Урок Ключи к тайнам Клио
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Автор: Елисеева Елена Маратовна, МОБУ Гимназия, учитель истории
Тема урока: «Ключи к тайнам Клио »
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Учебный предмет: история, 4 класс
Программные средства: урок по вертикали
Цели урока:
Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.
Развивающая:
продолжать развитие речи через ответы на вопросы;
продолжать развитие текстовых умений и навыков
осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.
Воспитательная:
воспитывать любовь к Родине;
чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
развитие познавательного интереса к предмету;
с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.
Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:
давать определения понятиям история, исторические источники.
приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;
знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;
определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;
решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.
Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
1. Что такое история.
2. Исторические источники.
3. Помощницы истории.
4. Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент.
Раз читаем летопись,
Два идём в музей
Узнаем о времени
И станем мы мудрей.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
II. Создание проблемной ситуацией
Дорогой друг! К тебе обращаюсь я, греческая муза Клио.
Что вы видите на слайдах?
А какой науке я покровительствую?
(Работа с презентацией - ИСТОРИЯ)
Вступительное слово учителя:
Актуализация знаний:
Я вдохновляла и вдохновляю всех тех, кто вслед за мной готов к увлекательному путешествию в Прошлое. Мы сможем переноситься в мир Прошлого благодаря твоему воображению и тем знаниям, которые ты приобретешь. Собирая по крупицам знания, оставшиеся от той или иной эпохи, ты приподнимешь завесу над тайнами, которые скрыты от глаз Временем.
А ты, хочешь ли ты вместе со мной отправиться в невидимый мир?
Вы готовы отправиться со мной в прошлое?
Физминутка.
Формирование проблемы
Учитель на свитке читает текст
Историк В. Б. Кобрин пишет: «Мы прекрасно знаем, что без физики, химии и математики мы ездили бы на лошадях и волах, не имели бы холодильников, не смотрели бы кино и телевидение, переписывали бы от руки книги. Без астрономии и географии невозможны ни мореплавание, ни сухопутные путешествия, а без биологии - медицина и сельское хозяйство.
А история зачем?».
III. Изучение нового материала.
1. Что такое история.
- Зачем нужна история?
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий:
1) узнать о прошлом;
2) понять, почему это происходило именно так;
Работа со слайдами презентации
Слайд 8. История рассказывает о том, как первые люди Земли осваивали мир природы, трудились, вели свое хозяйство
Слайд 9. История рассказывает о том, кто находился у власти и как управляли людьми
Слайд 10. История рассказывает о том, в каких войнахи сражениях участвовали люди в древности
Слайд 11. История рассказывает о том, кому поклонялисьи во что веровали люди в далеком прошлом
Слайд 12. История рассказывает о культурных достижениях людей Древнего мира
Так что же такое история? Кто поможет дать мне определение
1) Работа со словарем.
Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.
2) Работа с историческим источником.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.
ИСТОРИЯ КАК НАУКА
История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.
Ответьте на вопросы.
1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!
2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.
3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.
Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.
А где еще можно узнать о прошлом?
Гипотезы:
1. Архив
Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)
2. Библиотека
Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого
3. Музей
Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали
Театр
Место , в котором актеры представляют зрителям различные спектакли о прошлом и настоящем
Телевидение
Передает на расстоянии различную информацию при помощи специальных устройств, в том числе показывает художественные и научно-популярные фильмы, телепередачи о прошлом.
2. Исторические источники. Физминутка.
Откуда историки узнают о прошлом?
Ведь его нет, оно прошло, исчезло!
Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.
·Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.
- Проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.
1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;
2. Устные;
3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);
2) Работа с историческим источником по вариантам.
1 вариант. Источник № 1.
«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».
Сделайте выводы из этих находок:
1 .Какие занятия были знакомы жителям поселка?
2. Что было развито больше – скотоводство или охота?
3. Какие животные были уже приручены
2 вариант. Источник №2.
Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:
«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».
О чем расскажет ученым этот письменный источник?
3) Практическая работа. Физминутка.
3. Помощницы истории.
Как найти след? Науки-помощницы истории.
Некоторые следы искать не надо - они у всех на виду. Это, например, знаменитые египетские пирамиды или Великая китайская стена. Но много следов со временем затерялось. Их поиском занимаются ученые археологи. Иногда весть о новом археологическом открытии облетает весь мир. Обычно так происходит, когда ученые находят прекрасные изделия древних мастеров из золота и драгоценных камней. Но опытному историку даже обычный глиняный черепок может помочь восстановить картину прошлого.
Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.
Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании материалов раскопок.
Любят раскапывать древние города, могильники, мусорные ямы. Как вы думаете, почему?
Этнография наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов.
Особенно пристально они исследуют жизнь отсталых народов. Многие древние обычаи у них сохранились в неприкосновенности, потому что эти народы живут в далеких, труднодоступных местах, ни с кем не сообщаясь.
IV Закрепление.
« История – это прошлое человечества и наука о прошлом человечества»
Предполагаемый вывод по проблеме:
-История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания.
- Соотнеси название науки и область знаний, которой она занимается?
1. История
А. Изучение особенности жизни различных народов
2. Археология
Б. Изучение прошлого человечества
3. Этнография
В. Поиск и исследование вещественных свидетельств
прошлого человечества.
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗАНАНИЯ
1) работа в группах
Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши.
Позиция
Я считаю, что _____________
_________________________
Аргумент (ы)
Потому что _______________
_________________________
_________________________
_________________________
Игровой прием:
- ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это». Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком».
Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми! ВПЕРЁД! В МИР ИСТОРИИ!
Вручение Ключика.
Приложение
ИСТОРИЯ КАК НАУКА
История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.
Работа с историческим источником по вариантам.
1 вариант. Источник № 1.
«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».
Сделайте выводы из этих находок:
1 .Какие занятия были знакомы жителям поселка?
2. Что было развито больше – скотоводство или охота?
3. Какие животные были уже приручены
2 вариант. Источник №2.
Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:
«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».
О чем расскажет ученым этот письменный источник?
Позиция
Я считаю, что _____________
_________________________
Аргумент (ы)
Потому что _______________
_________________________
_________________________
_________________________
Подарок- ключик
Root Entry