Методические рекомендации для практических занятий по ТОМу с методикой преподавания математики

государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Жирновский педагогический колледж»















Методические рекомендации

по проведению практических занятий по МДК Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания



специальность 050146 Преподавание в начальных классах














Жирновск, 2014

Методические рекомендации по проведению практических занятий по МДК Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания для специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

Разработчик:

ГБОУ СПО «Жирновский преподаватель
педагогический колледж» математических дисциплин_ Л.Н.Линченко_
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии
математических и естественно-научных дисциплин___
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ПЦК ______________/_Л.Н.Линченко_/










Пояснительная записка

Методические рекомендации по проведению практических занятий по МДК Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания разработаны в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине и Методическими рекомендациями по проведению практических и лабораторных занятий для ОПОП по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050146 Преподавание в начальных классах.
В результате освоения МДК обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС следующими умениями:
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У2. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
У3. Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
У4. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У5. Оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем предметам, выставлять отметки;
У6. Осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным дисциплинам;
У7. Анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
и знаниями:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З3. Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания;
З4. Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
З5. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников;
З6. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
З7. Логику анализа уроков;
З8.Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

МДК «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» изучается на 2, 3, 4 курсах, соответственно с 3 по 8 семестр. По учебному плану выделено 92 часа на проведение практических занятий.
Перечень практических занятий

№ п\п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов

Часть 1.Теоретические и практические основы начального курса математики (32 ч.)

Раздел 1. Элементы математической логики (10 ч.)

Тема 1.1. Математические понятия(2 ч.)
2

1
Формулирование различных видов определений математических понятий, согласно требованиям, предъявляемым к ним.
2

Тема 1.2. Математические предложения (2 ч.)

2
Определение структуры составных высказываний, построение отрицания высказываний различной структуры.
2

Тема 1.3. Множества и операции над ними (6 ч.)

3
Решение задач на задание множеств различными способами.
2

4
Выполнение различных операций над множествами, изображение их кругами Эйлера
2

5
Выполнение построений декартова произведения множеств на координатной плоскости.
2

Раздел 2. Отношения и соответствия (2 ч.)

Тема 2.1. Отношения на множестве
-

Тема 2.2. Соответствия между элементами двух множеств( 2 ч.)

6
Определение отношений и соответствий в предлагаемых упражнениях начального курса математики.
2

Раздел 3. Целые неотрицательные числа (8 ч.)

Тема 3.1. Теоретико - множественный смысл натурального числа, нуля, действий над числами (2 ч.)

7
Рассмотрение теоретико - множественной интерпретации всех свойств и правил арифметических действий.
2

Тема 3.2. Натуральное число как мера величины (2 ч.)

8
Выполнение арифметических действий над натуральными числами, полученными в результате измерения величин и раскрытие их смысла.
2

Тема 3.3. Делимость целых неотрицательных чисел (2 ч.)

9
Применение знаний теоретических положений темы ”Делимость” при выполнении упражнений.
2

Тема 3.4. Расширение понятия числа (2 ч.)

10
Применение знаний теоретических положений темы ’Дроби’’ при выполнении упражнений.
2

Раздел 4. Элементы алгебры. Величины.(12 ч.)

Тема 4.1. Выражения. Уравнения. Неравенства. (4 ч.)

11
Обоснование решения уравнений в начальном курсе математики с позиции теории о равносильности уравнений.
2

12
Обоснование решения неравенств в начальном курсе математики с позиции теории о равносильности неравенств.
2

Тема 4.2. Числовые функции (4 ч.)

13
Использование свойств прямой пропорциональности при решении текстовых задач различными способами.
2

14
Использование свойств обратной пропорциональности при решении текстовых задач различными способами.
2

Тема 4.3. Величины и их измерения ( 4 ч.)

15
Решение задач на величины.
2

16
Измерение площади фигуры при помощи палетки.
2

Часть 2. Методика преподавания математики в начальных классах (60 ч.)

Раздел 1. Методика обучения математике как учебный предмет
-

Тема 1.1. Государственные образовательные стандарты
-

Раздел 2.Урок математики в начальных классах (18 ч.)


Тема 2.1. Образовательные программы начального общего образования по математике (3 ч.)

17
Анализ современных программ по математике, используемых в начальной школе, и выявление специфических особенностей каждой
1

18
Анализ учебников (структура, методический аппарат, иллюстрации, научность и доступность).
2

Тема 2.2. Планирование учебной работы по математике
-

Тема 2.3. Организационные формы обучения математике ( 10 ч.)


19
Написание конспекта внеклассного мероприятия по математике для учащихся 1 класса.
2

20
Написание конспекта внеклассного мероприятия по математике для учащихся 2 класса
2

21
Написание конспекта внеклассного мероприятия по математике для учащихся 3 класса
2

22
Написание конспекта внеклассного мероприятия по математике для учащихся 4 класса
2

23
Подбор занимательного материала по математике для формирования интереса к предмету
2

Тема 2.4. Методы и средства обучения математике (1 ч.)

24
Ознакомление с «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. Математика ».
1

Тема 2.5. Повторение и проверка знаний (4 ч.)

25
Составление вопросов для устного фронтального и индивидуального опроса по теме на выбор.
2

26
Составление обучающих и контролирующих самостоятельных работ.
2

Раздел 3. Методика изучение основных понятий начального курса математики(28 ч.)

