Интегрированный урок истории и литературы в 6 классе Богатыри Земли Рязанской

Конспект урока
по истории в 6 классе.

«Богатыри Земли Рязанской»
(интегрированный урок истории и литературы.).


Цели и задачи:
повторить материал, пройденный на уроках истории, проверить знания учащихся;
через произведения литературы, живописи и музыки донести до учащихся мысль о любви к родному краю;
воспитывать чувства патриотизма;
продолжить работу над совершенствованием умений работы с картой и историческими источниками.




Оборудование:

Выставка книг;
Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»;
Компьютер;
Экспонаты музея: оружие и доспехи русских воинов.
Музыка С.В. Рахманинова.



На доске эпиграф:

А слава тех не умирает,
Кто за отечество живет.












Ход урока.

Вступительное слово учителя.

О русском национальном самосознании много спорят и пишут сейчас. Русский характер представляет для многих загадку, тайну за семью печатями. Есть люди, которые стараются, чтобы современная молодежь забыла свои исторические корни, превратилась в «Иванов, не помнящих родства».
По словам А.И. Солженицына, «мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом Мы в «национальном обмороке»».
Мне кажется, что тема сегодняшнего урока поможет нам почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный нашими предками.
Если перелистать страницы истории, то выяснится, люди воевали всегда. Нашей стране неоднократно приходилось обороняться. Это оборачивалось реками крови. Её проливали русские воины, сплотившись под знамена А. Невского, Д. Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова и многих других полководцев. Их имена – символы священной борьбы нашего народа.

Работа над материалом урока.

А почему борьба нашего народа против захватчиков является священной? Как вы думаете?
(Потому что борьба велась за свободу, независимость нашего государства.)

Среди защитников Отечества немало и рязанцев. Сегодняшний урок посвящен именно им. «Богатыри земли Рязанской» - так называется наш урок.

Живу в Рязани – на земле геройской.
Мой кров российский – свет и торжество.
Я ощущаю с предками родство.
И жжет мне душу дух земли мещерской.
Здесь горячей рождается строка.
Здесь даль веков. Здесь тропы Коловрата.
В часы рассвета и в часы заката
Здесь в золотом узорочье Ока.
Б. Жаворонков.

Давайте с вами вновь совершим путешествие в те далекие времена. Что вы знаете о прошлом нашего края?
(Учащиеся рассказывают о расположении Рязанских земель, воинствующих соседях, о символике Рязанского края.)

Рязанские воины всегда славились силой, храбростью, мужеством, верностью своей Отчизне. Многие из них служили даже у Великого Киевского князя, защищая всю землю Русскую. Вам хорошо известна вот эта картина.
(М.В. Васнецов «Богатыри».)

Кто изображен на картине?
Что вы знаете об этих эпических героях?
А знаете ли вы, что некоторые из богатырей связаны не только с Рязанской, но и Шиловской землей?
(Ученики рассказывают о существующих легендах, былинах; один из учеников, получив предварительное задание, рассказывает о Добрыне Никитиче, о его связи с Шиловским краем, «легенды о Добрынином острове и курган»)

Вы правильно отметили, что в борьбе с кочевниками русский народ выделял из своей среды лучших воинов – богатырей.
Рязанцы вместе со всем народом вписали немало героических страниц в историю борьбы за свободу и независимость земли Русской. Летописи сохранили упоминания о рязанских богатырях: Добрыне Злат Поясе, Александре Поповиче, Нефедии Дикуле.

(Звучит музыка)

Прошли века. Еще более страшная беда, чем набеги печенегов и половцев пришла на Русь в XIII веке – нашествие монголо-татар. И первой на их пути встала древняя Рязань.
Замечательный рязанский поэт Борис Жаворонков так воспел героизм и трагедию Старой Рязани:
(стихотворение читает ученик на фоне музыки.)

Ты первой приняла смертельный бой.
Трагедия твоя – священный подвиг.
Твой пепел из глубин столетий поднят.
Он стал, тот пепел, нашей сединой.
Мы слез не льем – в них нет сегодня проку.
Гордимся мы: ты гибелью своей
Незваных обескровила гостей –
И Русь от черных орд спасла Европу!..
Стою я с непокрытой головой:
Сожженная, ты выиграла бой!

Столица героической земли,
С каким ты стойким защищалась духом!
Рязанцы (пусть земля им будет пухом)
Все, как один, в сраженье полегли.
Не успевали плакать: брат – о брате,
Сын – об отце, а мать – о сыновьях
В горящих ты лежала головнях,
Стонал лишь бор соседний об утрате
И пусть к тебе на помощь не пришли,
Ты сохранила честь родной земли!..

Как вы думаете, какая главная мысль прослеживается в этом стихотворении? (ответы учащихся)
Что вы знаете о битве с татарами и гибели Рязани?
(Рассказ ученика у карты о разорении Рязани)

Яркую картину обороны и гибели города мы находим в исторических и литературных источниках, одним из которых является «Повесть о разорении Рязани Батыем», где центральное место занимает описание подвига легендарного рязанского боярина и воеводы Евпатия Коловрата. Давайте обратимся к этому произведению.

Что вы знаете об этом подвиге?
Почему хан так отозвался о рязанском богатыре?
Как вы считаете, а может, было бы лучше не вступать в неравный бой с татарами, чем погибнуть в этом бою?

Правильно ребята. Я с вами полностью согласен. Недаром русский народ говорит: «Лучше славная смерть, чем постыдная жизнь».
И был похоронен богатырь рязанский в земле русской. Только где его могила? Об этом точно не знает никто.

А какое оружие было у русских воинов? Можете ли вы назвать его?
(Показывается оружие и доспехи русских дружинников.)
Может быть, кто-то хочет попробовать на себе всю его тяжесть?

