Рабочая программа по внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» ФГОС (5 класс)
Лабинский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа №26 станицы Ереминскоймуниципального образования Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2015 года
Председатель педсовета
_____________ Л.Н. Шелест
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Декоративно-прикладное искусство»
(кружок)
Уровень образования (класс) _основное общее 5 класс________________
Количество часов: всего 68
Учитель __Пилюгин Денис Олегович____
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе авторской программы Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство кубанского казачества». Авторы: Вакуленко Е. Г., Мирук М. В., Чуп О. В.,- Краснодар: Традиция, 2007
Настоящая программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Народное декоративно-прикладное искусство Кубани является частью общей системы традиционной культуры Кубанского казачества. Уроки истории некоторых народов показали, что утрата традиционной культуры может привести к исчезновению самого этноса. Поэтому так важно бережно сохранять народную традицию, в том числе и в учебных заведениях.
Цель программы – создание условий для истинного понимания учащимися народной традиции и народного декоративно-прикладного искусства, формирование качеств личности, свойственных носителю традиционного сознания кубанского казачества, освоение системы его ценностей.
2. Общая характеристика предмета, курса.
Программа рассчитана на 1 год. В данной программе преподавание традиционной культуры традиция рассматривается как метод обучения. Такой подход в выборе методов позволяет сформировать традиционное сознание, характерное для носителей традиции.
Основные виды декоративно-прикладного искусства кубанского казачества, выделенные в программе: народная вышивка, кружево, гончарство, глиняная игрушка, плетение из природных материалов, народный костюм.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 68 часа. Занятия проводятся в течение 1-го часа 2 раза в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Содержание предмета направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.
Личностные результаты:
-воспитание патриотизма, любви к Родине,
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края);
-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;
-воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка;
- развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;
-развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
-в познавательной сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;
- проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
-в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-планировка процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на алгоритмы;
-организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам
-формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами изучения предмета являются:
- усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета
- умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.
- в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;
-в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.
В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
5. Содержание учебного предмета, курса.
Тема 1. Вводное занятие. Экскурсия в музей, посещение мастера НДНИ. Знакомство с народной вышивкой Кубани и России (6 часа)
Знакомство с программой, цели и задачи программы. Виды вышивок. Назначение вышитых изделий. Виды орнаментов, применяемых в вышивке (геометрический, растительный, зооморфный). Орнаментальные мотивы (цветы, птицы, бабочки, геометрические фигуры — квадрат, ромб, треугольник). Особенности технических приёмов вышивки, используемых мастером. Знакомство с образцами изделий мастера. Цветовая гамма вышивки.
Тема 2. Техника безопасности. Выполнение простейших видов швов: «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный» (2 часа)
Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Исправность инструментов (ножниц, игл, пялец). Применение специальных нитей для вышивания — мулине.
Практическая работа: освоение навыков в вышивании; выполнение образца вышивки; шов «вперёд иголку» (длина стежка — 1-2 мм, 6-8 мм, с пропусками 2 мм); шов «стебельчатый» — сохранение направления нити. Выполнение несложного орнамента в полосе с применением швов: «вперёд иголку» или «стебельчатый» (по выбору учащихся).
Тема 3. Знакомство с мережками, изготовление простого вида мережек «снопик», «враскол» (4 часа)
Виды мережек: «кисточка», «столбик», «снопик», «козлик», «паучок». Их декоративные качества. Технология выполнения простых мережек: «кисточка», «колышек», «враскол». Применение однотонных тканей и нитей в работе над мережками.
Практическая работа: изготовление простого вида мережек «снопик», «враскол».
Тема 4. Выполнение изделия (салфетки, платочка) в технике швов «вперёд иголку», «тамбурный^ «стебельчатый»; обработка края мережкой «снопик» (6 часа)Практическая работа: выполнение вышивки салфетки с использованием орнамента, предоставленного учителем (по образцам народных мастеров). Форма салфетки — квадрат или прямоугольник. Подбор цветовой гаммы — контрастные цвета (зелёный — красный; синий — жёлтый...).
