Рабочая программа по физике 7-9 класс О.Ф.Кабардин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7-9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004г. утвержденного приказом Минобразования РФ №1089от.05.03.2004. , Авторская программа по физике 7-9 класс О. Ф. Кабардина по физике для основного общего образования по физике (Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед». 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О. Ф. Кабардин. – 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 2013 – 96 с., в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19.05.2014 №01-14/68), письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями). Изучение физики в основной школе реализуется в Республике Крым на основе использования предметной линии учебно-методического комплекса «Архимед» издательства «Просвещение» - 2014 г:
На реализацию программы необходимо 210 часов за 3 года обучения (70часов – в 7 классе, 70 часов – в 8классе, 70 часов – в 9классе ) из расчёта 2 часа в неделю ежегодно,из них 28 часов - лабораторные работы (15часов – в 7 классе, 7 часов – в 8классе, 6 часов – в 9классе )
В связи с праздничными и выходными днями в программу внесены изменения и на реализацию программы рассчитываю на2-3 часа меньше в каждом классе. В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введении карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями вносится корректировка программы (согласно Положению о выполнении программ, курсов, компенсации учебного времени)
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
Из-за отсутствия в школе лабораторного оборудования большая часть работ проводится демонстрационно, виртуально, с помощью ИКТ
ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКИ В 7-9 КЛАССАХ НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ
•усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
•овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
•воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
•использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Исходя из цели программы при изучении физики на ступени основного общего образования, можно выстроить систему задач:
•осваивать знания о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формировать на этой основе представления о физической картине мира;
•овладеть умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
•развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
•воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
•использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Знать понятия: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро.
Знать физические величины: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, количество теплоты.
Уметь:
пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
понимать и объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил;
измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;
владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объёма газа от давления при постоянной температуре;
понимать смысл основных физических законов: законов динамики Ньютона, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда, закона сохранения импульса, закона сохранения энергии и умение применять их на практике;
применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;
владеть разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
понимать принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств;
использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс. 2 часа в неделю, 69учебных часов.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
Тема Кол.часов Кол-во лабораторных работ Кол-во контрольных работ
Физика и физические методы изучения природы 3 1 -
Механические явления 40 11 3
Строение вещества 4 - -
Тепловые явления 15 3 1
Подготовка к итоговой к/работе 4 - 1
Резерв 3 - -
Всего 70 15 5
Количество экспериментальных работ в соответствии, с оборудованием, имеющимся в наличии.
8 класс. 2 часа в неделю, 66учебных часов.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
Тема Кол.часов Кол-во лабораторных работ Кол-во контрольных работ
Электрические и магнитные явления 35 5 2
Электромагнитные колебания и волны 13 1 1
Оптические явления 14 1 1
Подготовка к итоговой к/работе 4 - 1
Всего 70 7 5
Количество экспериментальных работ в соответствии, с оборудованием, имеющимся в наличии.
9 класс. 2 часа в неделю, 69учебных часов.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
Тема Кол.часов Кол-во лабораторных работ Кол-во контрольных работ
Физика и физические методы изучения природы 1 - -
Законы механического движения 25 3 2
Законы сохранения 19 3 1
Квантовые явления 13 - 1
Строение Вселенной 7 - -
Подготовка к итоговой к/работе 4 - 1
Всего 69 6 5
Количество экспериментальных работ в соответствии, с оборудованием, имеющимся в наличии.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ (70 часов)
Физика и физические методы изучения природы (3 часа)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические опыты. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Методы измерения расстояний и времени. Международная система единиц. Физика и техника..
Демонстрации
Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Лабораторные работы
Измерение объема жидкости и твердого тела. Определение размеров малых тел методом рядов.
Механические явления (40часа)
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Система отсчета. Методы исследования механического движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Таблицы и графики. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Масса. Масса - мера инертности и мера тяжести тела. Плотность. Методы измерения массы и плотности тела.
Взаимодействие тел. Результат взаимодействия – изменение скорости тела или деформация тела. Сила. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы. Сложение сил. Правило сложения сил.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидравлические машины. Условие плавания тел.
Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия твёрдого тела.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа. Работа как мера изменения энергии.. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД).
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта. Свободное падение тел.
Явление инерции. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии. Изменение скорости тел при взаимодействии. Деформация тел при взаимодействии. Измерение силы по деформации пружины. Третий закон Ньютона. Свойства силы трения. Сложение сил. Явление невесомости. Равновесие тела, имеющего ось вращения. Барометр. Опыт с шаром Паскаля. Гидравлический пресс.
Простые механизмы. Наблюдение колебаний тел. Наблюдение механических волн. Наблюдение колебаний струны или ножек камертона и возникновение звуковых колебаний.
Лабораторные работы
Измерение массы
Измерение плотности твёрдого тела и жидкости.
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Сложение сил направленных вдоль одной прямой.
Исследование условий равновесия тела, имеющего ось вращения.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Измерение архимедовой силы
Исследование силы трения.
Определение мощности человека.
Измерение КПД наклонной плоскости.
Изучение колебаний маятника.
Строение вещества (4часа)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
Демонстрации
Диффузия в растворах и газах, в воде. Модель хаотического движения молекул в газе. Модель броуновского движения. Сцепление твёрдых тел. Повышение давления воздуха при нагревании. Расширение твёрдого тела при нагревании. Демонстрация образцов кристаллических тел. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
Тепловые явления(15 часов)
Тепловое равновесие. Температура. Температура и её измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Зависимость температуры кипения от давления. Насыщенный пар. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
Принцип действия термометра. Теплопроводность различных материалов. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путём излучения. Явление испарения. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления. Конденсация паров воды на стакане со льдом.
Определение абсолютной влажности воздуха по точке росы. Явления плавления и кристаллизации.
Лабораторные работы
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоёмкости вещества.
Измерение влажности воздуха.
Подготовка к итоговой к/работе - 4 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ (70ч)
Электрические и магнитные явления (35ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое.. Составление электрической цепи. Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение напряжения вольтметром. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Измерение напряжения в последовательной электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. Опыт Эрстеда. Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы
Измерение силы тока. Исследование зависимости силы тока на участке электрической цепи от напряжения.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины и площади поперечного сечения.
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Изучение полей постоянных магнитов и магнитных свойств проводника с током.
Исследование явления намагничивания вещества.
Электромагнитные колебания и волны (13ч)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет — электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Демонстрации
Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Переменный ток. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Производство и передача электрической энергии. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны.Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи и телевидения.
Лабораторные работы и опыты
Исследование явления электромагнитной индукции
Оптические явления (14ч)
Свойства света. Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
Источники света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы
Определение фокусного расстояния собирающей линзы и ее оптической силы.
Подготовка к итоговой к/работе – 4 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 9 КЛАССЕ. (70ч)Физика и физические методы изучения природы (1ч)Методы научного познания.
Законы механического движения (25ч)Система отсчёта и относительность движения. Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения. Движение по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Демонстрации
Свободное падение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Лабораторные работы
Измерение ускорения свободного падения.
Определение центростремительного ускорения.
Сложение сил направленных под углом.
Законы сохранения (19 ч)Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивное движение. Реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Устройство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. Устройство холодильника.
Лабораторные работы
Определение кинетической энергии тела.
Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути.
Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.
Квантовые явления (13ч)Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Линейчатые оптические спектры. Квантовые постулаты Бора. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Дефект массы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счётчика ионизирующих частиц.
Строение Вселенной (7ч)Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Определение расстояний до небесных тел. Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно. Строение Солнечной системы. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.
