Электронное учебное пособие по ПМ01


СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc348134249 \h 41 Анализ источников по теме исследования PAGEREF _Toc348134250 \h 71.1 Анализ ФГОС НПО по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» PAGEREF _Toc348134251 \h 71.2 Анализ рабочей программы по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» PAGEREF _Toc348134252 \h 91.3 Анализ литературных и интернет источников PAGEREF _Toc348134253 \h 141.4 Электронное учебное пособие PAGEREF _Toc348134254 \h 201.4.1 Понятие об электронном учебном пособии PAGEREF _Toc348134255 \h 201.4.2 Основные этапы разработки электронного учебного пособия PAGEREF _Toc348134256 \h 241.4.3 Принципы разработки электронного учебного пособия PAGEREF _Toc348134257 \h 262 Описание электронного учебного пособия PAGEREF _Toc348134258 \h 322.1 Педагогический адрес PAGEREF _Toc348134259 \h 322.2 Структура электронного учебного пособия PAGEREF _Toc348134260 \h 322.3 Технология создания электронного учебного пособия PAGEREF _Toc348134261 \h 342.4 Интерфейс электронного учебного пособия PAGEREF _Toc348134262 \h 352.5 Навигация PAGEREF _Toc348134263 \h 362.6 Требования к программному и аппаратному обеспечению при работе с электронным учебным пособием PAGEREF _Toc348134264 \h 462.7 Методические рекомендации к электронному учебному пособию PAGEREF _Toc348134265 \h 46Заключение PAGEREF _Toc348134266 \h 51Список использованных источников PAGEREF _Toc348134267 \h 53Приложение PAGEREF _Toc348134268 \h 56
ВведениеБурное развитие информационных технологий обусловило необходимость выработки новых подходов к решению проблем автоматизации деятельности различных организаций.
В настоящее время многие проблемы использования компьютеров в обучении так и не разрешены. Причины этого, на наш взгляд, кроются во-первых, в быстром росте технических возможностей вычислительной техники, во-вторых, в консервативности методических подходов к использованию компьютерных технологий, понимаемой нами как частный случай общей большей инерционности института образования в сравнении с технико-технологическими институтами общества, выразившейся в не разработанности ряда аспектов проектирования и использования в учебном процессе ППС.
На сегодняшний день существует достаточно много обучающих программ психологически и дидактически отстраненных от предмета и субъекта обучения. Современный рынок обучающих программ, сюда можно отнести и информационные сайты сети Интернет, представляет собой очень разношерстные продукты самого разного качества, уровня сложности и стоимости. Число разработок с каждым годом возрастает, ставя перед педагогом и студентом вопрос, что же выбрать, как выбрать и как применять то, что действительно необходимо для получения качественного профессионального образования.
Стремительный рост информационных технологий повлек за собой появление таких методов и средств обучения, как дистанционное образование, электронные учебники, системы компьютерного тестирования, автоматизированные обучающие системы, электронные энциклопедии и др. Использованию информационных технологий в учебном процессе посвящено достаточно много публикаций, научных исследований, разработок.
Основная часть исследований направлена на изучение условий, при которых внедрение в учебный процесс информационных технологий будет дидактически эффективно и полезно, а затем на примерах разработанных электронных учебников или методик использования стандартных программ доказывается эта эффективность. Таким образом, практически в каждом крупном вузе имеются разработанные коллективами сотрудников электронные материалы по различным дисциплинам.
При создании электронных материалов обычно формулируются педагогические требования, которым эти разработки должны удовлетворять. Во главу, конечно же, ставятся дидактические принципы обучения, а также видение использования в учебном процессе педагога, применяющего их.
Актуальность данной работы вытекает из противоречия между наличием большого объема теоретического и практического материала, необходимого для изучения профессионального модуля и нехватки отведенного времени, на ее изучение в рамках аудиторных часов. Решение сложившегося противоречия позволит создание электронного учебного пособия по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций», в котором будет собраны теоретические, практические материалы и тестовый контроль.
Объект исследования – процесс обучения учащихся специальности 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Предмет исследования – электронное учебное пособие профессионального модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций».
Цель работы – разработать электронное учебное пособие по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций».
Задачи работы:
Проанализировать литературные источники по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций», с целью формирования и структурирования содержания учебного пособия.
Спроектировать структуру электронного учебного пособия.
Спроектировать интерфейс электронного учебного пособия.
Реализовать тестовый контроль
Реализовать электронное учебное пособие и наполнить его содержанием с учетом структуры рабочей программы по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций».