Тема 3.1. Натуральные числа и нуль (6 ч.)

27
Разработка фрагментов уроков по темам «Дочисловой период», « Нумерация целых неотрицательных чисел».
2

28
Наблюдение и анализ урока по теме «Нумерация целых неотрицательных чисел».
2

29
Составление списка основных математических понятий, осваиваемых детьми в начальной школе. Составление схемы развития одного из математических понятий.
2

Тема 3.2 Арифметические действия (6 ч.)

30
Наблюдение и анализ урока по теме « Формирование навыков устных вычислений на уроках математики в начальных классах»
2

31
Подбор комплекса упражнений для формирования навыков устных вычислений.
2

32
Составление конспекта урока по теме « Работа учителя по изучению арифметических действий»
2

Тема 3.3. Работа с текстовыми задачами (6 ч.)

33
Наблюдение и анализ урока по теме « Работа над задачей на уроке математики»
2

34
Проведение различных приемов организации деятельности учащихся, нацеленных на формирование умения решать задачи.
2

35
Ознакомление с методами и способами решения нестандартных задач, встречающихся в начальном курсе математики.
2

Тема 3.4. Работа над величинами (4 ч.)

36
Наблюдение и анализ урока по теме « Работа с величинами на уроках математики в начальных классах»
2

37
Подбор системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении величин
2

Тема 3.5. Работа с алгебраическим и геометрическим материалом (6 ч.)

38
Подбор системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении алгебраического материала
2

39
Подбор системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении геометрического материала.
2

40
Подбор системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении долей и дробей.
2

Раздел 4. Практикум по подготовке и проведению уроков математики(14 ч.)

41
Оформление образца календарно-тематического плана по математике на учебную четверть, полугодие, год.
2

42
Моделирование урока математики с учетом разнообразных форм и средств с последующим анализом.
2

43
Моделирование урока математики с учетом разнообразных методов и приемов работы с последующим анализом.
2

44
Проведение фрагментов уроков по темам программ 1 класса студентами с самоанализом и анализом в учебной группе
2

45
Проведение фрагментов уроков по темам программ 2 класса студентами с самоанализом и анализом в учебной группе
2

46
Проведение фрагментов уроков по темам программ 3 класса студентами с самоанализом и анализом в учебной группе
2

47
Проведение фрагментов уроков по темам программ 4 класса студентами с самоанализом и анализом в учебной группе
2


Всего практических занятий
92


Содержание заданий для практических занятий

Часть 1.Теоретические и практические основы начального курса математики
Раздел 1. Элементы математической логики
Тема 1.1. Математические понятия
Практическое занятие № 1
«Формулирование различных видов определений математических понятий, согласно требованиям, предъявляемым к ним»
Цель работы: научиться формулировать определения математических понятий, согласно требованиям, предъявляемым к ним.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика», учебники «Математика» 1, 2, 3, 4 классы автор Моро М.И. и др.
Содержание заданий: выполнить упражнения №1, 4, 5, 6 ,7, 8, 9, 10 с.51.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.
Тема 1.2. Математические предложения
Практическое занятие № 2
«Определение структуры составных высказываний, построение отрицания высказываний различной структуры»
Цель работы: научиться определять структуру составных высказываний и строить отрицания высказываний различных структуры.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)выполните упражнения по теме «Высказывания и высказывательные формы» №1, 2, 7, 8, 9 с.57;
2)выполнить упражнения по теме «Конъюнкция и дизъюнкция высказываний» №3, 4, 5 с.60;
3)выполнить упражнения по теме «Отрицание высказываний» №1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с.76.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.
Тема 1.3. Множества и операции над ними
Практическое занятие № 3
«Решение задач на задание множеств различными способами»
Цель работы: закрепить умения решать задачи на задание множеств различными способами.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)выполните упражнения по теме «Понятие множества и элемента множества» №2, 4, 5, 8, 9, 10 с.8;
2)выполните упражнения по теме «Способы задания множеств» №1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10 с.10.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.
Практическое занятие № 4
«Выполнение различных операций над множествами, изображение их кругами Эйлера»

Цель работы: научиться выполнять различные операции над множествами и изображать их кругами Эйлера.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)выполнить упражнения по теме «Пересечение множеств» №4, 5, 6, 7 с.16;
2)выполните упражнение по теме «Объединение множеств» №4, 5, 6, 7 с.18;
3)выполните упражнения по теме «Свойства пересечения и объединения множеств» №3, 4, 6 с.22;
4)выполните упражнения по теме «Вычитание множеств. Дополнение подмножества» №3, 4, 6 с.25.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-4 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 5-6 ошибок.
Практическое занятие № 5
«Выполнение построений декартова произведения множеств на координатной плоскости»

Цель работы: закрепить умения в построении декартова произведения множеств на координатной плоскости.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий: выполнить упражнения №3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12 с.34
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Раздел 2. Отношения и соответствия
Тема 2.1. Отношения на множестве
Практических занятий не предусмотрено

Тема 2.2. Соответствия между элементами двух множеств
Практическое занятие № 6
«Определение отношений и соответствий в предлагаемых упражнениях начального курса математики»