Тема 5. Знакомство с художественной гладью. Освоение приёмов вышивки гладью, выполнение несложных элементов (3 часа)
Перевод рисунка на ткань. Правильное исполнение элементов рисунка. Соблюдение правильности направления стежков — от центра к краям лепестков и листика. Чистота изнаночной стороны.
Практическая работа: выполнение несложных элементов художественной глади.
Тема 6. Выполнение изделия (салфетки, платочка) в технике «художественная гладь» (3 часа)
Перевод рисунка на ткань. Правильное выполнение всех элементов рисунка. Соблюдение правильности направления стежков — от центра к краям лепестков и листика. Чистота изнаночной стороны.
Практическая работа: выполнение изделия (салфетки, платочка) в технике «художественная гладь».
Тема 7. Плетение из природных материалов (3 часа)
Знакомство с изделиями из соломки, листьев початков кукурузы, лозы; их роль в казачьем быту (корзинки, плетни, вэрши и др.).
Беседа о хлебе и его значении в жизни человека, о злаковых культурах (пшеница, рожь, ячмень, овёс). Верба (использование в быту, смысл).
Тема 8. Техника безопасности. Основные приёмы плетения из соломки (3 часа)
Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Исправность инструментов (ножниц, игл). Наличие ниток для сшивания изделия.
Природный материал — соломка. Основные свойства материала — пластичность, мягкость, простота в обработке, доступность, имеет разные оттенки.
Практическая работа: освоение приёма плетения «полоски».
Тема 9. Виды плетения. Прямое плетение «рогожка». Изготовление декоративной подставки, оформленной «полоской» ( 4 часа)
Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Практическая работа: подготовка материала — соломки. Расщепление соломинок на полоски. Наклеивание в определённом порядке соломенных лент на картонную основу (круг, овал) с двух сторон. Оформление подставки плетёной «полоской».
Тема 10. Закрепление приёма плетения «полоски» (лента). Изготовление небольшой «сухарницы» ( 8 часов)
Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Практическая работа: плетение «полоски». Изготовление основы изделия — декоративной подставки, оформленной «полоской». Сшивание «сухарницы» по кругу подставки, постепенно поднимая и расширяя стенки изделия.
Тема 11. Кружево России и Кубани. Знакомство с изделиями народных мастеров (6 часов)
Искусство русского кружевоплетения. Виды кружев России. Вязание крючком на Кубани. Способы вязания (филейное, филейно-игольное, игольное, коклюшечное). Орнамент кружев.
Практическая работа: зарисовка образцов изделий, оформленных кружевом.
Тема 12. Инструменты и материалы. Основные приёмы вязания крючком ( 4 часа)
Практическая работа: вывязывание различных петель. Набор воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом.
Тема 13. Вязание крючком круглых ковриков из связанных между собой ленточек ткани ( 3 часа)
Техника безопасности. Инструменты и материалы.
Практическая работа: подготовка «ниток» — связанных ленточек ткани. Вязание изделия.
Тема 14. Гончарство как вид НДПИ. Экскурсия в музей, знакомство с глиной (4 часа)
Гончарные центры России. Экскурсия в музей. Зарисовки музейных экспонатов. Беседа о гончарном промысле на Кубани.
Тема 15. Итоговое занятие. Анализ выполненных работ. Выставка работ ( 4часа)
Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиции. Анализ выполненных работ. Подведение итогов за год.
