Проектная деятельность как механизм профессионального самоопределения выпускников.
Проектная деятельность как механизм профессионального самоопределения выпускников.
Анна Викторовна Покровская, заместитель директора по ВР
МОУ «Судская средняя общеобразовательная школа № 1»
Процесс совершенствования адаптации учащихся к условиям быстро меняющейся среды выдвигает в деятельности педагогов сущесвенно новые требования к реализации процессов самоопределения. Одним из сложно реализуемых элементов системы образования является профессиональное самоопределение, которое базируется на сложившейся адекватной или не вполне адекватной самооценке ученика в учебной деятельности. Предпрофильная и профильная подготовка призвана решить эти проблемы в контексте социального взаимодействия: ученик - педагог – родитель.
В нашей школе одним из направлений предпрофильной подготовки является проектная деятельность девятиклассников, представляющая собой творческую работу по решению практической задачи, цель и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в процессе теоретической проработки и практического исполнения при консультации учителя.
Во время работы над проектом реализуются следующие цели:
-практическая – получение модели желаемого конечного результата;
- и педагогическая – раскрытие возможностей и способностей учащихся 9 класса в соответствии с их склонностями и интересами и выбором типа профессии, формирование готовности к выбору профессии.
После того, как учащиеся определяются с выбором проекта, годичная команда педагогов проводит заседание школы педагогического мастерства, определяя работу подпроектов по следующему плану:
- содержание деятельности;
- задачи подпроекта;
- дополнительная предметная подготовка, необходимая для разработки проекта;
- выход на профессию;
- продукт подпроекта.
Для претворения проекта в жизнь и достижения поставленных целей все участники распределяются по сферам деятельности (человек - человек, человек - художественный образ, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система) на основании диагностического исследования (профессиональные пробы), проводимого в течение 1 полугодия, и с учётом их собственного желания и мнения педагогов.
Работа в проекте начинается с организационного занятия, на котором ставятся задачи, определяется содержание подпроекта и этапы его реализации, распределяются роли. Практическое исполнение проекта требует дополнительной предметной подготовки (теоретическая проработка). Каждая группа представляет свои наработки (практическое исполнение), выходя на продукт подпроекта. После реализации проекта подводятся итоги и самоанализ деятельности, как учениками, так и педагогами. Все материалы работы над проектом оформляются в портфолио проекта.
В 2006-2007 учебном году нами был разработан и апробирован проект «Маршрут выходного дня», позволяющий подросткам 12-15 лет вместе с родителями активно провести воскресный день.
Задачи проекта:
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Развивать коммуникативные умения участников.
Способствовать более тесному общению детей и родителей.
Развивать познавательный интерес к природе родного края.
Перед учениками, работающими в проекте, ставились следующие задачи:
- попробовать себя в проектной деятельности;
- пройти «профессиональные пробы» в определённой сфере деятельности;
- развивать умения работать в команде;
- развивать чувство ответственности за порученное дело;
- учиться общаться с младшими товарищами и взрослыми.
В работе над проектом были задействованы 20 учащихся и 14 педагогов, из них 5 человек – руководители подпроектов, 8 человек – консультанты и руководитель проекта, координирующий работу всех участников. Работа проводилась строго по расписанию во внеурочное время.
Остановимся подробнее на функционировании каждой сферы деятельности. Участники сферы «Человек – человек» дополнительно изучили основы риторики, стилистики, жанры публицистики и правила написания сценария. Группе данного подпроекта нужно было подобрать и разучить туристские песни, провести социологический опрос о видах активного отдыха, составить сценарий игры «Спортивно – туристический серпантин» и провести её, подготовить ведущих станций, а затем взять интервью о впечатлениях после реализации проекта. Работа в этой сфере осуществляла выход на профессии журналиста, социолога, специалиста по связям с общественностью, педагога-организатора, диктора.
Участникам сферы «Человек – художественный образ» пришлось рассмотреть теоретические вопросы стилистики, культуры речи, дизайна, техники выполнения оформительских работ для того, чтобы осуществить подбор текстового и художественного материала для оформления газеты, медалей участникам, кубка победителям, рекламных щитов и фотовыставки. Участникам этой сферы пришлось работать над образом ведущих станций. При реализации проекта группа производила фото и видеосъёмку, а затем редактировала заметку о выходном дне, написанную участниками сферы «Человек - человек». Работа в этой сфере помогла познакомиться с профессиями художника-оформителя, корректора, фотокорреспондента и имиджмейкера.
Представители сферы «Человек-природа» расширили свои знания о флоре Череповецкого района, изучили основы медицинских знаний и спортивного ориентирования. Это помогло им в составлении викторины для станции «Травознайка», в разработке маршрута выходного дня и в подготовке медицинской аптечки. Работа в данной сфере позволяет выйти на профессии фармацевта, медицинского работника, биолога, эколога, травника.
Юноши, занятые в сфере «Человек-техника», дополнительно познакомились с правилами механической обработки древесины, с видеоаппаратурой и средствами пожаротушения, с основами кулинарии. Они должны были изготовить сувениры, рекламные щиты, кубок победителей, а во время реализации проекта развести костёр, приготовить пищу, а также контролировать соблюдение техники безопасности. Таким образом, ребята познакомились с профессиями: столяра, плотника, токаря, повара, пожарного, специалиста по видеоаппаратуре.
Группе учащихся, занятых в сфере «Человек – знаковая система», пришлось изучить текстовый и табличный редактор, освоить редактор публикаций и компьютерную графику. Они занимались обработкой социологического опроса, распечаткой всех текстов, созданием буклетов и подготовкой презентации проекта. Знания, полученные ими, пригодятся при выборе профессий, связанных с работой на компьютере (пользователь ПК, оператор компьютерной графики, офисный секретарь, специалист по вёрстке текста).