Цель работы: научиться определять отношения и соответствия в предлагаемых упражнениях начального курса математики.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)выполните упражнения по теме «Понятие соответствия. Способы задания соответствий» №1, 2, 3, 4 с.171;
2)выполните упражнения по теме «Взаимно-однозначные соответствия» №2, 6 с.174;
3)выполните упражнения по теме «Понятие отношения на множестве» №1, 2, 9, 10, 11 с.190
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Практическое занятие № 7
«Рассмотрение теоретико - множественной интерпретации всех свойств и правил арифметических действий»
Цель работы:

Оборудование:

Содержание заданий:
Требования к результатам работы и оформлению:

Критерии оценки:

Тема 3.2. Натуральное число как мера величины
Практическое занятие № 8
«Выполнение арифметических действий над натуральными числами, полученными в результате измерения величин и раскрытие их смысла»
Цель работы: закрепить умения выполнения арифметических действий над натуральными числами, полученными в результате измерения величин и раскрытие их смысла.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)Выполнить упражнения по теме «Понятие положительной скалярной величины и ее измерение» №7, 9, 10, 11 с.282;
2)Выполнить упражнения по теме «Смысл натурального числа, полученного в результате измерения величины. Смысл суммы и разности» № 3, 4, 5 с.286;
3)Выполнить упражнения по теме «Смысл произведения и частного двух натуральных чисел, полученных в результате измерения величин» №1(б), 2(б), 3 с.291.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Тема 3.3. Делимость целых неотрицательных чисел
Практическое занятие № 9
«Применение знаний теоретических положений темы ”Делимость” при выполнении упражнений»
Цель работы: научиться практически применять знания положений темы «Делимость».
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)Выполнить упражнения по теме «Отношение делимости и его свойства» №4, 7, 8 с.324;
2)Выполнить упражнения по теме «Признаки делимости» №1(в,г), 3(в,г), 6(в,г), 7(б,в);
3)Выполнить упражнения по теме «Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель» №2(б,в), 3(б), 5, 6, 9, 10 с.331.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Тема 3.4. Расширение понятия числа
Практическое занятие № 10
«Применение знаний теоретических положений темы ’Дроби’’ при выполнении упражнений»
Цель работы: научиться практически применять знания теоретических положений темы ’Дроби’’.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий: выполнить упражнения №3(б), 5(б,в), 6(б,в) с.341, №4(б,г), 6, 8(в,г), 9, 10 с.346-347.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Раздел 4. Элементы алгебры. Величины.
Тема 4.1. Выражения. Уравнения. Неравенства.
Практическое занятие № 11
«Обоснование решения уравнений в начальном курсе математики с позиции теории о равносильности уравнений»
Цель работы: научиться решать уравнения с позиции теории о равносильности уравнений.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)повторить содержание п.56 с.220 учебника;
2) разобрать и записать в тетрадь решение уравнения с.222;
3) выполнить упражнения №7, 10 с.224.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущена 1 ошибка; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 2 ошибки.
Практическое занятие № 12
«Обоснование решения неравенств в начальном курсе математики с позиции теории о равносильности неравенств»
Цель работы: научиться решать неравенства с позиции теории о равносильности неравенств.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)повторить содержание п.57 с.225 учебника;
2) разобрать и записать в тетрадь решение неравенства с.226;
3) выполнить упражнения №5, 6, 7 с.227.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущена 1 ошибка; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 2 ошибки.

Тема 4.2. Числовые функции
Практическое занятие № 13
«Использование свойств прямой пропорциональности при решении текстовых задач различными способами»
Цель работы: закрепить умения применять свойства прямой пропорциональности при решении текстовых задач различными способами.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)повторить содержание п.44, п.45 с.176 учебника;
2)записать в тетради основное свойство прямой пропорциональности;
3)разобрать и записать в тетрадь решение задачи №1 с.182 двумя способами;
4) выполнить упражнения №3, 4, 9(б), 11(а) с.187.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущено 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Практическое занятие №14
«Использование свойств обратной пропорциональности при решении текстовых задач различными способами»
Цель работы: закрепить умения применять свойства обратной пропорциональности при решении текстовых задач различными способами.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)повторить содержание п.44, п.45 с.176 учебника;
2)записать в тетради основное свойство обратной пропорциональности;
3)разобрать и записать в тетрадь решение задачи №2 с.185 двумя способами;
4) выполнить упражнения №2, 9(а), 11(б, в) с.187.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущено 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Тема 4.3. Величины и их измерения
Практическое занятие №15
«Решение задач на величины»
Цель работы: закрепить умения в решении задач на величины.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика».
Содержание заданий:
1)повторить содержание п.120, п.121, п.122 учебника;
2)выполнить упражнения по теме «Длина отрезка и ее измерение» №4, 5, 6 стр.408;
3)выполнить упражнения по теме «Величина угла и ее измерение» №4, 5, 6 стр.409;
4) выполнить упражнения по теме «Понятие площади фигуры и ее измерение» №4,5 стр.411.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущено 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Практическое занятие № 16
«Измерение площади фигуры при помощи палетки»
Цель работы: научиться измерять площадь геометрических фигур с помощью палетки.
Оборудование: учебник Стойлова Л.П. «Математика», картонные модели геометрических фигур, палетки.
Содержание заданий:
1) изучить п.124 с.414 учебника;
2)записать в тетрадь алгоритм нахождения площади геометрической фигуры с помощью палетки;
2) записать формулу нахождения площади фигуры с помощью палетки;
3)заполнить таблицу:
Таблица


Геометрическая фигура
Вычисление площади фигуры
Результат

1
треугольник



2
четырехугольник



3
пятиугольник



4
овал



5
круг




4) выполнить упражнения №1 и № 2 стр.416.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
Оценка «Хорошо» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущено 1-2 ошибки; Оценка «Удовлетворительно» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

Часть 2. Методика преподавания математики в начальных классах
Раздел 1. Методика обучения математике как учебный предмет

Тема 1.1. Государственные образовательные стандарты
Практические занятия не предусмотрены.