1 Анализ источников по теме исследования1.1 Анализ ФГОС НПО по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее – ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию [21].
Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»:
На базе среднего (полного) общего образования – 10 месяцев, а на базе основного общего образования – 2 года 5 месяцев.
Обучающийся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям) готовится к следующим видам деятельности:
Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций. Проверка и наладка электрооборудования. Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.
ПК. 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.
ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.
1.2 Анализ рабочей программы по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций»Анализ рабочей программы по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций»[14].
Область применения программы.
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника»:
Профессиональный модуль включает в себя: лекционные занятия, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельную работу обучающегося, учебную и производственную практики. Практические занятия нацелены на освоение общих и профессиональных компетенций.
Профессиональный модуль «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» содержит два раздела:
Раздел 1. Выполнение слесарно-сборочных и электромонтажных работ.
Раздел 2. Выполнение работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций.
Учебник «Технология электромонтажных работ» Сибикин Ю.Д. [15] посвящен техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования. Цель данного учебного пособия – помочь учащимся освоить профессиональные компетенции.
Обучающийся, с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ с применением безопасных приемов труда на территории предприятия и в производственных помещениях;
проведения подготовительных работ для сборки электрооборудования;
сборки по схемам приборов, узлов и механизмов электрооборудования;
уметь:
пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;
выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты;
выполнять соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей различными способами (болтовыми, пайкой, сваркой, опрессовкой);
выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплексных трансформаторных подстанций;
выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий;
выполнять расчёты и эскизы, необходимые при сборке изделия;
читать электрические схемы различной сложности;
выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей;
ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом;
выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов;
применять безопасные приемы ремонта;
контролировать выполнение заземления, зануления;
знать:
слесарно-сборочные операции, их назначение;
приемы и правила выполнения операций;
рабочий (слесарно-сборочный инструмент и приспособления), их устройство назначение и приемы пользования;
способы соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей;
требования безопасности выполнения слесарно-сборочных работ;
требования безопасности выполнения электромонтажных работ;
технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта электрооборудования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 356 часов, в том числе;
максимальной учебной нагрузки обучающихся –140 часов;
включая обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 100 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 40 часов;
учебной и производственной практики – 216 часов.
Условия реализации рабочей программы профессионального модуля.
Выполнение требований к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Охрана труда»; лаборатории информационных технологий; мастерских «Слесарно-механическая», «Электромонтажная».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Охрана труда»:
доска информационная;
витрина стеклянная для демонстрации средств индивидуальной защиты;
комплект плакатов по охране труда;
технические средства обучения;
проектор мультимедийный;
экран настенный;
компьютерное автоматизированное рабочее место.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории информационных технологий:
компьютерное автоматизированное рабочее место;
интерактивная доска;
технические средства обучения;
проектор мультимедийный.
Оборудование мастерской «Слесарно-механическая» и рабочих мест мастерской:
верстак слесарный одноместный с тисками, плоскошлифовальный станок, станок настольный сверлильный, станок заточной двухсторонний, комплект средств индивидуальной защиты, набор слесарных инструментов, набор измерительных инструментов, приспособления, заготовки для выполнения слесарных работ, динамические макеты по выполнению слесарных работ, съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, трос), механическая лебедка, крюки;
плакаты по технике безопасности (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные плакаты);
плакаты по выполнению слесарных операций.
Оборудование мастерской «Электромонтажная» и рабочих мест мастерской:
верстак слесарный одноместный с тисками, верстак с трубоприжимом, газовоздушная горелка с насадкой, трансформатор сварочный с комплектом инструмента и приспособлений (или сварочный аппарат, сварочный выпрямитель), стол для электромонтажных работ;
силовой шкаф с электрооборудованием управления асинхронным электродвигателем (стенд), стенд для сборки электрических схем освещения, стенд испытательный с напряжениями на зажимах 12, 36, 220, 380 В;
комплект защитных средств, набор электромонтажного инструмента, электроизмерительные приборы;
низковольтное электротехническое оборудование, пускорегулирующая аппаратура;
натуральные образцы: монтажные провода и кабели, открытая электропроводка плоскими проводами, проводка на изоляторах; светильники и источники света, электродвигатель (разборный и в сборе), электрические аппараты;
стенды: пооперационная разделка кабеля, способы соединения медных и алюминиевых жил проводов, кабелей;
комплект плакатов;
макеты: командоаппараты в разрезе, контакторы в разрезе, реле различных видов в разрезе;
натуральные образцы;
стенды: электрические цепи и основы электроники, электрические аппараты, стенд-схема управления электродвигателем.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Инструменты для опрессовки медных наконечников и гильз: пресс-клещи ПК-3, РК-4; пресс ручной механический РМП-9, РМП-22М, комплект защитных средств; набор электромонтажного инструмента; электроизмерительные приборы, съемник, электродвигатель, генератор.
1.3 Анализ литературных и интернет источниковКнига Покровский Б.С. «Справочник ремонтника» Учебник для начального профессионального образования [11].
Приведены теоретические основы слесарных операций, а также методов станочной обработки, которые позволяют заменить трудоемкий ручной труд механизированным. Даны сведения об обрабатываемых и инструментальных материалах, методах и правилах выполнения слесарных работ, критериях выбора приспособлений и инструментов, режимах резания, методах контроля качества обработки и контрольно-измерительных инструментах, правилах их выбора и применения. Рассмотрены наиболее часто встречающиеся при выполнении слесарных и станочных работ дефекты, причины их возникновения и методы предупреждения.
Книга Нестеренко В.М. «Технология электромонтажных работ» Учебное пособие для начального профессионального образования [8].
Приведены материалы по курсу «Технология электромонтажных работ» для подготовки рабочих по специальностям электротехнического профиля. Особое внимание уделено межпредметным связям и теоретическому объяснению наиболее сложных вопросов и тем. Может использоваться для учащихся учреждений начального профессионального образования электротехнического профиля, а также слушателей курсов переподготовки незанятого населения, преподавателей и мастеров производственного обучения.
Книга Журавлева JI.B. «Электроматериаловедение» учебник для начального профессионального образования [2].
В учебнике рассмотрены основные свойства различных видов электро- радиоматериалов, используемых в производстве радиоэлектронной аппаратуры: проводников, полупроводников, диэлектриков, магнитных материалов. Изложены основы физических явлений, происходящих в них, требования, предъявляемые к этим материалам, и области их применения.
Книга Костенко Е.М. «Практическое пособие для электромонтера» [4].
В книге изложена технология монтажа, технического обслуживания и ремонта электрооборудования на промышленных предприятиях. Рассмотрены вопросы выбора электродвигателей, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, проводов и кабелей. Пояснены принципы действия наиболее распространённых бытовых приборов, приведены их характеристики. Рассмотрены правила обращения с квартирной электропроводкой и бытовыми приборами. Даны рекомендации по экономии электроэнергии и предотвращению опасности поражения электрическим током.
Книга Покровский Б.С. «Основы слесарного дела рабочая тетрадь» учебное пособие для начального профессионального образования [10].
Рабочая тетрадь предназначена для изучения предмета «Основы слесарного дела» и является частью учебно-методического комплекта по профессии «Слесарь».
В рабочей тетради отражены основные темы курса «Слесарная обработка металла», изучаемые при подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Слесарь». Представленные материалы развивают мышление, способствуют закреплению теоретического материала, прививают умение получать необходимые знания с помощью справочной литературы. Тетрадь помогает самостоятельно проработать ту или иную тему и принять правильное решение в процессе практических занятий.
Книга Сибикин Ю.Д. «Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий» учебник для начального профессионального образования [16].
Рассмотрены причины повышенной опасности при работе с электроустановками, используемые средства электрозащиты, требования стандартов ССБТ и действующие правила безопасности, а также организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасное производство работ персоналом, обслуживающим и ремонтирующим электрооборудование промышленных предприятий.
Книга Соколова Е.М. «Электрическое и электромеханическое оборудование: Общепромышленные механизмы и бытовая техника: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования» [19].
Рассмотрено электрооборудование кранов, подъемников, конвейеров, вентиляторов, насосов и компрессоров, составляющих группу общепромышленных механизмов. Приведены характеристики электрических машин и аппаратов, применяющихся в электрооборудовании этих механизмов. Описано электрооборудование бытовых механизмов, приведены схемы управления кухонных электромеханических приборов, пылесосов, стиральных машин, электроинструментов.
