Спецкурс Вспомогательные исторические дисциплины

Общеобразовательная средняя школа села Жана жулдыз
Железинский район

Программа Спецкурса для 10 класса общественно-гуманитарного направления «Вспомогательные исторические дисциплины»
Утверждена методистом ИЦРОВ Управления образования, г. Павлодар Б.Т.Аушахмановой , заместителем директора ИЦРОВ Управления образования А.А.Кожахметовой . 05. 09.2013года № 781 .





















Автор программы учитель истории: Шарипова Карлыгаш Садвокасовна



село ЖаSа жaлдыз

2014г









Пояснительная записка.

Узнать основные закономерности развития общества с древнейших времен до наших дней стало главной задачей исторического образования, но для реализации данной задачи большую роль имеет недостаток информации у учащихся при усвоении учебного материала. Приходится тратить много времени на пояснение простейших понятий, явлений. Поэтому необходим курс « Вспомогательные исторические дисциплины, который окажет важное влияние на формирование исторического мышления, влияние на расширение кругозора учащихся, повлияет на воспитание у учащихся казахстанского патриотизма.
В основу структуры изучаемого курса заложен принцип развивающего обучения, активизация познавательной деятельности учащихся, принцип доступности, реалистичности с точки зрения возможности усвоения материала в отведенное время.
При планировании курса было уделено внимание объему информации, которая будет представлена в процессе изучения спецкурса, необходимого для успешного изучения вспомогательных исторических дисциплин, материал представлен в оптимальной последовательности изучения отдельных тем.
Изучение данного курса способствует формированию ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, развитию интереса и уважения к истории и культуре народов. Специальный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» из вариативной части базисного учебного плана общего среднего образования предназначен для 10 класса общественно-гуманитарного профиля, на изучение отводится 34 часа, по 1 часу в неделю. Спецкурс реализует межпредметные связи истории с такими предметами как география, физика, математика, языкознание, поддерживает такие базовые предметы как «Всемирная история», «История Казахстана».
Цель курса:
1. Способствовать формированию прочных научных знаний у учащихся по истории

Задачи курса:
1.Создать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории
2.Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности.
3.Предполагается активизировать познавательную деятельность учащихся.
Предполагаемые результаты:
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся успешно усвоить вспомогательные исторические дисциплины, которые неразрывно связаны с курсом истории. Курс позволяет познакомиться с основными предметами вспомогательный исторических дисциплин: археологией генеалогией, ономастикой, геральдикой, палеографией, хронологией, топонимикой метрологией, сфрагистикой, нумизматикой и другими.
Предполагается активизировать познавательную деятельность учащихся через ведущие для данного профиля виды активного обучения: деловыми, имитационными, ролевыми играми на уроках, исследовательских приемов работы при написании рефератов, работа с текстами, анализ источников.
Учебная поисковая деятельность учащихся группового характера должна сочетаться с возможностью самостоятельного осмысления учеником разнообразной информации. Учащиеся должны работать со справочной литературой (составлять таблицы, схемы, писать рефераты и т.д.), анализировать и сопоставлять факты.
Так как курс не оценивается по традиционной шкале, поэтому проверка уровня достижений обучающихся по усвоению материала осуществляется в течение всего курса изучения с помощью различных форм контроля: тестирование практически после изучения каждой темы, зачет (после изучения тем каждого раздела в форме семинарских занятий).при оценке учитываются следующие данные : глубина знаний, осознанность, способность логически и последовательно излагать теоретический материал, умение работать с письменными и вещественными источниками, умение работать с архивным материалом, работать над проектом, работать в группе и самостоятельно. Для изучения отдельных тем предусмотрена практическая форма работы. С целью повышения интереса к курсу и развития способностей работы с компьютером, большим объемом информации планируется составление электронных презентаций отдельных тем.
В структурном плане курс состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Теоретический цикл призван вооружить учащихся базой знаний по ведущим темам. Практическая часть представлена работой с экспонатами школьного музея.














