи, листики, дождь, грибы.
3. Попади в ворота (два куба, один шар)
Замкнутая кривая: лужа, туча. Вертикальные штрихи: дождь

6
Овощи
2
2
1. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча-ежика между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Бежит ежик по дорожке».
3. Пальчиковая игра «Туки-туки».
1. Сложи в желтую корзину желтые овощи, в зеленую-зеленые.
2.Сложи из двух половинок овощ.
3. «Парочки» (овощи).
4. Контуры. Узнай овощ по контуру.
5.Вот так! Упражнение с кругами - расположить круги по образцу
1. Две горизонтальные линии: грядки.
2. Замкнутая кривая: картофель

7
Фрукты
2
2
1. Пальчиковая игра «Яблочко с кулачок».
2. Мозаика «Яблочко на яблоньке, под яблонькой»
1. «Парочки» (фрукты).
2. Сложи фрукты в коробочку (по цвету).
3. Сложи из половинок (фрукты).
4. Вот так! Занятия с кругами, шарами: шар на круге.
5. Контуры. Узнай фрукт по контуру
Яблоки на яблоньке. Замкнутая кривая в замкнутом пространстве

IV семестр (12 часов)

8
Одежда, обувь
2
2
1. Пальчиковая игра «Большие ножки».
2. Разложи пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.
3. Продевание шнура в дырочку (шьем платье).
4. Игра «Волшебный шнурок»
1. Разложи пуговки по коробкам (по форме, величине, цвету).
2. Подбери заплатку.
3. Подбери пару (на обуви), носочки.
4. Вот так! Занятия с квадратами, кубами: разложить кубы
Нарисуй:
- ниточки - карандашами;
- шнурочки - маркерами

9
Игрушки
2
2
1. Сжимание маленьких резиновых мячей.
2. Выкладывание домика для куклы по контуру
1. Найди игрушку (на, под, за...) на квадрат по цвету, квадрат над кругом, под кругом.
2. Вот так! Занятия с кругами, квадратами.
3. Чего нет? (лапы у мишки...).
4. Игрушки спрятались
Мячик. Большой маленький. Замкнутая кривая

10
Посуда
2
2
1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
2. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».
1. Подбери чашку к блюдцу.
2. Посуда спряталась.
3. Вот так! Занятия с кубиком, призмой: призма на кубике
Тарелка. Большая маленькая. Замкнутая кривая

11
Домашние животные
2
2
1. Пальчиковая игра «Идет коза рогатая».
2. Пальчиковая игра «Киска, как тебя зовут?».
3. Пальчиковая игра «Теремок».
4. Пальчиковая игра «Повстречались два котенка».
5. Пальчиковая игра «Над нашей квартирой».
1. «Парочки» («дикие животные»).
2. Животные спрятались.
3. Вот так! Треугольник, квадрат, круг.
4. Котик играет с клубочками.
5. Найди угощение для собачки.
Сено в тачке. Штрихи в ограниченном пространстве

12
Домашние птицы
2
2
1. Пальчиковая игра «Петушок».
2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки».
3. Разложить в разные мисочки горох и бобы.
1. «Парочки».
2. Птицы спрятались.
3. Мозаика. Цыплятки бегут за курочкой, цыплятки вокруг курочки, цыплятки разбежались.
4. Лабиринт. Проводи цыпленка к маме.
5. Разложи яички: большое поменьше маленькое
Крупа в тарелочке. Точки в ограниченном пространстве

13
Дикие животные.
2
2
1. Пальчиковая игра «Хома-хома-хомячок».
2. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке».
3. Разложи орешки в разные корзиночки: большие и маленькие
1. «Парочки» («дикие животные»).
2. Животные спрятались.
3. Одинаковые следы.
4. Где спрятался зайчик?
5. Кто едет в поезде? Определите животных по ушкам, по хвостикам.
6. Найди другого зайчика.
7. Вот так! Занятия с овалом. Составь из треугольников елочку
Следы на снегу. Рисование тампонами в ограниченном пространстве дорожки

V семестр (12 часов)

14
Зима
2
2
1. Игра с пластилином и горохом. Дорожки выкладывание дорожки из гороха по пластилиновой основе.
2. «Снежные хлопья» отрывать маленькие кусочки белой бумаги.
3. Игры со шнуром. Короткая замкнутая кривая снежок, длинная кривая ком.
4. Снежинка из палочек по контуру.
5. Мозаика: дорожки в снегу
1. Нарисуй картинку: снежинка, деревья в снегу, дом в снегу.
2. Вот так! Прямоугольник, полоски
Снежки. Рисование ватными тампонами равномерно по всей поверхности листа

