Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания


Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания
«Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность».
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл
(Из приветственного слова на 
XVIII Международных Рождественских
образовательных чтениях)
Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – категория этики, обозначающая особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов и категорий морали.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима.
История и обществознание - это такие предметы, которые участвуют в процессе формирования нравственных ценностей. Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявление непреходящих духовных богатств, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понимание взаимосвязи каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами. С этой целью был принят историко-культурный стандарт.
Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Его средствами решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
- формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
Рассказывая о событиях российской истории, выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться простыми фактами из биографии, а можно привлечь воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения обучающихся, исторические источники, видео и мультимедийные ресурсы.
Одной из форм формирования нравственности является  изучение исторических документов, их подробный анализ, который позволяет ребятам высказать своё собственное мнение по проблеме. Приведу небольшой перечень литературы, используемой мною на уроках: «Повесть временных лет», «Жития святых», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой», «Юности честное зерцало», «Наука побеждать» А.Суворова.
В 6 классе начинается работа над проектом «Святые (Славные защитники Отечества)».
Расширение диапазона исторических знаний нацеливает учеников на один результат - пробудить любовь к Отечественной истории.
Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений.
Тема «Русская культура» в учебниках по истории освещена недостаточно. Учителю необходимо на уроках использовать дополнительные источники. По теме «Храмовая архитектура» можно обсуждать не только время и место постройки храмов, но и части храма, их разновидности, виды искусства, объединённые в православном храме. Интересно ученикам узнать, почему храм венчают купола с крестами, от чего зависит их количество. Количество куполов могло иметь символический смысл: 1-единый Бог; 2- божественное и человеческое начало во Христе; 3- знак святой Троицы; 5- Христос и 4 евангелиста; 7- число церковных таинств; 9- число ангельских чинов, сил небесных; 13- Христос и 12 апостолов;  33- число земных лет Христа.
В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом. При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений, возникает желание выступить в роли судьи. На таких уроках, например «Славы или позора достоин Иван Грозный», «Эпоха сталинизма» и т.д., учащиеся, используя разные источники, мнения современников, историков, дают свою оценку историческим личностям, событиям и фактам истории.
Для сегодняшних школьников Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – далёкое прошлое. К сожалению, сегодня со страниц учебников исчезли имена героев, совершивших беспримерные подвиги и ребята мало, что знают о них, а также о Днях воинской славы; городах-героях; городах воинской славы России. Времени для изучения этой темы  по программе отводится очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы  выношу на уроки-конференции, уроки-семинары, уроки-суды. Можно провести мероприятие для 9-11 классов «Нюрнбергский процесс» в виде суда над нацистскими преступниками.
Среди школьных предметов, обладающих значительным потенциалом в деле духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, есть один, занимающий особое место – обществознание. Данный школьный курс рождался в муках, отстаивал свое право на жизнь в упорной борьбе. И, конечно же, его нынешнее существование в обязательной школьной программе – это серьезное достижение в деле гуманизации и гуманитаризации современного образования. Я считаю, что данный предмет «должен приходить» к ребенку уже в 5 классе (а не в 6, как предусматривает базисный учебный план) с такими темами как: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Каждая из этих тем, это не только определенная «порция» новой информации для ученика, но и еще раз обозначенная с помощью наставника ситуация, требующая нравственного решения.
Занятие: «Человек среди людей», посвящено проблемам общения человека. Учащиеся ищут ответ на вечный библейский вопрос: «Как нужно относиться к людям?» А затем решают, бывают ли люди бесчеловечными? Конечно же, жизненный и нравственный опыт ученика только что вышедшего из начальной школы невелик. Но он есть. Задача учителя активизировать этот потенциал на уроке, ведь дети у нас разные, есть общительные и замкнутые, интеллектуально развитые и те, которые еще даже и не задумывались о высоких «материях», обсуждаемых на занятиях.
На уроках по теме «Семья» разбираются важные жизненные вопросы: зачем люди создают семьи, какими они бывают, каким должен быть хозяин дома. Я пытаюсь в большей мере акцентировать внимание детей на вопросах об их личных обязанностях перед семьей, своими родными и близкими, а так же на вопросах о рациональном использовании личного свободного времени. И то, и другое – пусть маленький, но шажок в деле борьбы с ленью, «ничегонеделаньем».
На уроках по теме «Мораль» ученики сами ищут для себя «золотое правило» нравственного поведения, формулируют понятия добра и зла, находят проявления того и другого в окружающем мире. Задача учителя постараться, чтобы это не осталось только на уровне рассуждений, а перейти от слов к делу, то есть добротворчеству. Важный разговор на уроке необходимый для шестиклассника – это разговор о смелости и трусости, и какая смелость является истинной.
На уроках обществознания в 6 классе затрагиваются и вопросы религии. Учащиеся имеют право и должны знать об этом, и разговор на уроке обществознания должен быть. Тем более что в ходе изучения учебного курса истории древнего мира, средних веков они уже знакомятся с историей возникновения языческих верований, а затем и мировых религий: буддизма, христианства, ислама, с их догматами и обрядами. Учитель вправе и должен поговорить с учащимися об этой стороне человеческой жизни, хотя бы за страницами учебника, ведь объем учебного времени позволяет ему это сделать.
Во все времена вопрос «Что свято?» был одним из актуальных вопросов в различных сферах человеческого бытия. Что мы педагоги сможем сделать, чтобы спасти наших учеников, наших мальчишек и девчонок, наше будущее поколение от бездуховности и безнравственности.
Я думаю, что каждый учитель на уроках, внеклассных мероприятиях и просто в беседах со своими учениками должен стремиться к тому, чтобы его ученик познал истину человека. А истина - это добро.
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам» - писал В.А. Сухомлинский.
Русский философ И.А. Ильин сказал: «Мы должны передать нашим детям живую уверенность в том, что эти тропинки и эти дороги действительно ведут к великим свершениям и чудесным, еще невиданным возможностям; что быть русским — это дар и счастье, призвание и обетования; что в этом есть Божия благодать, зовущая к служению и подвигам. И затем мы должны указать нашему молодому поколению пути, ведущие к этому дару, и трудные задания, ожидающие его на этом пути».