Подготовка к итоговой к/работе -2ч.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

п\п Авторы, составители Название учебного издания Годы издания Издательство
1 О. Ф. Кабардин Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед», 7 – 9 классы. 2013 М. Просвещение
2 Ю.В.Казакова Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -127с. 2014 М.Просвещение
3 Ю.В.Казакова Поурочные разработки. 8 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -144с. 2014 М.Просвещение
4 Ю.В.Казакова Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -144с. 2014 М.Просвещение
5 О. Ф. Кабардин Учебник для общеобразовательных организаций/.3-е издание -176 с. 7 класс 2014 М.Просвещение
6 О. Ф. Кабардин Учебник для общеобразовательных организаций/. -176 с. 8 класс 2014 М.Просвещение
7 О. Ф. Кабардин Учебник для общеобразовательных организаций/.-176 с. 9класс 2014 М.Просвещение
8 Н.И.Зорин Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс.-80с. 2014 Москва «ВАКО»
9 С.В.Лозовенко Контрольно-измерительные материалы. Физика. 9 класс.-96с. 2014 Москва «ВАКО»
Календарно-тематическое планирование на 2016 -2017 учебный год
7 класс. Количество часов в неделю 2 ч. Количество часов в год – 66ч

урока Дата Коррек-ция Тема урока Содержание Домашнее задание Приме-
чание
7А 7Б 7В Физика и физические методы изучения природы(3)
1 Инструктаж по ТБ. Физика – наука о природе Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания. Физика и техника. § 1.с.6-9
§ 3.с.19 2 Физические величины и их измерение Физические опыты. Физические приборы. Методы измерения расстояния и времени. Международная система единиц.Эксп.задание3.1 § 2,3.
с10-11.,14-15. Э.з.2.1 3 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение объёма жидкости и твердого тела. Определение размеров малых тел методом рядов» Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение результатов измерений. Подготовить сообщения Механические явления (40)
4 Механическое движение. Путь. Траектория. Путь и время — скалярные физические величины. Относительность движения. Система отсчета. § 4. С. 20-23 5 Скорость. Скорость — векторная величина. Модуль векторной величины. Прямолинейное равномерное движение. § 5. С24-27 6 Решение задач «Скорость» Решение расчетных задач на определение пути., времени и скорости. задачи 7 Методы исследования механического движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Методы измерения расстояния, времени и скорости. § 6.с.28-31 8 Таблицы и графики. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени при равномерном движении. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени при равномерном движении. Три способа задания зависимости между физическими величинами. § 7.с32-35 9 Подготовка к контрольной работе №1 Решение качественных и количественных задач«Физические явления.Механическое движение. Скорость. Таблицы и графики» Повторить формулы, правила прорешать тесты на с.36-37 10 Контрольная работа №1 « Физические явления.Механическое движение. Скорость. Таблицы и графики» 11 Масса. Инерция. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса — мера инертности и мера тяжести тела. Методы измерения массы тел. Единица массы — килограмм. § 8. 12 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение массы» Единицы массы. Измерение массы на рычажных весах. Экспериментальное задание 8.2 § 8. 13 Плотность. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. §9 14 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение плотности жидкости и плотности твердого тела» Методы измерения массы и плотности. Определение объема твердого тела правильной и неправильной формы. Экспериментальное задание 9.2,9.3 §9 15 Сила. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия — изменение скорости тела или деформация тела. Единица силы — ньютон. Второй закон Ньютона. §10 16 Сила тяжести. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Закон всемирного тяготения. §11 17 Сила упругости. Измерение силы по деформации пружины. Закон Гука. Третий закон Ньютона. §12 18 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы» » Экспериментальное задание 12.1
Зависимость удлинения пружины от приложенной силы. §12 19 Сложение сил. Правило сложения сил.
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. §13 20 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой» Экспериментальное задание 13.1
Результат сложения двух параллельно направленных сил и противоположно направленных сил. §13 21 Подготовка к контрольной работе №2 Решение качественных и количественных задач по темам «Масса. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Сложение сил» 22 Контрольная работа №2 «Масса. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Сложение сил» 23 Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия рычага. §14 24 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №6 «Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения» Экспериментальное задание 14.1
Исследование условий равновесия рычага под действием двух параллельных сил. §14 25 Центр тяжести тела. Виды равновесия. Определение равнодействующей двух параллельных сил. §15 26 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №7 «Нахождение центра тяжести плоского тела» Экспериментальное задание 15.1
Определение центра тяжести картонной пластины. §15 27 Закон Паскаля. Давление. Методы измерения давления. Единицы давления. Давление газа и жидкости. Давление твердых тел. Гидравлические машины. §16 28 Закон Архимеда. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Выталкивающая сила. Условие плавания тел. §17 29 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №8 «Измерение архимедовой силы» Экспериментальное задание 17.1.
