План-конспект урока по теме: «Изготовление чехла для телефона с использованием разных техник лоскутного шитья»
План-конспект урока по теме: «Изготовление чехла для телефона с использованием разных техник лоскутного шитья»
Цели:
Познакомить учащихся с совмещением использования техник лоскутного шитья: «Полоса», «Квадрат», «Аппликация».
Развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Научить совмещать разнообразные техники лоскутного шитья «Полоса», «Квадрат», «Аппликация» в едином изделии через знакомство с отличительными особенностями техник.
Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.
Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.
Тип занятия: изучение нового материала, работа в группах, отработка навыков полученных ранее.
Задание: изготовление чехла, для телефона используя совмещение техник лоскутного шитья «Полоса», «Квадрат», «Аппликация».
Продолжительность: два урока по 40 минут – 80 минут.
Оборудование:
1. Т.С.О. – интерактивная доска, проектор, ноутбук.
2. Материалы и инструменты:
Деталь основы;
Деталь подкладки;
Нитки;
Ножницы;
Игольница с иглой и булавками.
Зрительный ряд:
а) Дидактический материал:
Карточки с последовательностью выполнения работы.
б) Демонстрационный материал:
Презентация Лоскутное шитьё. Техники - «Полоса», «Квадрат», «Аппликация»
Образцы «Изготовленные чехлы».
Структура занятия:
I. Организационный момент – приветствие учащихся, проверка присутствующих (2 мин.).
II. Знакомство с темой и целями занятия – 4 мин.
2.1. Объявление темы занятия.
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.
III. Изучение нового материала – 5 мин.
3.1. Аппликация из ткани
3.2. Техника «Полоска к полоске»
3.3. Техника «Быстрые квадраты»
IV. Практическая работа – 58 мин.
4.1. Инструктаж по технике безопасности.
4.2. Набора инструментов для работы.
4.3. Этапы работы по изготовлению чехла для телефона.
V. Анализ работ – 5 мин.VI. Итог занятия – 2 мин.
Предварительная работа: выполнение эскиза, раскрой основы, раскрой некоторых элементов.
Две физкультминутки – 4 минуты.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
Приветствие, рассаживание на свои места, проверка присутствующих .II. Знакомство с темой и целями занятия.
2.1. Объявление темы.
Тема нашего занятия: «Изготовление чехла для телефона с использованием разных техник лоскутного шитья»
2.2. Рассказ о традициях лоскутного шитья.
В крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.
Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое
Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.
Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Изготовим чехол, для телефона используя совмещение техник лоскутного шитья «Полоса», «Квадрат», «Аппликация» из остатков ткани.
Техника лоскутного шитья включает три основных этапа:
Подбор лоскутов ткани. Можно собрать то, что имеется в виде всевозможных остатков и обрезков, рассортировать все это богатство по цвету и фактуре, а затем приступить к следующему этапу – созданию схемы. Но можно сначала задумать узор для своего изделия, а уже затем приобрести для него подходящие ткани, из которых и нарезать шаблоны для узора. Тогда у вас первый и второй этап поменяются местами.
Создание эскиза или схемы будущего рисунка – второй этап лоскутного шитья. Для опытных мастериц этот этап не представляет особенной сложности. В зависимости от выбранного рисунка они используют различные способы (техники) сшивания лоскутов. Начинающим мастерицам лучше всего воспользоваться готовыми схемами, которые можно найти в специальной литературе или же в Интернете.
И третий этап – соединение отдельных лоскутов в целое полотно. Кстати, существует такой вид лоскутного рукоделия как вязаный пэтчворк. В этом случае лоскуты не сшиваются, а связываются с помощью контрастной нити и вязального крючка. А сам процесс соединения лоскутов состоит также из нескольких этапов: сшивание (связывание) отдельных фрагментов (это могут быть треугольники, квадраты, ромбы, уголки и прочие геометрические или произвольные фигуры), соединение блоков в полотно, пришивание к полотну подкладки.
III. Изучение нового материала.
3.1. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием.
Аппликации могут быть как простыми, так и сложными, состоящими из нескольких или множества элементов. Но в любом случае элементы аппликаций - цветы, деревья, птицы, звери и т. д. - должны быть стилизованными, без лишних деталей, с четким правильным контуром. Аппликации выкраиваются по выкройка или шаблонам.
В нашей работе мы усложним задачу, и элементы аппликации будем собирать разными техниками лоскутного шитья:
Земля и крыша – техника «полоса»;
Крона дерева – техника «квадрат».