Книга Покровский Б.С., Скакун В.А. «Сборник заданий по специальной технологии для слесарей: Учеб. пособие для нач. проф. Образования» [12].
Сборник содержит контрольные вопросы и задания по основным темам профессиональной подготовки слесарей (слесарные, слесарно-сборочные, слесарно-ремонтные и слесарно-инструментальные работы).
Разработан для учащихся учреждений начального профессионального образования. Может быть использовано при подготовке рабочих на производстве.
Книга Кудрин Б.И., Минеев А.Р. «Электрооборудование промышленности : учебник для студ. высш. учеб. заведений» [6].
Рассмотрено электрооборудование различных отраслей промышленности, включая машиностроение и металлообработку, металлургию, химию, общепромышленное электрооборудование, электрооборудование для повышения качества жизни населения и др. Освещены проблемы диагностики, ремонта и повышения эффективности использования электрооборудования и электроэнергии.
Разработана для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно инженерным работникам, занимающимся проектированием, монтажом, эксплуатацией и ремонтом электрооборудования.
Рабочая тетрадь Прошин В.М. «Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике: учеб. пособие для нач. проф. образования» [13].
Приведены формы протоколов испытаний и отчетов по 20 лабораторно-практическим работам, охватывающим основные разделы общей электротехники. Разработан для учащихся учреждений начального профессионального образования.
Книга Нестеренко В. М., Мысьянов А.М. «Технология электромонтажных работ: учеб. пособие для учреждений нач. проф. Образования» [9].
Приведены материалы по курсу «Технология электромонтажных работ» для подготовки рабочих по специальностям электротехнического профиля.
Особое внимание уделено межпредметным связям и теоретическому объяснению наиболее сложных вопросов и тем.
Учебное пособие может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.01. «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» (МДК.01.01) по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям).
Разработано для учащихся учреждений начального профессионального образования электротехнического профиля, а также слушателей курсов переподготовки незанятого населения, преподавателей и мастеров производственного обучения.
Книга Котеленец Н.Ф., Акимова Н.А., Антонов М.В. «Испытания, эксплуатация и ремонт электрических машин: Учебник для вузов» [5].
В учебнике рассмотрены вопросы организации и обеспечения испытаний электрических машин и трансформаторов, в том числе проблемы автоматизации испытаний, а также хранение, монтаж и техническое обслуживание электрических машин и трансформаторов. Проанализирована нагрузочная способность трансформаторов. Приведены методы определения электрических и неэлектрических величин при испытаниях, включая измерение шумов и вибраций; организационная структура и методика планирования электроремонтного производства; разработка типовых технологических процессов ремонта оборудования и объем его послеремонтных испытаний.
Статья Ермакова Д.С., Шульмина А.С., Шульминой Р.В. «Технические и психолого-педагогические требования к разработке электронных учебных пособий» [1].
Рассказывает о том, что электронное обучение является инновационной областью педагогической теории и практики, и при проектировании электронных средств обучения необходимо различать технические новшества и педагогические.
Представлен перечень технических и психолого-педагогических требований к разработке электронных учебных пособий, а также их функциональные и структурные характеристики.
В статье лаконичным образом предъявлен набор характеристик электронного учебного пособия, который, по мнению авторов статьи, является оптимальным.
Яблоковым А.Е. в «Обзоре электронных учебных пособий» [25] указано основное назначение электронного учебника, приведены примеры двух электронных учебников.
Далее приводятся «Рекомендации по созданию электронного учебника» авторов Зиминой О.В., Кириллова А.И. [3]. Они содержат основные понятия, связанные с электронным учебником (в том числе, и понятие электронного учебного пособия).
Есть раздел регламентирующих материалов, содержащий названия законов, ГОСТов, приказов и приложений, имеющих отношение к электронным изданиям.
Рассматриваются задачи, решаемые с помощью применения электронных учебников. Приводятся основные этапы разработки электронного учебника, методические рекомендации по его разработке. Указывается необходимость подготовки методического, аппаратного и программного обеспечения электронного учебника.
Данная статья будет полезна, в первую очередь, преподавателям учебного заведения, на сайте которого она размещена, если те решат создавать свои электронные учебники или учебные пособия.
Урок «Обучающие электронные дидактические материалы. Электронные учебные пособия» в рамках дистанционного курса «Создание электронных дидактических материалов» Зартиновой Л.А. состоит из четырех разделов:
1.Понятие электронного учебного пособия.
2.Требования к электронному пособию.
3.Этапы проектирования электронного учебного пособия.
4.Возможности программной среды «Конструктор сайтов» для создания электронного учебного пособия.
Второй раздел делится на темы «Требования к структуре электронного пособия» и «Требования к техническому исполнению».
Из этого урока можно почерпнуть сведения о том, чем отличается электронное учебное пособие от обычного (бумажного) учебника. Здесь дается информация о требованиях к навигации, к техническому исполнению. Рассказывается о роли цвета в электронном учебном пособии.
1.4 Электронное учебное пособие1.4.1 Понятие об электронном учебном пособии
Возможности информационных и телекоммуникационных технологий резко возросли и расширились с появлением глобальной сети Интернет и ее проникновением во все сферы деятельности человека, к числу которых относится и сфера образования.
Информационные технологии обучения (ИТО) – это совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности [7].
На современном этапе развития образования быстрыми темпами происходит внедрение электронных средств в учебный процесс. Одним из разновидностей таких средств является электронное учебное пособие.
Из разных источников следуют следующие определения электронного учебного пособия [18]:
Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
Должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно – практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области, должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.
Пособие, как электронное, так и печатное, имеет общие признаки, а именно [24]:
учебный материал излагается из определенной области знаний;
этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;
материал излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.
К отличительным особенностям электронных учебных пособий по сравнению с бумажными можно отнести следующие [24]:
Каждый печатный учебник рассчитан на определенный исходный уровень подготовки обучающихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещен на одном лазерном компакт – диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.
Наглядность в электронном учебном пособии значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.
Электронный учебное пособие обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Такое пособие позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.
Электронные пособия являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.
Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебные пособия могут иметь различную структуру.
К дополнительным особенностям электронных учебных пособий можно отнести:
возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;
развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;
возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;
полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.
В процессе обучения достижение понимания обеспечивается использованием различных форм представления понятия через целенаправленную организацию знаково-символической деятельности обучающихся. В некоторых случаях не представляется возможным проведение натурного демонстрационного эксперимента (дорогое оборудование, значительная длительность процесса, опасность проведения эксперимента и т.п.), и преподаватель испытывает сложности с наглядным представлением изучаемых объектов, процессов или явлений. В данном случае целесообразно использовать современные информационные технологии (компьютерная трехмерная графика и компьютерное моделирование), средства мультимедиа, позволяющие виртуально воссоздать исследуемый объект или процесс для проведения экспериментов с ним или же создания наглядного образа. Использование компьютерных средств обучения одновременно будет способствовать развитию абстрактного мышления обучающихся и повышению познавательного интереса к учебной деятельности.
Проведенные в колледжах статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому студенту, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности [17].
1.4.2 Основные этапы разработки электронного учебного пособияК основным этапам разработки электронного учебного пособия можно отнести [24]:
Выбор источников.
Заключение договоров с авторами о праве на переработку.
Разработка оглавления и перечня понятий (индекса).
Переработка текстов в модули по разделам и создание Help.
Реализация гипертекста в электронной форме.
Разработка компьютерной поддержки.
Отбор материала для мультимедийного воплощения.
Разработка звукового сопровождения.
Реализация звукового сопровождения.
Подготовка материала для визуализации.
Визуализация материала.
Подготовка к эксплуатации.
Рассмотрим содержание каждого этапа [3].
На первом этапе разработки электронного учебного пособия целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые:
наиболее полно соответствуют стандартной программе;
лаконичны и удобны для создания гипертекстов;
содержат большое количество примеров и задач;
имеются в удобных форматах (принцип собираемости).
На втором этапе заключения договоров из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.
На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух или трехуровневый индекс).
На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.
Таким образом, подготавливается проект гипертекста для компьютерной реализации.
На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.
В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное электронное издание и называют электронным учебным пособием. Оно практически не имеет шансов на коммерческий успех, потому что студенты не будут его покупать.
На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера.
В результате создается работающее электронное учебное пособие, которое обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей.
Теперь электронное учебное пособие готово к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.
На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.
