Статья.Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Статья Фокиной О.В.
Развитию познавательного интереса к чтению у школьников посвящено много исследований, а вот дело с проблемами развития познавательного интереса у дошкольников обстоит иначе. Большинство учёных склонны к тому, что дошкольник ещё не читатель, а слушатель, поэтому данная проблема недостаточно изучена. Другие указывают, что ребёнок, который слушает, уже относится к читателю. Мы согласимся с тем, что уже в раннем возрасте закладывается познавательный интерес к чтению. Именно поэтому дети должны ещё в дошкольном возрасте познакомиться с художественной литературой, а взрослые должны им в этом помочь.
Познавательный интерес – это важнейшая область общего феномена интереса. Такое определение даёт Щукина Г. И. Его предметом становится познание окружающего мира. Соответственно, интерес к чтению – это разновидность познавательного интереса. По мнению Абашиной В.В., познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Из этого следует, что стремление к познанию у детей старшего дошкольного возраста – это есть интерес к чтению.
Теперь перейдём к самому понятию чтение. Дети дошкольного возраста почти не умеют читать, но многие педагоги указывают на то, что читатель начинается с колыбели. Это проявляется в прослушивании сказок, песен, прибауток, а также рассматривании иллюстраций и перелистывании страниц в книгах. Мы считаем, что все эти составляющие являются предпосылками к чтению и проявляют познавательный интерес.
Как отмечают, многие учёные чтение развивает речь ребёнка, способствует развитию познавательного интереса и активизирует его. По нашему мнению, приобщение детей дошкольного возраста к чтению формирует эстетическое отношение к жизни, духовно-нравственным ценностям и развивает его интерес к литературе. В Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте дошкольного образования прописано, что содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности в различных видах деятельности, среди которых познавательное и речевое развитие. Речевое развитие включает в себя знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Следует сделать вывод, что речевому и познавательному развитию уделяется важное место в образовательном процессе.
У детей старшего дошкольного возраста в отличие от младшего дошкольного возраста расширяются границы интереса. Если младшим дошкольникам нравятся малые жанры фольклора (потешки, прибаутки, песни), то дети постарше предпочитают энциклопедии о животном, растительном мире, о природных явлениях. По нашим наблюдениям, дети этого возраста наиболее эмоциональнее воспринимают произведения. Они уже способны сопереживать героям книг, с волнением следить за сюжетом и с нетерпением ждать развязки. Как отмечают воспитатели, дети старшего дошкольного возраста любят слушать или читать произведения с длительным сюжетом, то есть постоянно возвращаться к любимым героям, ведь в этом возрасте персонажи являются их жизненными ориентирами. Дети стремятся подражать своим героям.
Стоит отметить, что важнейшей задачей воспитателей и родителей является формирование и развитие познавательного интереса к чтению. Как воспитатели, так и родители должны активно развивать этот интерес. Известны различные методы, которые способствуют развитию познавательного интереса. К ним можно отнести чтение вслух, обсуждение прочитанного произведения, рассматривание иллюстраций и рисование по прочитанным произведениям. К данным методам стоит отнести и театрализацию по прочитанным произведениям, проведение литературных викторин. Эти и другие методы являются эффективными в развитии познавательного интереса к чтению.
Чтобы развить интерес к чтению, воспитатель должен расширять кругозор дошкольника, воспитывать разностороннего и разборчивого читателя, то есть формировать готовность к умению выбрать книгу, выявлять читательский интерес с помощью опросов, проводить беседы о важности чтения. Помимо этого, воспитатель должен активно сотрудничать с родителями. Это может проявляться в форме консультаций, бесед. Как известно, большую роль в привлечении к чтению играют родители. Если дома есть место совместному чтению и чтению вслух, обсуждение прочитанного, если в семье постоянно читают, то и в детском саду ребёнок будет активно познавать мир книги. Совместная работа воспитателей и родителей приводит к эффективному развитию интереса к художественной литературе.
Чтение развивает мышление и воображение ребёнка. Когда ребёнок общается с книгой, он познаёт прошлое, настоящее и будущее окружающего мира, и прежде всего он учиться думать, анализировать. Кроме того, чтение помогает ребёнку овладеть речью и пополнить свой словарный запас. В итоге мы видим, что интерес к чтению начинает формироваться в дошкольном возрасте. Это значит если в раннем детстве мы не поможем развить у детей познавательный интерес к книгам, то и во взрослой жизни такого интереса не будет.
Список использованной литературы:
Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. – 2-е издание. Сургут: РИО СурГПУ, 2005. – 137 с.
Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9. – с. 35-
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971