15
Машина, поезд
2
2
Пристегивание «колес» к изображению машины.
Выкладывание рельс и шпал из шнуров и палочек
1. Найди одинаковые вагончики (по цвету).
2. Лабиринт.
3. Какие фигуры везут машины?
4. Кто едет в поезде? Узнать фигуру по фрагменту.
5. Длинная дорога, покороче, самая короткая
1. Шпалы короткие вертикальные линии, пересекающиеся и горизонтальные линии.
2. Дым из трубы паровоза произвольная кривая

16
Кораблик, лодочка
2
2
Пальчиковая игра «На опушке две избушки».
Выкладывание волн из палочек по контуру.
Пальчиковая игра «Пароход плывет по речке».
1. Найди одинаковые кораблики.
2. Из каких фигур состоит кораблик?
3. Проводи кораблик по ломаной линии.
4. Найди кораблик, который плывет в другую сторону.
5. Вот так! Полоски
Нарисовать фломастером замкнутую кривую внизу листа

17
Самолет, вертолет
2
2
Пальчиковая игра «Быстро лопасти крути».
Облака из шнурков.
Игра с пластилином «Солнышко» (солнышко из пластилина и палочек)
1. На что похожи облака?
2. Найди самолет, который летит в другую сторону.
3. След самолета. Найди кривую среди прямых.
4. Вот так! Занятия со шнуром
Облако замкнутая кривая; след от самолета произвольная кривая

18
Профессии: врач, повар
2
2
Массаж ладошек при перекладывании из руки
в руку толстой веревки со словами.
Пальчиковая игра «Повар, повар...».
«Соберем таблетки» опускание пилюль в бутылочку
1. Положи на тарелку круглые предметы, на поднос овальные.
2. Найди и сложи половинки овощей.
3. Вот так! Цилиндр и конус (ракета)
Мяч. Обводка по внутреннему трафарету. Мяч большой маленький

19
Время, части суток
2
2
Пальчиковая игра «Солнышко встало».
Пальчиковая игра «Целый день...».
Игра с пластилином (повторение)
1. Солнышко (высоко, пониже, низко). Лучики.
2. Найди половинки.
3. Кубики Кооса (4 кубика, стороны одного цвета)
1. Солнышко: дорисуй лучики короткие и прямые в разные стороны.
2. Прикладывание ладошек, опущенных в краску

VI семестр (12 часов)

20
Дом
2
2
1. Пальчиковая игра «На полянке дом стоит».
2. Мозаика «Дорожка к дому».
3. Шнуры «длинная дорожка, покороче, короткая»
1. Одинаковые дома.
2. Лабиринт. Дорожка к дому.
3. Построй дом (из фигур по контуру).
4. Кубики Кооса.
Дым из трубы, дорожка к дому. Произвольная кривая

21
Весна
2
2
1. «Солнышко» выкладывание палочек по контуру.
2. Массаж со словами «динь-дон».
1. Выложи картинку о весне (по образцу).
2. Что изменилось? Сравнить картинки о весне, зиме.
3. Вот так! Дорожка из палочек (прямая, ломаная); дорожка из шнура и палочек (прямая, кривая)
Ручейки. Две произвольные кривые

22
Деревья
1
1
1. Пальчиковая игра «Деревья и ветерок».
2. Выкладывание дерева из палочек по контуру
1. «Парочки» (листья).
2. Вот так! Сложить изображение из четырех частей.
3. Деревья по высоте.
4. На дереве, под деревом, за деревом
Листочки на деревьях. Примакивание (прикладывание всей кисточки к поверхности листа).

23
Цветы
1
1
1. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы»
2. Выкладывание цветков из овалов (по контуру)
1. Найди одинаковые цветы в букете.
2. «Парочки» (цветы).
3. Сложи цветок из одинаковых лепестков (круга и шнура).
4. Кубики Кооса
Дорисуй стебелек к головкам цветов

24
Насекомые
2
2
1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук»
2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок»
3. Пальчиковая игра «Дарики-дарики, злые комарики»
1. «Парочки» (насекомые).
2. Кубики Кооса (бабочка).
3. Найди жучка, бабочку... (по картинке).
4. Бабочка на.., под.., за...
Точечки на божьей коровке (маркером)

25
Диагностика
2
2






КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления динамики развития, учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с. (приложение 1).


ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАННЕГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ:
1. Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
2. Отметьте, какие вещи он только начинает делать или пока делает с трудом.
3. Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются.
4. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за один - два дня, после чего переходите к следующей ступени.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

На уроках используются: сигнальные опорные карточки, рисунки, шаблоны геометрических фигур, орнаментов, графические изображения, предметы, дидактические пособия, символы, пиктограммы, индивидуальный раздаточный материал, сюжетные картинки различной тематики для развития речи.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996
Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005
Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Развитие элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающее обучение.
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.
Использованная литература
В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.
Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.

«Карта наблюдений» это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». Наблюдение и экспертиза происходят в контексте обучающих и развивающих заданий, предлагаемых экспериментальной программой развития «Особый ребенок». В настоящий момент «Карта наблюдений» является компьютерной программой.
В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
1. Сенсорно-перцептивная сфера.
Восприятие цвета.
Восприятие формы и величины.
Ориентация в пространстве.
2. Внимание.
3. Память.
4. Мышление.
5. Речь.
Понимание обращенной речи.
Внятность речи.
Лексический строй речи
6. Представление о себе. Творческие проявления.
7. Эмоционально-волевая сфера.
Импульсивность рефлексивность.
Тревожность спокойствие.
Агрессивность миролюбие.
Положительная мотивация учебной деятельности.
Положительная мотивация трудовой деятельности.
Тенденция к самостоятельности.
Тенденция к ответственности.
Тенденция к целенаправленным действиям.
8. Психомоторное развитие.
Мелкая моторика рук.
Общая координация движений.
Мимика.
9. Социально-бытовая ориентация.
Сформированности навыков самообслуживания.
Социально-бытовое ориентирование.
10. Учебные навыки.
11. Трудовые умения и навыки.
12. Коммуникативность.
Порядок оценивания по шкалам
Каждая шкала разделена на 4 оценочных уровня:
От 0 до 2 низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 высокий уровень состояния и развития функции.
От 9 до 10 очень высокий уровень состояния и развития функции.
Переход с уровня на уровень говорит о качественном скачке в развитии ребенка. Так, средний уровень можно назвать достаточным для жизнедеятельности. Высокий уровень свидетельствует о формировании самостоятельности ребенка.
Критерии оценки по шкалам
1. Сенсорно-перцептивная сфера
Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.
Низкий уровень (0-2). Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
Средний уровень (35). Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
Высокий уровень (68). Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
Очень высокий уровень (910). Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету полутонам и оттенкам, форме гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.
В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.
Восприятие цвета
Оценка:
«0» полностью выключенная сенсорная система.
«1» ребенок воспринимает мир в цвете.
«2» ребенок понимает разницу между цветами.
«3» ребенок узнает и различает 4 основных цвета красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет).
«4» ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-цветного ряда.
«5» ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
«6» ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
«7» ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.
«8» понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.
«910» не актуально для «особого» ребенка.
Восприятие формы и величины
Оценка:
«0» полностью выключенная сенсорная система.
«1» ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.
«2» ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.
«3» ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.
«4» ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.
«5» ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.
«6» ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.
«7» ребенок может различать и называть сложные формы овал, многоугольник. Знает объемные формы цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать, из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.
«8» соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.
«910» не актуально для «особого» ребенка.
Ориентация в пространстве
Оценка:
«0» полностью выключенная сенсорная система.
«1» ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).
«2» ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.
«3» ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.
«4» ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.
«5» ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.
«6» ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади шкаф, справа окно, слева дверь).
«7» ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.
«8» соответствует свободному ориентированию в пространстве.
«910» не актуально для «особого» ребенка.
2. Внимание
По данной шкале оценивается способность ребенка распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители. Прежде чем выставлять общую оценку по шкале, необходимо отдельно оценить каждый параметр внимания.
Каждая подшкала имеет 10-балльный оценочный континуум. Крайние отрицательные оценки будут свидетельствовать о том, что данная характеристика внимания у ребенка практически отсутствует. Поэтому лучше избегать крайних оценок, даже если ребенок очень невнимательный. Крайние правые оценки (910) также лучше не использовать, так как они отражают чрезмерную выраженность характеристики. Например, очень высокая оценка по подшкале «Переключаемость внимания» свидетельствует о том, что ребенок слишком быстро переключает внимание с одного задания на другое, не концентрируя его ни на одном виде деятельности. Таким образом, крайние оценки задают лишь систему отсчета.
Концентрация внимания способность ребенка концентрировать внимание на задании, не отклоняться от цели. Оценки 0-1-2-3-4-5-6-7-8-910.
Устойчивость внимания отвлечение ребенка на посторонние раздражители в ходе выполнения задания. Оценки 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.
Переключаемость внимания переключение с одного вида деятельности на другой. Оценки 0-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10.
3. Память
В данном разделе по 10-балльной шкале количественно оценивается способность ребенка к произвольному запоминанию. Степень развития механической
памяти при запоминании стихов, текстов и пр. Скорость и прочность запоминания социальных умений и навыков и т. д. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Память» помещается информация о ведущих способах запоминания (если таковые наблюдаются); о наличии редких форм запоминания (эйдетическое, например); об особенностях памяти; о наличии смысловой памяти.
