МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «УРОК ТЕХНОЛОГИИ — 2035»


МОДЕРНИЗАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «УРОК ТЕХНОЛОГИИ - 2035»Гилева Елена Анатольевна,к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФТП НГПУ Урок технологии – 2035Перспективное направление развития сферы образования Организационно-содержательная деятельность по выполнению поручения Президента РФ №896 от 04.05.2016 г. «О представлении предложений по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Технология»Примерная основная образовательная программа начального и основного общего образования (08.04.2015 г.)Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (28.06.2016 г.)Концепция развития дополнительного образования детей и молодежи Актуальная проблема общего образования – необходимость переосмысления роли технологической подготовки школьников в учебно-воспитательном процессе с позиции интеграции содержания образования;- создания необходимых социально-экономических и культурно-образовательных условий, комплексно обеспечивающих формирование перспективно-ориентированного технологического и проектного мышления у молодежи. Концептуальная основаФедеральная целевая программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.Национальная технологическая инициативаСоздание информационных ресурсов и познавательных программ, ориентированных на технологическое развитие экономики России (автоматизация производства, стратегическое программное обеспечение, ядерные технологии, космос, телекоммуникации, энергоэффективность, мед.техника и фармацевтика).Создание образовательных ресурсов для одаренных детей на основе интеграции общего и дополнительного образованияМодель развития техносферы в рамках исследовательской, инженерно-конструкторской деятельности и технического творчества. Предметная область «Технология» Цели образовательной программы:Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.- Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Целевые основы технологической подготовки школьников Технология единственный школьный предмет, отражающий основные принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры;Технология использует реальный практический опыт, необходимый для организации собственной жизни и социально-ориентированной деятельности;Технология формирует технологическое и проектное мышление как современные способы осмысления реальности, преобразования жизненного пространства, реализации собственных стремлений. Технология – реальный способ интеллектуального самосовершенствования Требования ФГОС общего образования к результатам предметной области «Технология» - осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; - овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности для решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; - овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; - формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач технологической направленности;- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;- формирование современных представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. Специфика Национальной технологической инициативы (НТИ) Переход к новому технологическому укладу приведет к формированию в мире в ближайшие 10–20 лет новых крупных рынков, базирующихся на том, что потребителям и производителям будет доступен целый комплекс передовых технологических решений и принципиально новых продуктов и сервисов.Национальная технологическая инициатива — это не «отлитый в граните», а живой проект, который в процессе реализации усовершенствует себя силами его участников. Реализация модели НТИ ориентирована, с одной стороны, на проектировании технологий, формирующих перспективные рынки, и компетенций, необходимых для генерации прорывных решений, а с другой стороны, на обеспечение компаний кадрами нового типа, на построение системы раннего выявления и развития талантов, создание среды, позволяющей этим талантам реализовать свой интеллектуальный потенциал. - «геном НТИ» — коллектив талантливых единомышленников, способных эффективно справиться с глобальными технологическими вызовами, именно поэтому с точки зрения образования приоритетный фокус внимания в рамках проекта сосредоточен на опережающей подготовке талантливых исследователей, инженеров и предпринимателей в сфере деятельности НТИ.  