Определение архимедовой силы расчетным и экспериментальным методом и сравнение этих значений. §17 30 Атмосферное давление. Методы измерения давления. Вес воздуха. Барометр - Анероид. Манометры. §18 31 Сила трения. Виды трения. Сила нормального давления. Коэффициент трения. Трение в природе и технике. §19 32 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №9 «Исследование силы трения» Экспериментальное задание19.1
Исследование силы трения от площади соприкасающихся поверхностей, от материала, и силы нормального давления §19 33 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Превращение энергий.
Единицы энергии §20 34 Работа. Мощность. Работа как мера изменения энергии. Единицы измерения работы и мощности. §21 35 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №10 «Определение мощности человека» Методы измерения работы и мощности. Экспериментальное задание 21.2 §21 36 Простые механизмы. Рычаг, наклонная плоскость, блок. Равновесие сил на рычаге. Выигрыш в силе простых механизмов. §22 37 Простые механизмы. Решение задач . Коэффициент полезного действия. Рычаги в технике, быту и в природе. Применение рычага к блоку. «Золотое правило механики». §22 38 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №11 «Измерение КПД наклонной плоскости» Экспериментальное задание 22.1
Вычислить выигрыш в силе при подъеме груза по наклонной плоскости. §22 39 Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Использование колебаний в технике . §23 40 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №12 «Изучение колебаний маятника» Экспериментальное задание 23.1
Исследование периода колебаний маятника от длины, амплитуды и массы груза. §23 41 Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона. 42 Подготовка к контрольной работе №3 Решение задач «Давление. Сила трения. Энергия. Работа» 43 Контрольная работа №3 «Механические явления» Строение вещества.(4 )
44 Атомное строение вещества. Опыты доказывающие атомное строение вещества.Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. §24 45 Взаимодействие частиц вещества. Силы межмолекулярного взаимодействия . §25 46 Свойства газов. Зависимость свойств газов от теплового движения молекул. Агрегатные строения вещества. §26 47 Свойства твердых тел и жидкостей Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Строение кристаллических и аморфных тел. §27 Тепловые явления(15)
48 Температура. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. §28 49 Внутренняя энергия. Тепловое равновесие Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. §29 50 Теплопроводность, конвекция, теплопередача излучением. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. §30 51 Количество теплоты. Удельная теплоемкость Измерение количества теплоты. §33 52 Количество теплоты. Удельная теплоемкость Решение задач. Уравнение теплового баланса. §31 53 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №13 Изучение явления теплообмена» » Экспериментальное задание 31.1
Изучение теплового баланса и определение температуры смеси воды. §31 54 Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 14 «Измерение удельной теплоемкости вещества» Экспериментальное задание 31.2
Определение удельной теплоемкости металлического цилиндра. §31 55 Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления . Потенциальная энергия взаимодействия частиц твёрдых и жидких тел. §32 56 Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Удельная теплота парообразования. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. §34 57 Испарение и конденсация.
Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 15«Измерение влажности воздуха» Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность. Экспериментальное задание 34.2 §34 58 Решение задач «Плавление и кристаллизация» 59 Решение задач «Испарение и конденсация» 60 Теплота сгорания Освобождение внутренней энергии. Топливо. Удельная теплота сгорания. Тепловые машины. §35 61 Решение задач «Теплота сгорания» 62 Контрольная работа №4 «Тепловые явления» Подготовка к итоговой к/р(4)
63 Решение задач «Механические явления» 64 Решение задач «Механические явления.» 65 Решение задач «Тепловые явления» 66 Итоговая контрольная работа №. 5 за курс физики 7 класса 67-70 Резерв 4часа Тематическое планирование учебного материала на 2016-2017учебный год.
