Программа кружка Наследники краеведение (5-7 класс)

Пояснительная записка

Важным элементом современного процесса образования стало органичное включение в него краеведческого материала, которое делает прошлое более близким и понятным, тесно связывает его с сегодняшней жизнью. Введение в образовательный процесс исторического краеведения расширяет спектр возможностей общения обучающихся с миром культуры, тесно связывая его с современной жизнью и обеспечивая необходимый уровень социализации выпускника.
«Интеллектуальное путешествие» по родному городу и региону является оптимальной
организационной формой. В процессе «интеллектуального путешествия» важно, чтобы ребенок не просто освоил ту или иную сумму знаний, умений и навыков, а чтобы у него в принципе состоялся индивидуальный диалог с миром культуры.
«Наследники» - это образовательная программа для обучающихся среднего школьного возраста по историческому краеведению, реализуемая в форме интеллектуального путешествия по городу Тюмени.
Целью данной Программы является установление индивидуально-личностного диалога ребенка с родным городом. Главная задача курса состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, пробудить интерес и уважение к прошлому, познакомить обучающихся с основными вехами истории города, памятниками культуры, жизнью и деятельностью земляков.
Программа разработана для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа, состоит из четырех основных тематических блоков:
Тюмень историческая.
Тюмень архитектурная.
Музеи города.
Город и люди.
Под тематическим блоком мы понимаем систему учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой, внутри которой идет не механическое присоединение одного знания к другому, а логическое наращивание знаний и умений. Одной из наиболее доступных и увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом мотивации познавательной деятельности обучающихся является изучение ими истории родного города. Изучение тем Программы предполагает работу обучающихся над проектом «Экскурсия по родному городу». Ребята сами отбирают фактический материал, отрывки из документов, первоисточников, сами составляют схемы, подбирают иллюстрации, выполняют рисунки и карты, с целью разработать увлекательную экскурсию по родному городу. Совместными усилиями обучающихся, их родителей и учителя отбирается наиболее важный и типичный для истории города материал, конкретный, эмоционально насыщенный и доступный.
Большое внимание уделяется работе обучающихся с историческими источниками, как письмен-ными, так и вещественными прежде всего это документы, раскрывающие в наиболее яркой и доступной форме основные события прошлого Тюмени. Совместными усилиями подбирается наиболее важный и типичный для истории города материал, конкретный, эмоционально насыщенный и доступный. При составлении Программы использовались идеи музейной педагогики. Обучающиеся узнают о том, что такое музей и какие бывают музеи: исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, краеведческие. Ребята знакомятся с понятиями: музей, музейное собрание, фонды музея, коллекция, экспозиция, выставка, раритет, реликвия. На всех этапах Программы большое значение уделяется познавательным экскурсиям, которые дают убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность: и природа, и материальная культура. После экскурсии обучающиеся будут выполнять творческие работы. Важно дать каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в творчестве.
В рамках Программы «Наследники» будут проходить встречи с интересными людьми, что облегчит выработку форм творческого общения людей разных поколений - учителей, обучающихся и их родителей.
История жизни людей, изучение их дел, помыслов и стремлений это не только знания, но и нравственные ориентиры для подрастающего поколения. Обучающиеся будут готовить сообщения и презентации о своих предках, о семейных реликвиях и на практических занятиях знакомить одноклассников с родословным деревом своей семьи. Таким образом, ребята получат элементарные представления о генеалогии и познакомятся с техникой составления родословной.
Для детей всегда интересной остается игра. В игре познание мира облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний. Но самое важное, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих обучающихся происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Через игру можно открыть путь в культуру разных времен и народов, научить ребят переосмыслению своего настоящего через прошлое.
Программа не только знакомит с историей и культурой города, но и помогает приобретению навыков коллективного поиска, творческой самореализации личности, способствует воспитанию осознанного патриотизма. Поисковый характер Программы меняет содержание образования и обновляет средства педагогической коммуникации. Повышение мотивации обучающегося происходит через вовлечение его в интересную развивающую поисково-исследовательскую, проектно-исследовательскую деятельность. Работа проходит как индивидуально под руководством учителя, так и в творческих группах, что способствует формированию коммуникативной культуры у обучающихся.
Культурологический аспект краеведческой работы, ее воспитательный потенциал позволяют сблизить внеурочную деятельность с учебным процессом.
Программа «Наследники» создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения истории, взяв за основу логику: от близкого и понятного ребенку - вглубь времени и вширь пространства.
Методологическую основу Программы составили: культурологический подход к воспитанию Н.Е.Щурковой, гуманная педагогика Ш:А.Амонашвили, психология игры Э.Берна, психология развития Л.С.Выготского, культурно-историческая педагогика Е.А.Ямбурга, педагогика сотрудничества и коллективно-творческих дел И.П.Иванова, событийно-вероятностный характер образования А.М.Лобка Средства и методы реализации Программы подбираются и организуются так, чтобы обучающийся мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.
На начальном этапе обучения важна помощь учителя, который может научить школьников ориентироваться в исторической информации, понимать исторические тексты, хронологические таблицы, отработать навыки работы с исторической картой и историческими источниками. В процессе совместной работы пойдёт подготовка обучающихся к самостоятельному освоению и постижению исторического материала, развитие навыков работы с краеведческой литературой и периодикой. Обучающиеся получают элементарные представления о технике умственного труда.
Курс обладает развивающим характером, который способствует: активизации мыслительной деятельности, развитию навыков анализа, формированию образного мышления, эмоциональному восприятию окружающего мира. В современном постиндустриальном, информационном обществе важно развивать УУД, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации. Большое значение приобретают умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Выделяют три группы учебно-информационных умений:
-умение работать с письменными текстами
-умение работать с устными текстами
-умение работать с реальными объектами как источниками информации.
В связи с этим перед учителем стоит задача поиска новых форм и методов организации образовательного процесса. Необходимо усилить направленность образовательного процесса на развитие способностей мышления, формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности. Приоритеты: развитие у об учающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, развитию способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Содержание программы легко подвергается корректировке в соответствии с местным материалом и имеющейся литературой, а также исходя из творческих особенностей учителя