4. Мышление
По 10-балльной шкале количественно оцениваются мыслительные способности ребенка. Как правило, мышление у детей с проблемами конкретное. Однако они способны устанавливать элементарные причинно-следственные связи в бытовой обстановке. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Мышление» заносится информация об особенностях мышления ребенка.
5. Речь
Поданной шкале оценивается способность ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи, внятность речи (четкость и правильность звукопроизношения), лексическая сторона речи, умение рассказывать и пересказывать.
Примечание. Оценка по под шкалам «Внятность речи», «Лексика», «Способность к пересказу и рассказыванию» не проводится, если у ребенка есть существенные нарушения речевого аппарата. В этом случае оценка производится только по подшкале «Понимание речи». В разделе программы «Комментарий» по шкале «Речь» отмечаются особенности речи ребенка (например, экспрессивность речи, использование сленговых выражений и пр.).
Понимание речи
Оценки 0-1 отражают полное непонимание обращенной и контекстуальной речи. Оценки 910 свидетельствуют о том, что ребенок понимает еще не произнесенную речь. Оценки до 5 баллов отражают среднее понимание (понимает, но не всегда). Оценки после 5 баллов отражают достаточно хорошее понимание речи.
Внятность речи
Оценки 01 отражают полную «кашу» во рту или немоту. Оценки 910 можно поставить, если у ребенка речь более чистая и внятная, чем у диктора телевидения. Оценки до 5 баллов отражают речь недостаточно чистую и внятную наличие логопедических проблем и слишком быстрый или слишком замедленный темп речи. Оценки после 5 баллов отражают достаточно внятную соразмерную речь, с правильным звукопроизношением.
Лексика
Оценки 01 отражают ситуацию, когда ребенок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания. Оценки 9 10 показывают словарный запас (и отражение его в вербальной речи) лучших толковых словарей, а также речь не менее красочную, чем у классиков русской литературы. Оценки до 5 баллов отражают речь довольно скудную (односложные фразы), ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями. Оценки после 5 отражают речь достаточно развитую (употребление сложных предложений и фраз от 5 слов) и грамматически правильную.
Способность к пересказу и рассказыванию
Оценки 0 1 показывают полную неспособность ребенка пересказывать или рассказывать. Оценки 910 показывают прекрасное артистическое мастерство рассказчика. Оценки до-5 баллов отражают рассказывание с многочисленными подсказками и наводящими вопросами, потерей сюжетной линии, эффектом «заблудившегося рассказчика». Оценка после 5 баллов ставится, если ребенок может довольно связно рассказывать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты и пр.
6. Представления о себе. Творческие проявления
В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям, а также проявление творческих возможностей (рисунки, лепка, музыкальные способности, способность к счету и пр.). По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.). В разделе программы «Комментарий» поданной шкале отражается информация о том, что ребенок любит делать больше всего, что у него лучше всего получается, есть ли у него особые творческие проявления.
7. Эмоционально-волевая сфера
В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребенка: уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Количественная оценка производится по под шкалам (в пределах 10 баллов). В общую шкалу выносится средняя или более сложная оценка по под шкалам. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Эмоционально-волевая сфера» помещается информация о характерных особенностях эмоциональных и волевых процессов ребенка. Например, таких как: преобладающие эмоциональные состояния в школе, дома, на улице, эмоциональное отношение к успеху и неудаче; наличие (отсутствие) неадекватных эмоциональных проявлений (аффекты, депрессии, истерики); отношение к трудностям; упрямство; уровень эмпатии (сопереживания); ригидность гибкость ребенка (умение менять свое поведение в зависимости от ситуации).
Импульсивность рефлексивность
Оценки «01» соответствуют крайней импульсивности: внимание ребенка рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно
«35» средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога.
«68» высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией. Предложение своих творческих решений.
«910» гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может отрицать способы действий и мнение других, неприятие каких-либо советов или помощи.
Тенденция к ответственности
Под шкала характеризует уровень ответственности, личностной зрелости ребенка. В данном аспекте рассматривается ответственность за себя (за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), ответственность за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия, ответственность за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает: люди на улице, животные, растения, обстановка и пр.
Оценки «01» полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр.
«2» низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличны к общему делу, ему ни до чего нет дела.
«35» средний уровень ответственности. Ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено, и пр.
«68» высокий уровень ответственности у ребенка, он показывает определенную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба ребенка зависит от его собственных действий и поступков.
«910» характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как ат лант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не получается неврастения, завышенные требования к себе.
Тенденция к целенаправленным действиям
По данной подшкале оценивается степень желания ребенка доводить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершенности какого-либо процесса.
Оценки «01» полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание».
«2» беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.
«35» средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.
«68» ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.
«910» крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчивость.
8. Психомоторное развитие
В этом разделе исследуются индивидуальные особенности и состояние психомоторной сферы. Количественная оценка производится в пределах 10 баллов потрем под шкалам: «Мелкая моторика рук»; «Общая координация движений»; «Мимика». В разделе программы «Комментарий» по шкале «Психомоторное развитие» отмечаются особенности психомоторного развития.
Мелкая моторика рук
Объект наблюдения движение пальцев и кистей рук.
Оценки «01» практически полностью парализованы кисти рук и пальцы.
«2» ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий не мелкий предмет.
«35» средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.
«68» хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать и плести, и пр.
«910» мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов.