Раздел 2.Урок математики в начальных классах

Тема 2.1. Образовательные программы начального общего образования по математике

Практическое занятие № 17
«Анализ современных программ по математике, используемых в начальной школе, и выявление специфических особенностей каждой»

Цель работы: научиться выявлять специфические особенности современных программ по математике.
Оборудование: комплект учебников «Школа России» авторы М.И.Моро и др., комплект учебников Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой, комплект учебников «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, комплект учебников « Школа 2000» и «Школа 2100» под редакцией Г.В.Дорофеева, комплект учебников по системе Л.В. Занкова, комплект учебников по системе Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова; компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к интернету.
Содержание заданий:
1)Ознакомиться с содержанием комплектов учебников «Школа России» авторы М.И.Моро и др., комплектов учебников Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой, комплектов учебников «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, комплектов учебников « Школа 2000» и «Школа 2100» под редакцией Г.В.Дорофеева, комплектов учебников по системе Л.В. Занкова, комплектов учебников по системе Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова.
2) используя содержание комплектов учебников и интернет выявить специфические особенности каждой программы.
3) результаты анализа записать в тетрадь для практических работ.
Требования к результатам работы и оформлению: практическая работа оформляется в тетради для практических работ.
Критерии оценки: практическое занятие не оценивается.

Практическое занятие № 18
«Анализ учебников (структура, методический аппарат, иллюстрации, научность и доступность)»

Цель работы: научиться анализировать учебники по математике для начальной школы.
Оборудование: комплект учебников «Школа России» авторы М.И.Моро и др., комплект учебников Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой, комплект учебников «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, комплект учебников « Школа 2000» и «Школа 2100» под редакцией Г.В.Дорофеева, комплект учебников по системе Л.В. Занкова, комплект учебников по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова; компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к интернету.
Содержание заданий:
1)проанализировать содержание комплектов учебников «Школа России» авторы М.И.Моро и др., комплектов учебников Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой, комплектов учебников «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, комплектов учебников « Школа 2000» и «Школа 2100» под редакцией Г.В.Дорофеева, комплектов учебников по системе Л.В. Занкова, комплектов учебников по системе Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова по плану:
структура,
методический аппарат,
иллюстрации,
научность и доступность.
2)результаты анализа записать в тетрадь для практических работ.
Требования к р
·езультатам работы и оформлению: практическая работа оформляется в тетради для практических работ.
Критерии оценки: практическое занятие не оценивается.

Тема 2.2. Планирование учебной работы по математике
Практические занятия не предусмотрены.
Тема 2.3. Организационные формы обучения математике

Практическое занятие № 19
«Написание конспекта внеклассного мероприятия по математике для учащихся 1 класса»

Цель работы: научиться, используя методическую литературу и интернет, правильно составлять конспект внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса.
Оборудование: компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к интернету; методическая литература из основной и дополнительной литературы.
Содержание заданий:
1)Ознакомиться с содержанием конспекта внеклассного мероприятия по математике для 1 класса ( приложение 1).
2) Написать конспект внеклассного мероприятия по математике для 1 класса по плану:
- тема,
- форма проведения,
- цель,
- задачи,
- оборудование,
- подготовительная работа,
- ход мероприятия,
- заключительная часть.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - конспект написан правильно, в соответствии с планом и образцом;
Оценка «Хорошо» - конспект написан правильно, в соответствии с планом и образцом, но в этапах плана есть 1-2 ошибки;
Оценка «Удовлетворительно» - конспект написан правильно, в соответствии с планом и образцом, но допущено 3-4 ошибки.

Практическое занятие № 20
«Написание конспекта внеклассного мероприятия по математике для учащихся 2 класса»

Цель работы: научиться, используя методическую литературу и интернет, правильно составлять конспект внеклассного мероприятия для учащихся 2 класса.
Оборудование: компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к интернету; методическая литература из основной и дополнительной литературы.
Содержание заданий:
2) Написать конспект внеклассного мероприятия по математике для 2 класса по плану:
- тема,
- форма проведения,
- цель,
- задачи,
- оборудование,
- подготовительная работа,
- ход мероприятия,
- заключительная часть.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - конспект написан правильно, в соответствии с планом;
Оценка «Хорошо» - конспект написан правильно, в соответствии с планом, но в этапах плана есть 1-2 ошибки;
Оценка «Удовлетворительно» - конспект написан правильно, в соответствии с планом, но допущено 3-4 ошибки.

Практическое занятие № 21
«Написание конспекта внеклассного мероприятия по математике для учащихся 3 класса»
Цель работы: научиться, используя методическую литературу и интернет, правильно составлять конспект внеклассного мероприятия для учащихся 3 класса.
Оборудование: компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к интернету; методическая литература из основной и дополнительной литературы.
Содержание заданий:
2) Написать конспект внеклассного мероприятия по математике для 3 класса по плану:
- тема,
- форма проведения,
- цель,
- задачи,
- оборудование,
- подготовительная работа,
- ход мероприятия,
- заключительная часть.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - конспект написан правильно, в соответствии с планом;
Оценка «Хорошо» - конспект написан правильно, в соответствии с планом, но в этапах плана есть 1-2 ошибки;
Оценка «Удовлетворительно» - конспект написан правильно, в соответствии с планом, но допущено 3-4 ошибки.

