Программа краткосрочного курса по художественно-эстетическому направлению «Выжигание по дереву».

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»

















Программа краткосрочного курса
по художественно-эстетическому направлению
«Выжигание по дереву».

















Микова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории









Губаха 2014
Пояснительная записка.
Актуальность.
С введением ФГОС НОО ставится вопрос об индивидуализации образования. Одна из задач – научить обучающихся осознанному выбору, что будет способствовать их успешной социализации в современном обществе.
Научить выбирать можно посредством внеурочной деятельности. Обучающиеся, участвующие в пробах различных видов внеурочной деятельности, учатся анализировать свои интересы: что на самом деле им интересно узнать, какие способности хочется развивать, что в будущем поможет осуществлять выбор в жизни.
Реализация Программы краткосрочного курса по художественно-эстетическому направлению «Выжигание по дереву»
может способствовать этому через создание условий для творческой самореализации личности ребёнка младшего школьного возраста.

Отличительные особенности программы:
Программа краткосрочного курса рассчитана на обучающихся 3-4 классов. Состоит из 3-х модулей. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа является вариативной, что позволяет в процессе деятельности вносить изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые. Это связано со многими объективными причинами: наличие или отсутствие древесных материалов, состояние материально-технической базы мастерской, практическая подготовленность воспитанников. Выбор тем, корректировка программы оправдываются повышенным интересом ребят к определенной теме. Уровень заданий развивает пытливость, любознательность, настойчивость - качества творческой личности.
Программа включает в себя:
обучение технике выжигания;
создание индивидуальных или коллективных сюжетно-тематических композиций путем выжигания по дереву.
Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются записи звуков живой природы, музыкальные композиции, что способствует эмоциональному развитию обучающихся.
В группе занимается 10-15 человек. Программа модуля краткосрочного курса рассчитана на 10 часов. Одно пробное и 9 занятий для сформировавшейся группы. Модули автономны, поэтому обучающиеся могут начать заниматься в любом из них. Занятия проводятся на базе школы. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчёта 1 занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
Всё это благотворно влияет на художественно-эстетическое образование младших школьников и способствует реализации цели ФГОС НОО: оптимальному общему развитию каждого ребенка.

Цель курса:
Развитие у обучающихся творческого мышления и умения конструировать посредством знакомства с техникой выжигания;

Задачи курса:
Формировать навык работы в технике Выжигание, пользуясь инструкционными картами и схемами;
научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами

В процессе занятий используются различные формы занятий: 
практические занятия,
игры,
праздники,
конкурсы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся выполнять изделие в технике Выжигание
Расширятся представления обучащихся о видах художественного творчества
Сформируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, эстетический вкус, культура труда;
Активизируют когнитивные качества;

Ресурсное обеспечение.
Кадровое – педагог дополнительного образования.
Материально- техническое: компьютер, мультимедийный проектор, флеш-карты, CD-диски, схемы создания изделий, образцы.
Оборудование и материалы, необходимые для занятий: выжигатели, доски для выжигания, раскраски, простой карандаш, калька.

Критерии оценки результатов освоения программы.
Чёткий контур линий.
Отсутствие на поверхности работы нарисованных линий.
Наличие композиции (отсутствие хаотичного рисунка)

Календарно-тематическое планирование
1модуль. Приемы выжигания.


Наименование разделов
Количество часов

1.
Знакомство с техникой выжигания.
Наблюдение приемов работы.


2.
Нанесение элементов на доску для выжигания.


3.
Выжигание элементов.


4.
Подведение итогов. Выставка.



Содержание изучаемого курса:
Знакомство с техникой выжигания. Значение труда в жизни человека. Выдающиеся мастера декоративно-прикладного искусства. Выжигание как разновидность декоративно-прикладного искусства. Наблюдение приемов работы. Показ и анализ готовых изделий. Технология работы.
Нанесение элементов на доску для выжигания. Выбор и нанесение элементов рисунка на основу для выжигания. Практическая часть по перенесению рисунка на доску.
Выжигание элементов. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Устройство электровыжигателя. Технология выжигания. Выжигание обычным прибором. Организация рабочего места и правила безопасной работы при выжигании
Подведение итогов.Выставка. Выставка изделий.

Календарно-тематическое планирование
2модуль. Выжигание композиции.


Наименование разделов
Количество часов

1.
Знакомство с техникой выжигания.
Наблюдение приемов работы.


2.
Нанесение композиции на доску для выжигания.


3.
Выжигание рисунка.


4.
Подведение итогов. Выставка.



Содержание изучаемого курса:
Знакомство с техникой выжигания. Значение труда в жизни человека. Выдающиеся мастера декоративно-прикладного искусства. Выжигание как разновидность декоративно-прикладного искусства. Наблюдение приемов работы. Показ и анализ готовых изделий. Технология работы.
Нанесение рисунка на доску для выжигания. Проектирование собственных изделий. Выбор рисунка. Практическая часть по перенесению рисунка на доску.
Выжигание рисунка. Украшение изделия выжиганием. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Устройство электровыжигателя. Технология выжигания. Выжигание обычным прибором. Организация рабочего места и правила безопасной работы при выжигании
Подведение итогов.Выставка. Выставка изделий.


Календарно-тематическое планирование
2 модуль. Украшение изделия.

Наименование разделов
Количество часов

1.
Знакомство с техникой.
Наблюдение приемов работы.


2.
Отделка изделий после выжигания.


3.
Раскрашивание работы. Покрытие лаком.


4.
Подведение итогов. Выставка.




Содержание изучаемого курса:
Знакомство с техникой. Значение труда в жизни человека. Выдающиеся мастера декоративно-прикладного искусства. Демонстрация изделий с элементами раскрашивания. Наблюдение приемов работы. Показ и анализ готовых изделий. Технология работы.
Отделка изделий после выжигания. Подготовка основы для раскрашивания. Раскрашивание работы. Покрытие лаком. Раскрашивание работ гуашью, покрытие лаком.
Подведение итогов.Выставка. Выставка изделий.











Информационные ресурсы:
1. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. М, 1976.
2. Воробьева Д.И. «Гармония развития»  - С.-П.: Детство-пресс.
Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка древесины. М. «Просвещение» 2000
Коваленко В.И., Кулененок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению М., «Просвещение» 2007
5.Проснякова Т,Н. Уроки мастерства: Учебник для 3 класса. – 2-е изд., исправл.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 6. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15