Проблемы преемственности детского сада и школы
ГБОУ Школа №1373 ОДО-4
Семинар для воспитателей на тему:
«Проблемы преемственности детского сада и школы»
Подготовила и провела:
воспитатель Грачева Г.В.
Москва 2016
Очень значима и актуальна на сегодняшний день проблема преемственности детского сада и школы, и включает в себя несколько аспектов. Давайте подробно рассмотрим один из них, а именно, подготовку детей к школе, ситуация вынуждает «натаскивать» ребенка к школе, что отрицательно влияет на развитие и здоровье детей. Проводился опрос педагогов и родителей старших дошкольников и первоклассников. Анализ результатов показал, педагоги считают, что нет стыковки программ и обучающих методик, «существует огромный разрыв между высокими достижениями выпускников детского сада и теми требованиями, которые предъявляет школа».
Можно отметить, что школа принимает на подготовительные курсы детей, посещающих детский сад, и тем самым перегружает детей. Кроме этого, обесценивается значимость детского сада. Родители, объясняют, что если не посещать подготовительные курсы, то не попадешь к хорошему учителю (или вообще в желаемую школу). Таким образом, «возникает негативная тенденция дублирования целей, задач…». Одним из важных аспектов преемственности можно назвать отношение к ребенку со стороны взрослых.
И сделать вывод, что «родители должны быть готовы к поступлению своего малыша в школу».
Данная тема будет полезна воспитателям и родителям дошкольника для понимания необходимости подготовки к поступлению в школу — это, конечно, не только подготовка к обучению, а подготовка ко всей школьной жизни, к новому этапу развития.
В чем преемственность ДОУ и школы
Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. В настоящее время многие педагоги и специалисты, работают в инновационном режиме, целостно видят развитие ребенка (педагогический, психологический, логопедический, медицинский аспекты), что позволяет им осуществлять свою деятельность на основе системы учета индивидуальных достижений воспитанников, их потребностей и особенностей развития, а также обладать компетенциями и владеть технологиями, обеспечивающими реализацию ФГТ и ФГОС НОО. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в
нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.
Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.
Понятие преемственность в педагогике рассматривается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы лучше понимать современные требования в образовании, посмотрим сравнительный анализ двух документов ФГТ и ФГОС:
• В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
• Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ. Таким образом, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
• Образование и в ДУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.
• Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.
Если сравнить требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС, то можно проследить чёткую преемственную связь.
Процесс реализации преемственности трудный и многогранный, но разработка этих двух документов позволяет действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.