ПРИОРИТЕТНЫЕ ГРУППЫ ТЕХНОЛОГИЙБОЛЬШИЕ ДАННЫЕ И ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ (аппаратное обеспечение, серверы, системы хранения данных, межплатформенное программное обеспечение, приложения и сервис)ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ предприятием, системы оперативного управления производственными и технологическими процессами (MES-системы и ICS-системы)ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и технологии управления свойствами биологических объектовНЕЙРОТЕХНОЛОГИИ, технологии виртуальной и дополненной реальностейНОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИКВАНТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИНОВЫЕ И ПОРТАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИСЕНСОРИКА, МЕХАТРОНИКА И КОМПОНЕНТЫ РОБОТОТЕХНИКИТЕХНОЛОГИИ БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИPLM-системы (цифровое моделирование и проектирование CAD/CAM/CAE/CAO/HPC/PDM).АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (технологии трехмерного проектирования и печати).НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ (биоинженерные материалы, передовые сплавы (суперсплавы), передовая керамика и сверхпроводники, передовые полимеры (синтетические непроводящие), органические полимеры для электроники, прочие передовые материалы для электроники, передовые покрытия, нанопорошки, наноуглеродные материалы, нановолокна, тонкие пленки, передовые композиты). КЛЮЧЕВЫЕ СЕГМЕНТЫ РЫНКА НТИ1. ТАЛАНТЫ (выявление и верификация талантов - для детей и школьников до14 лет): Объективный поиск и отбор талантов; Творческое и интеллектуальное развитие; Подготовка и поддержка поступления в ВУЗ; плодотворное проведение досуга;2. КОМПЕТЕНЦИЯ (профессиональная специализация - для студентов в возрасте 15–24 года): подготовка компетентных кадров и профессиональных инженеров; пропаганда технического творчества как профессии, новые производственные идеи и улучшение технологий и продуктов – «матрица НТИ»;3. ПРОФЕССИЯ (обеспечение условий для генерации новых идей - для молодых людей 25–34 лет): творческое и интеллектуальное развитие; уточнение или смена профессии; наполнение клубного сообщества; новые идеи, создание перспективных технологий и новых продуктов; пропаганда технического творчества как хобби.4. ХОББИ (обеспечение условий для самовыражения и социализации - для людей зрелого возраста от 35 лет): творческое и интеллектуальное развитие; плодотворное проведение досуга; наполнение клубной экосистемы; развитие технического творчества как хобби. Проекты по направлению «Таланты НТИ» Олимпиада НТИ,Университеты НТИ, кружковое движение,проекты, направленные на профориентацию детей в сферы НТИ, новые образовательные форматы, позволяющие обнаружить талантливых детей в естественных науках, поддержать их развитие и продвижение КРУЖКОВОЕ ДВИЖЕНИЕКружок – это простейшая форма самоорганизации технических энтузиастов (мейкеров), объединенных исследованиями или созданием нового, и практикующих самостоятельное производство.Кружковое движение – это сообщество технических энтузиастов, продвигающих мейкерство как модель производства, обеспечивающую персональный доступ изобретателя/конструктора к потребителю – без посредничества промышленных предприятий и государственных институтов. ЦЕЛИ Кружкового движения: Обеспечение до 2035 года кадрами и технологиями компаний, работающих на новых технологических рынках.Создание полноценной социальной прослойки технологических энтузиастов (мейкеров) среди всех возрастов, в первую очередь молодежи.- Обеспечение равноправного сосуществования мейкерства с традиционной промышленной моделью производства до 2035 года Содержание школьного технологического образования должно обеспечивать:а) Активизацию познавательной деятельности обучающихся, развитие их познавательного интереса, что достигается путем: - ознакомление и демонстрация возможностей современных технологий в производстве разнообразных товаров и услуг; - включения в содержание проблемного материала, стимулирующего творческую деятельность обучающихся, в т.ч. заданий исследовательского и проектного характера, требующих организации индивидуальной и групповой работы школьников;б) Знакомство обучающихся с реальными технологическими процессами в ходе учебно-познавательной и экскурсионной деятельности.в) Интеграцию информационных, материальных и энергетических технологий.г) Знакомство с наиболее распространенными методами преобразования материалов, энергии и информации за счет овладения основами проектной и исследовательской деятельности, самостоятельной творческой деятельности обучающихся;д) Усиление гуманитарной направленности технологического образования: - содержание должно включать исторические сведения о развитии материальной культуры общества; - отражать социальные и экологические аспекты технологической деятельности человека; - подчеркивать связь между достижениями естественных и социальных наук и развитием материальной культуры человечества. Процессная схема образовательной программы предметной области «Технология» - 2035 Схема предметной области «Технология» основывается на следующих принципах: - отсутствие гендерного принципа в обучении («учим всех и всему»); - образовательная интеграция – основа технологическая подготовка школьников (это совокупность образовательных результатов на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования и социально ориентированной деятельности школьников; - уроки технологии являются обязательной частью учебного плана (предметная область «Технология» к 2020-2035 гг. должна обязательно присутствовать в Примерной программе общеобразовательной школы с 1 по 11 классы, как на уровне обязательных учебных занятий (уроков), так и во внеурочной деятельности).