Практическое занятие № 22
«Написание конспекта внеклассного мероприятия по математике для учащихся 4 класса»
Цель работы: научиться, используя методическую литературу и интернет, правильно составлять конспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса.
Оборудование: компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к интернету; методическая литература из основной и дополнительной литературы.
Содержание заданий:
2) Написать конспект внеклассного мероприятия по математике для 4 класса по плану:
- тема,
- форма проведения,
- цель,
- задачи,
- оборудование,
- подготовительная работа,
- ход мероприятия,
- заключительная часть.
Требования к результатам работы и оформлению: работа выполняется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - конспект написан правильно, в соответствии с планом;
Оценка «Хорошо» - конспект написан правильно, в соответствии с планом, но в этапах плана есть 1-2 ошибки;
Оценка «Удовлетворительно» - конспект написан правильно, в соответствии с планом, но допущено 3-4 ошибки.
Практическое занятие № 23
«Подбор занимательного материала по математике для формирования интереса к предмету»

Цель работы: научиться, используя методическую литературу и интернет, подбирать занимательный материал по математике для формирования интереса к предмету.
Оборудование: компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к интернету; методическая литература из основной и дополнительной литературы.
Содержание заданий:
1)найти, используя методическую литературу и интернет, занимательный материал по математике:
Математический кроссворд (1)
Математический ребус (1)
Загадки на математическую тему (3)
Поговорки с математическими терминами (3)
Стихотворение с математическими терминами (1)
Названия сказок с математическими терминами (3)
Исторические сведения о великом математике (1).
2)результаты поиска записать в тетрадь для практических работ.
Требования к результатам работы и оформлению: практическая работа оформляется в тетради для практических работ.
Критерии оценки: практическое занятие не оценивается.

Тема 2.4. Методы и средства обучения математике

Практическое занятие № 24
«Ознакомление с «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. Математика»

Цель работы: ознакомиться с «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. Математика».
Оборудование: компьютер с установленной операционной системой Windows, подключение к интернету.
Содержание заданий:
1) ознакомиться с «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. Математика».
2) распечатанные «Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. Математика» поместить в тетрадь для практических работ.
Требования к результатам работы и оформлению: практическая работа оформляется в тетради для практических работ.
Критерии оценки: практическое занятие не оценивается.

Тема 2.5. Повторение и проверка знаний
Практическое занятие № 25
«Составление вопросов для устного фронтального и индивидуального опроса по теме на выбор»

Цель работы: проверить умение составлять вопросы для устного фронтального и индивидуального опроса.
Оборудование: комплект учебников по программе «Школа России» автор М.И.Моро и др.
Содержание заданий:
1)выбрать любую тему по математике,
2)составить вопросы с ответами для устного фронтального опроса по теме,
3)составить вопросы с ответами для устного индивидуального опроса по теме.
Требования к результатам работы и оформлению: практическая работа оформляется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - содержание всех вопросов соответствуют выбранной теме и их объем рационален. Ответы на вопросы написаны правильно;
Оценка «Хорошо» - в содержании или объеме вопросов есть 1-2 ошибки;
Оценка «Удовлетворительно» - в содержании или объеме вопросов есть 3-4 ошибки.

Практическое занятие № 26
«Составление обучающих и контролирующих самостоятельных работ»

Цель работы: проверить умение составлять обучающие и контролирующие самостоятельные работы.
Оборудование: комплект учебников по программе «Школа России» автор М.И.Моро и др., методическая литература из основной и дополнительной литературы.
Содержание заданий:
1)выбрать любую тему по математике,
2)составить задания (7- 8) с решениями и ответами для обучающей самостоятельной работе по выбранной теме,
3)составить задания (7-8) с решениями и ответами для контролирующей самостоятельной работе по теме.
Требования к результатам работы и оформлению: практическая работа оформляется в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - содержание всех заданий соответствуют выбранной теме и их объем соответствует требованиям. В решении и ответах нет ошибок;
Оценка «Хорошо» - в содержании или объеме заданий есть 1-2 ошибки, в ответах 1-2 ошибки;
Оценка «Удовлетворительно» - в содержании или объеме заданий есть 3-4 ошибки, в ответах 1-3 ошибки.