Общая координация движений
По данной под шкале наблюдается общее состояние двигательных возможностей, представление о «схеме тела», координация движений.
Оценки «01» соответствуют возможностям практически парализованного тела.
«2» ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид.
«35» среднее состояние двигательных возможностей. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.). Может пройти на цыпочках.
«6-8» хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и пр.
«9Ю» координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов.
Мимика
По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребенка выражать адекватную мимическую реакцию, пластичность мышц лица.
Оценки «0-1» соответствуют «каменному» лицу.
«2» чрезвычайно малая подвижность мышц лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается.
«3_5» средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы.
«68» хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.).
«9-10» артистическая мимика. Ребенок может без слов все выражать мимикой.
В разделе «Комментарий» можно отразить наличие индивидуальных мимических особенностей (характерная гримаса). Наличие негативных моторных явлений (покачивание, ковыряние в носу, сосание пальцев, карандашей, тики и пр.). Если ребенок недавно начал улыбаться или выполнять какие-либо новые движения, важно отметить, когда и при каких обстоятельствах это произошло.
9. Социально-бытовая адаптация
В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предла гаются две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Соииально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу. В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр.
Навыки самообслуживания
Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

· личная гигиена;

· одевание и раздевание;

· прием пищи.
1-й уровень (02): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;
2-й уровень (35): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.
364
4-й уровень (910): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
Социально-бытовое ориентирование
Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

· знание и определение частей тела человека;

· знание своего адреса и членов семьи; П знание частей помещения;

· знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;

· ориентация на улице;

· знание элементов и особенностей флоры и фауны ориентация во времени (дни недели времена года часы);

· усвоение социальных норм и правил поведения и пр.
1-й уровень (02): не знает частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи.
2-й уровень (3-5): знает части тела, может их показать на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.
3-й уровень (68): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожиданными ситуациями; может самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Может как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.
4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.
10. Учебные навыки
В данном разделе оценивается уровень учебных достижений ребенка по чтению, письму и счету. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по под шкалам. В разделе «Комментарий» по шкале «Учебные навыки» можно поместить подробную информацию о том, какими учебными навыками ребенок владеет.
11. Трудовые умения и навыки
В данном разделе количественно по 10-балльной шкале оценивается уровень сформированности трудовых умений и навыков. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Трудовые навыки» помещается информация о том, что ребенок умеет и любит делать.
1-й уровень (02): ребенок ничего не умеет делать.
2-й уровень (3-5): ребенок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью).
3-й уровень (4-5): умеет работать с ножницами, клеем, может раскатать тесто.
4-й уровень (6-8): ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вышивание), может что-либо полезное мастерить своими руками, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр.
5-й уровень (9-10): индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности.
12. Коммуникативность
В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость общительность в пределах 10 баллов.
0-2 явная интровертированность, замкнутость, аутичность;
3 тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах;
4-6 биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах;
7-8 экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.;
9-10 крайняя экстраверсия.
В разделе программы «Комментарий» по шкале «Коммуникативность» помещается информация об особенностях общения ребенка, таких как:
О характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками младшими и старшими;
О способы установления контакта с данным ребенком;

· стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.


15