Технологическая подготовка школьников, с учетом возрастных особенностей, должна быть ориентирована:- в начальной школе курс «Технология» - на формирование основ технологических знаний и ознакомление младших школьников с технологиями, присутствующими в реальных жизненных ситуациях окружающего мира;- в основной школе – на формирование технологического и проектного мышления, изучение социально-экономической и производственно-технологической ситуации в регионе проживания, а также на предоставление возможности школьникам осуществлять выбор для изучения различных технологий в соответствии с индивидуальными интересами обучающихся;- на уровне средней школы – предоставление возможности для более углубленного изучения «профильных» технологий и ознакомление с различными сферами профессиональной деятельности в процессе выполнения социально-профессиональных проб и учебно-производственной практики. Структурная схема предметной области «Технология» Интегрированный тематический формат (обобщенные результаты урочной и внеурочной деятельности) – внутрипредметная и межпредметная интергация содержанияТри содержательных блока (с собственными целевыми установками и образовательными результатами)Каждый блок построен как набор видов учебной деятельности: - теоретическое обучение (не более 20% учебного времени), - самостоятельная работа, - практическая деятельность, - проектная и исследовательская деятельность, - «образовательное путешествие»Содержание ФГОС ОО и Примерные основные образовательные программы – это содержательный минимум Основная школаБлок №1 «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (как способ удовлетворения человеческих потребностей и результат технологической эволюции)»Блок №2 «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (на основе опыта персонифицированного действия в рамках разработки и применения технологических решений)»Блок №3 «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения Блок №4 (метапредметный) «Информационная основа познавательной деятельности технологической направленности» БЛОК №1Модуль 1 «Технологические процессы»5 кл. – Потребности и технологии. 6 кл. – Технологические процессы. Ресурсообеспечение. 7 кл. Технологические системы8 кл. – Управление технологическими системами9 кл. – Закономерности технологического развитияМодуль 2 «Группы технологий» - Производственные технологии– Технологии получения и обработки материалов– Технологии производства, преобразования, распределения, накопления и передачи энергии – Строительные технологии– Транспортные технологии и логистика– Агро и биотехнологии– Технологии получения и обработки продуктов питания – «Высокие технологии» (нанотехнологии, биоинженерия, медицина и фармацевтика, электроника и схемотехника)– Автоматизация производства и стратегическое программирование– Социальные технологии– Технологии в сфере быта (экология жилья, культура потребления) БЛОК №2Модуль 1 «Технико-технологическое проектирование» – Способы представления технико-технологической документации (Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема).– Моделирование и конструирование (Исследование характеристик конструкций. Анализ альтернативных вариантов. Дизайн-анализ. Анализ и синтез как средства решения технической задачи. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы). - Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы, материалы с заданными свойствами) – Проектирование технологических систем и объектов (Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции, удовлетворяющей заданным условиям). – Организация проектно-преобразовательной деятельности (Простые механизмы как часть технологических систем. Технологический узел. Способы соединения деталей Порядок действий по сборке конструкции / механизма. БЛОК №2Модуль 2 «Технологическая деятельность» Моделирование, создание и сборка конструкций (Сборка моделей. Проектирование и конструирование моделей по известному прототипу и на основе технических конструкторов. Роль метрологии в современном производстве). Простые механизмы (Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме). Сложные механизмы (Виды движения. Кинематические схемы. Модификация механизма на основе заданных свойств с помощью конструктора или в виртуальной среде. Электроника (фотоника). Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Простейшие роботы. Робототехника и среда конструирования) Компьютерное моделирование и САПР. (3D-моделирование и аддитивные технологии. Разработка и создание изделия на учебном станке, управляемым программой компьютерного трехмерного проектирования. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона).Модуль 3 «Основы проектной деятельности»Методология проектирования. Этапы проектной деятельности. Анализ ситуации и выявление проблемы, целеполагание, проектирование продукта, прогнозирование и планирование, ресурсообеспечение, разработка проектной документации, организация технологической деятельности, текущий контроль процесса проектной деятельности, критерии оценки результатов проектной деятельности. Анализ результатов проектирования.Модуль 4 «Основы графики в технологической деятельности»Способы оценки, обработки, хранения и передачи графической информации. Графика в технологическом процессе. (синхронизация с содержанием модуля №1) БЛОК №3Современное производство и профессиональная деятельность5-8 кл. Понятие о профессиональной деятельности. Мир профессий. Характеристика современного производства. Социально-профессиональные пробы (синхронизировано с содержанием блока №1)9 кл. – Система профессионального образования. Выбор профессии. Информационные аспекты планирования и проектирования профессиональной карьеры. Прогнозы развития регионального рынка труда. Социально-профессиональные коммуникации (в формате «Образовательных путешествий») Вариативная частьТехнологическая подготовка должна быть с учетом регионального содержанияИзучение реальной промышленной и сельскохозяйственной деятельности в регионеИзучается динамика регионального рынка труда, количественный и качественный аспекты спроса и предложения.Формирование опыта учета рыночной конъюнктуры в процессе профессионального самоопределения.Анализ ресурсов профессионального образования в регионе Образовательная интеграция(внутрипредметная интергация) Проектирование субъектов реализации программы на базовом уровне: учителя технологии, другие педагоги-предметники, ПДО, администрация и информационно-методическая служба школ.2) Проектирование «школьной» модели технологической подготовки: региональный и школьный компонент, интегрированное содержание учебной и внеурочной деятельности при распределении содержания по классам; условия формирования «технологически ориентированных» УУД; место проектной и исследовательской деятельности в программе; формы промежуточного и итогового контроля (мониторинг).3) Проектирование дополнительного содержания технологической подготовки: обязательно – дополнительное образование технологической направленности и социально-ориентированная деятельность. 4) Разработка рабочей программы технологической подготовки: преемственность содержания начальной, основной и средней школы; сетевой график реализации учебно-тематического плана 5) Привлечение социальных партнеров (СПО и производство): профессиональные пробы, производственная практика, профориентация. Организационная интеграция(сетевое взаимодействие)школа: ознакомление с современными технологиями и формирование технологического мышления, школьники – будущие абитуриенты;дополнительное образование: интеграция познавательной деятельности, пространство для самореализации;СПО и производство: профессиональные пробы, производственная практика, профориентация (дети – будущие работники);технопарки – проектная и исследовательская деятельность (дети – будущие научные работники)социум: опыт коммуникативной деятельности (дети – будущие граждане)вузы – повышение квалификации педагогов (профессиональные стажировки) + студенты-тьюторыНГПУ – научно-методическое сопровождение + практика студентовАдминистрация НСО – координация деятельности с учетом региональных условий «ОТКРЫТЫЙ» УМКУМК и учебники из Федерального перечня2) Дидактические комплекты, включающие: - Электронные каталоги (Интернет - информация, требующая содержательного присвоения), - ссылки на электронные ресурсы, периодическую печать , учебно-познавательную литературу, - Медиа-ресурсы, - задания и инструкции, организующие самостоятельную работу, - задания и инструкции, организующие практические и лабораторные работы; - диагностические ресурсы и КИМ для итогового контроля.3) Учебно-методическое обеспечениеПриказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации основных примерных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения…» (№336 от 30.03.2016 г.) Информационные ресурсыПримерные основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования – http://www.fgosreestr.ru2) Национальная технологическая инициатива – http://www. nti.ro3) Проект научно обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета предметной области «Технология».Проект размещён на сайте http://www.predmetconcept.ru/subject-form/technology