Доклад «Профильное обучение как условие повышения качества образования»
МОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ
Доклад
«Профильное обучение как условие повышения качества образования»
Секция Русский язык и литература
«Содержание и современные педагогические технологии филологического образования в условиях обновления содержания образования»
Подготовила: учитель русского
языка и литературы I категории
гимназии №1 г. Агрыз
Даутова Р.Р.
Сегодня, в период значимых перемен в социально – культурном и экономическом облике страны, особенно остро встал вопрос о повышении качества образования как направляющей силы осуществления преобразований.
Профильное обучение позволяет более целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, шире задействовать возможности самой системы образования, обеспечить разноуровневое и разноспособное учение и, опираясь на склонности и способности учащихся, удовлетворить их образовательные потребности, дать им возможность выбрать свою траекторию образования и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению. И это, конечно, будет работать на повышение качества образования и поможет за более короткий срок получить необходимые знания.
Разработку и решение проблемы качества образования необходимо осуществлять на уровне формирования и становления человека, т.е. при организации образовательной деятельности и непосредственно в процессе обучения, учения и самообразования.
Организуемая учебная деятельность должна представлять собой структуру, включающую такие существенные элементы, как:
определение целей, поиск средств и способов их достижения, оценку и самооценку собственных возможностей, их соотнесение с целями;
анализ имеющейся ситуации и прогноз возможных преобразований;
предвидение (прогнозирование) возможных результатов и последствий собственных действий и поступков для себя лично и для окружающих, моделирование оценки, действий и поступков, значимых для учащихся.
Выявление структурных компонентов в образовании, определяющих повышение качества и эффективность процесса обучения и учения, самообразования, позволяет начать движение к созданию «качествоориентированной системы» образования и усилению влияния учебной (организуемой в школе) и образовательной среды.
Можно определить четыре составляющих образовательной деятельности, которые должны реализовываться при любом подходе и в любой системе образования, а именно:
иметь образовательный фундамент, на котором учащиеся выстраивают собственные знания и умения, формируются компетенции, осознаются и систематизируются внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.
доводить знания и умения до практического применения.
помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимально развивать себя.
формировать критические умения и ключевые компетенции для жизни в глобальном мире без дискриминации.
Реализация концепции профильной школы направлена на достижение следующих целей:
более глубокого изучения учащимися отдельных предметов, входящих в программу полного общего образования;
подготовки выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования;
повышения адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям;
дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ;
снятия существенных региональных расхождений в возможностях получения равноценного, в том числе и профильного обучения.
Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служат не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе его получения после школы.
Достижение указанных целей требует особой педагогической системы. Учащиеся 9-х классов должны делать выбор направления образования наиболее соответствующим их индивидуальным возможностям и потребностям. Профильное обучение должно начинаться с 10 класса, т.е. с того момента, когда у учащихся объективно начинают выстраиваться планы относительно своего будущего.
Профильное обучение прежде всего должно быть общим. Поэтому оно может быть представлено преимущественно единым для разных профилей набором дисциплин, изучаемых по программам разных уровней. Содержательная вариативность образования достигается в профилях за счет элективных курсов, т.е. курсов для выбора. Профильное обучение должно строиться как система обучения всех, а не только одаренных или интеллектуально развитых школьников.
Учителям трудно перестраиваться, но надо осознать, что изменение необходимо во всем.
В системе набора учащихся профильных классов.
Введение элементов образовательного маркетинга.
Проведение зачисления в 10 класс, особенно в случае наличия конкурса, с учетом оценки содержимого портфолио.
В целях и содержании общего профильного образования.
Ориентация результатов обучения на требования вузов, ЕГЭ, новые стандарты.
Переход в содержании образования на компетентностный подход.
Переход на преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов.
Обучение учащихся способам осуществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, элективных курсов, заданий и т.д.).
Обучение учащихся способам и средствам самопознания, профильного и профессионального самоопределения.
В педагогической системе в целом.
Переход от классно – урочной системы к лекционно – практической, предметно – групповой, обучению по индивидуальным учебным планам, к дистанционному обучению, очно – заочному, экстернату.
