Программа детского объединения Солнечный город


«…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».У. ГлассерАКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о воспитании младших школьников. Основной целью деятельности современной  начальной   школы  является обеспечение целостного развития личности ребенка, формирование общих познавательных способностей и эрудиции, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию и коммуникативных умений.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, он идет в течение всей жизни.  Начальная   школа  вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная образовательная работа по формированию  детской  личности. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей.
Мы полагаем, что предпосылкой личностного развития младшего школьника может стать  детское  объединение «Солнечный город», как целостная система урочной и внеурочной деятельности.
Детское объединение является одной из форм взаимодействия учителей и обучающихся в целях совершенствования процесса обучения  и воспитания, самореализации и социализации личности в современном обществе.
В нашей школе в данное объединение входят классные коллективы начальной школы (1-4 классы).
Предлагаемая  программа  является подпрограммой воспитательной системы  школы , поскольку она является логичным дополнением и условием реализации целевой программы  развития.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование качеств личности младшего школьника, способности к самоопределению, саморазвитию и самореализации в обществе с учетом возраста, интеллекта и интересов ребенка.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для интеллектуального, нравственного, эстетического, физического самовыражения личности школьника, его развития.
Создание условий для творчества, в которых каждый ребенок находит себе дело по душе и получает возможность на практике закрепить свое отношение с окружающим миром, проявить себя, пережить радость успеха, общественного признания.
Способствование развитию у детей осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной и правовой культур.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
Содействие защите прав, достоинства и интересов детей.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
2012-2015 гг.
ПРИНЦИПЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
Деятельность ДО определяются следующими принципами:
Членом ДО «Солнечный город» может стать любой учащийся 1 – 4 классов.
Возможность проявить себя в любом деле.
Творческий союз младших школьников и педагогов.
Творческий союз младших школьников и старшеклассников.
ЗАКОНЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
Учитель открывает дверь в мир знаний, войти ты должен сам.
Разделить горе может каждый, порадоваться успехам другого может только истинный друг.
Учись видеть прекрасное в окружающем мире.
Успех не приходит сам по себе, даже если его очень ждать. Учись трудиться.
Наш край – это мы. Береги родной дом, традиции, память о погибших. Интересуйся историей школы, родного края.
В здоровом теле, здоровый дух. Занимайся спортом, физкультурой.
ДЕВИЗ : «Ни дня без доброго дела»
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Основная форма деятельности учащихся – игра, с определёнными атрибутами, символами, правилами. Данная программа реализуется в форме игры-путешествия «Путешествие в Солнечный город», где каждый участник должен пройти определенное количество дорожек (направлений программы).
Цвет Направления деятельности
Красный «Умники и умницы»
Оранжевый «Дружная семья»
Желтый «Наш край»
Зеленый «Мир природы»
Голубой «Мастера и умельцы»
Синий «Спорт»
Фиолетовый Подведение итогов
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:
«Умники и умницы» (красный)
Задачи:
Стремиться получать полноценные знания.
Развивать свои способности; проявить свои знания в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.
Пополнять своими достижениями портфолио класса и свое личное портфолио.
Критерии успешности:
Участие в районных и республиканских конкурсах, олимпиадах.
Участие в интеллектуальных играх, проводимых ИОО «Другая школа»
«Дружная семья» (оранжевый)
Задачи:
Формирование дружного классного коллектива.
Вовлечение в активную творческую деятельность.
Создание творческого союза с родителями.
Критерии успешности:
Участие в общешкольных мероприятиях.
Наибольшее количество детей, принявших участие в творческих делах.
«Наш край»(желтый)
Задачи:
Воспитание любви к родному краю.
Развитие интереса к истории школы, края.
Воспитание патриотических чувств, чтить память погибших за свободу Родины.
Критериями успешности могут быть:
Участие в школьных и городских мероприятиях патриотической направленности.
Достижения на конкурсах.
«Мир природы» (зеленый)
Задачи:
Развивать интерес учащихся к окружающему миру.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Критерии успешности:
Участие в экологических конкурсах.
Проведение экологических субботников.
Участие в Днях защиты от экологической опасности
«Мастера и умельцы»(голубой)
Задачи:
Дать возможность каждому учащемуся поверить в самих себя, в свои силы. Реализовать лучшие качества, таланты и склонности.
Создать ситуацию успеха для талантливых детей.
Критерии успешности:
Участие в творческих конкурсах.
Посещение кружков разной направленности
«Спорт» (синий)
Задачи:
Популяризация занятий физической культурой и спортом (для всех учащихся).
Поддерживать интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Отражение спортивных успехов учащихся.
Критерии успешности:
Личное участие в соревнованиях.
Участие класса в общешкольных, городских соревнованиях.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:
Программа рассчитана на 3 года, которая реализуется посредством различных форм и видов деятельности детей и взрослых.
Карта игр-путешествия вывешивается в уголке Солнечного города. Форма карты, содержание и название станций, дорожек и т.д. меняется, в зависимости от плана игры на учебный год.
В октябре дается старт игры-путешествия. Во время старта игры проговариваются условия соревнования, этапы игры, сроки проведения мероприятий, презентуются экипажи, вступающие в игру.
Координация действий команд на протяжении всей игры, управление игрой проводится при активном участии членов Детского Актива (Солнечный Город).
На итоговом этапе игры подводятся итоги, анализируется участие команд, происходит награждение активных участников игры.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Для создания ситуации успешности и соревновательного момента создается «Экран успеха», где все достижения классов и лично каждого учащегося выставляются в баллах. Дорожки экрана расцвечены соответственно цветам радуги.
За участие в городских, областных и прочих конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
1 место – 5 баллов
2 место – 4 балла
3 место – 3 балла.
За участие в школьных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
1 место – 4 балла
2 место – 3 балла
3 место – 2 бала.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
2012-2013 учебный год – подготовительный этап; начало реализации программы.
2013-2014 учебный год – реализация программы, корректировка программы.
2014-2015 учебный год – анализ реализации данной программы, определение перспектив дальнейшей деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В ходе реализации данной программы должны сформироваться следующие основные качества личности:
устойчивый интерес к учению;
наблюдательность;
инициативность;
самоуважение, уверенность;
эстетическое восприятие природы и человека;
привычка заботиться о своем здоровье;
толерантность при общении и взаимодействии с одноклассниками, взрослыми.