На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.
На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.
На этом заканчивается разработка электронного учебного пособия и начинается его подготовка к эксплуатации, включающая тестирование и написание инструкций по использованию. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации может предполагать некоторые коррекции его содержательного и мультимедийного компонента.
1.4.3 Принципы разработки электронного учебного пособияВ ходе создания электронных средств обучения, необходимо придерживаться общих принципов построения ресурса [20].
К ним можно отнести [18]:
1.Модульность. Весь учебный материал разбивается на несколько, по возможности автономных, модулей, каждый из которых делится на более мелкие учебные единицы, содержащие учебные элементы. Такое структурирование материала позволяет изучать его шаг за шагом, концентрируя внимание каждый раз на отдельном учебном элементе или учебной единице.
2.Наличие и четкость определения учебных целей. Учебная цель – это то, что мы желаем и можем в процессе обучения изменить в интеллектуальном, а значит, и в профессиональном потенциале обучаемого. Это означает, что гарантируется овладение новыми знаниями, умениями и навыками или совершенствование уже имеющихся.
3.Учебная цель должна быть, прежде всего, реалистичной, т.е. такой, чтобы ее можно было достичь. Во-вторых, она должна быть измеримой, т.е. такой, чтобы можно было убедиться, что она достигнута, и оценить, насколько она достигнута. В-третьих, учебная цель должна быть конкретной, т.е. такой, чтобы способствовать достижению вполне определенных результатов.
4.Учебная цель первого, самого низкого уровня, дать обучаемому знания. Следующая по уровню учебная цель – научить применять эти знания, т.е. трансформировать их в умения. И, наконец, высшая ступень, привить обучаемому профессиональные навыки. В соответствии с этой классификацией и должно осуществляться «конструирование» электронного учебника.
5.Нужно довести эти цели до обучаемых, указывая, на что направлена данная учебная единица или данный учебный элемент, и, перечисляя, что будут знать, уметь и какие навыки приобретут обучаемые, работая с этой учебной единицей или элементом.
6.Самодостаточность. Этот принцип означает, что электронное учебное пособие должно быть подготовлено таким образом, чтобы позволить обучающимся достичь поставленных учебных целей без привлечения дополнительных информационных источников.
7.Когнитивность. Содержание каждой учебной единицы и каждого учебного элемента должно стимулировать познавательную активность обучаемого, пробуждать его мысль, побуждать его к активным действиям, формировать у обучаемого тягу к дальнейшему изучению материала. Здесь должен быть задействован весь арсенал средств, мотивирующих обучение.
8.Ориентация на самообучение. Если традиционная модель обучения строится по принципу «вокруг преподавателя», то модель самообучения, наоборот, реализует принцип «вокруг обучающегося». Важную роль здесь играют последовательность изложения материала, стиль, язык, иллюстрации, средства активизации познавательной деятельности.
9.Последовательность. Существует много принципов построения учебного материала, знакомых нам из традиционных методов обучения: от знакомого материала к незнакомому; от конкретных примеров к общему принципу; от общих принципов к конкретным примерам; принцип внутренней логики; иерархический; хронологический.
10.Удобным инструментом при изучении материала электронного учебника являются гиперссылки. Ими называют выделенные в тексте слова. Текст с такими ссылками – это гипертекст. Преподаватель с помощью гиперссылок может подсказывать учащемуся индивидуальную траекторию обучения, отсылать для расшифровки специальных терминов в глоссарий, ссылаться при решении задач на описанную ранее теорию или алгоритм. В гипертексте легко организовать возврат в то место текста, где была сделана ссылка.
11.Стиль. Для общения с учащимися через компьютер наиболее приемлем разговорный стиль, потому что разговорная речь является основным каналом коммуникации людей. Электронное учебное пособие должно напоминать разговор преподавателя со студентом, когда адресуются всего к одному – единственному слушателю или хотя бы к малой группе людей.
12.В электронном учебном пособии, поскольку оно служит самоучителем, нужно кратко и четко формулировать заголовки. Должны быть определены ранги заголовков, выбраны размеры для разных типов заголовков, шрифты и их местоположение в тексте. Важна правильная рубрикация всех используемых в модуле материалов, выделение с помощью шрифтов или специальных приемов таблиц, формул, примеров, выводов.
13.Язык. Разговорный стиль автоматически предполагает использование разговорного языка. Желательно использовать активные глаголы, избегать длинных предложений и многосложных слов. Не нужно применять жаргонные термины и слова. Любые, даже общепринятые, сокращения первый раз необходимо расшифровывать. Писать текст нужно более простым языком.
14.Иллюстрации (таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, фотографии и т.п.) являются самостоятельными наглядными элементами обучения. Поэтому нецелесообразно объяснять учащемуся подробно то, что изображено на графике, диаграмме, схеме. Лучше попросить его изучить эти рисунки и затем ответить на некоторые вопросы. Одна хорошо подготовленная иллюстрация иногда обучает более эффективно, чем несколько страниц текста.
15.Практические материалы. Очень важно, чтобы учащиеся имели возможность проводить различные вычисления, решать какие-либо проблемы, заниматься практическими упражнениями. Большую роль в этом играют мультимедийные учебные элементы, которые позволяют активно вовлекать человека в процесс обучения, внести в него разнообразие, указать на ключевые аспекты учебной единицы, дать практические подходы к решению актуальных проблем и реальных жизненных ситуаций. Следует иметь в виду, что практические действия являются ключевыми элементами обучения, именно через них обучающиеся будут способны повторять затем то, чему они обучились, решать конкретные практические задачи, т.е. применять изученный материал в реальных рабочих условиях.
16.Тренажерные элементы. Они вставляются в электронный учебник для привития обучаемому навыков в конкретной области знаний.
17.Мультимедийные приложения. Использование в учебном модуле кроме текста и графики звука, фотографий, анимации, видеофрагментов и т.п. позволяет усилить эффективность обучения, может явиться мощным дидактическим приемом, способствующим достижению учебных целей.
18.Одним из мощнейших способов демонстрации различных процессов, безусловно, является анимация (мультипликация), которая может быть выполнена средствами компьютерной графики, либо мультипликация, сделанная средствами кино и видеотехники. «Живое» видео (запись процесса или события) обеспечивает учащемуся доступ со своего рабочего компьютера на рабочие площадки, к монтажным инструментам, в сердце механизма и т.д.
19.Интерактивность. Для электронного учебника это понятие означает активное взаимодействие обучаемого с электронным учебным материалом. Для этого учебные материалы должны быть «настроены» на «диалог» с обучаемым. Этот диалог должен вестись по ходу изучения всего материала.
20.Способов построения диалоговых компьютерных систем существует довольно много. Речь идет не обязательно о сложных диалоговых системах, скорее даже наоборот, о множестве простейших ее элементов (подсказка при ответе учащегося на сформулированный вопрос; возможность изменения им параметра процесса, изображенного на рисунке, с последующим наблюдением за изменением самого процесса или его характеристик и т.п.). Чем больше существует возможностей «управлять» учебным материалом, тем активнее обучаемый участвует в диалоге, тем выше интерактивность.
21.Введение интерактивности в электронный учебник позволяет поддерживать способность к самообучению на самом высоком уровне.
22.Наличие оценки прогресса в обучении. Любому человеку свойственно интересоваться, насколько он продвинулся в деле, которое выполняет. То же относится к учебе. Учащемуся важно иметь какие-то индикаторы его успеха. Таким индикатором могут стать его ответы на вопросы, задания и тесты для самопроверки знаний. Поэтому каждая учебная единица должна сопровождаться тестирующими материалами. Результатом самопроверки знаний (т.е. индикатором успеха, прогресса в обучении) являются итоги тестирования или самотестирования.
23.Наличие элементов сопровождения. К таким элементам, например, относятся глоссарий, различные справочные материалы, оглавления, указатели, списки библиографических источников, сведения о необходимых предварительных знаниях, инструкции и т.п.
24.Наличие удобного и дружественного интерфейса. Взаимодействие обучаемого с учебным материалом осуществляется посредством интерфейса. Под ним в электронном учебном пособии понимается оформление экрана дисплея, на котором учебные материалы предстают перед учащимся.
Изображение на экране не должно содержать ничего лишнего, не относящегося к учебной деятельности, осуществляемой в данный момент, а информация содействовать немедленному доступу к любому элементу учебного модуля. Интерфейс учебного модуля должен быть интерактивным, т.е. чтобы обучающемуся была понятна реакция на любое его обращение. Навигация должна осуществляться правильной расстановкой указателей маршрута перемещений по учебному модулю.
Таким образом, соблюдение данных принципов при создании электронного учебного пособия позволяет создать качественный продукт.
2 Описание электронного учебного пособия2.1 Педагогический адресРазработанное электронное учебное пособие профессионального модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» предназначена для обучения студентов специализации по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
2.2 Структура электронного учебного пособияЭтап проектирования является очень важным в создании информационной системы. Созданная на этом этапе модель, позволяет определиться с оптимальным вариантом будущей структурой электронного учебного пособия.
Для разметки web – страниц используется язык гипертекстовой разметки HTML. На сегодняшний день HTML является универсальным средством разметки гипертекста для публикации в сети Интернет. Написание web – страниц на HTML не требует интерпретации исходного кода в двоичный код, т.к. он свободно интерпретируется любым браузером.
В рамках данной дипломной работы разработана следующая структура электронного учебного пособия, которая представлена на (рисунке 1).
В разделе «Главная», дано описание электронного учебного пособия и краткий обзор того, что включает в себя профессиональный модуль «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций», а также входят следующие разделы; методические рекомендации для преподавателя; методические рекомендации для обучаемого; список литературы.

Рисунок 1 – Структура электронного учебного пособия
Раздел «Теоретический материал» разделён на 3 темы, согласно рабочей программе.
Тема 1.1. Особенности выполнения слесарных работ.
Тема 1.2. Технология слесарно-сборочных работ.
Тема 1.3. Технология электромонтажных работ.
Из любой темы «Теоретический материал» можно перейти к практическому занятию по данному разделу, а также к следующей теме.
Раздел «Практикум» включает в себя 14 практических работ, а также инструктаж при работе со слесарным инструментом и инструктаж по электробезопасности.
Раздел «Тест» включает в себя 8 тестов разработанные в «Macromedia Flash 8» соответствующие темам.
Раздел «Глоссарий» включает в себя узкоспециализированные термины.
2.3 Технология создания электронного учебного пособияВ пособии присутствует достаточно большой объём тестовых заданий, для создания и обработки которых приходилось пользоваться специальной программой, например, такой, как Macromedia Flash 8 (рисунок 2). Программа представляет собой мультимедийную платформу для создания веб – приложений или мультимедийных презентаций. Широко используется для создания рекламных баннеров, анимации, игр, а также воспроизведения на веб – страницах видео и аудиозаписей. Например, SWF – файлы можно просматривать с помощью свободных плееров, а FLV – файлы воспроизводятся через мультимедийный проигрыватель.
Для создания Web – фона, обрезки, ретуши и корректировки фотографий в учебном пособии использовалась программа Adobe Photoshop CS5 (рисунок 3).

Рисунок 2 – Пример использования Macromedia Flash 8

Рисунок 3 – Пример использования Adobe Photoshop CS5
2.4 Интерфейс электронного учебного пособияТак как основной задачей электронного учебного пособия является предоставление информации, следовательно, в интерфейсе не должно быть отвлекающих символов: яркие цвета, анимация.
При определении цветовой гаммы были подобранны такие цвета, которые не бросаются в глаза и хорошо гармонируют друг с другом. За основные цвета были приняты темные оттенки, как наиболее спокойные, текстовое содержание на бежевом фоне, как наиболее привычный и читабельный.
Электронное учебное пособие открывается запуском файла index.html.
При загрузке главной страницы пользователь видит главное меню, представленное на рисунке 4.

Рисунок 4 – Вид интерфейса электронного учебного пособия
2.5 НавигацияСверху располагается рисунок и название электронного учебного пособия. По горизонтали располагается навигационная панель для быстрого перехода к разделам (рисунок 5), главная, теоретический материал, практикум, тест и глоссарий с выпадающими подразделами (рисунок 6). Панель занимает не больше ¼ страницы. Остальное место отведено для основного материала.

Рисунок 5 – Вид меню навигации разделов

Рисунок 6 – Вид меню с выпадающими подразделами
Меню создано для выбора интересующих пользователя видов разделов и имеет в своем составе 5 разделов:
раздел «главная» выводит в основную часть экрана описание электронного учебного пособия и краткий обзор того, что включает в себя профессиональный модуль (рисунок 9) и разделы: методические рекомендации для преподавателя и обучающегося (рисунок 7), список литературы (рисунок 8);
раздел «теоретический материал» выводит в основную часть экрана содержание с темами, все темы связаны гиперссылками (рисунок 10), переход между темами осуществляется внизу окна гиперссылками (рисунок 12);
раздел «практикум» выводит список доступных практических работ с гиперссылками для выбора практической работы соответствующей тематики (рисунок 13);
раздел «тест» выводит на экран список тестовых заданий с гиперссылками для выбора соответствующей тематики (рисунок 17);
раздел «глоссарий» выводит список узкоспециализированных терминов (рисунок 20).

Рисунок 7 – Вид разделов

Рисунок 8 – Вид списка литературы

Рисунок 9 – Описание электронного учебного пособия
Теоретический материал – вход в содержание теоретического материала позволяет выбрать тему (рисунок 10), при этом на экран выведутся гиперссылки на 24 под темы (рисунок 11).
Типичные дефекты при выполнении разметки, причины их появления и способы предупреждения.
Типичные дефекты при рубке, причины их появления и способы предупреждения.
Типичные дефекты при правке, причины их появления и способы предупреждения.
Типичные дефекты гибки, причины их появления и способы предупреждения.
Типичные дефекты при резании металла, причины их появления и способы предупреждения.
Типичные дефекты при опиливании металла, причины их появления н способы предупреждения.
Типичные дефекты при обработке отверстий, причины их появления и способы предупреждения.
Типичные дефекты при нарезании резьбы, причины их появления и способы предупреждения.
Правила безопасности труда.
Основные правила резания листового металла толщиной до 0,7 мм ручными ножницами.
Основные правила резания листового и полосового материала рычажными ножницами.
Основные правила резания труб труборезом.
Слесарно-сборочные операции, их назначение.
Рабочий и контрольно-измерительный инструменты.
Технологическая документация на сборочные процессы.
Разъемные соединения деталей.
Неразъемные соединения деталей.
Техника безопасности при выполнении слесарно-сборочных работ.
Техническая документация и порядок организации при электромонтажных работах.
Инструмент, приспособления, материалы(виды, назначение, применение).
Монтаж электропроводок.
Техника безопасности при работе с электричеством.
Правила пользования электромонтажными механизмами и инструментами.
Первая помощь при поражении электрическим током.

Рисунок 10 – Вид содержания теоретического раздела

Рисунок 11 – Вид теоретического материала под темы

Рисунок 12 – Вид переходов между темами
Практикум – включает в себя 14 практических работ (рисунок 13 – 14), а также инструктаж при работе со слесарным инструментом и инструктаж по электробезопасности (рисунок 15 – 16).
Практическая работа №1 «Разметка плоскостная кривыми линиями».
Практическая работа №2 «Рубка металла».
Практическая работа №3 «Резание металла ножницами и труборезом».
Практическая работа №4 «Опиливание плоских поверхностей».
Практическая работа №5 «Правка металла».
Практическая работа №6 «Гибка металла».
Практическая работа №7 «Сверление на станке и сверлильными машинами».
Практическая работа №8 «Зенкование, зенкерование и развертывание».
Практическая работа №9 «Нарезание наружной резьбы».
Практическая работа №10 «Нарезание внутренней резьбы».
Практическая работа №11 «Устройство источников света».
Практическая работа №12 «Крепление и подвеска светильников».
Практическая работа №13 «Монтаж выключателей, переключателей и розеточной части электрических соединителей (штепсельных розеток)».
Практическая работа №14 «Соединения проводов».

Рисунок 13 – Вид практикума

Рисунок 14 – Вид практической работы

Рисунок – 15 Вид инструктажа при работе со слесарным инструментом

Рисунок 16 – Вид инструктажа по электробезопасности
Тест – включает в себя 8 тестов, разработанные в «Macromedia Flash 8» соответствующие темам (рисунок 17 – 19).
1.Тест №1 – «Разметка, рубка, гибка».
2.Тест №2 – «Резка, опиливание».
3.Тест №3 – «Обработка отверстий».
4.Тест №4 – «Нарезание резьбы».
5.Тест №5 – «Шабрение, притирка, доводка».
6.Тест №6 – «Материалы, используемые в слесарном деле».
7.Тест №7 – «Оказание первой помощи».
8.Тест №8 – «Основы технического обслуживания и ремонта электрооборудования».

Рисунок 17 – Содержание теста
В конце каждого тестирования выводиться результат в % и критерии оценивания (рисунок 19).

Рисунок 18 – Вид теста

Рисунок 19 – Вид результата тестирования
Глоссарий (от лат. glossarium – словарь, глосс) – словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами [22].

Рисунок 20 – Вид глоссария
2.6 Требования к программному и аппаратному обеспечению при работе с электронным учебным пособиемДля запуска электронного учебного пособия необходим браузер с установленным flash – плеером.
Для быстрого открытия и перехода по ссылкам в пособии желательно иметь не менее 1 Гб (для Windows XP) либо не менее 2 Гб (для Windows 7) оперативной памяти.
Для просмотра видео необходима видеокарта GeForce 7600 – 256 Мб или аналогичные ей.
Минимальным требованием является процессор Pentium с частотой не менее 1,7 ГГц или аналогичный ему.
2.7 Методические рекомендации к электронному учебному пособиюРекомендации для преподавателя:
Электронное учебное пособие профессионального модуля «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» предназначен для обучающихся по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Перед началом работы убедитесь, что на компьютере установлены следующие программы Internet Explorer 5.0 (или выше), Adobe Flash Player. Для работы с электронным учебным пособием рекомендуется выполнить следующие действия:
Скопировать папку «Электронное учебное пособие» в необходимый каталог.
Для запуска электронного учебного пособия запустить файл index.html, загрузится стартовая главная страница.
Основное меню программы находится в верхней части экрана, где следует выбрать необходимый раздел.
Теоретический материал, представленный в электронном учебном пособии можно использовать при проведении лекционных занятий (рисунок 21).
Перед проведением практических работ необходимо провести инструктажи по технике безопасности.
Контроль реализуется в форме тестов, предназначенных для проверки сформированных теоретических знаний по каждой теме.
Изучение материала, представленного в электронном учебном пособии, также рекомендуется выносить на внеаудиторное время в качестве домашнего задания (рисунок 22).
Электронное учебное пособие можно использовать в процессе обучения для дистанционной и заочной форм обучения (рисунок 23).

Рисунок 21 – Использование электронного учебного пособия в учебном процессе для очной формы обучения

Рисунок 22 – Использование электронного учебного пособия для самообучения

Рисунок 23 – Использование электронного учебного пособия в учебном процессе для дистанционной и заочной формы обучения
Методика использования электронного учебного пособия разработана для организации самостоятельной работы обучающихся.
Если обучающиеся изучают теоретический материал самостоятельно вне учебного заведения, то необходимо разместить электронное учебное пособие на web – сайте.
Деятельность преподавателя носит консультирующий характер (обучающиеся советуется с преподавателем по вызвавшим затруднения вопросам).
Рекомендации для обучающегося (под руководством преподавателя):
Перед началом работы убедитесь, что на компьютере установлены следующие программы Internet Explorer 5.0 (или выше), Adobe Flash Player.
Для работы с электронным учебным пособием рекомендуется выполнить следующие действия:
Уточнить у преподавателя путь к пособию и запустить файл index.html.
Основное меню программы находится в верхней части экрана, где следует выбрать необходимую тему в разделе или нужную практическую работу.
Перед выполнением практических работ, изучите теоретический материал и ознакомьтесь с инструктажами по технике безопасности.
Выполнять практические работы следует в предложенной последовательности.
После выполнения всех заданий в рамках практических работ, необходимо ответить на тесты.
Пригласите преподавателя и продемонстрируйте ему выполненные задания. При необходимости ответьте на его вопросы.
Работа считается выполненной и зачтенной после ее защиты.
Рекомендации для обучаемых при самостоятельном изучении.
Перед началом работы убедитесь, что на компьютере установлены следующие программы (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, и т.д.), Adobe Flash Player.
Для работы с электронным учебным пособием рекомендуется выполнить следующие действия:
Скопировать папку «Электронное учебное пособие» в необходимый каталог.
Для запуска электронного учебного пособия запустить файл index.html, загрузится стартовая главная страница.
Основное меню программы находится в верхней части экрана, где следует выбрать необходимый раздел.
Ознакомиться с теоретическим материалом.
Перед выполнением практических работ необходимо ознакомиться с инструктажами по технике безопасности.
После выполнения всех заданий в рамках практических работ, необходимо ответить на вопросы к самоконтролю и исследовательские вопросы.
Выполнять практические работы в предложенной последовательности. При возникновении вопросов обратиться к преподавателю по электронное почте.
ЗаключениеВ рамках работы создано электронное учебное пособие по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций», которое включает в себя теоретические и практические сведения по дисциплине и раскрывает все темы, заявленные в рабочей программе [14].
Обзор источников информации показал, что современной литературы по данной тематике достаточно. Большинство источников носит теоретический характер, а также отсутствуют наглядность и примеры. Материал очень сложно воспринимается в силу большого объема и трудно воспринимаемых формулировок, которые содержат устаревшие данные и не отвечают современным требованиям представленного материала. Отдельные понятия можно найти в универсальных словарях и энциклопедиях, однако это отнимает время, ресурсы и доставляет множество неудобств.
В ходе дипломной работы были решены следующие задачи:
проанализирована рабочая программа профессионального модуля по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», а также определены принципиальные различия между ними и определен список тем, обязательных для рассмотрения в электронном учебном пособии;
проанализированы литература и интернет – источники с целью формирования требований, предъявляемых к электронным учебным пособиям;
в ходе анализа источников по профессиональному модулю были выявлены положительные и отрицательные стороны, к примеру, недостаточная актуальность предъявляемой информации, стороны данных источников, на основании чего было принято решение о частичной переработке теоретического материала профессионального модуля;
в результате проведенного анализа существующих учебных пособий по исследуемой теме не было выявлено ни одного электронного учебного пособия, удовлетворяющего как требованиям к электронным учебным пособиям, так и требованиям рабочей программы профессионального модуля; также было отмечено, что уже имеющиеся электронные учебники представляют собой всего лишь файл в формате PDF, лишенный навигации, а все это может не только не повысить интереса к изучаемой дисциплине, но и понизить его;
разработано электронное учебное пособие по профессиональному модулю, включающее в себя переработанный теоретический материал, обновленный и переработанный практикум с тестовым контролем. В дальнейшем планируется продолжение работы и развитие электронного учебного пособия путем добавления как теоретического, так и практического материала.
Таким образом, следует считать, что задачи дипломной работы полностью выполнены и цель исследования достигнута.

Список использованных источниковЕрмаков Д. С., Шульмин А. С., Шульмина Р.В. Технические и психолого-педагогические требования к разработке электронных учебных пособий [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=1264 (дата обращения: 03.12.2012).
Журавлева Л. В. Электроматериаловедение [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Журавлева. для сред. проф. образования. – М. : ПрофОбрИздат, 2012. – 352 с.
Зимина О. В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm (дата обращения: 03.11.2012).
Костенко Е. М. Практическое пособие для электромонтера [Текст] : учеб. пособие / Е. М. Костенко.  – М. :  НЦЭНАС, 2007. – 320 с.
Котеленец Н. Ф., Акимова Н. А., Сентюрихин Н. И. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электротехнического оборудования [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Котленец, Н. А. Акимова, Н. И. Сентюрихин. – 5-е изд.,  перераб. и доп.  – М. :  Академия, 2008. – 304 с.
Кудрин Б. И., Минеев А. Р. Электрооборудование промышленности [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б. И. Кудрин, А. Р. Минаев   – М. :  Академия, 2008. – 432 с.
Кукушина В. С.  Педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / В. С. Кукушкина. – 4-е, изд., перераб. и доп.  – Ростов н/Д. :   Феникс, 2010. – 333 с.
Нестеренко В. М. Технология электромонтажных работ [Текст] : учеб. пособие / В. М. Нестеренко. изд.,  перераб. и доп.   – М. : Академия, 2010. – 592 с.
Нестеренко В. М., Мысьянов А. М.  Технология электромонтажных работ [Текст] : учеб. пособие / В. М. Нестеренко, А. М. Мысьянков. – 9-е изд.,  перераб. и доп.  – М. :  Академия, 2012. – 592 с.
Покровский Б. С. Основы слесарного дела [Текст] : рабочая тетрадь / Б. С. Покровский. – изд.,  перераб. и доп.  – М. :   Академия, 2010. – 113 с.
Покровский Б. С.  Справочник ремонтника [Текст] : учебник для нач. проф. образования / Б. С. Покровский – изд.,  перераб и доп.   – М.:   Академия, 2009. – 144 с.
Покровский Б. С., Скакун В. А.  Сборник заданий по специальной технологии для слесарей [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / Б. С. Покровский, В. А. Скакун. – изд.,  перераб. и доп.   – М. :   Академия, 2008. – 176 с.
Прошин В. М.  Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования / В. М. Прошин. – 6-е изд., стер.   – М. :  Академия, 2012. – 80 с.
Рабочая программа по профессиональному модулю «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций» [Текст]: ГБОУ НПО СО Туринск, 2011. – 34 с.
Сибикин Ю. Д., Сибикин М. Ю.  Технология электромонтажных работ [Текст] : учеб. пособие / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. – изд.,  перераб. и доп.   – М. :   Академия, 2007. – 352 с.
Сибикин Ю. Д., Сибикин М. Ю. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий [Текст] : учеб. для нач. проф. образования / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. – 7-е изд.,  перераб. и доп.   – М. :   Академия, 2012. – 240 с.
Создание электронного учебника [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/526252/ (дата обращения: 12.12.2012).
Создание электронных средств учебного назначения [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/Jurnal4(16)_29-36.pdf (дата обращения: 20.11.2012).
Соколова Е. М.  Электрическое и электромеханическое оборудование [Текст] : общепромышленные механизмы и бытовая техника / Е. М. Соколова. – 7-е изд.,  перераб. и доп. – М. :   Академия, 2011. – 224 с.
Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t3.html (дата обращения: 20.12.2012).
ФГОС НПО по профессии «140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» [Электронный ресурс]: – Режим доступа – http://base.garant.ru/198427/ (дата обращения 20.11.2012).
Электронный словарь [Электронный ресурс]: – Режим доступа –http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения 20.12.2012).
Электронный учебник [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://nt2.shu.ru:9500/eu.html (дата обращения 12.12.2012).
Электронный учебник по гуманитарным дисциплинам в структуре практико-ориентированной среды колледжа [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://ckpom.portalspo.ru/konf2_7.php (дата обращения16.12.2012).
Яблоков А.Е. Обзор электронных учебных пособий [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://saprr.narod.ru/elektron_uchebnik.htm (дата обращения: 03.12.2012).