Класс 8 . Количество часов в неделю 2ч. Количество часов в год – 66ч

урока Наименование раздела и тем Дом
Зада
ние Содержание Планируемая дата Коррекция даты
Электрические и магнитные явления (35час) 8А 8Б 8А 8Б
1 Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. § 1 Первичный инструктаж по ТБ и ОТ. Два вида электрических зарядов. Строение атомов. 2 Закон сохранения электрического заряда. § 2 Единица электрического заряда. Электроскоп и электрометр.Электрическое поле. 3 Действие электрического поля на электрические заряды § 3 Проводники, диэлектрики и полупроводники. 4 Энергия электрического поля. Электрическое напряжение. § 4 Напряжение. Единицы измерения напряжения. 5 Конденсатор. § 4 Энергия электрического поля конденсатора. 6 Подготовка к контрольной работе №1 Решение задач «закон сохранения электрического заряда.» «Энергия электрического поля» 7 Контрольная работа №1 «Электризация тел.Эл.напряжение» 8 Постоянный электрический ток. §5 Сила тока. Условия существования постоянного тока. Электрическая цепь. 9 Действия электрического тока. § 5 10 Источники постоянного тока. § 6 Гальванические элементы. Аккумуляторы. 11 Сила тока. § 7 Единицы силы тока. Амперметр. 12 Закон Ома для участка электрической цепи. § 8 Напряжение на участке цепи. Электрическое сопротивление. 13 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1. Измерение силы тока. Исследование зависимости силы тока на участке электрической цепи от напряжения.
§ 7,8 Экс. задание 7.1 ,8.1 14 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины и площади поперечного сечения
§ 8 Экс. Задание 8.2 15 Измерение электрических величин. § 9 Вольтметр и амперметр 16 Решение задач «Закон Ома» § 9 1 Последовательное соединение проводников. § 10 Законы последовательного соединения проводников. 18 Параллельное соединение проводников §11 Законы параллельного соединения проводников 19 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» §11 Экс. Задание 10.1, 11.1 20 Работа и мощность электрического тока. § 12 Закон Джоуля — Ленца. 21 Решение задач «Работа и мощность электрического тока» § 12 22 Природа электрического тока. § 13 Носители электрических зарядов в металлах, электролитах ,газах и вакууме. 23 Полупроводниковые приборы. § 14 Электронная и дырочная проводимость. Полупроводниковый диод. 24 Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. § 15 Обеспечение безопасности человека. Обеспечение безопасности электроизмерительных приборов. 25 Подготовка к контрольной работе по темам: «Постоянный эл.ток. Закон Ома. Работа и мощность эл.тока». 26 Контрольная работа №2 «Постоянный эл.ток. Закон Ома. Работа и мощность эл.тока». 27 Взаимодействие постоянных магнитов. §16 Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитные свойства вещества. 28 Магнитное поле тока. § 17 Опыт Эрстеда. Правило винта. 29 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4. «Изучение полей постоянных магнитов и магнитных свойств проводника с током» § 17 . 30 Электромагнит. § 18 Явление намагничивания. Электромагнитное реле. Устройство и принцип действия эл. звонка 31 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5. Исследование явления намагничивания вещества.
§ 18 Экс. Задание18.1 32 Действие магнитного поля на проводник с током. § 19 Сила Ампера. Правило левой руки. Сила Лоренца. 33 Решение задач «Сила Ампера» § 19 34 Электродвигатель. § 20 Рамка стоком в магнитном поле. Применение электродвигателей. 35 Решение задач «Магнитные явления». Электромагнитные колебания и волны (13час) 36 Электромагнитная индукция. § 21 Опыты Фарадея. 37 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6. «Исследование явления электромагнитной индукции.»
§ 21 Экс. Задание 21.1 38 Правило Ленца. § 22 Правило определения направления индукционного тока 39 Самоиндукция. § 23 Самоиндукция при замыкании и размыкании эл. Цепи. Индуктивность. 40 Электрогенератор. § 24 Движение проводника в магнитном поле 41 Подготовка к контрольной работе по темам:«Взаимодействие магнитов. Электромагнитная индукция». 42 Контрольная работа №3. «Взаимодействие магнитов. Электромагнитная индукция». 43 Переменный ток. §25 Действующее значение переменного напряжения и силы тока.Генератор переменного тока 44 Производство и передача электрической энергии. § 26 Передача электрической энергии на расстояние. Трансформатор. 45 Электромагнитные колебания. § 27 Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии при колебаниях. 46 Электромагнитные волны. § 28 Гипотеза Максвелла. Открытие электромагнитных волн. Скорость распространения электромагнитных волн. 47 Свойства электромагнитных волн. § 28 Свет — электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Шкала электромагнитных волн. 48 Принципы радиосвязи и телевидения. § 29 Изобретение радио. Радиопередатчик. Телевизионный приемник. Оптические явления(14час)
49 Свойства света. § 30 Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространение света. 50 Отражения света. § 31 Плоское зеркало. Закон отражения света. 51 Решение задач «Отражения света» 52 Преломление света. § 32 Закон преломления света. Полное отражение. 53 Решение задач «Преломление света» § 32 54 Линза. Оптическая сила линзы. § 33 Характеристики линзы. Фокусное расстояние линзы. 55 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 Определение фокусного расстояния собирающей линзы и ее оптической силы. Экс. Задание33.1 56 Построение изображений в линзе. § 33 Ход лучей через линзу. 57 Решение задач «Линзы» § 33 58 Глаз как оптическая система. Строение глаза. Нарушение зрения. Очки. 59 Урок-конференция «Оптические приборы.» § 34 Оптические приборы: лупа, микроскоп, телескоп, 60 Дисперсия света § 35 Разложение белого света в спектр. 61 Подготовка к контрольной работе по темам «Эл.маг. колебания и волны. Оптические явления» 62 Контрольная работа №4. «Эл.маг. колебания и волны. Оптические явления» Подготовка к итоговой к/р(4)
63 Решение задач «Электрические и магнитные явления» §1-24 64 Решение задач «Электромагнитные колебания и волны» §25-29 65 Решение задач «Оптические явления» §30-35 66 Итоговая контрольная работа №5 67-70 Резерв 4 часа Тематическое планирование учебного материала на 2016 -2017 учебный год.
Класс 9. Количество часов в неделю 2ч. Количество часов в год – 67ч.

урока Название тем, подтем Дом
задан Содержание Планируемая
дата Коррекция
даты
Физика и физические методы изучения природы(1) 9А 9Б 9А 9Б
1 Методы научного познания. § 1 Первичный инструктаж по ТБ и ОТ. Законы механического движения(25)
2 Система отсчёта и координаты точки. § 2 Законы механического движения. Система отсчета и относительность движения. 3 Система отсчёта и координаты точки. § 2 Связь координат со скоростью 4 Мгновенная скорость. Ускорение. § 3 Неравномерное движение. Ускорение. 5 Мгновенная скорость. Ускорение. § 3 Равноускоренное движение.
Свободное падение. График скорости равноускоренного движения. 6 Путь при равноускоренном движении.. §4 Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения 7 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 Измерение ускорения свободного падения. §4 Раздаточный материал. 8 Равномерное движение по окружности. § 5 Движение по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. 9 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Определение центростремительного ускорения.» § 5 10 Относительность механического движения. § 6 Классический закон сложения скоростей. 11 Подготовка к контрольной работе § 5 Решение задач «Механическое движение». 12 Контрольная работа №1 «Физика и физические методы изучения природы. Законы механического движения» 13 Первый закон Ньютона. § 7 Инерция. Инертность тел. Способы измерения массы. 14 Решение задач «Первый закон Ньютона» § 7 15 Второй закон Ньютона. § 8 Сила. Измерение сил. 16 Решение задач «Второй закон Ньютона» § 8 17 Сложение сил. § 9 Нахождение равнодействующей. Равновесие тел на наклонной плоскости. 18 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Сложение сил, направленных под углом.» § 9 19 Решение задач «Сложение сил» §10 20 Третий закон Ньютона. §10 Третий закон механики. Силы трения и третий закон. Экс. задание 10.1. 21 Закон всемирного тяготения. §11 Гравитационная постоянная. Экс. задание 11.1. Измерение массы Земли. 22 Решение задач «Закон всемирного тяготения.» § 11 23 Движение тел под действием силы тяжести. Свободное падение. § 12 Первая космическая скорость Вес тела. Невесомость. Перегрузка. 24 Движение тел под действием силы тяжести. § 12 25 Подготовка к контрольной работе Решение задач на «Законы механического движения» 26 Контрольная работа №2 «Законы механического движения» Законы сохранения (19)
27 Закон сохранения импульса. Импульс тела. Единицы измерения импульса. Реактивное движение. 28 Решение задач «Закон сохранения импульса.» § 13 29 Кинетическая энергия. § 13 Энергия. Превращение поступательного механического движения тел в другие формы движения. 30 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4. « Определение кинетической энергии тела.»
§14 Экс. задание 14.1 31 Работа. § 14 Теорема о кинетической энергии. Определение работы. 32 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение кинетической энергии и скорости тела по длине тормозного пути» § 15 Определение скорости по длине тормозного пути. Экс. задание 15.1. 33 Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел. § 15 Работа силы тяжести. Экс. задание 16.1. 34 Решение задач «Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел». § 16 Работа силы тяжести по криволинейной траектории. 35 Решение задач «Энергия. Работа.». § 16 36 Потенциальная энергия упругой деформации тел. § 17 Упругие деформации. Энергия растянутой пружины. 37 Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 « Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины». § 17 Экс. задание 17.1. 38 Решение задач «Потенциальная энергия упругой деформации тел.» § 17 39 Закон сохранения механической энергии. § 18 Связь между изменениями потенциальной и кинетической энергией. Экс. задание 18.1. 40 Решение задач «Закон сохранения механической энергии». § 18 41 Закон сохранения энергии в тепловых процессах. § 19 Работа и количество теплоты. Два способа изменения внутренней энергии. КПД теплового двигателя. 42 Решение задач «Закон сохранения энергии в тепловых процессах.» §19 КПД тепловой машины. 43 Принципы работы тепловых машин. § 20 Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. 44 Урок-конференция «Экологические проблемы использования тепловых машин.» § 20 Сообщения учащихся 45 Контрольная работа № 3«Законы сохранения» Квантовые явления (13)
46 Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. § 21 Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. 47 Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.. § 22 Оптические спектры. Квантовые постулаты Бора 48 Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра. § 23 Зарядовое и массовое числа. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы. Изотопы. 49 Решение задач «Энергия связи ядра.» 50 Радиоактивность. § 24 Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. 51 Решение задач «Радиоактивность». § 24 Закон радиоактивного распада 52 Методы регистрации ядерных излучений. § 25 Камера Вильсона. Счетчик Гейгера. 53 Ядерные реакции. § 26 Деление и синтез ядер. 54 Решение задач «Ядерные реакции». § 26 Законы сохранения при осуществлении ядерных реакций. 55 Ядерная энергетика. § 27 Ядерный реактор. Ядерная энергетика. 56 Ядерная энергетика. § 27 Энергия солнца. Термоядерный синтез. Атомная и термоядерная бомба. 57 Дозиметрия. § 28 Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций. 58 Контрольная работа № 4«Законы сохранения» Строение Вселенной (7)
59 Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Астрономические наблюдения. §29 -30( Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно. 60 Видимые движения небесных светил. § 30 Определение расстояний до небесных тел. 61 Физическая природа планет Солнечной системы.. § 31 Физическая природа планет Солнечной системы 62 Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. § 32 Астероиды, метеориты, метеоры, кометы.Строение Солнечной системы. 63 Физическая природа Солнца и звёзд. §33 Солнечная активность. Физические характеристики звезд. Эволюция звезд. 64 Строение и эволюция Вселенной. § 34 Галактики. Туманности. 65 Как и зачем делаются научные открытия. § 35 66 Подготовка к итоговой контрольной работе Решение задач за курс 9 класса. 67 Итоговая контрольная работа №5 68-70 Резерв 2 часа