Раздел 3. Методика изучение основных понятий начального курса математики
Тема 3.1. Натуральные числа и нуль
Практическое занятие № 27
«Разработка фрагментов уроков по темам «Дочисловой период», « Нумерация целых неотрицательных чисел»»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:
Практическое занятие № 28
«Наблюдение и анализ урока по теме «Нумерация целых неотрицательных чисел»»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:

Практическое занятие № 29
«Составление списка основных математических понятий, осваиваемых детьми в начальной школе. Составление схемы развития одного из математических понятий»

Цель работы:

Оборудование:

Содержание заданий:
Тема 3.2 Арифметические действия

Практическое занятие № 30
«Наблюдение и анализ урока по теме « Формирование навыков устных вычислений на уроках математики в начальных классах»»

Цель работы:

Оборудование:
Содержание заданий:

Практическое занятие № 31
«Подбор комплекса упражнений для формирования навыков устных вычислений»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:
Практическое занятие № 32
«Составление конспекта урока по теме « Работа учителя по изучению арифметических действий»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:

Тема 3.3. Работа с текстовыми задачами

Практическое занятие № 33
«Наблюдение и анализ урока по теме « Работа над задачей на уроке математики»»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:

Практическое занятие № 34
«Проведение различных приемов организации деятельности учащихся, нацеленных на формирование умения решать задачи»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:
Практическое занятие № 35
«Ознакомление с методами и способами решения нестандартных задач, встречающихся в начальном курсе математики»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:

Тема 3.4. Работа над величинами
Практическое занятие № 36
«Наблюдение и анализ урока по теме « Работа с величинами на уроках математики в начальных классах»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:
Практическое занятие № 37
«Подбор системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении величин»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:

Тема 3.5. Работа с алгебраическим и геометрическим материалом
Практическое занятие № 38
«Подбор системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении алгебраического материала»
Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:
Практическое занятие № 39
«Подбор системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении геометрического материала»
Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:
Практическое занятие № 40
«Подбор системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении долей и дробей»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:

Раздел 4. Практикум по подготовке и проведению уроков математики

При выполнении практических занятий раздела 4. формируются следующие умения
У1. Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У2. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
У3. Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
У4. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У5. Оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем предметам, выставлять отметки;
У6. Осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным дисциплинам;
У7. Анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
У8. Уметь работать на компьютере;
и знания:
З1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
З2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З3. Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания;
З4. Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
З5. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
З6. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
З7. Логику анализа уроков;
З8.Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

Перед выполнением практических занятий 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47 студенты должны пройти теоретическую подготовку по следующим дидактическим единицам: требования образовательного стандарта начального общего образования, примерные программы начального общего образования, программы и учебно-методические комплекты для начальной школы, цели и задачи урока, планирование урока математики, средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках, самоанализ и самоконтроль при проведении уроков, проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Практическое занятие №41
«Оформление образца календарно-тематического плана по математике на учебную четверть, полугодие, год»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:

Практическое занятие № 42
«Моделирование урока математики с учетом разнообразных форм и средств с последующим анализом»

Цель работы:
Оборудование:

Содержание заданий:

Практическое занятие № 43
«Моделирование урока математики с учетом разнообразных методов и приемов работы с последующим анализом»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:
Практическое занятие № 44
«Проведение фрагментов уроков по темам программ 1 класса студентами с самоанализом и анализом в учебной группе»

Цель работы:
Оборудование:
Содержание заданий:
Практическое занятие № 45
«Проведение фрагментов уроков по темам программ 2 класса студентами с самоанализом и анализом в учебной группе»

Цель работы:

Оборудование:

Содержание заданий:

Практическое занятие № 46
«Проведение фрагментов уроков по темам программ 3 класса студентами с самоанализом и анализом в учебной группе»

Цель работы:
Оборудование:

Содержание заданий:

Практическое занятие № 47
«Проведение фрагментов уроков по темам программ 4 класса студентами с самоанализом и анализом в учебной группе»

Цель работы:
Оборудование:

Содержание заданий:


Список рекомендуемой литературы:
Основные источники:
1. Дадаян А.А. Математика для педагогических училищ: учебник/ А.А Дадаян.– М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2009. – 512 с.
2. Дадаян А.А. Сборник задач по математике / А.А. Дадаян. – М.: ИНФРА – М: ФОРУМ, 2008. - 352 с.
3. Калиниченко А.В., Шикова Р.Н., Леонович Е.Н.Методика преподавания начального курса математики: учебное пособие, Издательский центр «Академия»,2013.-208 с.
4.Стойлова Л.П. «Математика»:учебник для студентов выс.пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр «Академия»,2009.

Дополнительные источники:
Артёмов, А.К.  Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. / А.К. Артемов, Н.Б. Истомина. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 224 с.
Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев. – М.: Академия, 2003. – 428 с.
Дружинина, А. Учимся играя. Сопоставление, логика, счет, внимание, воображение. Обучающие игры для начальных классов / А. Дружинина. - Оникс, 2003. - 98 с.
Данилов, И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников / И.В. Данилов. - М.: УЦ «Перспектива», 2001. 64 с.
Ермолаева, В.Г.Тренажер по математике для начальной школы. Таблица умножения / В.Г. Ермолаева. – М.:  Ювента, 2006. - 36 с.
Истомина, Н.А. Методика обучения математики в начальных классах: учебное пособие / Н.А. Истомина – Ассоциация XXI век, 2005. – 272 с.
Комплексные тесты. Математика. 3-й класс / под ред. Н.А Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2010. - 30 с.
Узорова, О.В. 3000 примеров по математике (Внетабличное умножение и деление). 3-4 класс / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 18 с.
Узорова, О.В. 2000 задач и примеров по математике для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.:АСТ, Астрель, 2006. - 128 с.
Интернет-источники:
Всем, кто учится. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Дата обращения: 11.04.2011г.
Ресурс с учебниками и методикой. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дата обращения: 11.04.2011г.
Портал бесплатных книг. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Дата обращения: 11.04.2011г.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Дата обращения: 11.04.2011г.
Лучшие книги и журналы интернета. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Дата обращения: 11.04.2011г.
Мир книг. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Дата обращения: 11.04.2011г.
Электронная библиотека. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Дата обращения: 11.04.2011г.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Дата обращения: 11.04.2011г.



