Тематическое планирование



1
Тематический блок
Количество часов

1
Тюмень историческая
10

2
Тюмень архитектурная.
« Каменная и деревянная летопись города»
12

3
Музеи города.
5

4
Знаменитые земляки
5

5
Защита творческих проектов
2


Итого
34



Программа курса

1. Тема: «Тюмень историческая» (10часов)

1.Введение
Исто
·рия - наука, изучающая жизнь людей в прошлом.
Каким образом ученые узнают о прошлом.
Исторические источники.

2.Тайны Андреевского озера
Открытие первых археологических древностей на берегах Андреевского озера (1883 г.) Образование археологического музея -заповедника ( 1983 г.)
Археологические памятники - городища, поселения, могильники, загадочные курганы.
Форма проведения: экскурсия

3. Палеонтологическая коллекция Тюменского областного краеведческого музея.
Большой сибирский мамонт, шерстистый носорог, бизон. И.Я. Словцов.( 1844 - 1907) и его коллекция сибирских древностей. Форма проведения: экскурсия

4. « И поставиша град Тюмень...»
Забытая столица Сибирского ханства. Какая она, Чимги-Тура? Расцвет и закат ханской столицы. Сибирские татары. Поход Ермака ( 1581? 1582? - исторический спор).
Основание Тюмени (1586г.) Отцы -основатели города : воеводы Василий Сукин, Иван Мясной и письменной голова Данила Чулков.
Таинственные и романтические легенды о происхождении названия города Герб города Тюмени.
Форма проведения: урок-исследование.
5.От острога к рубленому городу.Знакомство с планами города, старыми картами. Форма проведения: практическое занятие.

6.Тюмень - « преддверие Сибири» ( Н.Абрамов).
Ремесла и промыслы Тюмени, Тюмень купеческая. 19 век. Тюмень - город судостроителей и речников, торговцев и ремесленников.

7. Революционные бури.В огне гражданской. Строительство социализма. Форма проведения: просмотр и обсуждение документального фильма.

8.Годы Великой Отечественной войны ( 1941-1945 г.г.)
Форма проведения: встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками современных военных конфликтов.

9.Открытие века: нефть и газ. Форма проведения: работа в творческих группах, подготовка презентаций.

10. Круглый стол: « Тюмень: прошлое и настоящее» Круглый стол - это нетрадиционная форма проведения повторительно-обобщающего урока. На занятии обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, участия в дискуссиях, проявления инициативы. Свободный обмен мнениями способствует раскрытию личностных качеств и индивидуальных особенностей школьников, развивает коммуникабельность и толерантность.


Тема II: Тюмень архитектурная. « Каменная и деревянная летопись города» (12 часов)

1.Вводное занятие. Каменная и деревянная летопись города.
Архитектура - польза, прочность, красота.
«Язык архитектуры»: назначение (для чего построено?), конструкция ( как устроено?), форма (какое оно?).

