Доклад на тему: «Научно-исследовательская деятельность, как средство развития личности ребенка»
«Научно-исследовательская деятельность, как средство развития личности ребенка»
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Одним из пяти основных направлений развития общего образования «Наша новая школа», озвученным Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, является - система поддержки талантливых, одарённых детей. Поэтому сегодня образование ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, обеспечивая готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности.
Способность мыслить нестандартно, видеть проблемы окружающего мира всегда была важна для человека. Особую актуальность эта задача получила в современном информационном обществе, которое отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации.
Личностно-ориентированные технологии, в том числе исследовательская и проектная деятельность, являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника.
Работать с одаренными детьми проще, так как они сами тянутся ко всему новому и неизвестному, а их родители легко идут навстречу учителю. Для родителей главный аргумент - объективная польза для его ребенка. Способствовать этому сможет демонстрация родителям результатов исследовательского труда ребенка. Каждый ребенок может себя не только проявить, но и быть успешным. Для учащихся – подростков это очень важно. Это влечет за собой повышение самооценки, оценки ребенка коллективом.
Работая в условиях сельских школ, мы имеем дело не только и не столько с одаренными детьми, сколько с обычными детьми, потенциал которых скрыт или они сами не хотят его раскрывать. Мы должны им в этом помочь.
Организацией исследовательской деятельности учащихся занимаюсь более 5 лет (со студенческих лет). Первоначально эта работа реализовывалась через уроки биологии и деятельность кружка «Юный исследователь». Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили уровень своей результативности. Однако рамки урока сковывали работу с этими детьми, поэтому я максимально использовал внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.
По мере формирования навыков проектно
·- исследовательской деятельности у учащихся, становилось очевидным, что нужны иные формы организации. Результат не заставил себя ждать. Мои учащиеся были победителями и призерами общешкольных и районных олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов. Ребенок не может вариться в собственном соку, ему необходимо соотнести свои знания и опыт с результатами ребят из других сумонов и районов. Мои ученики комфортно чувствуют себя в любом обществе, на равных разговаривают с взрослыми, не боятся отстаивать свою точку зрения.
Успешность в работе с одаренными детьми, во многом зависит и от эффективности педагогической деятельности, осуществить которую в полной мере может только педагог – мастер. Чем лучше подготовка учителя, тем более результативна его работа в данном направлении. Ведя исследовательскую работу с детьми, я сам не отстаю от них, провожу работу по изучению родного края, опыт работы обобщен на уровне республики.
Хотелось бы затронуть еще вопрос организации исследовательского метода обучения в общем процессе обучения.
В основном исследовательская работа с учащимися проводится во внеурочное время. А для решения новых задач нужны и новые формы организации обучения. Получается цели обучения новые, а средства и формы старые.
Исследовательская работа не умещается в классно – урочную систему. Новые задачи требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, но и всего образовательного процесса в целом, что дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка. Облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.
Разумеется, исследовательские технологии – не панацея от всех бед. Ошибки неизбежны: то чувства застилают разум, то разума просто не хватает. Но их будет намного меньше, а профессиональная деятельность будет комфортнее и успешнее, если мы научим наших детей видеть проблему, искать и находить решение – то есть дадим им в руки инструмент, который нельзя потерять: способность решать исследовательские задачи, встающие перед каждым из нас на всем протяжении ЖИЗНИ.
Лопсан Сергей Михайлович – учитель биологии II квалификационной категории МБОУ СОШ с. Бурен-Хем Каа-Хемского района, педагогический стаж работы 3 года.
15