Педагогическая культура родителей как условие успешности воспитательного процесса в семье.
Педагогическая культура родителей как условие успешности воспитательного процесса в семье.
Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей и формирования семейных ценностей [6].
Содержание культуры сложно и многообразно. Гораздо реже встречаются представления о таком древнейшем культурном пласте как родительство. Культура родительства относится к тем явлениям жизни, которые влияют на самые различные и широкие ее пласта и затрагивают буквально каждого человека [7].
Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа, ВУЗ) [7].
Эти компоненты складываются на протяжении долгой истории человечества, но в настоящее время приобретают новое звучание. Воспитание ответственного родительства осуществляется на всех уровнях общественной жизни, включая образование, религию, юриспруденцию, искусство. Поэтому содержание современной педагогической культуры немыслимо без знаний из области этики, эстетики, психологии и других наук.
Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в отечественных (И.В.Гребенников, Л.А.Алексеева, Ю.Я.Левков и др.) и зарубежных (А.Адлер, М.Джеймс) исследованиях. Выделяя культуру родителей как важный компонент воспитания и становления семейных ценностей, большинство авторов обращается к понятию культуры родителей как к «педагогической» и представляют ее по-разному.
В.Я.Титаренко определяет педагогическую культуру родителей как совокупность специфических механизмов и средств, обладание которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными требованиями. Кроме того, в педагогическую культуру родителей В.Я.Титаренко включает их педагогическое мастерство, то есть педагогический такт, умение быть чуткими справедливыми и разумно требовательными к своим детям, а также владение педагогической техникой, наблюдательснотью, способностью прогнозировать развитие ребенка, предвидеть его будущее [6].
Е.В.Бондаревская представляет педагогическую культуру более широко и видит в ней качественную характеристику не только личности отдельных педагогов, родителей и других людей, занимающихся обучением и воспитание, но и жизнедеятельности воспитательных отношений общества в целом. Она говорит о том, что педагогическая культура выступает частью общечеловеческой культуры, в которой запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для социализации и становления личности [1].
И.В.Гребенников представляет педагогическую культуру родителей как их педагогическую культурность, то есть совокупность уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющуюся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей [7].
С.Н.Щебракова рассматривает психолого-педагогическую культуру родителей как личностное образование, которое выражается в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие ребенка, в способности к саморегуляции и контролю своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими знаниями, технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком [6].
Социально-педагогическая помощь растущему человеку в осознании, осмыслении своих ценностных ориентация в семейной сфере должна осуществляться с учетом сложившихся детско-родительских отношений, показателем которых рассматривается родительская позиция, тип семейного воспитания, образ родителя как воспитателя и образ семейного воспитания у ребенка [1].
Тип семейного воспитания определяется характером эмоционального отношения родителей к ребенку, стилем общения и взаимодействия, типом родителей и системы семейного воспитания, который сложился на данный момент у ребенка как активного участника семейной жизни и творца с родителями семейных отношений.
И.Ф.Дементьева, исследуя феномен «ценности семьи», основывается на том, что стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным факторам. Этому способствует демонстрация личного поведения членов семьи, направленность интересов и потребностей в семье, а также создание в ней определенного психологического климата [2].
Наиболее сензитивным периодом для воспитания семейных ценностей следует рассматривать период юности в силу рефлексии, закономерной возрастной переоценки ценностей и планов на будущее, а также готовности к жизненному, личностному и профессиональному самоопределанию. Главный момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка [5].
В ранней юности происходит построение внутренней системы ценностей, этического сознания, определяющего поведение человека. С другой стороны, выстраивая образ будущей семьи, образ брачного партнера, сценарий будущих семейных отношений, принесение в отношения жизнедеятельности родительской семьи, ему приходится сталкиваться с решением многих проблем собственной жизни в родительской семье, перестраивать отношения с членами семьи. Ценности, транслируемые обществом, нередко вступают в противоречие с ценностными установками семьи, которые могут иметь не только социальный, но и асоциальный, антисоциальный характер, что влияет на формирование системы ценностных ориентация каждого члена семьи [5].
К факторам, влияющим на формирование семейных ценностей, следует отнести характер межличностных отношений родителей, во многом определяющих характер внутрисемейного климата, сказывающийся, в свою очередь, на том образе дома и семьи, который складывается у взрослеющего человека [3].
Одним из значимых факторов является ценностная направленность семьи, система преобладающих ценностей в жизни семьи. По критерию ценностной направленности принято выделять следующие типы семей:
1. личностно-центристская (приоритетные ценности – личностный рост и самореализация членов семьи);
2. детоцентристская (приоритетные ценности – воспитание и развитие личности ребенка);
3. психотерапевтическая (ценности – эмоциональная поддержка, взаимопонимание, удовлетворение потребности в любви, привязанности и безопасности);
4. семья «потребления» (высшие ценности такой семьи – ценности прагматического характера);
5. семья «тщеславия» (семья, ориентированная на престиж, социальный статус);
6. «интеллектуальная семья» (ориентированная на ценности интеллектуального плана – образование, познание, творческий рост);
7. семья «здорового образа жизни» (основные ценностные ориентиры – здоровье и его сохранение);
8. семья ориентированная на спортивно-походный образ жизни (ценности такой семьи – интерес к новому, путешествия, досуг) [3].
Не менее значимо для юношей и девушек осознание семейных ролей, которые они будут выполнять в жизни, а также определение своей позиции в вопросах взаимоотношений с представителями противоположного пола. Самоопределение юношей и девушек в личной жизни связанно с построением семейных планов, формирование образа идеальной спутницы (спутника) жизни.
Именно в семье формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах отношений: духовно-практической, гражданской, межэтнической, профессиональной и собственно семейной. В семье выстраиваются жизненные планы человека, проектируются способы их достижения. Ценности семьи, атмосфера жизни в семье, характер внутрисемейных отношений определяют процесс социализации, личностного развития ребенка, способствуют или препятствуют его саморазвитию и самореализации [4].
Библиографический список
1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 1995. – 32.
2. Дементьева, И.Ф. Трансформация ценностных ориентация в современной российской семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Вестник РУДН. Серия Социология. – 2004. - №6-7.
3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – С.118.
4. Мухамеджанова, Н.М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре [Текст] / Н.М. Мухамеджанова // Достижения учащихся как результат образовательной деятельности. – Оренбург. – 1998. Ч. II. – С.57.
5. Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности [Текст] / Н.Н. Никитина,В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова // Методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
6. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие [Текст] / С.Д. Поляков. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.
7. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики [Текст] / С.Д. Поляков. – Новая школа, 1996. 160 с.
15