3.2. Техника «Полоска к полоске» Лоскутное шитье с использованием разноцветных полос ткани. Собирая рисунок из полос, их расположение и сочетание можно варьировать как угодно. Таким легко образом сшить озорной коврик или большое лоскутное покрывало в виде уложенных паркетных дощечек: лесенкой, зигзагом, ромбиками или уголками. В результате из полос получают узоры «Паркет», «Пашня», «Елочка» и «Колодец».
3.3. Техника «Быстрые квадраты»
Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезанные из заранее сшитых полос ткани. В данной технике изготовить большое покрывало можно за считанные часы.
Физкультминутка:
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! - и вверх,
Два! - и вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели, два - поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
IV. Практическая работа.
4.1. Инструктаж по технике безопасности.
Правила техники безопасности:
при работе с ножницами:
1. Хранить ножницы в футляре и в недоступном месте для детей.
2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.
3. Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.
при работе с иглами, булавками, спицами и крючком:
1. Работать с напёрстком.
2. Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставлять их на рабочем месте, ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот и не вкалывать их в одежду.
3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
5. Спицы и крючок хранить в чехле, по окончанию работы убирать их в место, недоступное для маленьких детей.
6. Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.
при работе с электроприборами
1. Перед работой с электроприбором проверить исправность шнура, о неполадках сообщить учителю.
2. Включать и выключать электроприборы сухими руками за корпус вилки.
3. Во время работы стоять на резиновом коврике.
4. Не оставлять включенным электроприбор без присмотра.
5. Утюг ставить только на специальную жаростойкую подставку.
6. Во время работы следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга.
7. Хранить утюг в вертикальном положении.
при работе на швейной электромашине
1. Перед работой волосы убрать под косынку.
2. Сидеть на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд, перед иглой.
3. Расстояние от работающего до машинки должно быть 10-15 см.
4. Перед работой удалить из изделия иглы и булавки.
5. На платформе машинки не должно находиться посторонних предметов.
6. Руки во время работы должны быть на безопасном расстоянии от движущихся деталей машинки.
7. Подключать швейную машину к сети и отключать при разрешении учителя.
8. При подключении сначала подключать педаль к машине, а потом машину в сеть. При отключении - наоборот (сначала от сети, затем - от машинки)
9. Следить за тем, чтобы рядом с педалью не было сумок и пакетов. Ногу убирать с педали, если работа временно приостановлена.
10.Запрещается менять движущиеся части машины при включённом оборудовании в сеть.
11.Ногу на педали держать так, чтобы машинка работала с одинаковой скоростью.
12.По окончании работы убрать рабочее место, вытереть педаль.4.2. Организация рабочего места.
4.2. Это рукоделие помимо материалов (ткани и ниток) требует и определенного набора инструментов:
ножницы или специальный роликовый нож;
швейные иглы и булавки;
мел или карандаш для нанесения рисунка на ткань;
бумага, картон или мягкий пластик для шаблонов;
швейная машинка или вязальный крючок.
4.3. Этапы работы по изготовлению чехла для телефона.
Изготавливать чехла мы будем поэтапно.
Этап 1 – выполнение эскиза на бумаге карандашом;
Этап 2 – подбор ткани;
Рисунок 1
Этап 3 - изготовление эскиза из ткани;
Рисунок 2
Этап 4 – изготовление детали крыша используя технику лоскутного шитья «полоса»
Рисунок 3
Рисунок 4
Этап 5 – изготовление детали «крона дерева», используя технику лоскутного шитья «квадрат»
Рисунок 5
Этап 6 – пришивание фона работы на основу
Рисунок 6
Этап 7 – пришивание заготовки земли к фону работы;
Рисунок 7
физкультминутка: В речевое сопровождение учителя дети выполняют упражнения (4 раза)
«Раз» - поднять руки вверх,
«Два» - нагнуться до земли,
Не сгибайте, дети, ноги,
Когда касаетесь вы пола.
«Три-четыре» - прямо стать,
Будем снова начинать
Этап 8 – пришиваем зигзагообразной строкой дом, крышу, луну, деревья, забора, клумбы;
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Этап 8 – оформление краёв-входов чехла косой бейкой;
Рисунок 13
V. Анализ работ.При анализе детских работ отмечается:
аккуратность работы;
правильность пришивания лоскутков.
VI. Итог занятия.
Выставка работ. Определение достоинств и недостатков выполненных чехлов для телефона. Оценка работ.
Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели результаты своего труда.
Литература:
Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.
http://xobby.ucoz.ru/forum/82-180-1http://www.jlady.ru/hobby/shite-loskutnoe.htmlhttp://dagaz.ucoz.ru/index/pravila_tekhniki_bezopasnosti_nozhnicy_shvejnaja_mashinka/0-61https://ru.wikipedia.org/wiki/Лоскутное_шитьё