2.Культовые архитектурные памятники на территории города. Форма проведения: тематическая лекция.
Цель тематической лекции - сформировать у школьников яркое, образное, полное представление об культовых архитектурных памятниках города Тюмени, предоставить ученикам фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе тематического блока.

3.Благовещенский собор - первый каменный храм Тюмени.
Форма проведения: интегрированный урок (история + изобразительное искусство).
Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся « мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой -высвобождаемое учебное время использовать для полноценного отдыха. Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
4.Свято- Троицкий монастырь: Троицкий собор, Церковь святых Петра и Павла. Форма проведения: экскурсия.
5.Знаменский кафедральный собор. Форма проведения: экскурсия.
6.Крестовоздвиженская церковь и церковь Михаила Архангела.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
7.« Колокола Сибири». Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Выполнение творческих работ.

8. Деревянная резьба Тюмени. Форма проведения: экскурсия
Городская деревянная архитектура второй половины XIX - начала XX веков. Художественная и историческая ценность городской деревянной архитектуры и ее декора. Резьба: объемная, пропильная, глухая.

9.Тюменские дымники. Форма проведения: работа в творческих группах, подготовка презентаций.
Дымники - предохранительные щитки на трубах домов. Искусство изготовления дымников.
Выполнение творческих работ: « Ажурные коронки на фоне сибирского неба.» ( интеграция: история + технология )


10.Современная архитектура.Проблема гармоничного сочетания старого и нового.
Форма проведения: Встреча с архитектором города Тюмени
Обзорная экскурсия по городу «Улица Республики - прошлое и настоящее.» Экскурсию проводят участники творческой группы, работающие над проектом « Экскурсия по родному городу»
Экскурсия « Фонтаны Тюмени».
Экскурсию проводят участники творческой группы, работающие над проектом « Экскурсия по родному городу»


11-12. Выполнение и защита творческих работ: Любимые уголки родного города.
( В рамках работы над проектом «Экскурсия по родному городу»)
Тема III: «Музеи города» (5 часов)
1. Что такое музей?
Музеи: исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, краеведческие.
Понятия : музей, музейное собрание, фонды музея, коллекция, экспозиция, выставка, раритет, реликвия.


2 Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я.Словцова
Коллекции сибирских древностей И.Я.Словцова - основа Тюменского музея.
И.Я.Словцов ( 1844 - 1907) - коллекционер и краевед, Н.М.Чукмалдин (1836 -1901 ) -купец и меценат. Этапы становления музея.

3-4. Филиалы Тюменского областного краеведческого музея.
Музей « Городская Дума»
Археологический музей-заповедник на озере Андреевском.
Музей «Дом Машарова»
Музей «Церковь Петра и Павла»
Музей истории дома 19-20 веков.
Музей геологии, нефти и газа.

5. 18 мая - Международный день музеев.
Форма проведения: Посещение одного из филиалов музея.

Тема IV: Знаменитые земляки (5 часов )

1. Знаменитые земляки: военные и государственные деятели, крупные ученые, героические личности, люди искусства. Форма проведения: Встреча со знаменитыми земляками

2.Генеалогия. Собственная родословная. Два варианта записи родословной: восходящий ( от потомка, составляющего родословную ко всем предкам) и нисходящий ( от общего родоначальника ко всем его потомкам). Форма проведения: индивидуальная проектно-исследовательская работа, подготовка презентаций.
Творческое задание: подготовить презентацию об одном из своих предков, о семейных реликвиях.
3-4. Лабораторные занятия. Лабораторное занятие - форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по специальной литературе и первоисточникам. При данной форме организации урока отмечается высокая степень самостоятельности учащихся в изучении новой темы. Деятельность учителя рассматривается не в качестве информатора, а как организатора и консультанта. Работа с документами.
Целью работы с документами является не простое углубление и конкретизация исторических знаний, развитие аналитических умений и навыков работы с текстом, а главное, формирование объективного, всестороннего представления обучающихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, умений самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события их последствия.

5. Семинарское занятие « Роль личности в истории»
Семинарское занятие также является формой обучения, позволяющей эффективно организовать самостоятельную работу учащихся. В отличие от других форм занятий на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в классе.

V. Защита творческих проектов (2 часа) «Экскурсия по родному городу»

Цель проекта: развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления через разработку экскурсии по городу Тюмени.
Необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Разработанная обучающимися экскурсия по родному городу, будет иметь практическое применение. Юные экскурсоводы смогут поделиться своими знаниями со сверстниками и обучающимися младших классов. Такой подход к изучению истории родного города позволяет найти разумный баланс между академическими занятиями и практическими умениями.