Вполне возможно, что именно таким оружием и воевал Евпатий Коловрат и его дружинники.

Быль или легенда? Давно идет спор о том, был ли Евпатий Коловрат подлинным историческим лицом или он только обобщенный эпический образ. Что вы думаете об этом?
(ответы и рассуждения учащихся)

Сторонники второй точки зрения заявляют, что Евпатий Коловрат – это литературный герой, что в летописях нет сведений ни о нем, ни о его подвиге. Но ведь рязанское летописание почти не сохранилось из-за частых набегов монголо-татар.
Но большинство историков, рязанские краеведы, академик Д.С. Лихачев считают Евпатия Коловрата лицом историческим, реальным Исследователи приводят следующие факты:
(рассказ ученика о данных фактах).

Трудно сказать, насколько историчен этот образ. Споры продолжаются до сих пор. Но дело даже не в этом. Евпатий Коловрат живет в памяти народной как символ бесстрашия, мужества, доблести.
Давайте послушаем стихотворение русского поэта Н. Языкова. Оно посвящено подвигу Евпатия Коловрата.

(стихотворение читает ученик на фоне музыки)



Ты, знаешь ли, витязь, ужасную весть?
В рязанские стены вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражались с насилием честь!
Но все победили Батыевы рати:
«Наш град – пепелище, и князь наш убит!» -
Евпатию бледный гонец говорит,
И, страшно бледнея, внимает Евпатий.

«О, витязь! Я видел сей день роковой:
Багровое пламя весь град охватило,
Как башня спрямилось, как буря завыло;
На стогнах смертельный свирепствовал бой,
И крики последних молитв и проклятий
В дыму заглушили звенящий булат –
Все пало и небо стерпело сей ад!»
Ужасно бледнея, внимает Евпатий.

Где-где по широкой долине огонь
Сверкает во мраке ночного тумана
То грозная рать победителя хана
Покоится, тихи воитель и конь:
Лишь изредка, черной тревожимый грёзой,
Татарин впросонках с собой говорит,
Иль, вздрогнув, безмолвный поднимет свой щит,
Иль схватит свое боевое железо.

Вдругчто там за топот в ночной тишине?
«На битву, на битву!» - взывают татары.
Откуда ж свершитель отчаянной кары?
Не всё ли погибло в крови и в огне?
Отчизна! Отчизна! Под латами чести
Есть сильное чувство, живое, одно
Полмертвого руку подъемлет оно
С последним ударом решительной мести.

Не синее море кипит и шумит,
Почуя внезапный набег урагана:
Шумят и волнуются ратники хана:
Оружие блещет, труба дребезжит,
Толпы за толпами, как тучи густые,
Дружину отважных стесняют кругом;
Сто копий сражаются с русским копьем:
И пало геройство под силой Батыя.

Редеет ночного тумана покров,
Утихла долина убийства и славы
Лежит, окруженный телами врагов,
Уста уж не кличут бестрепетных братий.
Уж кровь запеклася в отверстиях лат,
А длань еще держит кровавый булат:
Сей падший воитель свободы – Евпатий!

Народ наш гордится своим прошлым, любит и ценит свой родной край, воспевает подвиги богатырей, ставит им памятники. Именно поэтому в 1995 году и был открыт памятник Евпатию Коловрату и названа одна из улиц в нашем поселке.
В честь этого события посвящено стихотворение шиловской поэтессы Ольги Шамшуриной.
(стихотворение читает ученик)

А недавно памятник Евпатию был установлен в Рязани.

Подведение итогов урока.

А слава тех не умирает,
Кто за отечество живет.
Как вы понимаете слова эпиграфа нашего урока?
(ответы учащихся)

Спасибо, я с вами полностью согласен. Это действительно так. Народ помнит своих героев.

под коркой ледяной
Ока на каждом шепчет перекате:
«Я слезы – волны лью о Коловрате,
Я ими землю напою весной»
И вторит ей в закате непогожем
Прибрежный гул бушующих снегов:
«Мы замели следы его шагов,
Но память замести, вовек не можем»

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Притягательной силы мысль приходит в голову: то, что наши предки защищали Русь – на рязанских ли стенах или других, - и послужило началом наших сегодняшних дел. Мы обязаны этим предкам своим существованием на земле, мы обязаны всем, кто сберег землю русскую, обязаны помнить их: плохо земле, которая забывает творцов своих и воителей. Давайте не будем «Иванами, не помнящими родства».
На этой ноте мы и закончим наш урок.














Приложение.


Некоторые легенды позволяют считать, что этот былинный персонаж если и не родился, то, во всяком случае, жил и умер в том месте, где сейчас стоит наш поселок. Так в 30-е годы двадцатого века недалеко от устья Пары в месте называемом Добрынин курган было найдено захоронение, в котором находились шлем, мечи, кольчуга и украшения. Одна из былин рассказывает о том, что после одной из битв Добрыня был предательски убит в спину стрелой умирающего врага. После чего и был похоронен у города Нерска, находящегося на месте современного поселка. И сейчас это место называется Добрынин Курган, именно на нем открыт памятник Добрыне.

Еще одно место, связанное с именем Добрыни, находится недалеко от Ерахтура. Называется оно Добрынин остров. Согласно преданию, именно здесь Добрыня встретился с Ильей Муромцем и померялся с ним силушкой, перебрасывая булавы через Оку.

Известно, что был Евпатий Коловрат «одним из вельмож рязанских», то есть боярином. С его именем связывали Урсовский городок, расположенный в 3 км. южнее с. Заполье. Там в 1928 году было проведено исследование городища. Еще один памятник земли Евпатьевой расположен на левом берегу реки Непложа в 2,5 км. севернее Новой Пустыни, так называемый Разбойный городок.






15