К семинару Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания
Духовно - нравственное воспитание на уроках истории
На историю, как учебный предмет, возлагается особая задача – открыть перед учащимися и показать им те духовные богатства и ценности , которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, помочь понять и усвоить взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами. Духовный человек – это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, любящий и умеющий трудиться. Это - гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к окружающему миру, ведущий здоровый образ жизни. Воспитать такую личность - задача исторического образования.
В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, подтверждая своей жизнью действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.
Уроки истории позволяют развивать способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами. Но затронуть души и сердца современных школьников становится все сложнее.
Опираясь на главные цели образования, представления социального опыта и опыта личности учащихся, использую различные виды деятельности на уроке, позволяющие ученику получать навыки жизни и практической деятельности в обществе, развивать ценностно-смысловые компетенции.
Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа.
Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Его средствами решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой родине и чувства гордости за своих земляков;
- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
- формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю. Например, исторический документ о событиях Отечественной войны 1812 г., рассказывающий о партизанской борьбе против наполеоновских войск.
«Старостиха Василиса Кожина, вооружившись косой и собрав вокруг себя мальчишек-подростков, сумела взять в плен небольшой отряд французов. Попытавшемуся ослушаться и не желавшему подчиниться женщине и детям французскому солдату, она снесла голову косой, добавив несколько слов для устрашения остальным французам. Пленники были морально сломлены и переданы русским солдатам». Вопрос: Какие можно сделать выводы на основе документа?
После обсуждения приходим к выводу: В дни трудных испытаний для своей Родины, никто не может остаться в стороне от событий, подросток ты, женщина или солдат – неважно. Каждый по мере своих сил и возможностей готов рискуя жизнью, приближать победу над врагом. Ситуация переносит назад во времени, но сближает единым чувством
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей – правителей, полководцев, государственных деятелей. Одни из них остаются незаметными, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания, как например, биографии Александра Солженицына или Дмитрия Сахарова – личностей, которых не сломили ни политическая опала, ни предательство друзей и близких. Пройдя через жизненные испытания, эти люди до конца остались верными чувству чести, гражданственности и патриотизма.
Примерами могут быть разные люди, порой совсем не масштабные личности, но с великой судьбой, неразрывно связанной с судьбой своей страны и малой родины.
Степан Березовский Не могу не сказать нескольких слов о школьном мероприятии 2015 г, посвященному жизни и биографии нашего земляка Степана Семеновича Березовского, которая никого из участников не оставила равнодушным .
Его биография тронула всех участников встречи, среди которых были школьники 7,8,9,11-х классов, учителя, близкие Степана Березовского, жители села. Наш земляк, уроженец с. Киик, Степан Березовский прожил насыщенную жизнь. За 106 лет он прошел 5 войн, застал двух последних царей Александра III и Николая II. На его глазах менялись руководители нашего государства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев. Это был человек-эпоха. Пройдя через все испытания, создал крепкую семью, оставив след в памяти своих потомков. Наши ребята не только выступали в роли слушателей, но и были активными организаторами и выступающими. Знакомство с историей судьбы своего земляка, помогло всем участникам встречи ощутить связь времен и поколений, испытать чувство сопричастности к истории своего края и всей страны. Это был пример не абстрактного, а конкретного патриотизма через соприкосновение с героической судьбой своего земляка и односельчанина.
Духовно-нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Погружаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача учителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.
Так на уроках обществознания в теме «Личность» (6-7 кл) мы говорим с ребятами о ценностных человеческих качествах, о гражданственности и патриотизме. Задаю вопрос «Можно ли быть патриотом сегодня, или для этого необходимы большие потрясения, военные события?» Ребята отвечают, что «можно», но затрудняются с примерами. Самый распространенный ответ – «Перевести бабушку через дорогу». Соглашаемся, но начинаем рассуждать дальше. Любовь к своей Родине – это не только помощь ближнему, но и не брошенная бумажка или фантик на улице, по которой ходишь ты сам и твои односельчане и гости, это неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг тебя: сегодня это драка первоклашек, а завтра это бесчестный поступок твоих сверстников. Каким станет общество и наша жизнь, если каждый будет думать только о своем спокойствии и благополучии? Тогда однажды и ты сам можешь стать жертвой несправедливости. На этом этапе ребята обычно активизируются, вспоминают примеры из жизни, книг, к/ф и выходят на правильные выводы.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Задачей педагогов является достижение этой цели.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка.
При изучении современной Истории России в старших классах, касаясь социальных и национальных проблем, обсуждаем на уроке ситуацию:
Проезжая на автомобиле по оживленной трассе Галина Степанцева, увидела плакат, призывающей к уничтожению евреев. Она остановила машину и попыталась сорвать плакат. Он оказался заминирован, женщина серьезно пострадала. Обсуждаем ситуацию с нескольких позиций:
- Правильно ли поступила Галина Степанцева? Какие чувства ей двигали?
-Почему не отреагировали на плакат представители автоинспекции, контролирующие порядок на трассе?
- Как должны были отреагировать на плакат остальные участники движения?
Выходим на вывод: Россия на протяжении всей истории ее развития была многонациональной страной. Считать себя русскими имеют право все нации, живущие здесь и прошедшие вместе немало грозных испытаний, сражаясь, плечо к плечу, погибая за свободу своей Родины.
Подтверждаем это примерами из истории Великой Отечественной войны. Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар немецких войск, были представители 30 национальностей, которые сражались и умирали вместе. Подвиги русских солдат А.Матросова, А.Понкратова, В.Васильковского , закрывших грудью амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А.Шевченко, эстонец И.Лаар, узбек Т.Эрджигитов, киргиз Ч.Тулебердиев, еврей Е.Белинских и представители многих др. национальностей.
Эти примеры формируют у учащихся чувство национального единства и национального самосознания.
Воздействуя на сознание, чувства и волю воспитанников, учитель воспитывает у них убеждение в необходимости формирования положительных качеств и преодоления отрицательных. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, телепередачи, информация Интернет. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), через пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремлению к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).
Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».