Программа внеурочной деятельности В гостях у Клио


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суетовская средняя школа
Ярцевского района Смоленской области
Рассмотрено
на методическом совете ОУ
___________2016 г.
Протокол № __ Согласовано
Заместитель директора
_______Л.А. Осипкова
____________ 2016г.
Утверждено
Приказ №__ от _______2016г. Директор школы
________Л.Н. Герасимчук
Рабочая программа
внеурочной деятельности.
«В гостях у Клио»
6 класс
Учитель:
Осипкова Людмила Александровна
Квалификационная категория - высшая


2016г.
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка………………………………………………………………2-3
2.Общая характеристика занятий внеурочной деятельности………………………..3-4
3. Характеристика основных результатов……………………………………………..4-5
4. Содержание занятий внеурочной деятельности…………………………………....6
5.Календарно-тематическое планирование с определением основных
видов внеурочной деятельности обучающихся……………………………………….7-8
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение занятий
внеурочной деятельности……………………………………………………………….8
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
3. Основной образовательной программы МБОУ Суетовской СШ;
4.Учебного плана МБОУ Суетовской СШ на 2016/2017 учебный год;
5. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), занятия в МБОУ Суетовской СШ.
Рабочая программа «В гостях у Клио» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) и художественно-эстетическую направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Цель - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект.
- познакомить детей с историей через активную деятельность;
- способствовать пониманию школьниками особенностей развития древних обществ;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у обучающихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к истории и культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
2.Общая характеристика занятий внеурочной деятельности
Данная программа дополняет школьный курс истории Древнего мира и истории Отечества яркими страницами истории, сведениями о военной истории и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории Древнего мира и истории Отечества, а также дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «В гостях у Клио» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Используя игру, обучающиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно трудные вопросы исторических викторин и игр побуждают обучающихся к значительным умственным усилиям.
В основе преподавания лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: обучающиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии, встречи с ветеранами воин, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице и в музее. Подготовленные проекты можно использовать для промежуточной аттестации обучающихся 6 класса по всеобщей истории и истории России.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов; портреты великих полководцев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Творческие работы, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Формы организации внеурочной деятельности
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Теоретические занятия:
● Беседы
● Сообщения
● Встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых
можно гордиться;
● Просмотр и обсуждение видеоматериала
● Экскурсии в музей
Практические занятия:
● Творческие конкурсы
● Коллективно - творческие дела (театральные постановки, художественные
выставки и т.п.)
● Викторины
● Интеллектуально-познавательные игры
● Заочные путешествия
● Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического
содержания
● Творческие проекты, презентации
● Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
● Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора
Характеристика основных результатов
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Познавательные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и
др.);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную;
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
-использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.
Предметные:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в пополнении материалов школьного музея, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь обучающимся:
- усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
- помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
-способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы «В гостях у Клио» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта (механизм: ученик – учитель), приобретение школьником  социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в современной жизни. (Механизм: ученик - учитель)
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения (механизм: ученик – ученик)
Третий уровень результатов – получение обучающими опыта самостоятельного общественного действия. Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (механизм: ученик – социум).
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение, тестирование;
- выполнение творческих, проектных  заданий.
 Формы подведения итогов программы:
- открытые мероприятия;
- выставки творческих работ обучающихся;
- участие в конкурсах;
- создание презентаций;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- инсценировки.
Содержание занятий внеурочной деятельности
17 ч
Планирование работы. Геродот – «отец истории». Что такое история. Что изучает наука – история? История – наука о прошлом человечества. Почему следует изучать и знать историю? Геродот – «отец истории».
Богиня Клио раскрывает тайны. Клио – муза истории, её атрибуты – свиток и палочка для письма. Эта муза «дарует славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Мифы и легенды. Загадки забытых цивилизаций.
Науки-помощницы истории. Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Нумизматика – старинные монеты. Лингвистика – наука о языке. Метрология - старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.
Возникновение религии и искусства. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Игра «Что? Где? Когда?»
Древний Египет. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Завоевательные походы фараонов. Сфинкс, его загадка. Древнеегипетские пирамиды.