Содержательная часть
Введение в курс. (2часа). История как наука. Роль истории в жизни людей. Исторические источники . Определение ВИД. Краткая характеристика ВИД. Цель изучения ВИД.
Археология. (3часа). Археология как наука. Археологический памятник. .Археологически раскопки. Культурный слой. Реставрация. Экскурсия в музей.
Генеалогия.(2часа). Генеалогия как наука. Предмет и задачи генеалогии. Методика генеалогических исследований. Казахская генеалогия.
Ономастика.(2часа). Ономастика как наука. Предмет и задачи ономастики. Разделы ономастики. Историческая ономастика.
Антропонимика.(2часа). Антропонимика как наука. Система личных имен. История происхождения и значение имен. Отчество. Происхождение и этимологическое токование фамилий.
Топонимика(3 часа). Топонимика как наука. Происхождение географических названий. Топонимика нашего села, районного центра, города Павлодара.
Этнонимика (2часа) Этнонимика как наука. Происхождение названий народов Казахстана и других стран мира.
Геральдика.(3часа) Геральдика как наука. Происхождение гербов. Правила геральдики. Гербы государств, городов. Государственный герб Казахстана. Фамильные гербы.
Палеография.(3часа) .Палеография как наука. Возникновение письменности в Казахстане. Древнетюркская письменность. Материалы для письма. Графика письма. Орудия письма.
Украшение рукописей, переплет. Экскурсия в библиотеку села.
Хронология.(2часа) Хронология как наука. Счет лет в истории. Эры т их виды. Лента времени. Часы. .Юлианский и григорианский календари.
Метрология.(1час). Метрология как наука. Меры длины. Меры площади. Меры сыпучих тел. Меры жидкости . Меры веса.
Сфрагистика.(1час). Сфрагистика как наука. Печать. Две группы печатей. Типы печатей.
Нумизматика.(3 часа). Нумизматика как наука. Происхождение монет и денежных знаков. Язык монеты. Денежная система Казахстана. .Экскурсия в школьный музей, работа с коллекцией денежных знаков.
Практика. 3 часа.
Экскурсия в школьный музей по теме «Археология».
Экскурсия в библиотеку села по теме «Палеография».
Экскурсия в школьный музей, работа с коллекцией денежных знаков по теме «Нумизматика»
Зачетные занятие. 2 часа.
Выполнение отчетных творческих работ .Защита проектов.





Литература:
А.С.Аманжолов, История и теория древнетюркского письма Алматы, «Мектеп», 2010г
И.А.Климишин, Календарь и хронология, Москва, «Наука», 1990г.
История Древнего мира, Древний Восток, Минск, Москва, 2000год
А.И.Немировский , Книга для чтения по истории Древнего мира Москва, 1986г
А.З.Манфред Краткая всемирная история ,книга первая , 1966г
словари, энциклопедии, справочники





































Календарно-тематическое планирование по спецкурсу «Вспомогательные исторические дисциплины» в 10 классе,
всего 34часа, по 1 часу в неделю.


п\п
Тема и содержание занятия
Количество часов
Форма
проведения
Образовательный
ресурс



Всего
Лекция
Практика



1
История как наука. Роль истории в жизни людей. Исторические источники .
1
1

Вводный контроль
Лекция с элементами беседы.
Выбор темы проекта. Формирование групп

2
Определение ВИД. Краткая характеристика ВИД. Цель изучения ВИД.
1
1

Вводный контроль
Лекция с элементами беседы
Выбор темы проекта. Формирование групп

3
Археология как наука. Археологический памятник.
1
1

Лекция с элементами беседы
Конспект.
Историческая справка.

4
.Археологически раскопки. Культурный слой.
1
1

Лекция с элементами беседы.
Видео фильм.
Конспект.
Историческая справка.

5
Реставрация. Экскурсия в музей.
1

1
Археологические артефакты стоянки Пеньки 1,Пеньки2
Эссе по результату ознакомления с артефактами с неолитической стоянки Пеньки.
Материал к проекту.

6
Генеалогия как наука. Предмет и задачи генеалогии. Методика генеалогических исследований.
1
1

Лекция с элементами беседы. Видеофильм .
Конспект.
Историческая справка.
Составление генеалогического древа своей семьи..

7
Казахская генеалогия.
1
1

Лекция с элементами беседы. Видеофильм .
Историческая справка.
Казахские роды, жузы.
Таблица казахских родов по жузам. .

8
Ономастика как наука. Предмет и задачи ономастики. Разделы ономастики.
1
1

Лекция с элементами беседы. Показ демонстрационного материала.
Конспект.
Историческая справка.
Материалы к проекту.

9
Историческая ономастика
1
1

Лекция с элементами беседы. Показ демонстрационного материала
Конспект.
Историческая справка.
Материалы к проекту

10
Антропонимика как наука. Система личных имен. История происхождения и значение имен.
1
1

Лекция с элементами беседы.
Конспект.
Историческая справка

11
Отчество. Происхождение и этимологическое токование фамилий.
1
1

Лекция с элементами беседы.

Конспект.
Историческая справка

12
Топонимика как наука. Происхождение географических названий.
1
1

Самостоятельная работа с письменными источниками , групповая работа.
Конспект.
Историческая справка.
Материалы к проекту

13
Топонимика нашего села, районного центра, города Павлодара.
1
1

Лекция с элементами беседы
Конспект.
Историческая справка.
Материалы к проекту

14
Этнонимика как наука.
1
1

Лекция с элементами беседы
Конспект.
Историческая справка.

15
Происхождение названий народов Казахстана и других стран мира.
1
1

Самостоятельная работа с письменными источниками.
Работа в группах.
Конспект.
Историческая справка.


16
Геральдика как наука. Происхождение гербов. Правила геральдики.
1
1

Лекция с элементами беседы
Конспект.
Историческая справка.


17
Фамильные гербы.Гербы государств, городов.
1
1

Работа в группах.
Конспект.
Историческая справка

18
Государственный герб Казахстана.
1
1

Самостоятельная работа
Конспект.
Историческая справка

19
Палеография как наука. Возникновение письменности в Казахстане. Древнетюркская письменность.
1
1

Лекция с элементами беседы
Конспект.
Историческая справка

20
Материалы для письма. Графика письма. Орудия письма.
1
1

Работа в группах.
Конспект.
Историческая справка

21
Украшение рукописей. переплет. Экскурсия в библиотеку села.
1

1
Самостоятельная работа в группах
Конспект.
Историческая справка

22
Хронология как наука. Счет лет в истории. Эры их виды. Лента времени.Часы.
1
1

Лекция с элементами беседы. Решение задач.
Конспект.
Историческая справка

23
Юлианский и григорианский календари.
1
1

Самостоятельная работа по решению задач.
Конспект.
Историческая справка

24
Метрология как наука. Меры длины. Меры площади. Меры сыпучих тел. Меры жидкости .Меры веса.
1
1

Лекция с элементами беседы. Решение задач
Конспект.
Историческая справка

25
Сфрагистика как наука. Печать. Две группы печатей. Типы печатей.
1
1

Лекция с элементами беседы.
Конспект.
Историческая справка

26
Нумизматика как наука. Происхождение монет и денежных знаков. Язык монеты.
1
1

Лекция с элементами беседы.
Конспект.
Историческая справка

27
Денежная система Казахстана.
1
1

Самостоятельная работа в группах.
Конспект.
Историческая справка

28
.Экскурсия в школьный музей, работа с коллекцией денежных знаков.

1

1

Письменный отчет по ознакомлению с коллекцией монет.(в виде эссе)

29-31
Практика
3

3
Работа с архивным материалом.
Конспект.
Историческая справка. Выполнение отчетных творческих работ.

32-34

3

3
Выполнение отчетных творческих работ.
Защита проектов.



15