Перед реализацией проекта каждая группа отчиталась в проделанной работе, провела предзащиту подпроектов. Экспертная группа оценивала выступления девятиклассников по следующим показателям:
- практическая значимость работы;
- грамотность представления полученных результатов;
- уровень изложения материала;
- использование наглядности при представлении подпроекта (таблицы, плакаты, видеоматериалы, использование компьютера и др.);
- умение организовать и вести работу в команде (наличие разделения обязанностей, информированность группы о результатах работы, определение вклада каждого члена группы);
- умение вести дискуссию;
- полученные результаты и их оценка;
- видение участниками способов реализации проекта и осознание содержания конкретной деятельности каждого.
Оценив готовность учащихся, было принято решение о реализации проекта. В один из тёплых майских субботних дней участники проекта провели «Маршрут выходного дня» для шестиклассников школы. Остались довольны все: и гости, и ведущие, и педагоги. Успешно прошла и презентация проекта на общешкольной родительской конференции.
Как отмечалось выше, каждая работа требует анализа и подведения итогов. Всем участникам было предложено ответить на несколько вопросов. Предлагаем вашему вниманию результаты анкетирования.
В какой мере вы удовлетворены работой над проектом?
40% участников полностью удовлетворены своей работой над проектом, остальные - удовлетворены в основном и частично.
2. В какой мере проявили себя?
В значительной мере проявили себя 60% учащихся, в полной мере – 15% и 25% считают, что недостаточно проявили себя.
3. Оцените полезность работы над проектом.
Для 65% девятиклассников многое оказалось полезным в проектной деятельности, а 5% посчитали бесполезность такой работы.
4. Оцените степень новизны изучаемого материала.
Для 65% участников изучаемый материал дал много нового, расширил их кругозор, и только 5% учащихся не принёс новых знаний.
5. В какой мере работа над проектом способствовала определению ваших профессиональных интересов?
70 % выпускников основной школы отмечают, что работа над проектом в значительной мере способствовала определению их профессиональных интересов, не способствовала совсем 10% учащихся.
6. Оцените свою роль в проекте.
При оценке своей роли в проекте 40% учеников посчитали себя исполнителями, 35% - разработчиками, 20% - творцами и 5% - конструкторами.
Педагоги, отвечая на вопросы анкеты, получили несколько иной результат.
Подводя итоги проектной деятельности учащихся данной параллели, можно отметить следующее: 85% из числа участников проекта «Маршрут выходного дня» предполагали связать свою будущую профессию именно с той сферой, в которой они работали, и только 15 % видят себя в другой сфере деятельности.
Анализируя работу педагогического коллектива в данном направлении, мы можем сделать определённые выводы:
- все участники приобрели первый опыт работы над проектом;
- 60% участников свою роль в проекте оценили объективно, 30% - завысили, а 10% - занизили;
- основные задачи проекта были решены;
- в коллективном проекте возникали групповые подпроекты, в рамках которых каждый участник мог выполнять индивидуальную работу. Таким образом, участники приобретали навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности;
- а самое главное, все участники смогли оценить свои склонности и возможности к той или иной деятельности, что помогло им сделать сознательный профессиональный выбор.
По окончании основной школы все участники проекта определились с дальнейшим путём получения образования: 6 человек поступили в средние учебные заведения и профессиональные училища, 83% из них связали свою будущую профессию с той сферой, в которой работали в проекте. В июне 2009 года остальные участники проекта успешно сдали выпускные экзамены за среднюю школу. 80% из них подали документы в высшие и средние учебные заведения, выбирая профессии своей сферы. Считаем, что работа в проекте помогла нашим выпускникам в профессиональном самоопределении.
В последующие годы проектная деятельность разворачивалась по такому же принципу. Учитывая первый опыт, вносились необходимые коррективы в работу групп. И первая из них – предоставление большей самостоятельности школьникам в разработке и реализации проектов. В 2007-2008 учебном году девятиклассники выбрали проект «Наш уютный школьный дом», в 2008-2009 учебном году ученики 9 класса дружно работали над проектом «Прекрасно однажды в Суде родиться». Первый проект предполагал украшение 2 этажа школы: кардинально изменился холл у актового зала, появился зелёный уголок в одной из рекреаций, а в детской рекреации руками юных художников были созданы настенные рисунки и съёмные стенды. Второй проект помог создать документальный фильм о родном посёлке. Проект «Прекрасно однажды в Суде родиться» вызвал широкий отклик у жителей посёлка: многие пришли на встречу с создателями фильма, приняли участие в обсуждении увиденного, приобрели диски с фильмом. А сами создатели получили огромный заряд энергии и желание дальнейшей работы.
Учащиеся школы с удовольствием работали над каждым проектом, которые, в свою очередь, выполняли как бы две роли: решая задачи предпрофильной подготовки, способствовали усилению активности учащихся в социальной акции «Я – гражданин России». Все три проекта стали лучшими на муниципальном уровне и были представлены на областной конкурс проектов. Проект «Маршрут выходного дня» получил Диплом 2 степени областного тура.
После реализации каждого проекта обязательно проводилось анкетирование девятиклассников, которое позволило отслеживать результаты профессиональной ориентации учащихся.
В результате проведенного исследования можно утверждать, что механизм профессионального самоопределения школьников является условием полноценной адаптации их к условиям профессионального функционирования в дальнейшей жизнедеятельности.
Направления образовательного развития участников проекта.
15