Приложения







Внеклассное занятие по математике в 1 классе
 
Проводится мероприятие в виде игры.
Цель: привлечь внимание детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей, математической логики.
Это интересно:
Задачи:
формировать творческие способности обучающихся,
глубже понять роль математики в жизни;
развивать логическое мышление, внимание, смекалку;
воспитывать коллективизм и товарищество, культуру чувств (справедливости, долга, чести, ответственности).
 
Оборудование:
карточки с названиями команд;
карточки с математическими ребусами;
рисунки из геометрических фигур;
 
 
 
                                             Ход мероприятия:
Учитель.
Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Математики. Для проведения игры-соревнования вам потребуется смекалка, находчивость и быстрота.
Класс делится на 3 команды, каждая из которой вытягивает названия: «Смекалистые», «Думающие», «Считающие». За каждый правильный ответ команда получает жетон. Победителем будет та команда, которая набрала наибольшее количество жетонов. Итак, начинаем.
 
 
1 конкурс « Математическая разминка»
 
 
«Смекалистые»
1)    У Саши 2 пары варежек. Сколько у него варежек на левую руку?
2)      В слове кот 3 буквы. Придумай слово, в котором букв будет на 1 больше.
3)      У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?
 
 
 
 
 «Думающие»
1)    В семье 4 детей: сестер столько же, сколько и братьев. Сколько сестер в семье?
2)    У жука 3 пары ног. Сколько ног у жука?
3)    У Славы 3 кубика, а у Миши 2 кубика. На столе коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики?
 
«Считающие»
1)    Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько ведер воды взяли из бочки?
2)    На розовом кусте 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали розами. Сколько бутонов осталось нераскрытыми?
3)    Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок?
 
Подводятся итоги 1конкурса.
 
2 конкурс «Ребус от Меловичка»(на доске)
Вызываются 3 участника (по одному из каждой команды по одному)
Задание: соединить точки в нужном порядке и получить изображение какого-то предмета.
 
3 конкурс «Загадки Карандаша»
Этот конкурс проводится для всей команды.
Задание: определить, из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?
 
4 конкурс «Разгадайка»
Каждая команда вытягивает по 5  карточек с ребусами и  разгадывает их

ла 100 чки
ласточки
во 100 к
восток
3 буна
трибуна

пат 3 от
патриот
р 1 а
родина
5 ница
пятница

и 100 к
исток
7 я
семья
те 100
тесто

по 2 л
подвал
100 лб
столб
ли 100 к
листок

100 лица
столица
ак 3 са
актриса
100 п
стоп

с 3 ж
стриж
про 100 р
простор
40 а
сорока

100 рона
сторона
во 7
восемь
пи 100 лет
пистолет

ко 100 чки
косточки
ви 3 на
витрина
3 тон
тритон

100 л
стол
по 100 вой
постовой
сви 100 к
свисток

дми 3 й
дмитрий
рас 100 яние
расстояние
и 100 рия
история

 
 
 
5 конкурс «Сложи фигуру».
Каждая команда получает по 8 одинаковых треугольников и изображение лисы и зайца, которое нужно сложить.
6 конкурс «Развлекательные задачки»
Командам предлагаются развлекательные задачки. Команда, ответившая раньше других, получает жетон.
В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).
В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5.В задаче не сказано, что их вывернули).
У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (2).
Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)
На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книжек она прочитает? ( Ни одной – собаки не умеют читать).
На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5 – 4 полных и 1 пустой).
 
7 конкурс «Шифрограмма»
Вот и подходит к концу наше математическое соревнование. Осталось последнее задание – расшифровать слова. Подумайте, как найти ключ к шифру. Кто быстрее прочтет шифрограмму, тот побеждает.
16
9
5
11
3
8
1
7
2
12
15
4
10
13
6
14

!
м
т
л
б
ы
р
в
е
о
ы
я
о
д
а
ц

 
 
















Внеклассное занятие по математике : «Думай, считай, отгадывай!» с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
Обучающие:
Закрепить устные вычисления в пределах 10.
Повторить задачи
Повторить геометрический материал.
Отработать умение решать логические задачи.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.
Воспитывающие:

Учить детей работать в группе, воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование.
Полоски с примерами.
Задания на карточках.
Изображение лабиринта. (Произвольный)
Сундучки с буквами.
Жетоны.
Мышка.
Компьютер.
Проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
Очень строгая наука,
Очень нужная наука-
Это математика!
Слайд 2
Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Мы отправляемся в путешествие с мышонком. Кто догадается, почему именно с мышонком мы отправляемся в путешествие?
Дети: Наверное, потому что этот год – год Мыши.
Вы видите на карту лабиринта и Мышку.
Нам необходимо добраться до сундуков и узнать, какую вещь, необходимую Мышке, спрятал волшебник. За выполненные задания вы будете получать жетоны. Они помогут вам в конце пути узнать тайну сундуков. Чем больше жетонов наберется, тем команда успешнее справится с последним заданием. А теперь - в путь.
Сначала мы разделимся на команды. Для этого каждый ученик вынет из шапки Мышки пример, решит его, ответ будет соответствовать номеру команды.
6-3-2=1 7-4-1=2 8-3-2=3 9-3-2=4
(примеры записаны на полосках бумаги)
В результате получилось 4 команды.

2. Разминка. Слайд 3
Прежде, чем отправляться в лабиринт, необходимо проверить, умеете ли вы действовать коллективно. Я каждой команде читаю загадку. Ответ дает один ученик, которого вы выберете во время обсуждения отгадки.
Слайд 4
1. На 4 ногах стою, Ходить же вовсе не могу. На мне ты любишь отдыхать, Когда устанешь ты гулять.
Кровать.

Слайд 5
2. 2 брюшка, 4 ушка. Что это такое?
Подушка.

Слайд 6
3. 5 чуланов, а вход один.
Перчатка.

Слайд 7
4. Кто в году 4 раза переодевается?
Земля.

Слайд 8
3.Мышка вошла в лабиринт. На её пути сказочный лес и первый сундучок.
Слайд 9





Чтобы достать букву из сундука, надо вставить пропущенные числа на веточках.
(Дети называют числа, которые пропущены и за правильные ответы получают жетоны). Первая буква извлечена из сундучка.
Слайд 10
4. Двигаемся вместе с мышкой по лабиринту. Снова у мышки на пути сундучок. Чтобы открыть его надо решить несколько логических задач. За каждую правильно решенную задачу команда получает жетон, а из сундука достаём букву.
(Команды получают задачи для каждого ученика и самостоятельно распределяют их между собой.) Надо решить свою задачу и проверить, как решили задачи другие члены команды. Содержание задач:
Слайд 11
1. Ранец Андрея помещается в ранце Игоря, а ранец Игоря легко можно спрятать в ранце Ивана. Чей портфель самый большой?
Слайд 12
2. В Китае живёт больше людей , чем в Индии, а в Индии больше, чем в России. В какой из этих стран самая большая численность населения?
Слайд 13
3. На полдник дети ели груши. Машина груша тяжелее, чем Сашина, А Сашина груша легче груши Игоря. Какая груша – самая тяжёлая и какая самая лёгкая?
Слайд 14
4.Китай занимает больше места на Земле, чем Индия, но меньше, чем Россия. Какая страна самая большая? Китай занимает больше места на Земле, чем Индия, но меньше, чем Россия. Какая страна самая большая? (Задание на слайде).
За правильно решённые задачи команды получают жетоны в свою копилку.
Мышонок забирает букву.
Слайд 15
Идя по лабиринту, мышонок увидел странные фигуры.
Слайд 16
Сценка «Треугольник и квадрат».
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему:
«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
Но Квадрат ответил:
«Брат! Я же старший, я – квадрат».
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемелстоял без слов
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Чтобы открыть сундучок необходимо сосчитать количество треугольников.
Слайд 17
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
.За правильный ответ команда получает жетон, а мышонок букву.
Слайд 18
Продолжаем наше путешествие по лабиринту вместе мышонком.
Чтобы открыть следующий сундучок и достать букву, надо разгадать кроссворд. (На слайдах).
Слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25.
1.То, что в задаче нам известно
2.Без этой записи не может быть ответа
3.Математический знак действия
4.Знак действия
5. Решив задачу, мы ответим на её
6. Что учимся решать на уроках математики?
7. Что мы пишем после решения задачи?















( 1-условие, 2-решение, 3-плюс, 4-минус, 5-вопрос, 6-задачи, 7-ответ)
Кто быстрее и правильнее ответит, получает жетон. Мышонок – букву.
Слайд 26
Мышонок дальше двигается по лабиринту к сундучку за буквой.
Чтобы открыть этот сундучок поиграем в игру «Третий - лишний».
Слайд 27
Квадрат, круг, треугольник.
Слайд 28
Ручка, карандаш, отрезок.
Слайд 29
Понедельник, сентябрь, октябрь.
Слайд 30
Волк, собака, лиса.
За правильные ответы команда получает жетоны. Мышонок букву.
Слайд 31
8. Остался последний сундучок.
Чтобы открыть этот сундучок надо решить цепочку примеров. (На слайде).
Чья команда решит быстро и правильно получает жетон.
Слайд 32
+ - + + -
5 3 2 1 3 4

Каждая команда меняет заработанные жетоны на буквы, из расчета 1 жетон - 1 буква. При этом называют, какую по счету букву хотели бы получить, если не хватает жетонов на все буквы. Из полученных букв составляется слово. Было спрятано слово –

Слайд 33
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Итак, спрятанное слово – это слово знания. Знания, которые необходимы
Мышке, но не только ей. А кому?
Дети: Нам!
Конечно, правильно, молодцы!
Вас с детства учат считать. С детства вы получаете знания.

Слайд 34
Песня о математике.
Нас с детства учили по пальцам считать,
Нас с детства учили задачки решать,
И мы математике все научились,
И мы никогда, никогда не ленились.
Мы поём сейчас для вас – это раз,
Этой песенки слова – это два.
От зари и до зари – это три.
На природе и в квартире
Раз, и два, и три, четыре
И не трудно сосчитать
Раз, два, три, четыре, пять!
Что понравилось в сегодняшнем путешествии, что запомнилось?
(Ответы детей).

Выберите самого активного ученика в команде. Эти ученики получают медальки : «Самый умный!»

Слайд 35 На память о сегодняшнем путешествии вы все получаете медальки с изображением Мышонка – символом этого года. Желаю вам успехов в изучении математики!