Великая китайская стена. Памятники культуры Китая. Тайна Великой китайской стены. История и легенды. Самые интересные факты и события из истории Стены. Турнир «Знатоки Востока».
Древняя Греция. Троя и Троянская война. Троянская война: миф и реальность. Старинные предания о Троянской войне. Сокровища Трои. Подвиги Геракла.
Боги Древней Греции. Боги и богини древней Греции. Пантеон олимпийских богов. Титаны и олимпийцы. Мифы и легенды о людях и богах.
Олимпийские игры. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Значение Олимпийских игр.
Древний Рим. Восстание Спартака. Рабство в Римской республике. Начало восстания. Силы и планы сторон. Первая победа восставших. Рабы в ловушке. Война с Крассом. Итоги и последствия восстания. Образ Спартака в наши дни.
Викторина «Древний Рим». Участие в политической борьбе. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Жизнь древних славян. Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.
Славянские боги и праздники. Религия древних славян. Язычество на Руси. Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Праздники и обряды.
Первые русские князья. Первые Рюриковичи. Рюрик – варяжский князь. Деятельность князя Олега. Правление Игоря. Походы князя Святослава.
Крещение Руси. Владимир Святославович. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Владимир Мономах.
 Русские летописи. Летописец и летопись. «Повесть временных лет».
Лаврентьевская и Троицкая летописи. Новгородская и Псковская летописи.
Выпуск газеты «В гостях у Клио». Оформление и защита творческих работ.
5.Календарно-тематическое планирование с определением основных
видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п Дата Содержание Основные виды деятельности обучающихся
1 Планирование работы. Геродот – «отец истории». Актуализировать знания из курсов истории древнего мира и средних веков, характеризовать источники истории, использовать информацию для формирования представлений об основных этапах истории
2 Богиня Клио раскрывает тайны. Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло.
3 Науки-помощницы истории. Составление и решение кроссвордов. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге аргументируя его, подтверждая фактами), устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.
4 Возникновение религии и искусства. Игра «Что? Где? Когда?» Выполнять задание творческого характера. Овладение навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания. Поиск информации в дополнительных источниках.
5 Древний Египет. Изготовление пирамиды. Загадка Сфинкса. Игра «расшифруй иероглифы». Решение проблемных ситуаций по командам.
Уметь выполнять задания творческого характера.
6 Великая китайская стена. Турнир «Знатоки Востока». Формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох. Решение проблемных ситуаций по командам.
7 Древняя Греция. Любимый миф. Анализ письменных источников по теме.
8 Создание книги «Боги Древней Греции». Чтение и анализ произведений Гомера/ просмотр фильма. Изготовление книги с иллюстрациями.
9 Олимпийские игры. Игра «Как это было на самом деле» - подготовка реквизита и инсценировка Олимпийских игр.
10 Древний Рим. Презентация «Армия древнего Рима». Организовывать работу в паре, группе. Уметь находть материал для оформления презентации.
11 Викторина «Древний Рим». Брейн-ринг по изученной теме.
12 Жизнь древних славян. Реконструкция событий. Анализ письменных источников по теме. Реконструировать отдельные черты жизни людей. Составлять рассказ об их жизни.
13 Славянские боги и праздники. Разучивание обрядов. Выполнять задание творческого характера. Овладение навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания.
14 Первые русские князья. Изготовление берестяной грамоты. Работа в библиотеке по поиску материалов по теме. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками. Выполнять творческое задание.
15 Крещение Руси. Презентация «Храмы Древней Руси» Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме.
16 Русские летописи. Оформление и защита творческих работ. Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме
17 Выпуск газеты «В гостях у Клио». Выполнять задание творческого характера.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение занятий
внеурочной деятельности
1. Игровые средства обучения;
2. Канцелярские принадлежности;
3. Карточки для интеллектуальных игр и викторин;
4.Кучерук И.В. Технология игрового обучения истории в школе. – Ростов-на/Д: Феникс, 2010 – 157 с.
5.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
6.Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 2006 – 176 с.
7.Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2014. – 72 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся).