Конспект урока Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование


Конспект урока физики
Разработчик: учитель МБОУ СОШ №28 Морозова Ю.А.
Учебный предмет: физика.
Класс: 10.
Дата:
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование.
Цели урока:
Дидактическая: формировать у учащихся представление о молекулярно-кинетической теории, сформулировать основные положения МКТ, рассмотреть практическое применение данной теории.
Развивающая: развивать умение применять знания теории на практике, формулировать гипотезы и делать выводы; содействовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Воспитательная: продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы, расширить кругозор учащихся
Оснащение урока: две пробирки, кристаллы перманганата калия, одеколон, вата, штатив, два свинцовых цилиндра, набор грузиков, карточки с текстовыми заданиями и опорными конспектами.
План урока
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности.
Изучение нового материала.
Осмысление нового материала.
Контроль и коррекция полученных знаний.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Конспект урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
І
ІІ.
III
IV
V
VI
VII Организационный этап
Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и
целей урока
Изучение нового материала
Осмысление нового материала
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Домашнее задание Приветствие учеников, организация рабочего места
Вступительное слово учителя: друзья, мир удивителен и многообразен. Еще с древних времен люди пытались представить его в воображении на основании полученных в результате наблюдений или опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку заглянуть в него.
Изучение молекулярной физики, где рассматриваются строение и свойства вещества на основе МКТ поможет нам в этом.
2500 лет назад в Древней Греции зародилась атомическая гипотеза, что все тела состоят из мельчайших структурных единиц – атомов и молекул. Ее авторами являются Левкипп и Демокрит из Абдеры.
Большой вклад в теорию внес в 18 веке выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.
Окончательно теория была сформулирована в 19 веке в трудах европейских ученых.
Американский физик нобелевский лауреат Р.Фейнман однажды сказал: «Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименшего количества слов принесло бы наибольшую информацию?»
Как вы думаете какая это фраза?
Мы попробуем ответить на этот вопрос.
Сообщаем тему и цели урока.
Для этого предлагает ученикам проделать эксперименты и сделать выводы
І опыт
1) Опустить кристаллик КMnO4 в одну, из пробирок с водой.
2) Перелейте часть раствора в пробирку с чистой водой.
3) Какие выводы можно сделать?
II опыт
Откройте пробирку в которой находиться вата, смоченная одеколоном. Что вы чувствуете? Как объяснить это явление?
Предлагает послушать сообщение о самом очевидном доказательстве движения молекул – броуновском движении.
III опыт
Свинцовые цилиндры с ровными и блестящими краями сильно прижать руками. Довести нагрузку до нескольких ньютонов. Как объяснить это явление?
Предлагает учащимся, работая в парах заполнить карточку опорного конспекта.
Организует работу учеников по текстовым заданиям (два варианта). Наблюдает за работой учащихся
Учитель подводит итоги урока, оценивает работу групп и отдельных учеников.
Возвращается к мотивации (отсроченная загадка).
«Дабы ты лучше постиг, что тела основные мятутся
В вечном движении всегда,
Припомни, что, дна никакого
Нет у Вселенной нигде, и телам изначальным остаться
Негде на месте, раз нет ни конца, не предела пространству, Если безмерно оно и
Простерто во всех
направленьях,
Как я подробно уже доказал
на основе разумной»
Тит Лукреций Кар
- Что нового узнали на уроке?
- Как чувствовали себя на уроке?
- Получили ли вы удовлетворение от выполненной работы?
- Какие эксперименты или опытные факты вы могли бы еще предложить?
Задает домашнее задание Приветствие учителя, организация рабочих мест
Слушают учителя
Слушают учителя
Обсуждают цитату, пытаются ответить на вопрос
Проделывают опыты
Принимают участие в обсуждениях результатов экспериментов
Ученики должны сформулировать первое положение МКТ
Формулируют второе положение МКТ
Слушают сообщение подготовленное учащимися «Броуновское движение»
Записывают определение из учебника.
Формулируют третье положение МКТ.
Используя конспект и учебник, заполняют карточку опорного конспекта (Приложение 1)
Выбирают правильные ответы. Обмениваются текстовыми заданиями и проверяют работу соседа с помощью кода ответов.
(Приложение 2)
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Принимают участие в подведении итогов урока
Записывают домашнее задание