Интеграция школ в сеть учреждений профильного обучения.
В планировании учебного процесса.
Разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения.
Разработка и введение индивидуального учебного плана.
Введение программы элективных профильных курсов.
Переход к блочно – модульному принципу планирования учебного процесса.
Составление расписания учебных занятий под новую педагогическую систему, интегрированную в сеть профильного обучения.
В технологии обучения.
Переход к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся старшего возраста: личностно – ориентированный характер обучения; вариативность; предоставление учащимся права выбора; увеличение объема самостоятельной работы; повышение ответственности школьников за результаты обучения. Использование технологии метода проектов. Использование исследовательского метода обучения.
Профильное образование – прежде всего общее образование. Профильные дисциплины – это преимущественно общеобразовательные дисциплины, изучаемые на более глубоком уровне.
Как часть государственного образовательного стандарта учебный план задает следующие обязательные для выполнения всеми школами три нормы:
Перечень общеобразовательных предметов, обязательных для изучения (8 предметов)
Предельно допустимую недельную нагрузку учащихся (36 аудиторных часов в неделю)
Понятие профиля как комбинации предметов, включающей себя не менее двух дисциплин, изучаемых на профильном (углубленном) уровне
Все остальные нормы носят рекомендательный, то есть нежесткий, характер. Так, планом определяются:
Количество часов на прохождение всех программ обучения в X, XI классах (2100)
Количество часов регионального компонента – 140 часов
Количество часов школьного компонента, которые рекомендуется использовать для изучения элективных курсов, направленных на поддержку предметов профильного и общеобразовательного уровней – не менее 3 курсов в течение учебного года
Перечень рекомендуемых профилей – 10 профилей
Нижние и верхние границы часов , отводимых на изучение учебных предметов в течение двух лет, X – XI класса
Рекомендации по распределению учебного времени на изучение учебных дисциплин в течение учебной недели
Рекомендации по количеству часов на изучение предметов в течение учебной недели
Примерная структура учебного времени на изучение общеобразовательных, профильных, профильных дисциплин и элективных курсов: 50%, 30%, 20% времени.
Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого – педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых или профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Впервые этот термин появился в концепции профильного обучения и является весьма новым для отечественной педагогической науки и практики.
Цели предпрофильной подготовки определяют принципы, на которых строится вся система. Предполагается, что система обучения может обеспечить школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях будущей образовательной деятельности. В течение учебного года, благодаря предпрофильным курсам, каждый девятиклассник познакомится с тем, что будет ожидать его на старшей ступени образования. По своему желанию он сможет посещать курсы, соответствующе разным профилям. Благодаря произведенным профильным пробам должно состояться самоопределение учащихся и формирование личной ответственности за сделанный выбор. Комплектование десятых классов предполагается проводить по итогам предпрофильной подготовки на основе конкурса портфолио, то есть по итогам реальных достижений учащихся девятых классах по избираемым ими профилям.
На сегодня школы строят обучение по углубленным программам, ориентируясь в основном на контингент учащихся своих школ. Чтобы подготовить школьников к обучению по более сложным программам, школы вынуждены вводить курсы раннего углубления. Все это приводит к перегрузкам, низким результатам в образовании, неудовлетворенности школьников содержанием обучения. Новые принципы комплектования позволят школе привлечь в X профильные классы наиболее способных учащихся не только из своей, но и из других школ.
Метод проектов особенно важен на старшей ступени школы в условиях введения профильного обучения. Понимание значимости учебных проектов привело к тому, что в новом варианте базисного учебного плана старшего звена школы в рамках школьного компонента содержания обучения специально предусмотрена, наряду с элективными курсами, проектная и исследовательская деятельность школьников.
Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельность деятельности учащихся. Самостоятельность определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности в проектной деятельности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Метод проектов является наиболее естественным способом создания в ходе обучения среды (т.е. условий и ситуаций деятельности, максимально приближенных к реальным) для формирования компетенций у обучаемых. При работе над проектом возникают предпосылки для эффективного освоения способов деятельности, составляющих самостоятельную познавательную, коммуникативную и информационную компетенции.
15