Тема 16. Полевые исследования (5 часов)
Зарисовки, фотографирование учащимися изделий народного Декоративно-прикладного искусства. Интервьюирование, опрос местного населения, в частности старожилов, по бытовавшим ранее, а может, и по существующим сейчас ремёслам (народной вышивке, костюму, керамике, в том числе и народной игрушке, кружевоплетению, ткачеству, народной резьбе по дереву, плетению из природных материалов, росписи, ковали и др.), а также освоение технологии изготовления и применения изделий в быту.6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№
п/п Наименования разделов, блоков, тем Всего
часов Количество часов учебных занятий Характеристика учебной деятельности
теорети
ческиепракти
ческиевыездные
(индивид.) 1 Вводное занятие. Знакомство с программой. Экскурсия в музей, посещение мастера НДПИ*. Знакомство с народной вышивкой России 6 5 1 Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
2 Техника безопасности. Выполнение простейших видов швов: «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный» 2 2 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
3 Знакомство с мережками, изготовление простого вида мережек «снопик», «враскол* 4 2 2 Подготавливать небольшие сообщения по теме. Записывать и фиксировать информацию об окружающей мире с помощью инструментов ИКТ.
4 Выполнение изделия (салфетка, платочек) в технике швов «вперёд иголку», «тамбурный», «стебельчатый»; обработка края мережкой «снопик»4 4 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
5 Знакомство с художественной гладью; освоение приёмов вышивки гладью, выполнение несложных элементов 2 2 Подготавливать небольшие сообщения по теме. Записывать и фиксировать информацию об окружающей мире с помощью инструментов ИКТ.
6 Выполнение изделия (салфетка, платочек) в технике «художественная гладь» 2 2 Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
7 Плетение из природных материалов 2 2 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
8 Техника безопасности; основные приёмы плетения из соломки; плетение «полоски* 2 1 1 Подготавливать небольшие сообщения по теме. Записывать и фиксировать информацию об окружающей мире с помощью инструментов ИКТ.
9 Виды плетения; прямое плетение «рогожка»; изготовление декоративной подставки, оформленной «полоской» 2 2 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
10 Закрепление приёма плетения «полоски» (лента); изготовление небольшой «сухарницы» 4 4 Подготавливать небольшие сообщения по теме. Записывать и фиксировать информацию об окружающей мире с помощью инструментов ИКТ.
11 Кружево России и Кубани; знакомство с изделиями народных мастеров 2 2 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
12 Инструменты и материалы. Основные приёмы вязания крючком 2 1 1 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
13 Вязание крючком круглых ковриков из связанных между собой ленточек ткани 2 2 Подготавливать небольшие сообщения по теме. Записывать и фиксировать информацию об окружающей мире с помощью инструментов ИКТ.
14 Гончарство как вид НДПИ.
Экскурсия в музей, знакомство с глиной 2 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
15 Итоговое занятие.
Анализ выполненных работ. Выставка работ 2 2 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.
16 Полевые исследования 2 2 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Итого часов 68 32 32 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Печатные пособия
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА .Авторы: Вакуленко Е.Г., Мирук М.В., Чуп О.В.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
По окончании первого года обучения учащиеся должны
Знать:
Понятие культура, традиционная народная / этническая культура и её состав;
Понятие традиция, традиционная культура;
виды вышивок, назначение вышитых изделий, виды орнамен¬тов, применяемых в вышивке;
особенности технических приёмов вышивки, используемых мастером;
правила техники безопасности при работе с колющими и режу¬щими инструментами;
виды мережек в вышивке;
цветовую гамму вышивки Кубанского казачества;
технику выполнения художественной глади в вышивке;
природные материалы, используемые в плетении;
основные свойства и способ подготовки материала — соломка;
приём плетения «полоска» из соломки;
виды кружев России, Кубани
Уметь:
Рисовать и фотографировать этнографические объекты;
выполнить образец вышивки швами «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный»;
выполнить мережки «кисточка», «колышек», «раскол»;
выполнить вышивку салфетки с использованием эскиза орнамента, предоставленного педагогом (цветочная композиция);
выполнить изделие (салфетку, платочек) в технике «художественная гладь»;
подготовить материал — соломку к плетению;
выполнить приём плетения соломкой «полоска»;
вывязывать различные петли: набор воздушных петель, полу- столбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
•Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
•Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме
•Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
•Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
совета учителей ______________М.С. Дорохова
от «31» августа 2015г., № 1
подпись руководителя_______________ «____»______________2015 г.